Развитие творческой личности ребенка

Развитие творческой личности ребенка thumbnail

  Н.Ш. Байденова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

г. Еманжелинск, Челябинской обл.

Формирование творческой личности ребёнка.

 ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач дошкольного образования, определяет обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности, что требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским. 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на развитие ребенка: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, внимание память воображение.

 Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка. Мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. Ученые во главе с Дж. Гилфордом, выделили три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей: во-первых, «Как таковых творческих способностей нет». Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.

Во-вторых, «Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот». Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. В-третьих, «Творческая способность – креативность – является независимым от интеллекта фактором»

Термин «креативность» ввел известный психолог, исследователь творчества Дж. Гилфорд в 50-х годах XX века. Начнем с того, что понятие «креативность» дословно можно перевести    русским словом «творческость». Но креативность, хоть и связана с творчеством, не является его синонимом.

Под творчеством обычно понимают особый вид активности, направленной на создание чего-либо нового: новых вещей, идей, способов деятельности и т. д.. Если говорить кратко, то творчество – это особый вид деятельности, а креативность – способность к этой деятельности. Причем не только некий внутренний потенциал и готовность творить, но и совокупность психических качеств, обеспечивающих внешнюю активность, целеустремленность, решительность, потребность в креативной деятельности.

В настоящее время для описания креативность используется подход, предложенный, по одним источникам, Р. Муни в 1963г., по другим А. Штейном в 1969г., и используемый многими исследователями и сегодня. Исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно возрос, рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Часто эти подходы используются вместе.

Г.С. Альтшуллер, автор программы и методики творческого развития и воспитания на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и используя алгоритм решения изобретательских задач, полагает, что основным компонентом креативности личности являются определенные способности:

  1. Склонность к риску.
  2. Дивергентность мыслительной деятельности.
  3. Эластичность действий и мышления.
  4. Темп мыслительной деятельности.
  5. Изобретательность и оригинальность идей.
  6. Творческое воображение.
  7. Понимание неоднородности объектов и явлений.
  8. Развитость ценностных ориентаций.
  9. Высокий уровень интуиции.

Анализ вышеизложенных положений, определяющих содержательную сущность творческих способностей, позволяет утверждать, что, несмотря на существующие различные точки зрения, ученые пришли к единству в признании необходимых элементов креативных способностей – творческого мышления и воображения. Следовательно, можно определить направления комплексной психолого-педагогической работы по развитию творческих способностей у дошкольников:

  1. Активизация воображения.
  2. Развитие креативных форм мышления, формирующих творческую активность.

Таким образом, одно из наиболее важных условий успешного развития творческой личности — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях: новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Обеспечивает   непосредственность детского восприятия и деятельности.

Креативность включает в себя не только качества личности, связанные непосредственно с творческим процессом, но и такие особенности, которые обеспечивают человеку высокий уровень активности: уверенность в себе, высокую самооценку и позитивный настрой.

Источник

Развитие творческой личности ребенка

Чем шире у малыша кругозор, чем больше у него разнообразных интересов, тем более неординарным станет его мышление в будущем. Развитие творческой личности ребенка — это то, что нельзя упускать из внимания.

Иконка автора
Автор

Ученые утверждают, что творческие люди более приспособлены к жизни, чем те, кто не обладает оригинальным взглядом на жизнь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые родители очень ответственно относятся к такому аспекту воспитания как развитие творческой личности ребенка.

Особенности развития личности ребенка

Особенности развития личности ребенка

Творческие люди – интересные собеседники и заводилы в каждой компании. Кажется, будто они видят окружающий мир совсем не так, как остальные, и мыслят совершенно нетривиально. Все, что делает такой человек, свежо и нестандартно. Иногда такой талант дается как дар свыше, но настойчивым родителям вполне под силу вложить творческое зерно в ребенка своими руками.

Как вырастить интересную и творческую личность? Добиться успеха можно, если не зацикливаться на том, чтобы непременно вылепить из своего чада гения. Одним словом, воспитывать малыша в творческом ключе без фанатизма.

