Развитие успешности ребенка в школе
«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»
Актуальность данной темы в современных условиях развития образования не вызывает сомнений. Современное общество нуждается в активных, инициативных, самостоятельных людях. При этом ощущение успешности – одно из ведущих условий формирования таких важных для человека качеств, как уверенность в своих силах, высокая самооценка, достоинство, нравственная устойчивость. Ощущение успешности важно для каждого человека, а для ребенка и подростка особенно, т.к. оно во многом определяет его отношение к себе и к миру, и свое положение в нем.То, насколько подросток будет ощущать себя успешным человеком, во многом зависит от школы, от позиции учителя и самого школьника в образовательном процессе. Мы считаем, что каждый подросток должен научиться проявлять себя в школе как можно в больших видах деятельности (спорте, творчестве, труде), самоутвердиться как в собственных глазах, так и в глазах окружающих его людей.
Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили изучить тему развития успешности ученика в образовательном процессе современной школы. Задачи, поставленные нами в начале работы, вы можете увидеть на слайде.
Данное исследование состояло из нескольких этапов. На первом, теоретическом, мы ознакомились с различными определениями термина «успех» и «успешность». Согласно словарям Ушакова и Большого толкового словаря русского языка под ред. С. А. Кузнецова, успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. С социально-психологической точки зрения, его можно рассматривать как оптимальный баланс между ожиданиями других людей, личности и эффективности ее деятельности.
В начале исследования мы предположили, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнительного) образования. По данным современных исследований дополнительного образования, важные для ребёнка факторы социальной адаптации, психолого-педагогической поддержки, продуктивной организации свободного времени, «ситуации успеха» и многого другогов полной мере предоставляет система неформального (дополнительного) образования детей.
Чтобы практически доказать выше сказанное, мы провели эмпирическое исследование, а именно опрос среди 6-7 классов школы №334 Невского района г.Санкт-Петербурга. Предлагаемая школьникам анкета состояла из 7 вопросов.
Как оказалось, многие из ребят понимают под словом «успех» состояние, «когда тебя все получается», «когда тебя хвалят», «отличие во всем», «достижение цели», «достижение чего-то, важного лично для тебя». В то же время многие подростки связывают это с хорошей успеваемостью в школе. Для кого-то успех оказался связан и с таким ёмким понятием, как «счастье» или «хорошая дружба» — согласитесь, ответ, который не может нас сегодня не радовать! Анализ ответов подростков на этот вопрос показывает, что для современных школьников успех вовсе не ограничивается хорошей успеваемостью. Напротив, он связан скорее с личными достижениями, с ощущением собственной значимости.
К сожалению, каждый третий учащийся признался в том, что не считает себя успешным человеком. И здесь особый интерес представляют ответы ребят на вопрос «когда ты себя чувствуешь неуверенным». При том, что понятие успех для подростков наполнено разными смыслами (не только учебная успешность), среди причин, вызывающих ощущение неуспешности и неуверенности многие шестиклассники отметили вариант «когда у меня плохие оценки» (46% из общего числа опрошенных). Объяснить это можно тем, что учеба занимает большую часть времени подростка, влияет на его самооценку и самосознание. Это подчёркивает тот факт, что часто школьные неудачи отражаются на личных качествах подростка – чувстве уверенности, вере в свои способности и т.д.
Следующий результат помог разобраться в том, влияет ли неформальное образование на успешность школьников. Обработав результаты, мы выяснили, что те дети, которые ранее ответили, что не считают себя успешными (треть опрошенных), не посещают дополнительные занятия (кружки, секции, музыкальную/художественную школу и т.д.). Изучения же учебных предметов оказывается недостаточно для формированияполноценного опыта решения коммуникативных, организационных, нравственных и даже познавательных проблем. В итоге школьники не приобретают опыта решения личностно значимых, жизненных проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса, в различных ситуациях реальной жизни.
