Развитие у ребенка зрительного восприятия 5 месяцев

Развитие зрительного восприятия у детей младенческого (грудного) возраста.

Как помочь малышу воспринимать окружающий мир во всем его многообразии?

Специальные исследования показатели, что новорожденный уже в первые дни жизни обнаруживает избирательное отношение к различным зрительным объектам, он предпочитает округлые, изогнутые, замкнутые линии, особенное предпочтение он оказывает человеческому лицу. Поэтому на первых этапах развития следует всегда смотреть на малыша, что бы он прежде всего мог наблюдать лицо матери, когда с ним разговаривают, кормят, одевают и пр. Младенцы предпочитают различные четко очерченные и яркие предметы, в следствии чего нужно подобрать различные погремушки, шары, кубики и кольца, а также необходимы сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом (игрушечный мишка, неваляшка, кукла и т.п.).

На 8-14 день жизни ребенок способен удерживать движущийся предмет некоторое время в поле зрения. В этот период целесообразно подвешивать над кроваткой малыша различные предметы (на высоте 40-50см от глаз ребенка), которые должны легко двигаться в потоках воздуха. Это упражнение поможет малышу к 3-4 неделям жизни обеспечить смену ступенчатого следования взором за движущимся из стороны в сторону предметом на плавное прослеживание. Следует менять подвешенные предметы через каждые 3-4 дня.

На 2-3 месяце зрительное сосредоточение и слежение начинают вызываться предметами, все более разнообразными по цвету и величине, местоположению и степени отдаленности от ребенка. Таким образом игры от 0 до 3-х месяцев жизни ребенка включают в себя упражнения на развитие умения удерживать в поле зрения сначала движущегося предмета или лица взрослого, а потом неподвижного. Далее развивается умение плавно прослеживать за движущимся предметом, после вызывается длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или игрушке (занятия поначалу проводятся с лежащим на спине малышом, а в последствии в вертикальном положении на руках у взрослого). На следующем этапе подбирают комплекс упражнений, способствующий развитию умения фиксировать игрушку, лежа на животе.

К 4 месяцу жизни у малыша формируется способность поворачивать голову, прослеживать за игрушкой по кругу, лежа на животе. Ребенок учится узнавать близких людей, радоваться им. Далее подбираются упражнения на тренировку прослеживания малышом за игрушкой вправо-влево, вверх-вниз, лежа на животе. Важное значение в это время приобретает зеркало, — малыш учится воспринимать свое отражение, следить в зеркале за своими движениями и движениями взрослого. Позже он научиться узнавать в нем свое отражение.

С 6 месяцев необходимо учить воспринимать предметы, различные по цвету, величине, а затем различных по форме (например, посредством игр с разноцветными шариками, бусами с крупными и мелкими бусинами, а также кубиками и кирпичиками). В этом возрасте важно развивать зрительное предвосхищение ребенка, показывая ему появление игрушки из-за ширмы, сопровождаемое чтением стишка, а когда игрушка прячется, сделайте паузу и вновь покажите ее.

С 9 до 12 месяцев ребенок должен закрепить полученные знания, а также, рассматривая фотографии, научиться узнавать на них близких ему людей.

Развивая зрительное восприятие малыша, не забывайте, что важно развивать и другие ощущения. Необходимо показывать малышу предметы, издающие звуки, разные по текстуре – жесткие и мягкие, колючие и шелковистые, разные по температуре – теплые и прохладные.

Источник

Надежда Сальникова
Развитие зрительного восприятия у детей младенческого (грудного) возраста

Развитие зрительного восприятия у детей младенческого (грудного) возраста.

Как помочь малышу воспринимать окружающий мир во всем его многообразии?

Специальные исследования показатели, что новорожденный уже в первые дни жизни обнаруживает избирательное отношение к различным зрительным объектам, он предпочитает округлые, изогнутые, замкнутые линии, особенное предпочтение он оказывает человеческому лицу. Поэтому на первых этапах развития следует всегда смотреть на малыша, что бы он прежде всего мог наблюдать лицо матери, когда с ним разговаривают, кормят, одевают и пр. Младенцы предпочитают различные четко очерченные и яркие предметы, в следствии чего нужно подобрать различные погремушки, шары, кубики и кольца, а также необходимы сюжетные игрушки с глазками, носиком и ртом (игрушечный мишка, неваляшка, кукла и т. п.).

