Развитие у ребенка второго года жизни способов действий с предметами

Галина Паскевич
«Действия с предметами детей второго года жизни»

Все действия с предметами дети усваивают,играя,это увлекает их,создает хорошее настроение. Поэтому я побуждаю их выполнять самые различные действия с предметами. Это как предметы повседневного обихода,природные объекты,так и специальные игровые материалы.

Овладение действий с предметами влияет на освоение других видов деятельности,это основа,родник,из которого берет начало игра,труд,изобразительное искусство. Для этого я изучаю этапы развития предметного действия,который определил известный психолог Д. Б. Эльконин.

Как развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает,похлопывает,тянет в рот,бросает,стучит). Затем результативные действия (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия,которые дети выполняют в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. д.). Позднее появляются орудийные действия,т. е. ребенок использует предметы, как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу,расческой причесывает куклу). Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия с предметами постоянно усложняются.

Для этого всегда полезно помнить этапы развития предметного действия. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым,это первый этап. Когда малыш почувствовал характер движения,его траекторию,результат и выполняет его совместно,без усилий,возможно совместно-раздельные действия. Т. е. действие начинается совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно — это второй этап его освоения. Затем ребенок выполняет действие только на основе показа — это третий этап его освоения. И последний этап это когда наш ребенок выполняет действие сам,но на основе подсказки.

Почему малышу трудно осваивать каждое новое действие? Дело в том,что каждое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели есть ориентировочные операции,само движение,контроль за ним. Чтобы выполнить действия ребенку приходится ориентироваться в пространстве, пространственных свойствах предмета,соотносить движения руки,положение кисти, т. е. как бы примеряться к предмету.

Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в начальной стадии развития,поэтому ему трудно осваивать действия. По мере упражнения предметные действия становятся более и более смелыми, уверенными,точными, самостоятельными. Что происходит,когда ребенок научится выполнять эти действия более уверенно и самостоятельно? Это значит,что малыш, во- первых, хорошо представляет конечный результат, т. е. то, что получается в итоге (в пирамидке,например,кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величены). Во-вторых, он ориентируется в свойствах предмета, соотносит их между собой (величены колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, с первой попытки взять кольцо) И, наконец, ребенок на основе сенсорных оринтировок контролирует свои действия. Таким образом,действие оформилось структурно,выработался своего рода алгоритм его выполнения.

Все это можно пронаблюдать на примере наших детей. С особенностями предметов мы их знакомим не только на занятиях, но в большей степени в игре, во время прогулок и экскурсий, также стараемся привлекать малышей к посильному участию в бытовом труде.

Постепенно ребенок начинает соотносить предметы с их определенным понятием: для чего нужна обувь,одежда (лопатами копают, молоко белое, апельсин оранжевый и круглый).

К двум годам ребенок должен:

— находить нужный цвет при выборе из четырех предложенных

— раскладывать однородные предметы на три группы по форме, цвету, величине.

— собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки вкладыши и т. п.

Знания у детей очень малы,поэтому даже небольшие усложнения вызывают затруднения. Именно здесь используется выжный педагогический принцип от простого к сложному. Вначале я сама называю предметы и признаки, показываю, как действовать. необходимо,чтобы ребенок сам повторял действия,тем более, что он любит это делать. В случае неуверенности его нужно подбадривать. Систематическое занятие с предметами развивает наблюдательность. При этом у малышей совершенствуются все орагны чувств. В быту они хорошо овладевают многими простейшими предметами (ложка, лопатка) и пользуются ими в повседневной жизни. На каждом этапе освоения ребенком действия необходима поддержка,поощрение за успехи и побуждения к упражнению. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается и меняется характер и мера помощи взрослого. Возможно, он готов выполнять действия только с нашей частичной помощью. Наблюдая за ребенком,нужно не упрощать, не облегчать ему задачу,он должен прилагать собственные усилия. Но и не ставить непосильных задач. Обязательно похвалите кроху,предоставьте возможность выбора предметов, т. е. обучать,не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.

Каждый малыш познает и осваивает мир своими темпами и способами, он не похож на других во многом. Для нас главное- видеть каждого конкретного ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими. В результате такой целенаправленной работы ребенок становится все более самостоятельным,он начинает ощущать свою умелость,проявляет больше инициативы: «Хочу делать сам!». Вот в этих заявлениях проявляется формирующая личность малыша. Уважительно к этому нужно относиться к этим проявлениям. Таким образом, я вижу сущность,значение,особенности и условия предметной деятельности малышей.

Источник

Консультация для родителей

Тема: «Игры с предметами-орудиями для детей второго года жизни»

Такие игры не только забава – занятия с предметами орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую-либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, сачок, совочек), воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком. Ребёнок, который при выполнении практических задач использует предметы-орудия, совершенствует «ручную» умелость, расширяет возможности мышления, памяти, восприятия. А орудия становятся средствами достижения положительного результата.

Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далёким предметом с помощью палочки, познавательную – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначение и практический смысл этих действий. Игры-занятия с предметам — орудиями способствуют развитию личностных качеств: настойчивость, целеустремлённость. Ощущение собственной умелости и радость от самостоятельного достижения результата является залогом формирования положительного отношения к труду и учёбе. Показав способы употребления определённого предмета, взрослый побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Не следует поправлять ребёнка, если он понял, что предметом можно пользоваться как вспомогательным средством, но делает это по-своему (не так, как было показано). Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребёнка. Взрослый не должен натаскивать его, формировать действия по строго принятой схеме. Пусть он сам добьётся желаемого результата, испытает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск», желание пережить эти чувства ещё раз.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка дидактика

Все игры-занятия должны сопровождаться чёткими и простыми словесными пояснениями. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребёнка. Он слышит новые слова: достань, лови, сделай, придвинь, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску».

Орудийные действия доступны только человеческому интеллекту, считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели своё назначение. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требуют общепринятые нормы поведения, например, брать еду из тарелки не рукой, а ложкой. Ложка является одним из первых орудийных предметов, с которым знакомится ребёнок. С помощью взрослого он усваивает способ её употребления, т. е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета – орудия как части материальной культуры общества.

«Звени колокольчик»

Цель. Научить пользоваться верёвочкой, с целью вызвать звучание колокольчика.

Материал. Яркие крупные колокольчики, бубенчики, ленточки, тесьма, шнур.

Ход занятия. Подвесьте колокольчик в легко доступном месте так, чтобы ребёнок не мог достать его рукой. Привяжите к язычку колокольчика ленту. Обратите внимание малыша на яркий блестящий предмет, покажите, как, дёргая за верёвочку, можно звонить. Пусть он поиграет с ним. Повторите показ, затем оставьте колокольчик для самостоятельных игр.

«Покатаем куклу»

Цель. Научить пользоваться тесёмочкой для катания различных игрушек на колёсах.

Материал. Игрушки на колёсах – автомобиль, коляска, тележка; тесёмки длиной около 1м.

Ход занятия. Предложите малышу поиграть с автомобилем или другой игрушкой на колёсиках. Затем покажите тесёмку и скажите: «А теперь привяжем к автомобилю (к коляске, тележке) верёвочку и покатаем куклу». Привяжите тесёмку к автомобилю, посадите в него куклу и катайте её, приговаривая: «Вот Ляля катается в машинке!».

Затем привяжите тесёмки ко всем выбранным для игры игрушкам и предложите ребёнку покатать их по комнате.

«Достань колечко»

Цель. Научить с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы, формировать понимание назначения орудия, развивать глазомер и координацию движений.

Материал. Палочки длиной 25-30см с круглым сечением диаметром 0,5-1см, цветные кольца диаметром 5-8см.

Ход занятия. Положите на край стола палочки, а на середину – цветные кольца. Обратите внимание ребёнка на них, пусть он попытается достать кольцо рукой. Затем покажите, что вы не можете его достать, скажите: «Ой, не могу достать колечко!». Возможно, ребёнок сам догадается придвинуть кольцо палочкой. Если же он потянется к кольцам рукой, покажите, как нужно действовать: возьмите палочку, заведите её конец внутрь кольца и придвиньте его к себе. Если малыш использует другой приём, не поправляйте его, а похвалите за находчивость. Доставайте кольца, пока малышу интересно.

«Что в трубке лежит?»

Цель. Научить пользоваться палочкой как орудием в новых условиях.

Материал. Палочки длиной 25-30см, диаметром 1см; полые картонные трубки длиной 25-30см, диаметром 4-5см.

Ход занятия. Положите внутрь трубки завёрнутую в цветную бумагу или яркую ткань игрушку. Покажите трубку малышу, спросите: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам воспользоваться палочкой, покажите, как с её помощью можно вытолкнуть свёрток. Разверните его и покажите игрушку, назвав её. Затем дайте такую же трубку малышу и предложите самому извлечь игрушку. На следующем занятии в трубку можно положить цветные кружочки и предоставить ребёнку возможность действовать без предварительного показа, помогая ему при необходимости.

«Поехала куколка в гости»

Цель. Научить пользоваться орудием с приспособлением, учитывая особенности предмета-цели.

Материал. Палочка длиной 25-30см, на одном конце которой есть металлическое колечко диаметром 5см; тележка на колёсиках длиной около 10см с вертикальным стержнем длиной 5см.; кукла-матрёшка или любая лёгкая мягкая игрушка.

Ход занятия. Поставьте на стол тележку с куклой. Пусть ребёнок некоторое время рассматривает её. Накиньте кольцо палочки на стержень и потяните тележку на себя, скажите: «Кукла поехала в гости!».

Затем предложите ребёнку так же покатать куклу, приговаривайте: «Едет кукла к Саше (имя ребёнка) в гости!».

Если ребёнок не надевает кольцо палочки на стержень, а толкает тележку или старается зацепить её сбоку, то следует повторно показать правильный способ действия, обращая внимание малыша на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать его на стержень и подтягивать тележку.

«Ловись рыбка!»

Цель. Научить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.

Материал. Таз или надувной бассейн, сачок диаметром 10-15см, ручка не должна быть длиннее 40-50см.