Поинтересовавшись у подростков, что привлекает их в дополнительных занятиях, мы подтвердили свою гипотезу. Неформальное образование имеет все условия для создания атмосферы самоопределения подростков, их самореализации («нравится участвовать в конкурсах, выступать», «хочу стать спортсменом», «занимаюсь любимым делом», «развиваю свои способности»), создаёт пространство для коммуникации («общаюсь там с друзьями», «нахожу новых друзей», «хожу из-за людей, которые посещают кружок вместе со мной» — 16%), помогает приобретению способности в решении задач, возникающих в реальной жизни («чтобы узнавать новое, чему-то учиться», «развиваю интеллект»). Также в представлении подростков неформальное образование помогает развить индивидуальные, присущие только им способности и больше — подчеркнуть собственную уникальность, о чем свидетельствует ответ «хочу быть с изюминкой».
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Успех сегодня – успешность на всю жизнь. успешный ученик- это успешный, интересный человек.
Чтобы достичь успеха, необходимо ставить реальные цели и достигать их, активно включаться в творческую деятельность, развивать способности к успешному взаимодействию с другими людьми, учиться получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности. Все эти условия для развития разносторонне развитой личности ребёнка сегодня и может предложить нам в полной мере неформальное (дополнительное образование). И нам, педагогам, независимо от того, в какой системе образования мы работаем, необходимо помнить, что ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Именно воспитывая в детях эти качества, мы будем воспитывать успешных людей!
,
Источник
«Успех идет от неудачи к неудаче без потери энтузиазма» — вот лучший эпиграф, который мы смогли подобрать к нашей статье. Из поколения в поколение родители неустанно ищут волшебную методику воспитания, которая сделает их детей успешными и счастливыми. Во всем мире системы Бенджамина Спока, Марии Монтессори, Антона Семеновича Макаренко, Рудольфа Штайнера и Глена Домана пользуются невероятной популярностью, несмотря на то, что их авторов нет в живых.
Вопрос «Как достичь счастья?» остается открытым благодаря тому, что мир постоянно меняется. Пятьдесят лет назад считалось престижным долгие годы работать на одном месте, в то время как сейчас подобная перспектива чаще всего ассоциируется с застреванием и вызывает сочувствие. Новая эпоха рождает новые потребности и мечты, людей с иными взглядами и ценностями. Выходят из моды профессии, теряет актуальность школьная программа, вертикальному карьерному росту мы все чаще предпочитаем горизонтальный. Каково быть родителем в XXI веке? Что из себя представляет успех в современном мире? Насколько важна успеваемость? К чему готовить детей? Сегодня мы расскажем о том, как избежать повторения чужих ошибок и зарядить ребенка на будущие достижения.
Что такое успех?
В наше время принято считать, что успех – это материальная обеспеченность. Однако, всем хорошо известно, что и богатые плачут, что благополучная жизнь — это не только финансовый достаток.
К сожалению, отечественных эмпирических исследований ощущения счастья в детском возрасте крайне недостаточно, чаще в литературе можно встретить личное мнение педагогов и родителей по этой проблеме. Изучением осведомленности детей о счастье впервые задалась кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ Зырянова Н.М. в рамках проекта по изучению образа мира у современных дошкольников, когда исследовалось в том числе и ощущение счастья у детей 6 лет. Было выявлено, что для счастья детям необходимы любовь и внимание родителей, интересная, насыщенная жизнь, отсутствие наказаний, наличие нужных вещей и игрушек и т.д. Вопрос «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ. Большинство отвечало, что «Счастье – это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Немалое количество детей связало понимание счастья с семьей: «Счастье – это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье – это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье – это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье…».
На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети говорили, что для того, чтобы быть счастливым надо поехать в Париж или пойти в музей.
Изучение здоровых, успешных, самоактуализирующихся, счастливых людей началось только во второй половине XX века под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов. Общим для большинства работ является представление об успехе как субъективном ощущении: счастья, благополучия, удовлетворенности жизни и т.д.
