Развитие ушей у ребенка плод

Развитие ушей у ребенка плод thumbnail

Формирование органа слуха является одним из самых сложных процессов органообразования у человека. В дифференциации тканей висцерального скелета на 4-й неделе внутриутробной жизни появляется зачаток внутреннего уха, а в последующем, к 7-й неделе, и элементы среднего уха.

Внутреннее ухо развивается на основе образования утолщения эктодермальной пластинки («плакода») с дальнейшим ее погружением в мезодерму и образованием слухового пузырька, заполненного эндолимфой. Из верхнемедиального отдела пузырька последовательно отшнуровываются эндолимфатический ход и элементы лабиринта. Нижние части пузырька дают начало формированию улитки.

Постепенно возникают чувствительные рецепторы и первоначально единственный ganglion acusticum распадается на два нервных образования ganglion vestibulare и ganglion cochleare. Окостенение лабирипта в целом, которое происходит к 5-му месяцу внутриутробной жизни, процесс сложный и постепенный. Если отделы внутреннего уха, составляющие собственно лабиринт, проходят период превращения хряща в кость через спонгиозную стадию, то окостенение улитки происходит без предварительного перехода в хрящ.

Таким образом, к 7—8-му месяцу эмбриональной жизни возникает компактная кость лабиринтной капсулы. К этому сроку сама височная кость состоит из трех частей — пирамиды, барабанного кольца и чешуи. К концу 7-го месяца начинает развиваться сосцевидная часть височной кости. В дальнейшем происходит окончательное формирование, которое закапчивается в течение первого года жизни [Калина В. О., Kmita В.].

Процесс развития внутреннего уха человека неразрывно связан с образованием другого, не менее важного по значению для функции слуха разделом анализатора, — формированием среднего уха. В конце 1-го месяца внутриутробной жизни из дорсального углубления первого внутреннего эктодермального кармана образуются барабапная полость и слуховая труба, которые носят в этот период общее наименование — recesses tube — tympanicus.

эмбриогенез органа слуха

Их дифференцировка происходит только па 8-й педеле. Это пространство в утробной жизни не заполняется воздухом, а содержит миксоидную ткань, которая окутывает слуховые косточки. Согласпо данным исследований Bast и Anson, функциональные элементы среднего уха образуются из различных отделов первой и второй жаберных дуг. Так, тело наковальпи и головка молоточка развиваются из первой жаберной дуги, а длиппый отросток наковальни, рукоятка молоточка и ножки стремечка образуются из мезенхимы второй жаберной дуги. Отдельно на 6-й неделе идет формирование основания стремечка из капсулы лабиринта.

Окостенение слуховых косточек, как правило, начинается в конце 3-го месяца внутриутробной жизни и заканчивается к моменту рождения ребенка. До этого периода все стенки барабанной полости и слуховые косточки состоят из хрящевой ткани. Постепенный процесс окостенения стенок барабанной полости заканчивается только к 7-му месяцу внутриутробной жизни. Параллельно этому из мезенхимной ткани, выполняющей барабанную полость, происходит формирование мышц и связок барабанной полости, которые достигают своего полного развития к 8-му месяцу эмбриональной жизни [Demanez J. P.].

He менее сложным является процесс пневматизации височной кости, начало которой отмечается с момента образования recessus tubo-tympanicus. Антральная полость формируется па 21-й неделе утробной жизни плода. У новорожденных antrum выполнен миксоидной ткапыо, которая вскоре после рождения рассасывается, образуя воздухоносную полость. Постепеппо путем сложных превращений различных по строепию тканей происходит возникновение новых воздухоносных полостей уже на первом году ЖИЗНИ ребенка. Основной этап развития сосцевидного отростка с его ппевматизациой завершается у большинства детей к 3—5 годам жизни [Выренков Ю. Е.].

Известно, что наружное ухо формируется из элементов, окружающих первую жаберную щель. Образование cavi-tas conchae и окружающих ее шести бугорков относится ко 2-му месяцу утробной жизни. Эпителиальная трубка, являющаяся продолжением cavum conchac, образует в дальнейшем наружный слуховой проход. Одновременно появляется и барабапная перепонка, которая возникает из ментальной пластинки первичного слухового прохода. К моменту рождения ребенка костный отдел слухового прохода еще отсутствует и окончательное его формирование происходит в течение последующих 1— 1,5 лет [Кручинский Г. В.].

Таким образом, эмбриональное развитие органа слуха является сложным и продолжительным процессом, в котором участвуют разнообразные по строению и происхождению ткани. Длительность периода формирования наружного, среднего и внутреннего уха, сложность превращения тканей на различпых этапах создают множество условий для нарушений развития органа слуха, разнообразных по характеру и тяжести.