Ход занятия. Поместите в таз с водой рыбок, уточек, покажите их малышу и скажите: «Посмотри, как рыбки в воде плавают». Затем ловите рыбок сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку». Дайте сачок ребёнку, сопровождайте его действия словами: «Ловись, рыбка большая и маленькая!».

На этом занятии малыш учится применять приобретённые ранее навыки в новых условиях. Сачок внешне напоминает палку с кольцом на конце, но теперь кольцо нужно не накидывать на стержень сверху, а подводить его под плавающую рыбку так, чтобы она попала в сачок и её можно было бы вынуть из воды.

«Достань шарик»

Цель. Научить пользоваться черпаком для вылавливания шарика из воды.

Материал. Черпак диаметром 4-5см с вертикальной ручкой длиной 20-25см; шарики диаметром 3см; высокие сосуды, заполненные водой на две трети.

Ход занятия. Бросьте в банку с водой шарик, скажите: «Ой, шарик упал в воду!» Давайте достанем шарик!». Покажите, как можно его выловить с помощью черпака. Затем усадите малыша за стол или на пол. Поставьте перед ним банку с водой и предложите бросить в неё шарик. Ещё раз покажите, как действовать черпаком, а потом предложите ребёнку самому выловить шарик. Не разрешайте разбрызгивать воду, пусть он играет спокойно.

Примечание. В летние тёплые дни игры с водой, с песком можно проводить на свежем воздухе. Помните, что игра с совочком и формочками относится к разряду игр с предметами-орудиями, а значит, оказывает существенное воздействие на умственное развитие ребёнка.

Воспитатель: Петрина М.В.

Читайте также:  Дошкольный этап развития ребенка

Источник

Ольга Юркина
Формирование действий с предметами-орудиями у детей второго года жизни

В начале второго года жизни у ребенка на основании повседневной практики действий с игрушками и бытовыми предметами складываются представления об их функциональном назначении, но он еще не владеет способами действий с ними.

Заботясь о полноценном психическом развитии маленького ребенка, мы должны помочь ему овладеть способами действия и применения предметов-орудий.

Задачи:

1. Создать условия для перехода детского любопытства в любознательность, познавательную потребность.

2. Развивать способность действовать с предметами-орудиями в соответствии с их свойствами и назначением.

3. Формировать у детей способность воспроизводить в игре действия с предметами-орудиями, наблюдаемые у взрослых.

4. Обобщать накопленный опыт и применять его в различных условиях.

Деятельность с предметами-орудиями формируеткоординацию движений: дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действия их становятся более четкими, развивается глазомер. Игры-занятия с предметами-орудиями способствуют умственному развитию детей раннего возраста, формируют у них ряд новых полезных навыков, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и с воспитателем.

Формы работы: совместная деятельность с детьми (в процессе непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке и режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.

На втором году жизни во время режимных моментов становится задача научить ребенка пользоваться ложкой так, чтобы к полутора годам он мог самостоятельно кушать первые и вторые блюда.

Во время обучения используют:

Метод пассивных движений.

Фиксируют руку ребенка в своей руке; не позволяя переворачивать ложку, учит доносить ее до рта в горизонтальном положении.

Метод неоднократного повторения.

Отпускаем руку ребенка с пустой ложкой, и он погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится (ребенок способен сам горизонтально донести ложку до губ и снять с нее пищу, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось.

Далее с каждым приемом пищи умение будет оттачиваться. Проводим игры-занятия «Покорми мишку», «Кормление куклы».

Учим пользоваться расческой, показываем функциональное назначение расчески и формируем навык ее использования, переносим навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой).

С детьми от 1года до 1г 6месяцев, умеющими ходить, надо проводить игры-занятия,на которых они знакомятся с простейшими приспособлениями: веревочками, привязанными к игрушкам, палками-рукоятками, закрепленными на каталках. На каталках укреплены игрушки и дети с удовольствием катают петушка, бабочку, наблюдая их в движении.

Игры-занятия «Звени, колокольчик!», «Покатаем куклу»; игры с автомобилем подготавливают ребенка к использованию предметов-орудий.

С детьми от 1г6месяцев надо проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», «Поехала куколка в гости»; игры с водой и игры с песком. Игры – занятия с водой знакомят детей со свойствами воды, создают у них хорошее настроение, вызывают радость.

Игры с водой:

«Уточка и утята»

«Переливание воды из чашечки»

«Забавное ситечко»

«Ловись, рыбка»

«Дождь идет»

Игры с водой проводятся в умывальной комнате или летом на прогулке.

В теплое время года организуются для детей игры с песком, показываем детям сухой и влажный песок, обращаем их внимание на то, что сухой сыплется, а влажный песок остается на ладошках. Дети должны научиться целенаправленно использовать совок, формочку, ведерко, уметь копать песок совочком, насыпать совочком песок в ведерко или формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки. Для игры песок обязательно должен быть увлажнен. Игры с песком проводятся в течение лета во время прогулки.

Игры с песком:

— Насыпаем горку для мышки.

— Насыпание песка совочком в ведерко. Строим высокую горку.

Показав способ употребления того или иного предмета, воспитатель следит, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости.

Источник

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Читайте также:  Семья ребенка с отклонениями в развитии и диагностика ткачева

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник