Развитие усидчивости у ребенка в школе

Развитие усидчивости у ребенка в школе thumbnail

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

РостВысота стула
85 – 100 см.22 см.
100 – 115 см.28 см.
115 -129 см.32 см.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

Читайте также:  Развитие ребенка в витебске

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

Источник

Все чаще родители сталкиваются с таким явлением, как жалобы от воспитателей или от учителей о том, что малыш растет непоседливым. Его сложно удержать на одном месте продолжительное время. Естественно, что это сказывается на усвоении материала и успеваемости в целом. Что же предпринять родителям? Как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет? Об этом расскажем подробнее в этой статье.

Требования от педагогов и воспитателей вполне уместны, так как если ребенок не может долго находиться на одном месте, то он создает проблемы не только самому себе, но и окружающим его детям, срывает занятия, а значит раздражает учителей. Естественно, что они будут жаловаться родителям и требовать от них сделать все возможное, чтобы ребенок стал усидчивым и более спокойным. Давайте попробуем разобраться, что является причиной такого поведения.

Фото: pixabay.com

В чем заключается проблема

Столкнувшись с подобной проблемой, не стоит паниковать, так как главная причина заключается в созревании человеческого мозга. Кроме того, особенности детского мозга таковы, что усваивая в течение дня самую разную информацию, требуются действия класса увидеть-потрогать. Он может отвлекаться на различные сигналы, такие как:

  • незнакомые и знакомые звуки;
  • привлекательные визуальные образы;
  • привлекают его внимание и действия других людей, как сверстников, так и взрослых.

Уже доказано, что к 7 годам не у всех детей произошло полное созревание мозга, а потому они при получении большого объема сложной информации быстро устают и отвлекаются. А умение большинства детей впитывать в себя информацию как губка и вовсе нужно учитывать, изучая методики, чтобы понять, как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет.

Ребенок в возрасте от 6 до 8 лет еще может ощущать себя маленьким, воспринимать учебу как игру. Именно отсюда и практически полное отсутствие усидчивости и внимания. У многих из тех, кто пошел в школу, эти навыки постепенно появляются, так как они осознают важность происходящего, но есть и такие дети, для которых школа является продолжением садика и вот тут с ними придется позаниматься дополнительно. Ведь постоянные замечания со стороны учителя могут выработать у них чувство неуверенности в своих способностях, что впоследствии может стать серьезной преградой для дальнейшего успешного развития личности.

Как можно помочь мозгу развиваться

Фото: pixabay.com

Развитие мозга, как и его созревание – процесс индивидуальный. Однако можно постараться ускорить этот процесс. Для этого нужно знать, при каких условиях происходит развитие мозга. Сюда входит:

  • ощущение безопасности – если ребенок спокоен, то мозг открыт для получения новой информации и, соответственно, развивается. Однако если малыш постоянно находится в состоянии ожидания неприятностей, испытывает страх или стресс, то в этом случае мозг активирует особый режим, который можно охарактеризовать тремя словами: «бей», «беги», «замри». Естественно, что в этом случае ни о каком развитии речь идти не может;
  • сильная привязанность – если в семье существуют доверительные отношения, ребенок растет, ощущая себя нужным и любимым, то он будет успешно развиваться;
  • помогает мозгу получать больше информации и общение. Детям очень полезно, если с ними разговаривать, так они узнают новые слова и определения. Однако тут, как и во всем другом, нужно знать меру и понимать, что следует делать паузы;
  • возможность игры. В играх идет познание мира, развивается воображение, он учится думать и размышлять, получает навыки взаимодействия в обществе.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве ефименко

Все эти факторы способствуют развитию различных навыков, которые помогут детям в будущем и могут стать основой для успешной учебы и ускорят созревание мозга.

Как можно развивать усидчивость и внимательность самостоятельно?

Профессиональные психологи рекомендуют начинать заниматься с малышом с самого раннего детства. Причем делать это нужно только в игровой форме, так как это оптимальный вариант для всестороннего развития и выработки внимания и усидчивости.

Самыми первыми развивающими игрушками должны стать простые и доступные всем пирамидки, которые нужно собирать по цветам и форме. При этом в игре нужно четко называть как цвет, так и размер детали. Помогает сбор пазлов от самых простых, постепенно усложняющихся. Конечно же, в доме должно царить доверие и спокойствие.