На 8-14 день жизни ребенок способен удерживать движущийся предмет некоторое время в поле зрения. В этот период целесообразно подвешивать над кроваткой малыша различные предметы (на высоте 40-50см от глаз ребенка, которые должны легко двигаться в потоках воздуха. Это упражнение поможет малышу к 3-4 неделям жизни обеспечить смену ступенчатого следования взором за движущимся из стороны в сторону предметом на плавное прослеживание. Следует менять подвешенные предметы через каждые 3-4 дня.

На 2-3 месяце зрительное сосредоточение и слежение начинают вызываться предметами, все более разнообразными по цвету и величине, местоположению и степени отдаленности от ребенка. Таким образом игры от 0 до 3-х месяцев жизни ребенка включают в себя упражнения на развитие умения удерживать в поле зрения сначала движущегося предмета или лица взрослого, а потом неподвижного. Далее развивается умение плавно прослеживать за движущимся предметом, после вызывается длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или игрушке (занятия поначалу проводятся с лежащим на спине малышом, а в последствии в вертикальном положении на руках у взрослого). На следующем этапе подбирают комплекс упражнений, способствующий развитию умения фиксировать игрушку, лежа на животе.

К 4 месяцу жизни у малыша формируется способность поворачивать голову, прослеживать за игрушкой по кругу, лежа на животе. Ребенок учится узнавать близких людей, радоваться им. Далее подбираются упражнения на тренировку прослеживания малышом за игрушкой вправо-влево, вверх-вниз, лежа на животе. Важное значение в это время приобретает зеркало, — малыш учится воспринимать свое отражение, следить в зеркале за своими движениями и движениями взрослого. Позже он научиться узнавать в нем свое отражение.

Читайте также:  Развитие ребенка в нутри матери

С 6 месяцев необходимо учить воспринимать предметы, различные по цвету, величине, а затем различных по форме (например, посредством игр с разноцветными шариками, бусами с крупными и мелкими бусинами, а также кубиками и кирпичиками). В этом возрасте важно развивать зрительное предвосхищение ребенка, показывая ему появление игрушки из-за ширмы, сопровождаемое чтением стишка, а когда игрушка прячется, сделайте паузу и вновь покажите ее.

С 9 до 12 месяцев ребенок должен закрепить полученные знания, а также, рассматривая фотографии, научиться узнавать на них близких ему людей.

Развивая зрительное восприятие малыша, не забывайте, что важно развивать и другие ощущения. Необходимо показывать малышу предметы, издающие звуки, разные по текстуре – жесткие и мягкие, колючие и шелковистые, разные по температуре – теплые и прохладные.

Источник

Татьяна Твердунова
Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни»

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ

И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Т. В. Твердунова

СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка № 9»

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?

Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.

Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.

Эксперименты по изучению зрительного мира грудного ребенка американских ученых Т. Бауэра, Р. Фанца позволили разработать экспериментальный подход к изучению этого вопроса. [4]

У детей уже в первые дни после рождения обнаружились ориентировочные рефлексы на свет, защитные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет – движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя, зрительное сосредоточение – фиксация глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. Новорожденные начинали с разглядывания очертаний вещей. На третьей неделе жизни зрительное сосредоточение длилось до 5 минут. Однако еще до появления зрительной фиксации на неподвижном предмете на первой неделе жизни у новорожденных обнаружилась реакция на контакт «глаза в глаза» — дети смотрели в глаза человека, который брал их на руки. Далее было установлено, что новорожденные предпочитают лицо или его схематичное изображение любому другому стимулу, а более естественные изображения лица зрительно фиксируются в течение большего времени.

Период от рождения до 5-6 месяцев очень важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. В результате улучшаются зрительные функции (светоощущение, цветоощущение, острота зрения, контрастная чувствительность, поле зрения, которые лежат в основе зрительного восприятия. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период как критический для формирования зрительной системы. В этот период особое внимание следует обратить на детей, которые подверглись влиянию различного рода неблагоприятных факторов, как во время беременности, так и во время родов (например, асфиксии, гипоксии, внутриутробной инфекции, родились недоношенными, а также, если кто-либо из родителей, дедушек и бабушек имеет заболевания зрения. Такие дети относятся к группе риска.

Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.

Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.

В приложении к статье приведены примеры занятий с ребёнком первого года жизни, включающие в себя упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Приложение

Примеры занятий с детьми 1-го года жизни

Новорожденный: Поскольку у грудных детей, как утверждают исследователи, существует врожденный механизм опознания человеческого лица (уже в 5-7 минут от рождения он видит лицо, то первым пособием, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, будет черно-белое изображение человеческого лица (черно-белое, так как цвет ребенок начнет воспринимать позже – к 3-4 месяцам). Перемещать лицо тогда, когда малыш его видит. Затем начать передвигать лицо: сначала вправо, затем влево. Время предъявления: 1-2 минуты, 1-2 раза в день.