Оглавление темы «Операции на органе слуха»:

  1. Антибиотикотерапия и перевязки после операции на ухе. Повторные операции при тугоухости
  2. Отдаленные результаты операций на ухе. Оценка эффективности лечения тугоухости
  3. Реанкилозы стремени после операции. Снижение риска анкилозирования слуховых косточек после операции
  4. Аудиометрия после операции на стремени. Разборчивость речи после слухоулучшающей операции
  5. Хирургическая реабилитация слуха. Детская отохирургия
  6. Эмбриогенез органа слуха. Развитие и формирование уха у плода
  7. Врожденные пороки органа слуха. Нарушения эмбрионального развития уха
  8. Тератогенное влияние лекарств на ухо. Мутации уха
  9. Особенности органа уха у детей. Анатомия и физиология детского уха
  10. Сосцевидный отросток у новорожденных. Пневматизация сосцевидного отростка
Читайте также:  Что такое нарушения речевого развития ребенка

Источник

Развитие внутреннего уха плода. Формирование слухового мешочка эмбриона

Первые закладки внутреннего уха распознаются уже в начале четвертой недели в виде утолщенной площадки наружной эктодермы (слуховая плакода), расположенной дорсальнее первой наружной жаберной борозды, сразу же возле нее. Эта утолщенная эпителиальная площадка углубляется, превращаясь в слуховую ямку, а затем впячивается по направлению к утолщенной боковой стенке заднего мозгового пузыря.

Слуховая ямка продолжает углубляться; наконец, из нее образуется замкнутый слуховой мешочек — пузырь, который сначала связан с поверхностной эктодермой, а со временем от нее полностью отделяется, располагаясь затем между задним мозговым пузырем (приблизительно на уровне пятой невромеры) и наружной эктодермой в мезенхимной основе. Между тем на латеральной стенке заднего мозгового пузыря возникает утолщение, являющееся закладкой для слухолицевого узла (ganglion acusticofaciale). К закладке этого узла слуховой мешочек, имеющий эллипсовидную форму, прилегает своей медиальной стенкой.

То место на слуховом мешочке, из которого первоначально исходит спайка, соединяющая слуховой мешочек с поверхностной эктодермой, перемещается на медиальную стенку, где из него в дорсальном направлении начинает расти полый отросток, называемый эндолимфатическим протоком.

Между тем слуховой мешочек как целое увеличивается и удлиняется в дорсо-вентральном направлении. Его вентральная часть является более широкой и образует закладку для улиткового протока (ductus cochlearis), средняя часть со временем превращается в эллиптический мешочек (utriculus) и в сферический мешочек (sacculus), а в дорсальном отделе уже на пятой неделе проявляются первые признаки формирования полукружных канальцев.

внутреннее ухо

Из латеральной стенки слухового мешочка начинают расти два сумчатых расширения. Дорсально расположенное расширение дает начало возникновению верхнего и заднего полукружного каналов, из латерального расширения, лежащего почти что горизонтально, возникает боковой полукружный канал (canalis semicircularis lateralis).

Стены этого выступа слухового мешочка в центральных отделах соединяются в эпителиальную мембрану, в то время как периферические полукружные части остаются расширенными, а их полость на обоих концах всегда сообщается с полостью слухового мешочка.

Центральная эпителиальная мембрана в течение шестой недели подвергается обратному развитию, благодаря чему все три полукружных канальца обособляются, превращаясь в полукружные трубочки, на которых возникают соответствующие расширения (ампулы — ampullae). Верхний и задний полукружные каналы открываются в средней части слухового мешочка посредством общего ствола (общей ножки— crus commune).

Между тем остаток слухового мешочка в средней области дифференцируется на сферический и эллиптический мешочки. Эллиптический мешочек возникает из его дорсального отдела, и в него затем открываются все три полукружных канальца. Вентральная часть мешочка в результате сужения отделяется от эллиптического мешочка и становится закладкой для мешочка сферического.

Глубокий желобок, который с латеральной стороны отделяет эллиптический мешочек от мешочка сферического и направляется к месту отхождения эндолимфатического мешка (saccus endolymphaticus), сужает сообщение между этими двумя мешочками. У взрослого человека эти обе части отделены одна от другой, но между ними сохраняется сообщение в виде узких нанальцев, которые их одновременно связывают также и с эндолимфатическим мешком. Эти канальцы представляют собой, собственно, рогаткообразное разделение основного отдела эндолимфатического протока, называемого протоком из эллиптического в сферический мешочек (ductus utriculosaccularis).

— Также рекомендуем «Развитие улитки уха. Формирование кортиева (спирального) органа уха эмбриона»

Оглавление темы «Развитие глаза и уха эмбриона»:

1. Носовые раковины плода. Развитие глаза эмбриона

2. Формирование глазного яблока. Закладка глазного яблока эмбриона

3. Дифференцирование глазного бокала. Развитие хрусталика и сетчатки

4. Формирование глазного нерва. Этапы формирования хрусталика

5. Питание хрусталика. Развитие стекловидного тела глаза

6. Формирование сосудистой оболочки глаза. Формирование век у эмбриона

7. Формирование слезного аппарата глаза. Развитие уха эмбриона

8. Развитие внутреннего уха плода. Формирование слухового мешочка эмбриона

9. Развитие улитки уха. Формирование кортиева (спирального) органа уха эмбриона

10. Развитие лабиринта внутреннего уха. Развитие среднего уха эмбриона

Источник

Когда ребенок начинает слышать в утробе матери?