Школа как социальный институт формирует у ребенка способность размышлять, анализировать и принимать взвешенные решения, содействует освоению самого сложного – самоорганизации, которая предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение планов, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Успешный ученик — тот, который реализовал свой потенциал.
Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились и имели высокие показатели по всем предметам. Советы, приведенные ниже, помогут вам создать благоприятные для ребенка условия обучения и помочь ему достичь высоких результатов, однако, важно помнить, что оценки — не самый важный показатель. Успех в обучении не зависит исключительно от уровня IQ, существует множество внешних и внутренних факторов, которые могут влиять на отметки, достижения и мотивацию.
1. Будьте союзником в желаниях ребенка
Доктор психологических наук Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих работах пишет о том, что ребенок любого возраста мечтает о том, чтобы его принимали. Потребности в принятии и любви — это одни из базисных потребностей и детей, и взрослых. Кроме согласия с тем, какой ребенок есть, принятие также предполагает удовлетворение потребности в свободе самореализации ребенка и в его самостоятельности. Не направляйте его на те цели, которые считаете важными сами. Увлечение может казаться вам не достойным внимания, меж тем ребенок будет находить в нем что-то важное для себя и своего развития. Нужно постоянное прислушивание и выслушивание, поддержка в начинаниях.
Если вы хотите, чтобы ребенок чем-то занялся, увлекайте его своим примером. Если новая деятельность поначалу для него неинтересна и нейтральна, то начните с энтузиазмом, со вкусом, с эмоциональной позитивной окраской делать это вместе с ним. Ребенок привыкнет, вы постепенно уйдете из этого дела, а он продолжит. Помните, однако, что передачу нужно сделать очень деликатно, не бросать его сразу.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
2. Поощряйте достижения и не ругайте за ошибки
Ребенок должен поверить в свои силы с вашей помощью, почувствовать уверенность в том, что ему многое по плечу.
Не так давно исследователи медицинского факультета Стэнфордского университета провели эксперимент, в рамках которого изучили 240 детей в возрасте от семи до десяти лет, и обнаружили, что позитивный настрой влияет на нейрокогнитивные механизмы, способствуя улучшению успеваемости. В частности, анализ выявил, что позитивное отношение улучшает функции гиппокампа, области мозга, ответственной за память.
То, как сам ребенок оценивает свои способности, насколько он верит в то, что он сможет решить задачу, влияет на то, сможет ли он в действительности преодолеть эту трудность.
3. Создавайте условия для возникновения самостоятельности
Психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская рассказывала об эксперименте, в ходе которого мам с детьми пригласили в кабинет психолога, где было много игр, игрушек и других любопытных вещиц. Экспериментатор-врач встречал их новостью о том, что ему необходимо срочно отлучиться на некоторое время. Перед уходом он давал разрешение брать любые предметы, которые находятся в комнате.
Психологи наблюдали за реакцией мамы и ребенка через секретное зеркало. После этих наблюдений психологи с помощью специальных методик измеряли познавательную активность у детей. Оказалось, самой низкой она оказалась у детей, родители которых полностью брали на себя инициативу и начинали руководить познавательным процессом — «Посмотри, какая полезная и интересная развивающая игра! Делай так и так».
Подобную ошибку совершают многие родители, помогая детям делать домашние задания и зачастую предотвращая возникновение ошибок. Если ребенка постоянно страховать, он не научится делать что-либо самостоятельно.
Поначалу, когда вы движетесь в русле формирования самостоятельности, показатели успеваемости будут ниже. Очевидной станет несамостоятельность единственных в семье детей, с которыми нужно быть особенно внимательными. Есть хронически рассеянные дети, которым необходимо помогать чуть больше. Но помните, что ответственность за домашнее задание — это ответственность ребенка. Помочь в организации процесса обучения могут, например, домашние обязанности с их ежедневной ответственностью. Полить цветы, покормить домашних животных, вынести мусор – то, что необходимо делать регулярно – приучает ребенка к самодисциплине.
