Развитие у ребенка знаний о весне

Гульнара Галеева Раисовна
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Признаки весны»

Тема: «Признаки весны»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны. Систематизация знаний детей по теме ранняя весна, весенние месяцы. Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям весенних природных явлений.

Задачи:

Образовательные: Обобщить знания детей о весенних явлениях в неживой природе, в жизни птиц, растений; уточнить признаки весны; упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов, активизировать словарь детей по теме «Весна».

Развивающие: Развивать координацию движений, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»; наблюдение с детьми за природными явлениями, разучивание игр, стихотворений, закличек, пословиц и загадок.

Активизация словаря:

Весна,весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава, насекомые; перелетные птицы; дикие звери и их детеныши.

Методические приемы: сюрпризный момент – письмо от Зимы, мотивация – «Помочь Весне расколдовать ее, так как наступила весна», беседа «Признаки весны», рассказ воспитателя, загадывание загадок, игра с мячом «Признаки весны», «Скажи – какой? (какое? какая? какие)»,дидактическая игра «Сравни и назови», физкультминутка подвижная игра «Веснянка», игровое упражнение «Называйте красивые слова о весне», «Найди картинку».

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Материалы и оборудование: презентация на тему «Признаки весны», ноутбук, мультимедийный проектор, экран, макет березки и листочки, мяч, конверт с письмом от Зимы, иллюстрации с изображением диких животных.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность

Дети заходяти встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Вставайте в круг и давайте поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (руки вверх, к солнцу вправо или влево)

Здравствуй, милый мой сосед (машем друг другу)

А далекому – привет (машем гостям)

Дружбой крепкой мы сильны,

Всем мы помогаем (держимся за руки)

Если кто попал в беду-

Мы его спасаем (кладем руки на плечи)

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром почтальон принес письмо. Оно адресовано ребятам группы «Звездочки» от волшебницы-зимы. Прочитаем,что нам пишет Зима: «Здравствуйте ребята. Мне очень понравилось в ваших краях и хоть наступило время весны, я не тороплюсь уходить и поэтому заколдовала Весну. А расколдовать ее вы сможете, если выполните все мои задания. С уважением Зима».

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь мне расколдовать весну? Но для этого вам надо немного потрудиться и выполнить задания. Вы готовы?

Дети: Да,готовы!

(воспитатель приглашает детей сесть на стульчики)

Воспитатель: — Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна?

Дети: Весна наступает после зимы.

Воспитатель: Назовите все весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: Сейчас месяц март.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови, не ошибись».

Март — апрель — май; май – март – апрель; май – апрель – март; апрель – май – март; апрель – март – май.

Воспитатель: Какие слова вы повторяли?

Ребёнок: Мы повторяли название весенних месяцев.

Воспитатель: Сколько месяцев длится весна?

Ребёнок: Весна длится три месяца.

Показ детям презентации «Признаки весны» с совместным обсуждением признаков весны (тает снег, появляются проталины, свисают сосульки, прилетают перелётные птицы, ярко светит солнце, появляются травка и первые цветы, на деревьях набухают почки и распускаются первые цветы, просыпаются медведи и насекомые).

Воспитатель: В народе март, первый месяц весны, называли – «капельник». Как вы думаете почему? (Потому что сосульки тают на солнышке и капают). Это ранняя весна.

Апрель, середина весны – «водолей», потому что лед на реках становится рыхлым, темнеет, а потом начинается ледоход. Льдины плывут по реке.

Май — это третий месяц – «травень». Все покрывается зеленью, все цветет, прилетают последние перелетные птицы.

Воспитатель: Ребята, назовите ещё раз весенние месяцы. А как их называли в народе?

Дети: Март — «капельник», Апрель — «водолей», Май — «травень».

2.Воспитатель: Как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить холод?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. Весной все в природе меняется благодаря солнышку.Первое задание от Зимы такое: нужно сравнить солнышко. Я начинаю предложение, а вы закончите.

Дидактическая игра «Сравни и назови»

(дети рассматривают таблицу по теме «Весеннее солнышко»,воспитатель начинает фразу, а ребенок должны ее закончить).

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)

Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)

Солнце теплое, как (печка, рукавички, шуба)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили первое задание зимы.

3.Воспитатель: Издавна на Руси символом весны считалась береза, посмотрите какая в нашей группе березка, но она стоит без листьев.Следующее задание: называйте красивые слова о весне, какая она?

За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, а вы будете прикреплять листик к нашей березке, и мы посмотрим, какой она станет.

Называйте, какая весна?

