Развитие творчества у ребенка через сказку

Развитие творчества у ребенка через сказку thumbnail

Развитие творческих способностей детей через сказку.

Современное общество испытывает потребность в людях активных, творческих, способных мыслить неординарно. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Так, как же развить творческие способности в ребенке?  Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой, с окружающим миром, и миром человеческих взаимоотношений.

Дети, слушая сказки, хотят помочь и защитить персонажей, переживают за них. Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.

В своей работе создаю условия, чтобы чувства, испытанные детьми во время чтения сказки проявились в окружающей реальности. В различных беседах, играх, драматизациях я стараюсь оживить сказку.

Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате мы совместно с родителями оборудовали центр «Страна сказок». Здесь есть:

—  библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;

— ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по  сказкам, пальчиковые театры,  театр ложектеатр на лопатках, театр шапочек-масок,  с персонажами из любимых сказок;

— аудио и видео записи с различными произведениями;

— сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;  

— настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку»­, «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в тере­мочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото ­«Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раск­раски по мотивам русских народных сказок и потешек­, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «­Лиса и Журавль».

Для развития творческих способностей у детей через сказку я использую различные  методы и приемы:

—  я предлагаю детям «закончить сказку», не дочитав сказку до конца, придумать продолжение самому.  Обдумывая, ребенок фантазирует, переживает события. Но бывает и так, что дети  затрудняются, и тогда я  предлагаю несколько вариантов продолжения сказки, и дети выбирают понравившийся.

— с детьми изготавливаем  поделки для волшебных сказок, рисуем сказочные персонажи, лепим из пластилина атрибуты к театру. Все это играет важную роль в развитии творческих способностей у дошкольников.  После того как  дети прослушали сказку, им нравится рисовать «свое видение» происходящего, показать  характер героев, их настроение.

— предлагаю детям самим рассказать сказки по картинкам.  Это учит детей  последовательно и творчески мыслить, правильно выражать свои мысли.

— театральные постановки детских сказок таких как «Теремок», «Глупый мышонок», «Репка», «Три поросенка» — еще один из моих любимых методов развития творческих способностей детей. Для постановки сюжета сказки, я приглашаю несколько детей, это развивает умение действовать в коллективе. Дети помогают подготавливать костюмы для персонажей, изготавливают маски из бумаги или подручных средств, участвуют в подготовке декораций.  С интересом  используем  кукольные персонажи, фигуры животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок наиболее полно проявляет свои таланты и способности.

— вместе с детьми мы сделали  цветные карточки, которые помогают детям описывать героя или  какую — то ситуацию:  красный цвет – радость; желтый – желание помочь, спасти; белый – выражение справедливости, правоты; синий – чувство жалости; черный – несправедливость, страх. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.

—  провожу игры – беседы, например персонаж одной  сказки встречается с персонажем другой сказки, и они рассказывают о своих приключениях друг другу. Часто в результате таких игр – бесед дети сопоставляют свои поступки с поступками героев, сравнивают, оценивают. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети смотрят на себя со стороны, оценивать правильно свои поступки. Слушая сказку, дети встают перед выбором, дети вынуждены принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это способствует развитию творческих способностей у детей.

Еще один метод,  для развития творческого способностей  который я использую это вопросы  «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?». К примеру: «Что было бы, если бы Иван царевич не сжег лягушечью шкуру?», или «Какое настроение было у зайчика, когда его выгнала лиса из дома?», или  «А если бы лиса не выгнала зайчика из дома, что бы могло произойти?». Дети всегда с удовольствием участвуют в беседе,  они придумывают различные концовки к сказкам, отвечают на вопросы нестандартно. 

После знакомства со сказкой я предлагаю детям: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки. С помощью мимики и жестов мы с детьми играем в игру «Котелок настроения», где ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Совместно с детьми мы организовали выставку «Моя любимая сказка». Дети рисовали свои любимые сказки и героев, полюбившихся им. Затем все рисунки превратились в иллюстрации к «Книге сказок». Дети сами могут по своим рисункам рассказать свою сказку или сочинить новую. Создавая иллюстрации, дети закрепляют в памяти сюжеты прочитанных историй,  тем самым развивают творческие способности.

Для того что бы развить в детях творческие способности мы играем различные игры:

— Игра «Хорошо — Плохо», я предлагаю проанализировать героя сказки назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. 

 — Игра «Нелепицы». В этой игре одни дети рисуют  картинка по любому сюжету — лес, двор, животные. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, заяц с рогами. Другие дети показывают, что нарисовано неверно.

— Танец-импровизация. В этой игру принимают участие неограниченное количество детей. Под музыку ребята изображают самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру. Я провожу эту игру  не только в помещении, но и на открытом воздухе.

 — Игра «На кого похож»». Это игра выявляет талант к пародированию. Суть — как можно точнее изобразить какого либо сказочного героя. Остальные угадывают.

 — Игра «Сказочный куб».   Для этой игры я со всех сторон оклеила изображениями сказочных персонажей куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем. Дети играя представляют себя сказочным персонажем и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.

Знакомя детей со сказкой,  с традициями, бытом народа, дети сопереживают чужой беде, выражают своё отношение к добру и злу. Ребенок испытывает при прослушивании сказки множество эмоций и чувств. Он начинает мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки сказки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственное мнение. Развивая творческие способности у  детей через сказку,  и  используя различные методы и приёмы при работе со сказкой, я стараюсь научились детей  видеть происходящие события с различных сторон.

Источник

Виктория Цаер
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад с №18 «Теремок»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку.

«Детство — это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка — надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

Читайте также:  Коммерческие центры развития ребенка

Д. Родари.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания,но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Творческие способности — это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Главное — это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Организуйте свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творчески помогают сказки. Для этой цели в группе устройте уголок сказки, откуда дети отправятся в страну сказок. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания. В «Уголке сказки» проводите игры-беседы с персонажами сказок.

Противоположные по своим нравственным качествам герои: лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка» — затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения. В результате таких игр-бесед дети научатся смотреть на себя как бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.

Для развития мышления и воображения детям необходимо давать творческие задания.

Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка»были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял».

Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству. Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды,возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Планируя вопросы для беседы о прочитанном, помогите ребёнку разобраться в образе, расскажите своё отношение к нему. Стройте вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом не применяйте никакого давления, оценки, старайтесь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.

Так, не дочитав сказку до конца, предложите другую развязку. Иногда прочитав сказку, дайте несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения. А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы. Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

Следующий метод, для развития творческого воображения — «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?».

В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю». После знакомства со сказкойя предлагаю детям что-нибудь сделать: показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов. Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам. Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».

Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?» Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. При подготовке к театрализации я использую с детьми игры на выражение эмоций, различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения.

Эти упражнения позволяют детям научиться, легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:

1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;

2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его

творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.

В играх-драматизациях используйте сказки постепенно:

1. этап. Знакомьте детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций).

2. этап. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3. этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

4. этап. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, знакомьте детейс разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, на фланелеграфе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы.

Таким образом, дети, знакомясь со сказками, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством взрослых, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Читайте также:  Основные причины нарушений развития ребенка

Источник

Статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»эти слова мы знаем с детства.
Сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом.
Она — универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Поэтому тему, над которой я работаю «Развитие творчества детей через сказку» считаю очень важной. Прежде, чем взяться за эту тему, я определила для себя, что же такое «творческие способности»?
Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Главным считаю в своей работе

это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности.
Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий. Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи:

во-первых , понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему.
Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для этой цели в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок «Сказка моего детства».
В сказочном уголке полумрак, загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.
В «Уголке сказки» провожу игры-беседы с персонажами сказок. Персонажи самые различные: от нарядных кукол, до условных, сложенных прямо на глазах детей, кукол-оригами.
Противоположные по своим нравственным качествам герои: падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко», лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка» — затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Результатом таких игр — бесед явилось то, что дети стали смотреть на себя как-бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.
Полезно и интересно также то, что положительный персонаж (Золушка) выглядит непривлекательно, а мачехина дочка имеет нарядный костюм. В этом случае предпочтение детей проходит проверку на внешнюю и внутреннюю красивость. Дети становятся перед выбором внутренней и внешней красоты, проявляются их собственные нравственные качества.
Домовёнок Кузя, сопровождающий детей в путешествии по «Сказке моего детства», помогает мне использовать нетрадиционный подход в обсуждении сказки, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко.
Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором, включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я стараюсь приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления.

Для того чтобы активизировать детей, выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использую карточки-символы: красный — радуюсь, синий — мне жалко, жёлтый — хочу помочь, белый — справедливо, чёрный — несправедливо.
Пример: Сказка «Морозко».
Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой-ленивицей? С помощью кружочков выясняю, как дети оценивают поступки героев, выбираем жёлтый кружочек, объясняем: «Хотим помочь бабе и её дочке, так как слишком жестоко с ними поступил Морозко».
Даю задание детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери. Дети предлагают: «Пусть Морозко коснётся их волшебным посохом и превратит в добрых людей, они будут работать в королевском дворце и выращивать цветы».
Нетрадиционный подход к использованию сказки позволяет научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев. «Всё можно улучшить и изменить» — творческий девиз наших занятий.
Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение: К сказке «Курочка
Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…»
К сказке «Три медведя»:
«Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?».
Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру.
Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия:
«Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу». Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.
Чтобы помочь детям отойти от привычной, стандартной истории, изобрести новую сказку или эпизод, я использую «Волшебную палочку». В результате дети помогли Колобку стать непобедимым, великаном, Зайцу — храбрым и сильным.
Таким образом, дети действуют самостоятельно, чтобы вывести героя из беды, возникает обратная связь: ребёнок сам творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
«Волшебная палочка» позволяет использовать творческий приём «оживление неживого» (ожило и заговорило старое колесо, рассказал о своей жизни карандаш).
Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному.
При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться. Так, не дочитав сказку до конца, предлагаю другую развязку:«Галчёнок-хромоножка Барахтался в пыли, За ним гонялась кошка, А мы домой ушли». Спрашиваю: «Правильно поступили ребята, которые ушли домой? А что бы вы сделали на их месте?» Иногда прочитав сказку, даю несколько развязок, даже взаимоисключающих. Это помогает детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев. Так как маленькие дети часто просто запоминают правила поведения.
А приём «столкновения развязок» заставляет их не только задуматься над прочитанным, но и вспомнить аналогичные ситуации из своей жизни, творчески подойти к решению проблемы.
Так, сказка «Лиса и журавль» заканчивается тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости, но дети изменили конец сказки, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.
Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» — «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» «Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? — может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку». «Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» «Как вы догадались, какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения С. Маршака «Котята»?
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю -запоминаю».
После знакомства со сказкой я предлагаю детям что ни будь сделать:

Читайте также:  Презентация на тему отклонения в развитии ребенка

вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов.

Решению этой задачи способствует задание «Разные настроения» по карточкам пиктограммам.
Дети выбирают карточку, разыгрывают мимическую сценку и объясняют причину такого настроения. «Я маленькая мышка, я дрожу от страха, потому что где-то рядом ходит кот».
Таким образом, каждый ребёнок проявляет себя в какой-нибудь роли, развивает уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам: «А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя?»

Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству

. При подготовке к театрализации я использую с детьми различные упражнения на развитие внимания, воображения, движения: рубить дрова; волочить «тяжелый» ящик; нести очень «тяжёлый» чемодан; дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое; передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»; передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»; передавать друг другу пустую коробку, по очереди «вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними (достать воздушный шарик, надуть его, развернуть и съесть конфету); «съели кислый лимон» (морщатся); «рассердились на драчуна» (сдвинули брови); «встретили друга» (улыбнулись); «испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот); «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза); «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).
Эти упражнения позволяют детям научиться легче переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. «Расцвели, как цветы», «завяли, как травка», «полетели, как птицы, как раненая птичка», «идёт медведь по лесу», «крадётся волк за зайцами», «жук упал и встать не может». Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества.
Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
1. Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
2. Создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.
В играх драматизациях я использую сказки постепенно:

1этап

.Знакомлю детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,рассматривание иллюстраций). Часто местом знакомства со сказкой становится «Русская горница». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитые рушники создают атмосферу старины, когда тихо потрескивали дрова в печке, тускло горела свеча; бабушка, сидя за прялкой начинала рассказывать удивительные истории. Дети не только знакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, живо представляют себе события сказки.

2этап

. Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3этап

. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации. Дети с интересом выполняют рисунки на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок», принимают участие в изготовлении совместной работы «Иллюстрации к любимой сказке», которая потом превращается в книгу. Игра «Чудесный лес» даёт каждому ребёнку возможность пофантазировать, дорисовать незаконченные фигурки: превратить их в деревья, цветы, бабочки, птички, животных, а потом рассказать волшебную историю с помощью своего рисунка. Таким образом, дети не только развивают воображение, но и речь.

4 этап

. Разыгрывание сюжета сказки. Оформление настольного театра, изготовление домиков из картона, фигур животных. Провожу с детьми дидактические игры по мотивам сказок: «Шкатулка со сказками», «Путешествие в сказку», «Придумай продолжение сказки», «Чудесное превращение точки», которые развивают фантазию, воображение, учат пользоваться предметами-заместителями.

В результате

дети придумывают собственные истории, изображают любимые сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомлю детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол-бибабо, на фланелеграфе.
Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Куклы бибабо, пальчикового театра позволяют усложнить движения кисти. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы и действуют, но для многих детей это серьёзное испытание, им легче говорить от лица куклы.
Персонажами сказок в нашей группе становятся и совсем необычные предметы: старый пень, комнатные растения, шишки, тарелка с ложкой. Взаимодействие с такими предметами, придумывание своих историй помогает стимулировать мышление детей, активизирует речь.
С такими «героями» сказки мне легче объяснить детям, что неприятного произошло у нас в группе, показать «со стороны» переживания: «Про то как тарелка с ложкой поссорились в стране Посудии», «История жизни старого пня». Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить».
Таким образом, дети знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.
Вывод:
Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под моим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров, предметы-заместители. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творчества у ребенка через сказку
Консультация для родителей детского сада. О роли сказок для детей

Развитие творчества у ребенка через сказку
Воспитание сказкой

Развитие творчества у ребенка через сказку
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие творчества у ребенка через сказку
Сказка в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Источник