4. Обучайте детей социальным навыкам
Исследователи из Государственного университета Пенсильвании и Университета Дюка изучали более 700 детей начиная с дошкольного возраста вплоть до достижения ими 25 лет. В результате обнаружилась взаимосвязь между социальными навыками, которые дети приобрели в детском саду, и успехом, достигнутым ими через два десятилетия. Двадцатилетнее исследование показывает, что социально компетентные дети, которые добровольно сотрудничают с окружающими, помогают, понимают их чувства и решают проблемы самостоятельно, скорее получат к 25 годам рабочее место и высшее образование, чем их асоциальные сверстники.
Налаживайте контакт с ребенком в виде бесед и разговоров. На собственном примере учите ребенка общаться: выражать свои чувства, уважать собеседника. Развивайте его речь, учите грамотно строить предложения и формулировать мысль с помощью наводящих вопросов. Давайте ему возможность обсудить, высказаться и подумать вместе с вами о тех ситуациях, которые произошли за день. Узнавайте подробности и новости, интересуйтесь и проводите с ребенком больше времени. Роль родителей – организовать пространство для общения своего ребенка с другими людьми: посещать места, где есть дети его возраста, приглашать друзей ребенка в гости, поощрять знакомства. И самое главное – не общаться вместо сына или дочки, не отвечать самим на заданные ребенку вопросы.
5. Учите ребенка ориентироваться в потоке информации, проверять ее и структурировать
Один из наиболее важных навыков в современном мире — навык быстрой обработки больших массивов информации. Знать, где посмотреть и как грамотно законспектировать- это первый шаг на пути к успеху.
Однако, не менее важным в наши дни оказывается навык расшифровки уже структурированных данных. Последние исследования, проведенные в рамках программы PISA (Programme for International Student Assessment) говорят о том, что по всему миру у большинства школьников на данный момент наблюдаются проблемы с анализом информации и чтением таблиц.
Если минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения, то функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней.
Способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века, поэтому крайне необходимо объяснять ребенку, как применять новые знания на практике.
Успех и успешность не идентичны. Успех – достижение цели, а успешность – качество, способность достигать успеха. Успех – это прежде всего достижение собственных целей и удовлетворенность от жизни, а не соответствие ожиданиям.
Сегодня существует множество тренингов и мастер-классов на тему «Как стать успешным», однако стратегия успеха развивается еще в детстве. Детство – самый благоприятный период для формирования умений, необходимых для успешности и задача родителя – направить ребенка, научить ставить цели и достигать их.
Источник
Есть много факторов, влияющих на успех. Важно их учитывать.
«Успех идет от неудачи к неудаче без потери энтузиазма» — вот лучший эпиграф, который мы смогли подобрать к нашей статье. Из поколения в поколение родители неустанно ищут волшебную методику воспитания, которая сделает их детей успешными и счастливыми. Во всем мире системы Бенджамина Спока, Марии Монтессори, Антона Семеновича Макаренко, Рудольфа Штайнера и Глена Домана пользуются невероятной популярностью, несмотря на то, что их авторов нет в живых.
Вопрос «Как достичь счастья?» остается открытым благодаря тому, что мир постоянно меняется. Пятьдесят лет назад считалось престижным долгие годы работать на одном месте, в то время как сейчас подобная перспектива чаще всего ассоциируется с застреванием и вызывает сочувствие. Новая эпоха рождает новые потребности и мечты, людей с иными взглядами и ценностями. Выходят из моды профессии, теряет актуальность школьная программа, вертикальному карьерному росту мы все чаще предпочитаем горизонтальный. Каково быть родителем в XXI веке? Что из себя представляет успех в современном мире? Насколько важна успеваемость? К чему готовить детей? Сегодня мы расскажем о том, как избежать повторения чужих ошибок и зарядить ребенка на будущие достижения.
