Развитие уровня притязаний в структуре личности ребенка

Развитие уровня притязаний в структуре личности ребенка thumbnail

В экспериментах, проведенных учеником К. Левина, Ф. Хоппе, человеку предлагалось решать различные задания по его усмотрению. При этом ему объясняли, что задания могут быть простыми, средней сложности и очень сложными, и он мог выбирать любое из них. Время выполнения каждого задания было ограничено. Процедура исследования заключалась в следующем. Человек выбирал задание (простое, среднее или сложное). После того как заканчивалось время его выполнения, ему говорили о правильности или ошибочности решения. Затем человеку предлагалось выбрать следующее задание. Таким образом, можно было проследить, как успешность или неуспешность выполнения предыдущего задания влияет на выбор последующего. В результате Ф. Хоппе раскрыл три характерные стратегии поведения в данной ситуации у разных людей. Прежде всего, он выявил таких людей, которые вне зависимости от того, успешно или неуспешно они выполняли задания, всегда выбирали самые простые задачи. У этих людей, по определению Хоппе, присутствовала стратегия избегания неудач. Вторая стратегия был прямо противоположной: несмотря на то что человек не решая задачу, он всякий раз выбирал самое трудное задание. Третья стратегия проявлялась в том, что выбор следующей задачи зависел от успешности решения предыдущей: если испытуемый успешно решал предыдущую задачу, то при следующем выборе он повышал уровень сложности задания, если же он не решат задачу, то уровень сложности задания при следующем выборе понижался.

Первую стратегию Ф. Хоппе объяснял тем, что такие люди не уверены в своих возможностях и поэтому предпочитают выбирать самые простые задания, чтобы не подвергать себя риску ошибиться. В этом случае они могут сказать себе, что они все сделали безошибочно, и оценить свои действия положительно. Таких людей Хоппе назвал людьми с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Люди, предпочитавшие вторую стратегию, хотя и не добивались положительных результатов, могли сказать себе: «В этом нет ничего удивительного – ведь я решаю самые сложные задачи». Несмотря на то что их результаты были объективно низкими, они оценивали себя положительно (в силу того, что брались за самое сложное дело). Таким людям Хоппе приписывал завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку. Те же, кто следовал третьей стратегии, оценивались Хоппе как люди, обладающие адекватным уровнем притязаний и адекватной самооценкой.

Уровень притязаний не только определял отношение человека к себе, но и сложность тех целей и намерений, которые мог выбрать человек. Дальнейшие исследования показали, что уровень притязаний начинает развиваться в дошкольном возрасте и влияет на дальнейшее поведение ребенка в школе. Ребенок с низким уровнем притязаний будет стремиться избегать ситуаций оценки, уходить от выполнения поручений и выбирать такие задания и ситуации, в которых ответственность будет лежать не на нем, а на другом. То есть такой ребенок будет ведомым в отношении с другими детьми. Ребенок с завышенным уровнем притязаний, наоборот, будет претендовать на самые сложные задания, которые он не сможет выполнить. В его команде будут дети с заниженным уровнем притязаний, и эта команда будет обречена на жизненный неуспех. Дети с адекватным уровнем притязаний будут более успешны, чем дети с заниженным или завышенным уровнем притязаний.

Особенность полученных результатов говорит о том, что важная роль принадлежит оценке результатов работы ребенка. Обычно такую оценку детям дает взрослый, поэтому взрослый оказывается ответственным за формирование того или иного уровня притязаний ребенка и его самооценки. Одна из задач, которая стоит перед педагогами и родителями, заключается в том, чтобы развивать у детей адекватную положительную самооценку. Для этого детям нужно давать посильные задания, постепенно увеличивая их сложность и снабжая детей средствами для выполнения этих заданий.

Рекомендации, которые можно сделать на основе позиции К. Левина, касаются прежде всего необходимости поддержки активности ребенка. При этом важно ставить перед ребенком конкретные цели и помогать ему в их достижении. В этом случае у дошкольника будет развиваться и поленезависимое поведение, и положительная самооценка.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

«Березка»

Изучение самооценки

 и уровня притязаний у детей

 6 – 7 лет

Педагог-психолог:

Чернова О.А.

2015 г.

Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. На грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в формировании  познавательных представлений ребенка о  самом себе.

Именно с этого периода начинает интенсивно складываться самооценка ребенка, что обусловлено его включением в новую  общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности, самооценка ребенка становится более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Исходя из предположения, что самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельности, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских  отношений с будущими одноклассниками и основываясь на предположение, что уровень сформированности образа «Я»  может выступать показателем готовности к обучению в школе,

 мы провели исследование.