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Читайте также:  О развитии речи ребенка сообщение для родителей

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.

Развитие ушей у ребенка плод

До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.

Развитие ушей у ребенка плод

Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны.

Развитие ушей у ребенка плод

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Голос мамы уже имеет для крохи особое значение, поскольку его вибрации отличаются от голосов других людей.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Развитие ушей у ребенка плод

Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Развитие ушей у ребенка плод

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Развитие ушей у ребенка плод

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Читайте также:  Влияние спорта на развитие ребенка

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.

Развитие ушей у ребенка плод

Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.

Развитие ушей у ребенка плод

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.

О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Источник

Развитие и формирование уха. Формирование лабиринта

Раньше всего у зародыша появляется внутреннее ухо, затем среднее и наружное ухо. В развитии внутреннего уха (лабиринта) прежде всего возникает вестибулярный, а затем кохлеарный аппарат. Указанные особенности развития уха человека являются отражением в онтогенезе филогенеза. Следует также подчеркнуть в сравнительно-анатомическом аспекте, что более дифференцированный кохлеарный аппарат появляется у животных, стоящих па более высокой ступени развития.

Внутреннее ухо человека развивается к 4-й неделе внутриутробной жизни из утолщенной пластинки эктодермы—плакоды, с обеих сторон заднего мозгового пузыря.

Вскоре плакода быстро углубляется, края ямки срастаются и образуется замкнутый слуховой пузырек (отоцпст), отделяющийся от эктодермы сдоем мезенхимы. К 5-й неделе эмбриональной жизни из верхнемедиального отдела слухового пузырька, выполненного эндолимфой, вырастает слепо заканчивающийся ductus endolymphaticus, а затем из верхнего же отдела пузырька развиваются три перепончатых полукружных канала и utriculus.

Суженное место между верхним и нижним отделами слухового пузырька превращается в ductus utriculo-saccularis. В нижнем отделе пузырька, соответствующего sacculus, на 5-й неделе зародышевой жизни появляется выпячивание (lagena), из которого формируется специальный ход улитки. Часть эпителиальных клеток, выстилающих стенки слухового пузырька, в связи с врастанием периферических отростков нервных клеток из располагающеюся кпереди лабиринта gangl. acusticum превращается в чувствительные клетки.

лабиринт уха

В эпителии верхнего отдела пузырька возникают чувствительные рецепторы ампул (гребешки) и utriculus, в эпителии нижнего отдела пузырька—чувствительные рецепторы sacculus и улиткового хода (коргиев орган). Посредством резорбции мезенхимы непосредственно вокруг перепончатого лабиринта к 5-му месяцу эмбриональной жизни образуются перилимфатические пространства. Вокруг перепончатого лабиринта к концу 5-го месяца в мезодерме разви вается хрящевая масса (ушная капсула), позднее окостеневающая.

Taк возникает костный лабиринт, повторяющий форму перепончатого. К рож пению внутреннее ухо сформировано. В основпом процессы роста лабиринта заканчиваются на первом году жизни, после чего лабиринт остается почти неизменным в размерах. Из ушной капсулы развиваются каменистая и сосцевидная части височной кости. Часть массы, остающаяся хрящевой, становится хрящевым отделом слуховой трубы. Несколько позднее развиваются os squamosum височной кости, из которой образуются чешуя и скуловой отросток, как и os tympanicum, из которой образуются костное кольцо барабанной перепонки и большая часть костной стенки наружного слухового прохода.

Таким образом, у плода 6 месяцев височная кость состоит из трех отдельных частей—пирамиды чешуи и барабанного колечка. На 7 м месяце начинает развиваться сосцевидная часть височной кости.

— Также рекомендуем «Развитие среднего уха. Закладка наружного уха»

Оглавление темы «Развитие уха человека. Строение костей уха»:

1. Развитие и формирование уха. Формирование лабиринта

2. Развитие среднего уха. Закладка наружного уха

3. Пневматизация височной кости. Антрум и барабанная полость уха

4. Конституция слизистой антрума. Височная кость новорожденного

5. Особенности височной кости новорожденного. Формирование наружного слухового прохода

6. Строение височной кости. Наружная поверхность височной кости

7. Нижняя поверхность височной кости. Отверстия нижней поверхности височной кости

8. Пирамида височной кости. Топография височной кости

9. Топография сигмовидной пазухи. Анатомия сигмовидной пазухи

10. Височная кость и венозные пазухи. Взаимоотношения головного мозга и височной кости

Источник