2 месяца: Пособия могут быть следующими – диск с печатным текстом; концентрические черно-белые круги; шахматная доска; книжка-раскладушка, которую можно поставить вдоль кроватки. После просматривания можно дать ребенку в ручку погремушку с подобным схематичным рисунком.

3 месяца: положить ребенка на спинку и предъявлять ему: цветные изображения человеческих лиц с различными выражениями (радость, плач).

4 месяца: изготовить из картона конус-колпачок с радиусом 20 см. Спрятали игрушку под колпачок у малыша на глазах. Хорошо использовать разнообразные игрушки (спрятался мячик – появилась пирамидка, спряталась большая матрешка – появилась маленькая). Можно выставлять перед малышом панель-картину с рисунками, повторяющими предыдущие (полосы, точки, спирали).

5 месяцев: игра в колпачок усложняется – выставляются два колпачка. На глазах малыша под один из колпачков спрятать игрушку (например, мячик) и со словами «Где мячик?» поднять пустой колпачок: «Здесь нет мячика!». Затем поднять другой колпачок: «Вот мячик!». Предлагать малышу предметы прямоугольной и треугольной формы: бруски, кирпичики, призмы. С 5-6 месяцев предлагать ребенку для занятий зеркало.

6 месяцев: значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения, то есть развитию ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте. Учить ребенка следить за движением падающей игрушки.

Читайте также:  Роль матери в воспитании и развитии ребенка

9-12 месяцев: формируем умение рассматривать игрушки и предметы, а также их плоскостные изображения. Продолжаем работу по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучаем ожидать появления игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом. Развиваем умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Значительное внимание уделяем умению различать форму двух предметов6 кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.

Также вашему вниманию хотим предложить пособие Бернадской Марины Эдуардовны, в котором Вы найдете так называемые «решетки» — контрастные структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать», лежа в кроватке. В данном пособии имеются карточки, предназначенные для определенного возраста: от рождения до 1 месяца; от 1 до 3 месяцев; от 3 до 5 месяцев. На обороте карточек дана информация, как работать с картинками-«решетками».

Подводя итог, хочется вспомнить слова Т. Бауэра «… зрительный мир младенца, вероятно, может быть подчас ошеломляюще сложным, но не бессмысленным и хаотичным, каким его долгое время считали». У новорожденных имеется потребность в сенсорном стимулировании, удовлетворение которой обеспечивает их нормальное развитие. И мы, взрослые, должны делать все необходимое для удовлетворения этой потребности.

Литература и интернет-ресурсы

1. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. – М. : Изд-во МГУ, 1973.

2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология»; вып. 6. – М., Школа-Пресс, 2001.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М. : Адель, 1998.

4. https://psychlib.ru/

5. https://defectus.ru

6. https://psihologia.biz

Источник

Нашла в инете, может кому-то что-то понравитсяДелитесь чем вы развлекались в какой месяц

1 МЕСЯЦ

«Приглушенный» фонарик

Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом или тканью. Плавно водите им из стороны в сторону перед ребенком на расстоянии 50 см. Постепенно малыш будет всё дольше и дольше задерживать свой взгляд на фонарике.

Красная и желтая игрушка

Новорожденный различает красный, желтый, черный и белый цвет. Покажите ему сначала красную игрушку, а потом желтую. Он будет дольше смотреть на новую игрушку, что говорит о развитии зрительной памяти.

Игрушка

На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите крохе красную или желтую игрушку. Малыш должен будет заметить игрушку и зафиксировать на ней взгляд. Медленно переместите игрушку вправо или влево. В дальнейшем водите игрушкой вверх-вниз, медленно вращайте по кругу, приближайте игрушку к малышу и снова удаляйте. Выполняйте эти упражнения, пока малыш сам не отведет взгляд. Таким образом, ребенок будет учиться фиксировать взгляд.

Черно – белые рисунки

Прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно – белыми рисунками: линиями, геометрическими формами, буквами, схематичными изображениями лиц. Это поможет малышу фокусировать свой взгляд.

Разношерстное панно

Повесьте ребенку в кроватку или на стену панно с наклеенными или пришитыми лоскутками цветных тканей, разных материалов – кусочки меха, шелка, мешковины, бархата, вельвета и т.п., кусочков фольги, фантиков от конфет, цветной бумаги, тесемок и т.п.