Если возникают сомнения в отношении ребенка, то стоит посетить невролога, который при помощи специальных тестов может определить степень развития малыша. Кроме того, очень важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Соблюдайте режим дня, так как именно он является основой всего. Составьте расписание, которое будет включать в себя время, отведенное на сон, прием пищи и прогулку. Причем такой график нужно составить, когда ребенок начнет учиться ползать и придерживаться его в дальнейшем. В результате, высыпающийся школьник более спокоен и усидчив, его внимание не рассеивается на уроках, и он готов принимать и усваивать новые знания. Большое значение имеет не только сон, но и правильное питание, прогулки на свежем воздухе, активные игры. На сон специалисты рекомендуют отводить не менее восьми – десяти часов в течение суток. Причем за два часа перед сном убирайте все гаджеты и не позволяйте играть на компьютере, не включайте телевизор. Лучше всего совершить небольшую прогулку на свежем воздухе. Питание должно быть гармоничным и включать в себя завтрак, обед, ужин. Правда для соблюдения режима дня, родителям придется взять волю в кулак и перестроить свой жизненный цикл, подстроиться под своего ребенка, только в этом случае можно добиться успеха.
  • Приучите ребенка, что у него есть не только права, но и обязанности. Привлекайте малыша к себе в помощь, когда занимаетесь домашними делами, такими как уборка помещения, мытье посуды, готовка пищи или стирка. Все это является великолепным тренажёром, позволяющим повысить внимание у детей разного возраста. Начиная с двухлетнего возраста, малыш способен подметать пол и протирать пыль. Можно приучить его аккуратно складывать снятую одежду, участвовать в развешивании постиранного белья и многим другим полезным действиям. Уникальность такого метода позволяет улучшить его сосредоточенность и внимательность. А участие в семейных делах позволит почувствовать себя нужным и улучшит усидчивость.
  • Используйте игровой процесс, как способ тренировки внимания и усидчивости. Это естественный процесс, который сопровождает малыша на протяжении практически всей его жизни. Вы не только можете использовать игрушки, но и задействовать свою фантазию для организации ролевых игр. Через игровые сюжеты малыш сможет справляться со стрессовыми переживаниями, познавать мир и отдыхать. Пусть в вашей коллекции будут настольные игры и занятия с карточками, которые потребуют наличия сосредоточенности и навыков для соблюдения правил.
  • Изучайте с ребенком различные практики осознанности. Психологами были разработаны специальные техники, позволяющие быстро снимать такие неприятные ощущения, как беспокойство, напряжение, страх. Более подробно о техниках моно прочесть в книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины», где подробно описано, что и как нужно делать. Да и самостоятельно можно научить малыша, что нужно делать, когда он начинает чего-то бояться или испытывает огорчение, как научиться чувствовать свое тело. Эти же практики будут полезны и взрослым.
  • Не забывайте о физической активности. Она помогает развивать не только тело, но и усидчивость, так как дает возможность выплеснуть накопленную энергию во время подвижных игр и физических упражнений, а значит у него потом больше будет возможности некоторое время посидеть спокойно.
  • Занимайтесь творчеством, развивая способности создавать. Увлечение рисованием дает вам некоторое время на занятия своими делами, в то время как ребенок будет занят и при этом развивать усидчивость и спокойствие.

Все это даст вам возможность не чувствовать себя неуютно на собраниях, когда учитель выговаривает за отсутствие у дошкольника или школьника таких важных для обучающего процесса качествах, как усидчивость и внимание. А вот как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет, мы рассмотрели в этой статье.

Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/kak-nauchit-rebenka-usidchivosti-i-vnimatelnosti-v-7-let/

Источник

Как развить усидчивость у ребенка?

Малыши активно познают мир и постоянно двигаются, поэтому в раннем возрасте им трудно усидеть на одном месте и надолго сконцентрировать свое внимание на определенном действии. Но к 7-летнему возрасту ребенку важно научиться заканчивать начатые дела и некоторое время уделять внимание конкретным предметам, процессам или явлениям. Если ребенок слишком активен и невнимателен, то на этапе подготовки к школе родители начинают переживать о его будущем обучении. Паниковать не следует, ведь существуют упражнения для развития усидчивости.

Читайте также:  Эльконин развитие общения ребенка со взрослым

Основные правила

Прежде чем узнать, как научить малыша концентрации внимания и какие упражнения делать для развития усидчивости, важно определить его темперамент и скорость реакций.

Если ребенок меланхолик, он способен дольше оставаться на одном месте и выполнять монотонные действия.

Если же у малыша темперамент холерика, развивать внимательность нужно немного иначе.

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Не менее важным критерием является и возрастной период, в котором начинаются занятия. Известно, что дети становятся более усидчивыми и внимательными по мере становления их нервной системы. В 2-3-летнем возрасте кроха может всецело уделять внимание чему-то одному максимум 15 минут.

Продолжительность концентрации внимания в 3-4 года уже немного повышается и составляет до 25 минут, в 4-5 лет – до 30 минут, а в 5-6 лет – до 40 минут. Это важно учитывать, оценивая своего ребенка и организовывая его обучение. Кроме того, интересы в разном возрасте отличаются. Если выбранное занятие будет неподходящим по возрасту, малыш заскучает и непременно захочет прекратить его.