(Стоит ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждый правильно названный признак весны.)

Дети: Веселая, красная, добрая, солнечная, яркая, теплая, ранняя, поздняя, зеленая, красивая, ясная… и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Она вся покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне. Мы выполнили задание.

4.Воспитатель: Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла, хорошего настроения. И мы сейчас поднимем себе настроение игрой.

Подвижная игра «Веснянка» (дети становятся в круг)

Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло (идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на носочках, руки вверх)

5. Проводится игра с мячом стоя в кругу «Признаки весны».

Воспитатель:Следующее задание такое: нужно назвать признаки весны.

— Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»…У кого букет подснежников – тот называет признак весны, затем букет передает следующему.

Весной… ярко светит солнце.

Весной… тает снег.

Весной… появляются проталинки.

Весной… появляются лужи.

Весной… набухают почки.

Весной… прилетают птицы.

Весной… появляются сосульки.

Весной… бегут ручьи.

Весной… просыпаются насекомые?

Весной… дикие животные меняют цвет шубки.

Весной… у зверей появляются детеныши.

Весной…появляются первые цветы: подснежники, мать – и — мачеха.

Весной… появляется трава.

Весной… идет дождь.

6.Воспитатель: Люди издавна ждали весну и складывали о весне пословицы, поговорки и загадки.У нас следующее задание: зима вам приготовила загадки. Отгадайте загадку.

Читайте также:  Консультация для родителей по математическому развитию ребенка

На шесте дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда (кукушка).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач).

Прилетел к нам, наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет (соловей).

Воспитатель: Скворец, ласточка, кукушка, грач, соловей какие эти птицы? Почему эти птицы называются перелетные?

Дети: Эти птицы осенью улетают в теплые края, потому что зимой нет насекомых. Весной они возвращаются домой. Поэтому их называют – перелетные птицы.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Увидел грача – весну встречай.

Весна красна цветами, а осень пирогами

Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

7.Воспитатель: Весной дети и взрослые, издавна, организовали множество игр. Сейчас зима предлагает нам следующее задание, поиграть в игру с мячом, «Скажи – какой? (какое? какая? какие)».

У кого мяч – тот отвечает на вопрос и передает мяч следующему.

Весной солнце (какое) – весеннее, яркое, весёлое, лучистое, ласковое, тёплое, приветливое, озорное….

Небо – голубое, чистое, высокое, ясное…

Какие облака на весеннем небе? – пушистые, белые, лёгкие, воздушные…

Ветер весной (какой) – свежий, тёплый, ласковый…

Снег – рыхлый, тёмный, грязный…

Ручей – быстрый, звонкий, весёлый…

Трава – зелёная, мягкая, молодая, душистая, нежная, тонкая, яркая…

Листья – маленькие, липкие, зелёные, блестящие…

Воспитатель: Молодцы ребята! Как хорошо вы знаете все приметы весны.

8.Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о неживой природе, а теперь скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Дети: Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей. Весной у животных появляются детеныши.

Воспитатель: Послушайте следующее задание от зимы.

Найдите на столе картинки с животными, которые живут в наших лесах, в лесах нашей республики. И не забудьте, назвать животное, детеныша этого животного.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы выполнили задание зимы.

9.Воспитатель: давайте позовем Весну закличкой.

Дети исполняют закличку.

«Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, радостью,

С великой милостью.

(Заходит девочка весна, читает стихотворение).

Девочка Весна:

«Меня зовут весною

Я – девочка весна.

Иду тропой весною.

Без отдыха и сна.

Хочу я, чтоб согрели.

Всех солнышка лучи,

Чтоб с юга прилетели,

Веселые грачи».

Девочка Весна: Спасибо вам большое ребята, что расколдовали меня.

Воспитатель: Вот и пришла к нам, в наш город Агидель Весна – красна. Дети, почему говорят в народе «Весна – красна»?

Дети: Она очень красивая, пробуждается вся природа и все ей рады.

Воспитатель: Ребята, вы все такие молодцы и прекрасные помощники! Вы помогли вступить весне в свои настоящие права.

10. Подведение итога организованной образовательной деятельности.

Воспитатель: Что вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего? Нравится ли вам это время года и почему? (Ответы детей).

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах. Березу одели листочками. Освободили Весну от колдовства Зимы. Играли с мячом (называли весенние признаки).Отгадали загадки.

Воспитатель: Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Источник

Людмила Васильевна Гераскина
Детям о Весне

Весенние месяцы

У весны веселый старт

На пороге стоит Март.