Мамино личико

Склонитесь над малышом, ласково поговорите с ним, спойте песенку. То наклоняйтесь к ребенку, то отдаляйтесь, то отодвигайтесь в одну сторону, то в другую. Малыш будет фиксировать взгляд на мамином лице.

2 МЕСЯЦА

Музыкальная каруселька

Включайте малышу музыкальную карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет следить глазами за двигающимися игрушками.

Смотрю и трогаю

Повесьте над ребенком на расстоянии вытянутой руки игрушку. Привлеките внимание малыша к игрушке, слегка покачивая её. Возьмите руку малыша в свою и дотроньтесь ею до игрушки.

Носки на ручки?

Наденьте яркий носочек на одну руку ребенка, затем на другую, а, в последствии, и на две сразу. Малыш будет двигать руками и наблюдать за цветными носочками.

Слежу глазками

Перемещайте в разных направлениях перед глазами ребенка игрушки, погремушки, черно-белые и цветные картинки, одетые на руку или на палец куклы, мячики и т.п.

Оформляем квартиру

По стенам квартиры развесьте разные картинки, плакат с буквами, воздушные шарики, цветные ленты, новогоднюю мишуру, мягкие игрушки и т.п. Подносите к ним малыша для разглядывания. Сменяйте и обновляйте время от времени экспозицию.

Веселая кроватка

К бортикам кроватки тоже прикрепите несколько игрушек разных форм, цветов и размеров. Малыш будет их рассматривать и тянуться ручками.

3 МЕСЯЦЕВ

Попрыгунчик

Подвесьте к потолку (если не опасно, к люстре) на резинке мягкую игрушку. Дергайте за игрушку, чтобы она подпрыгивала вверх. Малышу будет интересно следить за ней глазами.

Гирлянда — погремушка

Натяните в кроватке на расстоянии вытянутой руки от ребенка гирлянду из игрушек. Малыш будет их разглядывать и бить ручками.

Рассматриваем квартиру

Носите малыша по квартире, чтобы он мог обсматривать обстановку. Подносите его к окну, картинам, к домочадцам, занимающихся какими-то делами. Приподнимайте малыша повыше и наоборот немного приседайте, чтобы он смог увидеть просторы под новым ракурсом.

Улыбаюсь – грущу

На вырезанном из белой бумаги круге с одной стороны схематично нарисуй улыбающееся лицо, а с другой грустное. Показывайте малышу то веселое, то грустное лицо.

Мамины рожицы

Склонитесь над малышом, округлите глаза, поморгайте ими, закройте – откройте, вытяните губы трубочкой, надуйте щеки, покажите и спрячьте язык, поболтайте им вверх – вниз, улыбнитесь, сделайте сердитое или удивленное лицо.

Читайте также:  Про трактор для развития ребенка

Где мама? Где папа?

Мама держит малыша на ручках, а папа разговаривает с малышом. Периодически спрашивайте малыша: «Где папа?» Ручкой ребенка дотроньтесь до папиного лица.

Птичка – невеличка

Кисть вашей руки будет головой птички с клювиком. Показывайте ребенку «птичку», раскрывая и закрывая «клювик», разговаривайте с ребенком.

4 МЕСЯЦА

Прятки с игрушкой

Возьмите лист картона и любую игрушку. Спрячьте игрушку за картон и покажите её малышу, выдвинув справа, снова спрячьте и достаньте слева, спрячьте – покажите сверху, снизу и т.д.

Прятки с мамой

Закройте лицо руками и скажите: «Ку-ку! Где мама?». Уберите руки, чтобы малыш смог вас увидеть. Можно прятаться лицо под платок, лист картона, крышку от коробки и т.п.

Мама преображается

Меняйте что-нибудь в своем облике. Приготовьте несколько аксессуаров – например, шляпки, очки, заколки для волос, шарф. Наденьте первый наряд и покажитесь малышу, снимите и наденьте другой и т.д.

Малыш и зеркало

Положите малыша перед зеркалом и дайте ему полюбоваться на себя. Подскажите малышу, кто там отражается в зеркале. Скажите: «Кто там? Это … (имя ребенка). А где мама? Вот мама».

Мячик, лети

Положите малыша в безопасное место (например, в центр дивана). Возьмите небольшой мячик, подбрасывайте его вверх, ловите и снова подбрасывайте. Озвучивайте свои действия.

Вращательная лента

Наденьте на ленту кольцо или погремушку с широким отверстием и сложите ленту пополам, аккуратно, чтобы не задеть ребенка, повращайте ленту. Остановитесь и дайте малышу потрогать ленту и кольцо.

