Развитие умственно отсталого ребенка протекает по закономерностям

Развитие умственно отсталого ребенка протекает по закономерностям thumbnail

Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Этиология и патогенез .

01. Какие отрасли специальной психологии получили самостоятельное развитие одними из первых?

a. тифлопсихология, сурдопсихология

b. тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология 

c. психология лиц с тяжелыми психическими расстройствами

d. олигофренопсихология

02. Первая классификация душевнобольных на основе критериев нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния была создана:

a. Филлипом Пинелем

b. Жаном Итаром

c. Феликсом Платтером 

d. Альфредом Бине

03. История изучения умственной отсталости может быть разделена на:

a. 2 периода

b. 3 периода

c. 4 периода 

04. Основа метода обучения умственно отсталых детей Э. Сегена заключалась:

a. в первоначальном развитии способностей к восприятию, а затем понятийных функций 

b. в первоначальном развитии понятийных функций

c. в одновременном развитии способностей к восприятию и понятийных функций

d. в первоначальном развитии моторных функций

05. По мнению Вильяма Штерна, коэффициент интеллекта (IQ):

Выберите один ответ:

a. изменяется по мере взросления человека

b. изменяется в течение жизни под влиянием семейной среды

c. изменяется под влиянием обучения

d. остается постоянным, характеризуя интеллект в течение всей жизни 

06. Впервые термин «умственная отсталость» для обозначения одной из градаций слабоумия ввел:

a. Эскироль 

b. Сеген

c. Дюфуа

d. Термен

07. Л.С. Выгосткий считал, что основная особенность умственно отсталого ребенка заключается в:

a. недоразвитии мнестических функций

b. нарушениях внимания

c. недоразвитии абстрактного мышления 

d. недоразвитии наглядно-образного мышления

08. Основным недостатком шкалы Бине-Симона являлось:

a. построение на невербальных заданиях

b. отсутствие заданий для взрослых

c. отсутствие четких диагностических критериев

d. построение на вербальных заданиях 

09. Эмиль Крепелин впервые:

a. ввел термин «умственная отсталость»

b. создал психометрическую шкалу для оценки уровня интеллектуального развития детей

c. объединил все формы раннего поражения мозга в одну общую группу – олигофрению 

d. разграничил легкую умственную отсталость со сходными нарушениями развития

10. Предметом изучения олигофренопсихологии является:

Выберите один ответ:

a. своеобразие психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью 

b. своеобразие физического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью

c. своеобразие физического и психического развития лиц с интеллектуальной недостаточностью

d. особенности обучения и воспитания лиц с интеллектуальной недос-таточностью

11. Развитие умственно отсталого ребенка:

a. протекает по закономерностям, присущим только обозначенной категории детей

b. протекает по основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка 

c. имеет качественное своеобразие, характерное для всех групп аномальных детей

d. имеет свои закономерности в зависимости от степени тяжести нарушения

12. Появление новых направлений исследований в олигофренопсихо-логии связано, в первую очередь, с:

a. государственной политикой в области образования лиц с интеллек-туальной недостаточностью

b. развитием новых образовательных технологий

c. формированием гуманистической парадигмы в области специального образования и защиты детства 

d. развитием психиатрии

Источник

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Читайте также:  Неправильное развитие челюсти у ребенка

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник

По мере увеличения численности населения планеты люди все чаще подвержены риску различных патологий. С какими-то из них человек рождается, иные – приобретает в течение жизни. Помимо физических недугов, существуют еще и психические расстройства различной степени тяжести.

К примеру, легкая умственная отсталость у детей – отклонение психики, вернее, ее недоразвитие, с которым можно жить без изоляции от общества. Этот диагноз не является приговором. У таких детей есть возможность чувствовать себя полноценными членами социума.

Психические нарушения всегда вызывали страх и непонимание. Попробуем разобраться в анамнезе данного заболевания и его нюансах. Действительно ли все так ужасно, как может показаться на первый взгляд?

Общие характерные признаки

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка краткое содержание

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

  • восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
  • овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • конкретно-наглядные методы постижения информации;
  • приобретение определенных трудовых навыков;
  • постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:

  1. Наследственность или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
  4. Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита.

Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.

Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.

Особенности поведения

Поскольку все дети отличаются между собой темпераментом, манерой общения и поведения, то визуально определить умственную отсталость ребенка сложно, а тем более, сделать это в раннем возрасте. Но всё же, при более детальном изучении детских взаимоотношений, можно заметить признаки психического недоразвития. К ним относятся:

  • отсутствие интереса к животным, новым, красочным предметам или игрушкам;
  • слабость контакта со сверстниками;
  • непонимание требований игры;
  • неимение побуждений к интеллектуальному развитию, свойственному детям в раннем возрасте;
  • повышенное стремление к физической активности, нецеленаправленным играм;
  • выражение эмоций лишь с помощью примитивных реакций, неустойчивость психического состояния;
  • проблемы с овладением навыками самообслуживания.

У детей с легкой формой умственной отсталости со временем развивается ослабление внимания, возникают сложности с концентрацией мыслей в определенном направлении. Психическая работоспособность замедляется, ребенку трудно ориентироваться в обществе. Малыш быстро устает и не знает, что ему делать дальше.

Связь маленького человека с реальностью происходит через слуховые, зрительные, визуальные и другие процессы. Поскольку их обработка недоступна мозгу в полной степени, восприятие окружающего мира искажается.

Виды диагностики

Некоторые специалисты считают, что определение умственной отсталости ребенка, как диагноза, до семилетнего возраста невозможно. Лишь по прошествии этого периода, можно говорить о каких-либо отклонениях в развитии, поскольку детская психика может формироваться абсолютно непредсказуемо.

Периоды активного развития сменяются длительными паузами, и эти циклы могут регулярно повторяться. Следует обращаться за помощью к специалистам, когда заметны нарушения в таких сферах, как:

  • память;
  • интеллект;
  • мышление;
  • эмоциональная сфера;
  • познавательные функции;
  • волевые проявления;
  • координация и пластика движений;
  • способность фиксации внимания.

Степень отсталости умственного развития диагностируется по трем критериям:

  1. Клиническая картина, обозначенная поражением мозговых центров.
  2. Устойчивое психологическое нарушение стремления к познавательной активности.
  3. Низкий уровень обучаемости.

Очень важным фактором при выполнении диагностических процедур для определения олигофрении является офтальмологическое исследование и проведение рентгеновской компьютерной томографии головного мозга. Обследование глаз позволяет распознать на ранних стадиях развития такие сопутствующие заболевания, как:

  • дегенерация пигмента сетчатки;
  • глаукома;
  • катаракта;
  • микронарушения нервных зрительных окончаний;
  • внутричерепная гипертензия.

Томограф помогает определить скрытые отклонения в строении черепной коробки, наличие внутричерепного давления, патологии головного мозга.

Определение уровня развития

Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.

Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.

Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:

  • стремление к подражанию, копированию действий;
  • отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
  • зависимость от ситуации или обстоятельств.

Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.

Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и особенности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития.

 Общее состояние ребенка

Невыраженная умственная отсталость может практически не влиять на физическое развитие. Дети с интеллектуальными патологиями способны добиться успехов во многих спортивных дисциплинах. Направив усилия в нужное русло и не акцентируя внимания на недостатках, они смогут занять свое место в обществе.

Эмоциональный фон при олигофрении очень неустойчив, ребенку трудно управлять своими чувствами, вернее, переходами из одного состояния в другое. Он, соответственно своему возрасту, испытывает разные ощущения:

  • радость;
  • восторг;
  • грусть;
  • раздражение;
  • гнев и т.д.

У таких детей отсутствует чувство сострадания, душевного понимания эмоций окружающих. Они не могут думать о событиях или их последствиях в будущем. Жизнь ребенка с легкой умственной отсталостью происходит здесь и сейчас. Он не переживает о том, что будет завтра.

У такого ребенка имеются слабые проявления волевых усилий. Иными словами, он как будто согласился на какое-либо действие, но не может себя заставить это сделать, при этом сам не может объяснить причину своего поведения.

Читайте также:  Достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни

Формирование речевого аппарата

Именно по нарушениям речи можно определить степень умственной отсталости у детей. Легкая форма предполагает довольно большой словарный запас, хотя используется он с нарушением смысловой нагрузки. Разговор состоит из коротких, односложных фраз, которые ребенок наиболее часто слышит в своем окружении. Возможно употребление отдельных слов и выражений лишь по привычке, невпопад.