Весело звенит капель

К нам уже спешит Апрель

Май их быстро догоняет

Всех цветами он встречает

Света, радости полны

Все три месяца весны

Март, апрель, май

Три весенних месяца от первых лучей марта, обильного снеготаяния апреля, до радостного пробуждения природы мая. За это время природа успевает очистится от томных снежных оков, земля пропитывается влагой и умывается свежим дождем, а весь животный и растительный мир готовится к периоду роста и цветения.

Рассказ о Весне:

Веснавключает три календарных месяца: март, апрель, май. Весну в народе называют «благодатная», «все оживляющая». Весна короче лета, но продолжительнее осени и зимы март апрель май Погода весной переменчива. Весны бывают короткие и затяжные, ранние и поздние. «Ранняя весна ничего не стоит». Поздняя весна благотворно влияет на развитие живой природы, она наступает в начале апреля. «Поздняя весна не обманет». Длинные сосульки — к долгой весне. Ранний вылет пчел — к долгой, затяжной весне.

Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.

Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи.

Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.

С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.

Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах,на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.

Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.

Заканчивается зимняя спячка зверей. Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.

Из берлоги выходит медведица с медвежатами. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата.

Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо.В огородах сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук.

Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады — цветут яблони, вишни, сливы.

Детям о временах года: весна

весенние наблюдения с детьми в природе.

Солнце: Трехлетние дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется снять

• варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) Четырехлетние и более старшие малыши уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.

•Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.

• Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. Четырехлетние малыши и более старшие дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.

Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т. д.)

Читайте также:  Питание и развитие пятимесячного ребенка

• Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?

• Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.

• Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.

Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.

Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.

Насекомые проснулись весной. К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.

Ледоход. Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с. места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лёд стал перемещаться по реке, лед тронулся с места!

Половодье в лесу или в парке. Почему весной происходит половодье? Снег тает и образовавшиеся ручейки бегут к рекам. Реки выходят из берегов и начинается половодье. На что похоже слово «поло – водье». Полная вода! Полон водой берег реки и лес!

Весна: приметы о весне

Дружная весна – жди большой воды.

Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.

Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.

До первой грозы лягушки не квакают.

Май холодный – год хлеборобный.

Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

Когда цветет черемуха, всегда живет холод.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Весною день упустишь — годом не вернешь.

Рано задает — долго не растает.

Ранняя весна — признак того, что летом будет много непогожих дней.

Весною как грязь, так и хлебушка даст.

Перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Почему так говорят?

Весенний день год кормит. (Весной люди делают посадки зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и урожай будет целый год людей кормить)

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Кто спит весной, тот плачет зимой.

Март с водой, апрель с травой.

Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные птицы, они возвращаются к нам весной).

Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен, чтобы хорошо взошли семена)

Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)

Русская народная сказка

Пересказали В. Глоцер и Г. Снегирёв

Встретились однажды Март и Апрель.

— Как поживаешь, Апрель? — спросил Март. — Почему не заходишь в гости?

— Да не знаю, как к тебе добраться,— отвечал Апрель. — Пора бы ручьям звенеть, а у тебя ещё сугробы в лесу и дороги замело снегом.

— Приезжай ко мне,— сказал Март,— я тебе помогу добраться.

Поехал Апрель на санях в гости к Марту.

Увидел Март, что Апрель едет на санях, тёплым ветром подул на дороги, растопил сугробы в лесу.

Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель назад.

Повстречались Март и Апрель на другой день.

— Почему не заходишь в гости? — спрашивает Март. — Приезжай, я тебя не обижу.

Снова собрался Апрель в гости к Марту. Поехал к нему на телеге.

Увидал Март, что Апрель едет на телеге, подул холодным ветром, нанёс сугробы в лесу. Замело дороги.

Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель огорчённый.

Встретил он другого своего соседа — Мая.

— Что ты такой печальный? — спрашивает Май.

Рассказал ему Апрель,как Март его обманывал: позвал в гости, а проехать к себе не дал. То подул холодным ветром и занёс снегом дороги, то подул тёплым ветром и растопил сугробы.

— Так я к нему и не доехал ни на санях, ни на телеге,— сказал Апрель.

— Эх ты, кому поверил! — говорит Май. — Марту! Он всегда такой обманщик. В следующий раз, как пригласит он тебя в гости, возьми и телегу, и сани, и лодку прихвати!

На другой год опять встретились Март и Апрель.

Позвал Март Апреля в гости.

Поехал Апрель к нему на телеге. А на телегу поставил сани. А в сани положил лодку.

Увидел Март, что Апрель едет на телеге, и подул холодным ветром. Все дороги замело снегом.