Кольцо вверх-вниз

Наденьте на ленту кольцо (погремушку), возьмите один её конец в правую руку, а другой в левую. Когда вы будете поднимать то одну, то другую руку вверх, кольцо будет съезжать по ленте вниз.

Горка и шарик

Положите малыша на край дивана, придерживая его рукой. На полу организуйте горку, например из книг. Покажите малышу, как шарик (мячик, машинка) скатываются с горы.

Мир с разных сторон

Носите малыша по комнате, рассматривайте картины, фотографии на стене, огонь на плите, цветы на подоконнике. Подносите его к выбранным объектам то с одной, то с другой стороны.

Луч фонарика

Сядьте в кресло, возьмите малыша на ручки и в полутемной комнате включите фонарик. Направьте луч фонарика на стену и медленно перемещайте его из стороны в сторону.

5 МЕСЯЦЕВ

Глаза в глаза

Малыш лежит на краю стола животом вниз. Сядьте около него на колени так, чтобы оказаться на одном уровне с малышом. Обязательно страхуйте малыша, чтобы он не упал. Ласково поговорите с ним, расскажите потешку, спойте песенку.

Где малыш?

Закройте ручонками малыша его лицо и спросите: «Где … (имя ребенка)? Ау!». Уберите ручки малыша и скажите: «Вот он наш … (имя ребенка)». Можно накрывать малыша полупрозрачной шалью.

Две картинки – две игрушки

Одновременно покажите ребенку две картинки или две игрушки. Малыш будет по очереди разглядывать выложенные предметы и переводить взгляд с одного на другое.

Сколько всего!

Выложите перед ребенком, лежащим на животе, несколько игрушек. Погремите погремушками, повращайте волчки, постучите кубиками. Малыш будет учиться отличать игрушки друг от друга.

Неваляшка

Малыш с удовольствием будет наблюдать за раскачивающейся из стороны в сторону неваляшкой.

Вращающиеся кольца пирамидки

Наденьте на стержень 1-2 колечка от пирамидки и рукой вращайте их. Можно взяться концы стержня с разных сторон и резко подвигать их из стороны в сторону – колечки тоже будут перемещаться из стороны в сторону. А если переворачивать стержень вверх «ногами», то обратно – кольца будут ездить сверху вниз.

Смешиваю краски

На тарелочку положите ложку красной гуашевой краски, желтой и синей. Возьмите пальчик или ручку малыша и поводите ею по краскам, смешивая цвета.

6 МЕСЯЦЕВ

Большой – маленький

Предложите малышу рассматривать одинаковые предметы и картинки, но разного размера. Скажите: «Это большой мишка, а этот маленький»

Игрушка прячется

Покажите ребенку игрушку, а потом спрячьте ее от ребенка и снова покажите. Сначала показывайте её ребенку в одном и том же месте (например, пусть игрушка появляется из-под ваших коленей), а потом игрушка будет показываться из-за вашей спины, головы или из-под руки ребенка и т.д.

Игрушка под одеялом

На глазах у ребенка спрячьте игрушку под одеяло, под подушку, так чтобы был виден её край. Малыш должен будет постараться её найти и достать.

Разрезные картинки

Вам понадобиться несколько карточек с изображением предметов, разрезанных пополам. Несколько раз покажите ребенку, как собирать из двух частей целую картинку и снова разъединять ее на две половинки.

Танец с лентами

Уложите малыша на безопасной территории, откуда он не сможет упасть. Возьмите в руки разноцветные ленты, султанчики, погремушки и выполните перед ребенком небольшой танцевальный этюд. Ребенок с удовольствием будет наблюдать за вашими движениями.

Порхающая бабочка

Из бумаги вырежьте бабочку, прикрепите ее к небольшой палочке. Крутите палочку между пальцев или ладоней или просто помахивайте ей, имитируя полет бабочки.

Воздушный шар

Приобретите большой воздушный шар, наполненный гелем, чтобы он поднялся вверх под потолок. Расположите шар над ребенком, лежащим на спине. Малыш будет наблюдать за шариком, который вы будете дергать за веревочку. Можно вложить веревку в руку малышу, чтобы он тоже мог его подергать.

Бей воздушный шарик

Привяжите к кроватке несколько обычных воздушных шаров. Возьмите малыша на руки и поднесите его к шарам. Расскажите ему про цвета шариков. Малыш захочет бить по шарикам и это доставит ему большое удовольствие.

Источник