Работа с ребенком на развитие познавательной сферы

 Развитие  познавательной сферы у детей дошкольного  возраста.

 Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности. 
 Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. 

Развитие  познавательной сферы у детей совершается в процессе воспитания и обучения, способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:  

  1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.  
  2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.  

Все виды деятельности способствуют развитию основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. По сравнению с дошкольным возрастом качественно меняется содержание этих процессов и их форма.
Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Им бывает трудно сосредоточиться на неясном, непонятном, неосмысленном материале.  Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольности восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у детей еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Ребенок легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление.

Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. У детей вырабатывается осознание и различение мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Также в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально дети пользуются самыми простыми способами – длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого – формирование осмысленного запоминания.

Мышление. В развитии мышления  дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями.

Воображение. Воображение в своем развитии проходит  две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов – это продуктивное воображение. Речь. Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь  разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Особенностью является также формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

Условия и  факторы,  влияющие на  развития   познавательной сферы у детей дошкольного  возраста.

Одним из важнейших факторов развития   познавательной сферы у детей дошкольного  возраста  является создание условий,  способствующих формированию их  способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола,  выделили четыре основных условий успешного развития  способностей детей.  

Первым шагом к успешному развитию способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития  способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.  

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития   способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое  условие  успешного  развития   способностей  заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Читайте также:  Мягкая игрушка и развитие ребенка

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Воспитание способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

  Развитие мелкой моторики ребенка

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук — один из показателей психического развития дошкольника
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
  • В школе, очень медленный темп письма.

В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. 

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

Старший и подготовительный возраст

— кляксография обычная и трубочкой;

— монотопия предметная и пейзажная;

— печать по трафарету;

— раздувание краски;

— расчёсывание краски;

— рисование нитками;

— рисование солью;

— батик (рисование по ткани) и другие.

Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.

Основная техника печатки.

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Читайте также:  Процесс развитие ребенка от 1 до 2 лет

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:

•        при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.

Упражнения с карандашом.

Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребёнка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического его воспитания.

Игры с палочками.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.

Физкультурные минутки.

Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счёта имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.

Упражнения в тетради.

Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребёнок знакомится с тетрадью, её разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счёте клетки, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.

Игры с различными предметами и материалами.

Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.

Источник

Светлана Зеткина
Игры и упражнения для развития познавательной сферы дошкольника

Воспитатель: Зеткина С. Е.

Пояснительная записка

Игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания, памяти и т. д., творчески решать различные проблемы.

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому стараюсь выбирать задания, которые носят занимательный характер. Не допускать переутомления малыша.

Основная задача взрослых заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, пробуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения. Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение должны строиться на гуманных началах, с учетом равноправного участия ребенка. Общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности и ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.

ВНИМАНИЕ — сквозной психический процесс, пронизывающий все интеллектуальные функции и обеспечивающий успешность интеллектуальной деятельности.

Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

ПАМЯТЬ — является основой всей психической жизни личности и представляет собой ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми, человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.Индивидуальные особенности психической функции характеризуют следующие параметры: объем, точность, мобилизационная готовность и уверенность в правильности воспроизведения.

МЫШЛЕНИЕ — это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли.

При развитиимыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.

Развитиюнаглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его построить или собрать.

Развитие образного мышления – одно из важнейших, но отнюдь не единственное направление умственного развития дошкольника. В значительной мере готовность к школе определяется и уровнем развития словесного мышления. Поэтому важной стороной подготовки становится обучение ребенка пересказу и самостоятельному сочинению разных историй. Благодаря этому у него формируется умение вычленять основное содержание услышанного, следить за последовательностью событий и последовательно излагать собственные мысли. А значит, и сама мысль упорядочивается, приобретает ясную и четкую форму.

Читайте также:  Гармоничность развития ребенка высокое

ВООБРАЖЕНИЕ — это психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

«ДА И НЕТ» (любимая игра дошкольников)

«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы,но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова,например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.

«ЛОТО»

«ДОМИНО»

«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

«ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО»

Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

«НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

«НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК»

Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-, нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.

«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

«ЛАБИРИНТ»

Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

«СКОЛЬКО ЧЕГО?»

Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.

«ДОРИСУЙ»

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их.Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

«ЗАЧЕРКНИ»

Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

«ПОИЩИ СЛОВА»

Педагог предлагает детям на слух в «длинных» словах найти «короткие» (пе – сок, ры – бак, Бо – рис, пи – рог, ку- лак, кле – щи, свис – ток, про –вода и т. д.).

«ЗАПОМНИ ВСЕ СЛОВА»

Воспитатель называет 5 разных предметов и просит ребёнка повторить все слова вслух.Например: мяч, дверь, банан, кот, сапоги. С начало ребёнок может называть слова в разброску, а затем в той последовательности как услышал. Количество слов нужно увеличивать до 8 – 10.

«ЦВЕТНЫЕ ШАРЫ»

Дети на слух восстанавливают цветовую гамму шаров в той последовательности, как это требует задание.

«Найди различие»

Ребёнок учиться сравнивать две картинки между собой, находить признаки сходства и различия.

«КТО ЧТО ЛЮБИТ?»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Транспорт., птицы. и т. д. «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т. е. подходящие с подходящими.

«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» или «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ»

Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

1. птица-гнездо, собака -…

2. куртка-ткань, сапоги-…

3. лошадь-жеребенок, корова-…

4. книга-обложка, дом -…

5. собака- щенок, человек-…

6. каша-ложка, мясо-…

7. лодка-вода, поезд-…

8. белка-дупло, человек — …

9. цветок-стебель, дерево-…

10. окно-подоконник, шкаф — …

11. береза-листья, сосна — …

12. солнце-светло, ночь-…

13. шуба-пуговица, ботинок -…

«ВЫПОЛНИ ДВИЖЕНИЯ»

Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного — подпрыгни, если услышишь название птицы — взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

«СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ»

Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

— сапоги и носки

— пианино и скрипка

— чайник и тарелка

— яблоко и мяч

— девочка и кукла

— часы и термометр

— доска и стекло

«РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Послушай задачки, подумай и реши их.

Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?

Чем больше уделить внимания развитию познавательных процессов на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Источник