Сел Апрель в сани. И поехал дальше.

Увидел Март, что Апрель едет в санях, подул тёплым ветром, взломал лед на реках.

Пересел Апрель в лодку и дальше поплыл.

Приплыл Апрель к Марту.

Как же ты до меня добрался? — удивился Март.

— Да по-всякому,— отвечает Апрель,— и на телеге, и на санях, и в лодке.

— Кто же тебя научил взять и лодку, и сани, и телегу? — спросил Март. — Неужто ты сам догадался?

— Нет,— говорит Апрель,— это мне Май подсказал. Я же не знал, что ты такой обманщик.

С той поры Март невзлюбил Мая,злится на него: то листочки ночью на деревьях поморозит, то градом цветы в садах побьёт. Да всё напрасно! Маю Март не страшен.

Художественное слово о весне

10 Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят.Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. » Лесок дремал. Приход ничей Его покуда не тревожил. Но я пришел, и сонм грачей Взлетел, крича, и весь он ожил. Они, к полудню прилетев С прогулок утренних по нивам, Качались на верхах дерев В расположении сонливом. Я помешал; я их спугнул. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки.

О марте на Руси говорили:

Читайте также:  Влияние предметно развивающей среды на речевое развитие ребенка

И март на нос садится, и в нем морозит.

Мартовское пиво лучшее.

В марте курица из лужицы напьется.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Мартовская вода целебная (из мартовского снега).

Март похоронит, август схоронит (хлеб: зерно хоронят в землю,

а затем убирают в закром).

Если в марте облака плывут высоко да быстро — к хорошей погоде.

Частые туманы в марте предвещают хорошую погоду.

Если в марте гроза случится — то год плодородным будет.

Сухой март — год урожайный, дождливый, — неурожайный.

Пришел марток — надевай трое порток.

В марте сзади и спереди зима.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

Пословицы

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

Апрельский скворец — весне гонец.

Апрель — вешние воды.

Апрельские ручьи землю будят.

Снег в апреле — внучок за дедушкой пришел.

С апреля земля преет.

Ни в Апрелье воды, ни в апреле травы.

Апрель всех напоит.

Не ломай печи, еще апрель на дворе.

Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит, что-то будет.

Играй пока, матушка Ока, апрель на дворе.

Апрель водой славен, а Апрель — пивом.

Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

О мае говорили:

Май смаит.

Месяц май не холоден, так голоден.

В мае жениться — век маяться.

Рад бы жениться, да май не велит.

Женишься в мае — сто раз покаешься, всю жизнь промаешься!

В мае добрые люди не женятся.

Пословицы Весны:

1. Апрель с водой, май с травой.

2. Май, май, да шубу не снимай.

3. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

4. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

5. Весна днём красна.

6. Весна всё покажет.

7. Марток – надевай двое порток.

8. Март морозом на нос садится.

9. Как не злись метелица, всё весной повевает.

10. Вода с гор потекла – весну принесла.

11. Готовь сани с весны, а колёса с осени.

12. Весною день упустишь, годом не вернешь.

13. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

14. Посеешь в погоду — больше приплоду.

15. Кто рано сеет, семян не теряет.

16. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

17. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.

18. Весна днём красна.

Загадки для детей.

Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!

Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пуст он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение,аргументировать свои ответы.

Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне.

ЗАГАДКА Здесь на ветке чей- то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут. (одзенг)

ЗАГАДКИ ПРО ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках. (азомим)

Он – цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам … (ссицран)

На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький. (кинженсдоп)

Их в Голландии найдете, Там везде они в почете. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут. (ынапьлют)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой)

.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (весна!

О каких приметах весны говорится в загадке?

Она пришла с лаской

И со своей сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет! (Весна).

Как ты догадался, что это весна?

Под крышей гвоздь висит.

Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).

Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня!

Издалека по песенке

Узнаете меня! (Ручеек)

Я раскрываю почки,

Зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня… (Весна).

Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход)

Белый, по реке идет,

А не теплоход.

(Ледоход)

Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)

Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)

Стихи о Весне:

Весной

У Весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки

Из гнезда летят шмели.

У Весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

Капель

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Капель журчит, звенит, поет,

Она ломает снег и лед.

Большой сугроб ей нипочем,

Она бежит живым ручьем.

Я ручейку расчищу путь,

Чтобы он мог на мир взглянуть.

* Весна

К нам весна шагает,

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

***

Зима недаром злится

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит. .

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захвати,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

(Ф. Тютчев)

Источник