Что такое успех?
В наше время принято считать, что успех – это материальная обеспеченность. Однако, всем хорошо известно, что и богатые плачут, что благополучная жизнь — это не только финансовый достаток.
К сожалению, отечественных эмпирических исследований ощущения счастья в детском возрасте крайне недостаточно, чаще в литературе можно встретить личное мнение педагогов и родителей по этой проблеме. Изучением осведомленности детей о счастье впервые задалась кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ Зырянова Н.М. в рамках проекта по изучению образа мира у современных дошкольников, когда исследовалось в том числе и ощущение счастья у детей 6 лет. Было выявлено, что для счастья детям необходимы любовь и внимание родителей, интересная, насыщенная жизнь, отсутствие наказаний, наличие нужных вещей и игрушек и т.д. Вопрос «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ. Большинство отвечало, что «Счастье – это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Немалое количество детей связало понимание счастья с семьей: «Счастье – это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье – это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье – это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье…».
На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети говорили, что для того, чтобы быть счастливым надо поехать в Париж или пойти в музей.
Изучение здоровых, успешных, самоактуализирующихся, счастливых людей началось только во второй половине XX века под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов. Общим для большинства работ является представление об успехе как субъективном ощущении: счастья, благополучия, удовлетворенности жизни и т.д.
Школа как социальный институт формирует у ребенка способность размышлять, анализировать и принимать взвешенные решения, содействует освоению самого сложного – самоорганизации, которая предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение планов, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Успешный ученик — тот, который реализовал свой потенциал.
Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились и имели высокие показатели по всем предметам. Советы, приведенные ниже, помогут вам создать благоприятные для ребенка условия обучения и помочь ему достичь высоких результатов, однако, важно помнить, что оценки — не самый важный показатель. Успех в обучении не зависит исключительно от уровня IQ, существует множество внешних и внутренних факторов, которые могут влиять на отметки, достижения и мотивацию.
1. Будьте союзником в желаниях ребенка
Доктор психологических наук Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих работах пишет о том, что ребенок любого возраста мечтает о том, чтобы его принимали. Потребности в принятии и любви — это одни из базисных потребностей и детей, и взрослых. Кроме согласия с тем, какой ребенок есть, принятие также предполагает удовлетворение потребности в свободе самореализации ребенка и в его самостоятельности. Не направляйте его на те цели, которые считаете важными сами. Увлечение может казаться вам не достойным внимания, меж тем ребенок будет находить в нем что-то важное для себя и своего развития. Нужно постоянное прислушивание и выслушивание, поддержка в начинаниях.
Если вы хотите, чтобы ребенок чем-то занялся, увлекайте его своим примером. Если новая деятельность поначалу для него неинтересна и нейтральна, то начните с энтузиазмом, со вкусом, с эмоциональной позитивной окраской делать это вместе с ним. Ребенок привыкнет, вы постепенно уйдете из этого дела, а он продолжит. Помните, однако, что передачу нужно сделать очень деликатно, не бросать его сразу.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
2. Поощряйте достижения и не ругайте за ошибки
Ребенок должен поверить в свои силы с вашей помощью, почувствовать уверенность в том, что ему многое по плечу.
Не так давно исследователи медицинского факультета Стэнфордского университета провели эксперимент, в рамках которого изучили 240 детей в возрасте от семи до десяти лет, и обнаружили, что позитивный настрой влияет на нейрокогнитивные механизмы, способствуя улучшению успеваемости. В частности, анализ выявил, что позитивное отношение улучшает функции гиппокампа, области мозга, ответственной за память.
То, как сам ребенок оценивает свои способности, насколько он верит в то, что он сможет решить задачу, влияет на то, сможет ли он в действительности преодолеть эту трудность.