Еще один важный момент – если вы заметили, что малышу тяжело заниматься чем-то одним длительное время, он часто бросает начатые дела, постоянно отвлекается и переключается на что-то другое, стоит показать ребенка психологу или неврологу.

Такое поведение бывает одним из признаков СДВГ, поскольку у гиперактивного ребенка зачастую имеются проблемы с вниманием и усидчивостью.

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Чего делать нельзя?

Если вы стремитесь выработать усидчивость и приучить ребенка не бросать работу на половине пути, старайтесь избегать недовольства и конфликтов. Если у малыша что-то не будет получаться, он захочет бросить занятие и переключиться на что-то другое. Не ругайте за такое желание, а помогите вернуться к прерванному делу, возобновив к нему интерес.

Не критикуйте, а лучше покажите, какие существуют варианты решения. Объясните ребенку, что ошибки – это абсолютно нормально, и каждый человек во время обучения допускает их.

Если вы видите, что ребенок уже устал и вернуться к занятию ему сложно, отложите начатое дело на определенный период, но договоритесь, что позже вы обязательно все закончите.

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Как тренировать усидчивость?

Существует немало заданий и занятий, способных привить ребенку усидчивость. К ним относят такие.

  • Раскрашивание рисунков. Многим детям очень нравится рисовать – это занятие может увлечь их на долгое время. Если же ребенок не питает страсти к краскам и карандашам, можно подобрать альтернативу среди других вариантов творчества, например, заняться лепкой, созданием аппликаций, украшений и других поделок своими руками. Это не только приучит к усидчивости, но и будет развивать мелкую моторику.
  • Совместное приготовление пищи. Во время такой деятельности малыш узнает, как создаются привычные блюда, выучит их компоненты, попробует свои силы в нарезании, смешивании, лепке теста и так далее. Неплохой идеей будет приготовить что-то, что вы обычно покупаете, например, варенье, хлеб или пасту. Пока блюдо готовится, ребенок также может заняться сортировкой круп.
  • Чтение сказок. Выбирайте для малыша интересные истории, которые смогут надолго его увлечь. Читайте вместе, рассматривайте иллюстрации и обсуждайте прочитанное. Это положительно скажется на развитии мышления, фантазии, внимания и памяти.
  • Собирание пазлов, конструктора, мозаики. Для создания красивой картинки или оригинального здания ребенок потратит немало времени. Подобрав и рассмотрев нужные детали, он будет соединять элементы, что заставит его надолго зафиксировать свое внимание на интересной задаче, но результат непременно порадует.
  • Занятия с бумажными пособиями. Например, чтобы развить у ребенка навык концентрации внимания, предложите крохе две картинки с отличиями. Поначалу отыскать несоответствия будет непросто – может потребоваться помощь родителей, но со временем малыш заинтересуется. Тут главное – давать задание, которое будет соответствовать возрасту. Пособия, рассчитанные на младшего школьника (от 7-8 до 10-11 лет), будут слишком сложными для детей 5-6 лет и неинтересными, если ребенок уже подросток.
  • Игры со счетными палочками. Их можно использовать не только для порядкового счета, но и для составления геометрических фигур или разнообразных предметов, сравнивать их между собой и так далее. Такие игры стимулируют память, мелкую моторику и внимание, а также отлично развивают логическое мышление. Такие же положительные эффекты можно получить, предложив ребенку поиграть в «Танграм», с блоками Дьенеша и подобным дидактическим материалом. Все эти занятия, если они достаточно интересны малышу, могут занять его внимание на длительное время.

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Советы психологов

Специалисты акцентируют внимание на том, что на формирование личности ребенка во многом влияет личный пример родителей, поэтому если вы хотите, чтобы ребенок правильно организовывал свой день и доводил начатое до конца, вы тоже должны это делать. Такая тактика действует и для ребенка дошкольного возраста, и для подростка.

Еще один важный совет – чтобы поддержать своего ребенка, родителям следует быть спокойными и терпеливыми. Психологи отмечают, что дети, которых торопят, критикуют и ругают, намного хуже усваивают знания.

Если вы действительно хотите получить хорошие результаты и порадоваться успехам своего малыша, запаситесь терпением и будьте последовательны.

Кроме того, организовывая занятия для неусидчивого ребенка, постарайтесь создать условия, в которых малыш не станет отвлекаться. Выключите компьютер и телевизор, найдите удобное место, в котором не будет лишних предметов, способных заинтересовать кроху. И непременно хвалите в конце работы, ведь это будет дополнительной мотивацией.

Развитие усидчивости у ребенка в школе

Источник