В исследовании принимали участие 21 ребенок 6 – 7 лет старшей группы детского сада № 5 города Элисты.

Исследование проводилось в конце учебного года.

Для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, оценивают его  другие люди и как соотносятся эти представления  между собой, мы использовали методику «Лесенка».

Данная методика была разработана В.Г. Щур и предназначена для определения особенностей самооценки ребенка / как общего отношения к себе / и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Беседа с ребенком начиналась с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д.

Читайте также:  Интересное о развитии и воспитании ребенка

Затем экспериментатор показывал ребенку картинку с изображенной лесенкой, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три ступеньки вниз.

При этом  ребенку давалась инструкция:

«Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие  ребята, ниже – просто хорошие, затем —  средние, но еще хорошие дети.

Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие, выше – просто плохие».

После этого ребенку давалась фигурка человечка ( в зависимости от пола ребенка).  Ребенка просили поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению,  соответствует:

« Куда ты сам /сама/ себя поставишь ? »

При этом обязательно выяснялось, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку.

Затем ребенку было предложено поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задавались примерно следующие вопросы:

«Куда тебя поставит папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, воспитательница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?»

Во всех случаях ребенка просили дать пояснение своему выбору.

Ребенка также спрашивали о том, кто  поставит его на самую верхнюю ступеньку / особенно если он по каким – либо причинам считает, что мама его туда не поставит /, и кто на самую нижнюю ступеньку.

Помимо этих основных вопросов с ребенком велась подробная беседа о  том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.

По мере ответов ребенка фиксировались названные позиции.

Результаты обследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.  

Отношение ребенка к себе и предполагаемое отношение к нему других людей

Выбираемые

позиции

Предположительный выбор других людей

«Я»

мама

папа

другие

близкие

друг

воспитатель

+3

8

6

9

10

6

3

+2

7

7

4

5

5

5

+1

2

4

3

3

5

3

4

2

3

2

4

6

-1

2

2

1

1

2

-2

1

-3

1

Примечание. Самая верхняя ступенька обозначена / +3 /, самая нижняя — / -3 /, соответственно обозначены другие ступеньки.

В ходе обследования  выяснилось, что дети обследуемой группы проявляют большой интерес к своим отношениям с другими с другими людьми и с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов было установлено отношение каждого ребенка к самому себе.

Большинство детей считают себя «хорошими» и поместили себя на верхние ступеньки лесенки.

При этом дети, поставившие, себя на самую верхнюю ступеньку / т.е.  причислившие себя к самым лучшим /, не смогли обосновать такую самооценку. Дети же не считающие себя самыми хорошими, подошли к оценке себя более объективно и критично и объяснили свой выбор различными причинами, например: «Я иногда балуюсь», «Я иногда делаю что-то не так», «Я не всегда слушаюсь» и др.

Но к  отношению к себе других людей дети подошли более дифференцированно: они  считают, что близкие взрослые  / мама, папа, дедушка и бабушка /, а также воспитатель по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму»  /или других  близких/.

Благополучным можно считать  вариант, когда дети посчитали, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя поставили немного ниже —  на вторую или третью ступеньки сверху.

Из обследуемой группы такой позиции придерживаются 6 детей.

Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критично подходить к оценке себя как личности.

Таких детей можно назвать «самыми благополучными».

Данные, характеризующие отношение оценок за себя и за значимых взрослых, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Количество

совпадений

Другие значимые  люди

мама

папа

бабушка/

дедушка

друг

воспитатель

4

8

12

6

5

Как видно из таблицы 2, у многих детей совпадает мнение о себе с мнением других людей.

Такая ситуация может быть характерна для детей:

— действительно благополучных;

— инфантильных / все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание /;

— «компенсирующих» / выдающих желаемое за действительное/.

Таким образом, полученные результаты / см. таблицы 1,2 / позволяют утверждать, что у большинства детей  обследуемой группы самооценка относительно устойчивая.

Многие дети адекватно оценивают себя, что позволит им чувствовать себя в классе увереннее, смелее, активнее.

Источник

Самооценку (СО) и уровень притязаний (УП) принято относить к числу основных компонентов личности.

Самооценка относится к ядру личности, включает в себя осознание и оценку своих сил и возможностей, способность отнестись к себе критически. От того, как человек воспринимает и оценивает самого себя, зависит и характер его взаимодействия с другими людьми, эффективность его деятельности и дальнейшее развитие его личности.

Уровень притязаний является динамичным конструктом личности, т.к. может изменяться в зависимости от результатов деятельности.