3. Создавайте условия для возникновения самостоятельности
Психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская рассказывала об эксперименте, в ходе которого мам с детьми пригласили в кабинет психолога, где было много игр, игрушек и других любопытных вещиц. Экспериментатор-врач встречал их новостью о том, что ему необходимо срочно отлучиться на некоторое время. Перед уходом он давал разрешение брать любые предметы, которые находятся в комнате.
Психологи наблюдали за реакцией мамы и ребенка через секретное зеркало. После этих наблюдений психологи с помощью специальных методик измеряли познавательную активность у детей. Оказалось, самой низкой она оказалась у детей, родители которых полностью брали на себя инициативу и начинали руководить познавательным процессом — «Посмотри, какая полезная и интересная развивающая игра! Делай так и так».
Подобную ошибку совершают многие родители, помогая детям делать домашние задания и зачастую предотвращая возникновение ошибок. Если ребенка постоянно страховать, он не научится делать что-либо самостоятельно.
Поначалу, когда вы движетесь в русле формирования самостоятельности, показатели успеваемости будут ниже. Очевидной станет несамостоятельность единственных в семье детей, с которыми нужно быть особенно внимательными. Есть хронически рассеянные дети, которым необходимо помогать чуть больше. Но помните, что ответственность за домашнее задание — это ответственность ребенка. Помочь в организации процесса обучения могут, например, домашние обязанности с их ежедневной ответственностью. Полить цветы, покормить домашних животных, вынести мусор – то, что необходимо делать регулярно – приучает ребенка к самодисциплине.
4. Обучайте детей социальным навыкам
Исследователи из Государственного университета Пенсильвании и Университета Дюка изучали более 700 детей начиная с дошкольного возраста вплоть до достижения ими 25 лет. В результате обнаружилась взаимосвязь между социальными навыками, которые дети приобрели в детском саду, и успехом, достигнутым ими через два десятилетия. Двадцатилетнее исследование показывает, что социально компетентные дети, которые добровольно сотрудничают с окружающими, помогают, понимают их чувства и решают проблемы самостоятельно, скорее получат к 25 годам рабочее место и высшее образование, чем их асоциальные сверстники.
Налаживайте контакт с ребенком в виде бесед и разговоров. На собственном примере учите ребенка общаться: выражать свои чувства, уважать собеседника. Развивайте его речь, учите грамотно строить предложения и формулировать мысль с помощью наводящих вопросов. Давайте ему возможность обсудить, высказаться и подумать вместе с вами о тех ситуациях, которые произошли за день. Узнавайте подробности и новости, интересуйтесь и проводите с ребенком больше времени. Роль родителей – организовать пространство для общения своего ребенка с другими людьми: посещать места, где есть дети его возраста, приглашать друзей ребенка в гости, поощрять знакомства. И самое главное – не общаться вместо сына или дочки, не отвечать самим на заданные ребенку вопросы.
5. Учите ребенка ориентироваться в потоке информации, проверять ее и структурировать
Один из наиболее важных навыков в современном мире — навык быстрой обработки больших массивов информации. Знать, где посмотреть и как грамотно законспектировать- это первый шаг на пути к успеху.
Однако, не менее важным в наши дни оказывается навык расшифровки уже структурированных данных. Последние исследования, проведенные в рамках программы PISA (Programme for International Student Assessment) говорят о том, что по всему миру у большинства школьников на данный момент наблюдаются проблемы с анализом информации и чтением таблиц.
Если минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения, то функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней.
Способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века, поэтому крайне необходимо объяснять ребенку, как применять новые знания на практике.
Успех и успешность не идентичны. Успех – достижение цели, а успешность – качество, способность достигать успеха. Успех – это прежде всего достижение собственных целей и удовлетворенность от жизни, а не соответствие ожиданиям.
Сегодня существует множество тренингов и мастер-классов на тему «Как стать успешным», однако стратегия успеха развивается еще в детстве. Детство – самый благоприятный период для формирования умений, необходимых для успешности и задача родителя – направить ребенка, научить ставить цели и достигать их.
Источник