Запоминание новых слов и определений должно обязательно сопровождаться визуальным либо тактильным подтверждением. Но всё равно, это происходит медленно и не в полной мере. 

Развитие речи напрямую зависит от степени умственной отсталости ребенка. Для легкой формы характерно неправильное произношение некоторых букв алфавита. Не исключается присутствие таких дефектов речи, как:

  • дизартрия;
  • заикание;
  • косноязычие.

При подобных проблемах занятия с логопедом имеют положительную динамику, но процесс восстановления очень трудный и продолжительный.

Уровень интеллекта

Коэффициент интеллектуального развития, как правило, колеблется на отметке от 69 до 50 баллов. Это довольно много, тогда как умеренная умственная отсталость у детей позволяет им иметь IQ на уровне от 49 до 35.

С чувством юмора – большая проблема. Такие дети все воспринимают конкретно и буквально. Метафоры и афоризмы, используемые собеседником в разговоре, для них просто слова без смысла.

Главный признак ребенка с олигофренией – отсутствие абстрактного логического мышления. Как это выражается?

  • неумением выделять главное и отсекать ненужное;
  • невозможностью проведения классификации и обобщения;
  • примитивностью размышлений.

Довольно простые вопросы загоняют ребенка в тупик, логика в рассуждениях практически отсутствует. При многократном повторении действий он может уловить закономерность и по аналогии продолжить мысль. Однако малейшее отступление от шаблона вызывают затруднения.

Расстройство внимания и памяти

У всех здоровых детей присутствует смысловая и механическая память. В состоянии умственной отсталости у ребенка смысловой памяти просто нет, тогда как механическая отлично развита. Без смысловой памяти невозможно выполнить такие действия:

  • запоминание сути;
  • обобщение полученной информации;
  • пересказывание текста своими словами.

В то же время, сформированная механическая память позволяет запоминать большие объемы информации, но так как это делается неосознанно, пользоваться ею ребенок не может.

Чтобы хоть как-то развить смысловое восприятие информации, нужно запастись терпением и по несколько раз объяснять малышу то, что у него никак не получается понять. Заметного прогресса в запоминании можно добиться, наглядно показав причинно-следственные связи предметов и действий. Простые и понятные вещи ребенку с легкой умственной отсталостью запомнить намного легче, чем те, смысл и предназначение которых ему неизвестны.

Специфика воспитания

К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые. Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:

  • созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
  • стремлению к любви и пониманию;
  • посвящению большого количества времени общению с ребенком;
  • формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.

В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.

При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.

Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.

Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.

Профилактика развития олигофрении

Многих родителей интересует, на каком этапе развития ребенка происходит тот самый сбой, провоцирующий умственную отсталость. Можно ли было это предотвратить? Однозначного ответа, к сожалению, не существует. Но для предупреждения прогрессирования психических нарушений следует ограничить влияние негативных факторов на следующих этапах:

  • до зачатия, то есть за три месяца до запланированной беременности;
  • весь срок вынашивания ребенка;
  • первый год после рождения малыша.

Здесь огромное значение имеет образ жизни обоих родителей, наличие у них вредных привычек, употребление алкоголя или наркотических веществ, потому как токсические вещества, попадающие в кровь, становятся причиной генетических сбоев в половых клетках. Такие нарушения неминуемо приводят к патологиям развития ребенка.

Существует еще одна форма легкой умственной отсталости детей, которая прогрессирует на фоне всеобщей компьютеризации и тотального распространения гаджетов. Она стоит на одном уровне с приобретенной педагогической запущенностью. В этом случае вина за психическое недоразвитие ребенка всецело лежит на родителях.

Мама, дав малышу телефон, и показав куда нажимать, считает, что свою обучающую миссию выполнила. Ребенок, увлеченный постоянной сменой картинок, дополненной звуками, не испытывает потребности в общении со сверстниками. У него просто нет в этом необходимости. Со временем в мозге формируются изменения, отвечающие за социальную адаптацию, поведение и восприятие информации. Исправить их бывает очень проблематично, а иногда, вообще невозможно.

В целом, правильный образ жизни, здоровое питание, полноценный сон при беременности сводят к минимуму риск рождения ребенка с умственной отсталостью. Но если такое все-таки случилось, то бережный уход, забота и внимание к малышу сделают это отклонение практически незаметным для окружающих.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Источник