Самооценка и уровень притязаний обеспечивают состояние динамического постоянства личности в деятельности: самооценка позволяет сохранить определенный уровень самоуважения и принятия самого себя за счет изменения уровня притязаний в зависимости от условий окружающей среды.

В отечественной педагогике и психологии проблема самооценки и уровня притязаний изучалась в следующих направлениях:

— проблема формирования самосознания и самооценки в связи с социально-психологическим аспектом деятельности личности;

— генезис самооценки и ее особенности на разных возрастных;

— формы самооценки, степень их устойчивости;

— самооценка и нарушение поведения у подростков;

— взаимосвязь самооценки и самоконтроля при решении различного рода задач;

— самооценка, как компонент структуры личности в контексте сознания субъектом моральных качеств личности;

— изменение самооценки при психических заболеваниях.

Изучение самооценки и уровня притязаний проводились также в специальной психологии и педагогике. Особенности самооценки и уровня притязаний изучались у детей:

Читайте также:  Упражнения для умственного развития ребенка до года

— с отклонением в умственном развитии;

— с задержкой психического развития;

— с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— глухих и слабослышащих школьников;

— с тяжелыми нарушениями речи.

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе -общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе (4, 13).

Особенности самооценки взаимосвязаны с оценкой окружающих. В исследовательских работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковей, Е.В. Шороховой проанализирован вопрос о становлении самосознания и формирования самооценки в проблеме развития личности (4, 13-14).

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания — это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт (21, 78-79).

Самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка — это мнение о ценности, уровне или значении кого — чего — нибудь.

В словаре практического психолога написано: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей» (24, 47).

Самооценка — это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка — важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности — парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню — высокому, среднему, низкому.

Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по — разному.

Если у ребенка завышенная самооценка — то идет негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости. Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.

Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.

Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия — способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним.

Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа, не понимая, что они — особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром (9, 254).

Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.

В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: «Какой хороший мальчик, он моет руки». Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие «границы», поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания.

К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности.

Читайте также:  Ребенок от 4 мес до 5 мес развитие

Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослыми.

К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже отделяет себя от оценки другого. При обмене оценочным к воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами. У дошкольников, особенно у старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

С возрастом самооценка у ребенка становится правильной. В 5 — 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. К семи годам дети правильно себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. Ребенок осознает себя во времени просит взрослых рассказать о том, каким он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей. Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (9, 259).

В дошкольном возрасте самооценка развивается по следующим направлениям: (26, 118-119)

1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;

2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;

3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.

В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я — реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я — идеальное».

Особенностью детей дошкольного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.

В целом развитие самооценки проходит 4 этапа: (6, 305-307)

1 этап — от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап — от 1,5 до 3-5 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап — от 5 до 7 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап — школьные годы от 7 до 16 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивациоиную роль.

Некоторые факты о самооценке:

— дети очень рано начинают формировать представления о себе;

— дети ищут одобрения своих поступков у родителей и других взрослых людей;

— самооценка влияет на учебу. Дети, имеющие положительное мнение о себе, обычно добиваются больших успехов в школе, чем те, которые считают себя «недотёпами». В свою очередь, учеба влияет на дальнейшее развитие самооценки ребенка: успехи придадут уверенность в себе, а провалы — добавят неуверенности;

— уровень самооценки имеет влияние на отношение к другим людям. Дети с положительным мнением о себе проще устанавливают дружеские взаимоотношения с окружающими;

— от самооценки зависит развитие творчества: дети с заниженной самооценкой редко обладают достаточной смелостью для активной творческой деятельности;

— в первую очередь на уровень самооценки ребенка влияют родители. Самооценка родителя отражается в том, как он воспитывает ребенка. Согласно исследованиям, дети с адекватной самооценкой вырастают и любящих и заботливых родителей. Низкая самооценка — признак критичности и излишней строгости родителей;

— дети с заниженной самооценкой чаще ссорятся с родителями и убегают из дома.

Сведения о самооценке ребенка могут быть получены в процессе общения с ним, через наблюдения за поведением ребенка в разных жизненных ситуациях (6, с.308).

Следует уделять большое внимание развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста, это можно делать различными средствами:

— поощрять ребенка за положительные поступки;

— не говорить ребенку, что он хуже других или такой же как все;

— постоянно развивать в ребенке индивидуальность;

— давать адекватную оценку его поступкам.

Таким образом, из всего вышесказанного отметим, от развития адекватной самооценки зависит полноценное развитие личности.

В ходе этих исследований было показано, что дети, имеющие аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки и уровня притязаний в структуре личности, обусловленные спецификой психического развития этих детей, общением с окружающими, социальной средой развития.

Источник