Условия развития личности ребенка

Условия развития личности ребенка

Нестандартное развитие личности ребенка начинают с раннего детства, когда весь мир для малыша – пока еще чистый лист бумаги. Только от креативности родителей зависит, в какие цвета раскрасит окружающую его реальность маленький человек.

  1. Как бы сильно вам не хотелось скупить все игрушки без остатка, найдите силы обуздать себя. В конце концов, ваша любовь выражается не в количестве подарков, а в ласке, внимании и участии в судьбе малыша. Покупайте только те игровые наборы, в которые можно играть, подключив изобретательность и фантазию. Откажитесь от шаблонных игрушек, которые навязчиво предлагает реклама.
  2. Творческое развитие и формирование личности ребенка должно носить не назидательный, а исключительно игровой характер. Заинтересуйте малыша разнообразными наборами для детского творчества. Лепка, рисование, моделирование, аппликация – будущий гений должен попробовать все! Научите ребенка мастерить поделки из природных и подручных материалов, строить замки, роботов и корабли из деталей конструктора, вместе с малышом освойте игры, в основе которых лежит ассоциация. Отличный стимул для развития творческого мышления – домашний кукольный театр, кукол и костюмы для которого можно смастерить самим.
  3. Когда ребенок достигнет 5-6-летнего возраста, помогите ему прикоснуться к прекрасному. Откройте перед будущим ценителем искусства двери театров, музеев и картинных галерей.
  4. Много читайте с малышом: любимые сказки расширят его словарный запас, а заучивание стихов станет отличным тренажером для памяти и внимания.
  5. Каждый человек от рождения умеет делать что-то лучше других. Присмотритесь к своему ребенку: возможно, он красиво рисует или хорошо танцует? Помогите малышу развить этот скрытый потенциал, записав его в соответствующий кружок.
  6. По возможности, больше путешествуйте. Поездки расширят кругозор вашего ребенка, подарят ему новые эмоции и впечатления.

Откажитесь от шаблонных игрушек, которые навязчиво предлагает реклама

Мудрецы утверждают, что, прежде всего, нужно воспитывать не ребенка, а себя. И они, несомненно, правы. Не получится вырастить творческого и неординарно мыслящего человека в бездуховной и серой среде. Проанализируйте свой образ жизни: может, вам тоже стоит чему-нибудь научиться? Насыщенная яркими впечатлениями жизнь родителей непременно скажется на становлении ребенка как личности самым лучшим образом.

Иконка автора
Автор

Предыдущая статья

Мамочкины истории. Рассказ о потерянном времени

Бесценные минуты материнства! Как их не тратить на ненужные вещи и события, а насладиться ими на всю жизнь.

Также интересно

Неожиданное письмо из техподдержки

Истории и притчи

Неожиданное письмо из техподдержки

В поисках честного и правдивого ответа она решила просто написать письмо в техподдержку. Не надеясь получить ответ, она стала заниматься своими прежними делами, как вдруг ей пришло уведомление о новом письме.

Написать комментарий

Написать комментарий можно после авторизации.

Источник

Марина Семенова
Формирование творческой личности

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки,аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи о художественных возможностях изобразительного искусства.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, раннее не создаваемого произведения. Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б. М.Теплова: «Главное условие,которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». Следовательно, возникает большая педагогическая проблема – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта?

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразность и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно чтоб всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Зачастую на практике специфика изобразительной деятельности игнорируется, сама деятельность ставится в ряд с другими видами деятельности, что приводит к формализации педагогического процесса. Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать. Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.

Формализм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. Маленький художник стремится передать свои впечатления от окружающего мира. Внесение дополнений будит его воображение, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так ребенок творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.

Формализм, неправильная постановка обучения часто бывают связаны с непониманием педагогом в программах и методических рекомендациях обязательного, рекомендуемого и вариативного. Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически воспринимают опыт своих коллег и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, отдельной группы детей.

Руководители разных рангов при анализе деятельности педагога буквально считают детские рисунки, аппликации и сравнивают их чуть ли не поштучно, требуя сохранения всех детских работ для проверок. Но ведь детские работы должны «жить» в детском учреждении, использоваться в его интерьере, в играх детей, на праздниках, они могут быть подарены родителям, друзьям, гостям. Их можно использовать и для организации выставок детского творчества не только в детском саду, но и за их пределами. А вместо этого все шедевры лежат в шкафу для отчета.

Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей и стремление воспитателя все сделать самостоятельно: приготовить все и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. Совсем другое дело, когда ребенку предлагают самому взять лист бумаги со стола воспитателя и решить, как его лучше положить, чтобы картина получилась красивой.

Одним из существенных недостатков организации изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации, лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений. Творчески работающий педагог может предложить детям разные игры-упражнения, в результате которых возникнет выразительный образ, но прежде чем предложить детям использование какого-то приема, следует попробовать его самому.

Не стоит забывать о таком прекрасном дополнении в изобразительной деятельности как музыкальное сопровождение. Работая в тесном контакте с музыкальным руководителем, подобрать произведения классиков, современных композиторов. Музыка во время творческой деятельности детей звучит тихо, не отвлекая внимания, создавая спокойную эстетическую обстановку, положительное эмоциональное настроение.

Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу наиболее эффективной и приносящей радость детям.

Источник

Елена Семина
Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.

Обращаясь к проблеме развития детского изобразительного творчества, выявив его понятие, а также критерии оценки и уровни развития, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению – детскому дизайну. Наша задача показать возможности детской дизайн-деятельности в развитии изобразительного творчества детей.

История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной».

Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Первая же дизайнерская контора появилась в США в начале 20-го века. Американский дизайн не ассоциируется с видом искусства, а создает впечатление о том, что служит для материальных целей раскрутки товара. Наиболее яркими примером американского дизайна является серия деятельности таких фирм как Nokia, Filips, Motorola, Siemens и Samsung.

Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. «Disegno» – это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В истории нашей страны встречались такие обозначения дизайна, как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика».

Как считает Г. Н. Пантелеев, «период проникновения дизайн-культуры в Россию назван «эпохой протодизайна». Мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создали образцы утилитарного искусства, сочетая в изделиях быта и орудиях труда единство красоты и целесообразности». Он дает свое определение понятия дизайн. Это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты.». Ярыгина А. дает несколько иное определение данного понятия – «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом».

Предпосылками дизайнерского искусства являются:

• прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов;

• экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн, выставочный дизайн, Web-дизайн.

Анализируя различные работы исследователей дизайна мы выяснили, что сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.

Для развития творческого воображения дошкольников применимы различныепедагогические технологии: «Детский дизайн» (автор Г. Н. Пантелеев, «Детский дизайн» (автор Н. Л. Давыдова, «Графический дизайн» (автор А. И. Ярыгина).

Гибкое, неординарное решение проблем, умение быстро переключатся с одной идеи на другую, способность работать в необычной обстановке, умение видеть что-то особенное в рутинном, и что-то рядовое в особенном — все эти характеристики символизируют человека с креативным мышлением. Если ты не гений от рождения, то при всем твоем желании супер-человеком ты не станешь, а вот креативные характеристики можно очень даже неплохо развивать.

Именно это положено в основу технологии дизайн – деятельности, разработанной Георгием Пантелеевым, представляющую собой форму взаимодействия детей и взрослых через организацию таких типов детского дизайна,как:

• плоскостной (аппликативно-графический);

• объемный (предметно-декоративный)

• пространственный (архитектурно-художественный)

Типы детского дизайнапо Пантелееву реализуются в трх направлениях деятельности:

«аранжировки»;

дизайн одежды;

• декоративно-пространственный дизайн.

Данную технологию мы адаптировали в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с условиями детского сада для повышения эффективности развития их творческого воображения.

Источник