Развитие творческого потенциала ребенка в театрализованной деятельности

Ирина Ефременко
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Каждый из нас как педагог задается вопросами…Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Приоритетным направлением в своей работе считаю развитие творческих способностей

у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Опыт проводимых занятий позволил мне сделать вывод, что театральные игры

создают благоприятные условия для развития чувств партнерства, освоение способов

позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное развитие,

совершенствуется диалогическая и монологическая речь, в так же её выразительность.

К нам приходят дети уж в среднем возрасте. Результаты диагностического обследования показывают, что большинство детей не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованны на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду. И на педсовете наши педагоги приняли решение создать программу (вариативную часть) по театрализации «В гостях у сказке». Создали учебный план, разработали сами занятия.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Развитие эмоционального мира дошкольников.

2. Развитие интонационной выразительности речи.

3. Развитие и совершенствование детской пластики.

4. Игры (театрализованные, драматизации, превращения).

5. Разыгрывание сказок.

Работа по театрализованной деятельности проводится в среду, во второй половине дня и проходит в игровой форме. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия у нас выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае не сводится к подготовке выступлений.

Примерная структура занятия по театрализованной деятельности:

1. Ритмическая разминка

Ритуал начала занятия это- игры способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом.

Игры:««Передай улыбку», «Телеграмма», Передай хлопок», Ребенок посылает хлопок стоящему рядом, т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот передает дальше по кругу и в обратном направлении.

«Солнечные лучики» Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

«Комплименты» «Волшебный клубочек». Клубочек», «Найди друга», ««Рукавички», «Утка, утка, гусь», «Рычи, лев, рычи», «Поварята»и т. д.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций «Уходи, злость, уходи!», «Два барана», «Тигр на охоте», «Минутка шалости и минутка тишины», «Ругаемся овощами», «Нет! Да!», «Каратист», «Подушечный бой», «Злая кошка».

2.Речевая разминка:упражнения на дикцию и артикуляцию:

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Произнесение отдельных фраз с различной интонацией: радостно, удивленно, обиженно, сердито, жестоко. Иронично. Насмешливо, грубо, вопросительно, капризно и т. д. Например –песенка Козы (от лица Козы, от лица Волка)

Различные скороговорки для развития дикции: «Вез корабль карамель», «Курочка по зернышкам», «Маша шла, шла, шла» и т. д. «Диалогические скороговорки».

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки. Или делятся на 3 группы. 1группа –«Расскажите про покупки?»2 группа – «Про какие покупки?»,

3 группа – «Про такие покупки». Все – «Про покупочки (3 раза) мои» (постепенно темп увеличивать)

Разыграние мини- сценки:

«Еж – чистюля». Т. И. Петрова, Потешка «Кисонька- Мурысонька»,

«Еж и лиса». В. Фетисов.

Выразительная декламация стихотворений: Л.Шевченко: «О котах и кошках расскажу немножко», «У реки», «Времена года», «В гостях у Кати» и др. И.Токмакова: «Ели», «Снеговик», «Гусеница».А.Барто: «Бычок», «Зайка», «Котенок», «Мишка», «Машина». С.Насауленко: «Лошадка», «Курочка и петушок», «Бегемотик» и т. д.

3. Ритмопластика

Ритмопластика – это игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. На театральных занятиях дети не просто учатся петь, двигаться и танцевать, действовать с теми или иными предметами. Они пробуют раскрыть тот или иной образ различными театральными приемами: жестами, мимикой, пластикой тела.

Упражнения:

а) для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки» и т. д.

б) на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Расскажи сказку жестом», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)», «От лица различных персонажей поймай бабочку (муху)», «Изобрази прогулку семейства трех медведей».

При выполнении данных упражнений важно внимательно следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремилась разнообразить свои движения, мимику.

в) «Расскажи стихи руками»«Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Радость», «Мы – шоферы», «Футболисты – проказники», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Веселый оркестр», «Я все умею», «Рыбка плавала в пруду», «Сосулька», «Паучок – ткач», «Дождевые червячки».

г) игры на пластику (ритмические упражнения)«Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот», «Дети по лесу гуляли», «Я иду, поднимая ножки».

д) Ритмопластика под музыку, помогает творчески использовать пластическую выразительность. Например под песню «Губки бантиком»(исп. К. Орбакайте) «У Оленя дом большой», «У жирафа пятна, пятнышки везде», «Зверобика, «Песня Кота Леопольда», «Веселые лягушата», «Шел по лесу музыкант» и т. д.

4. Театральная игра. Упражнения и этюды

Для того, чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научить детей владеть своим телом (произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Этому помогут игры – превращения. Они должны научить будущих актеров выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно движение маленького актера.

Театральные игры такие как ««Веселый Старичок-Лесовичок» ,«Поиграем. — угадаем.» (АБосева, «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем» и. т. д.

Упражнения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Маятник», «Паровозики», «Незнайка», «Крылья самолета и мягкая подушка», «Мельница», «Кузнечик», «Лисичка подслушивает», «Танец розы», «Игра с платком», «Отгадай, кто мы», «У зеркала (ролевая гимнастика)». Игра «Кактус и ива»

Читайте также:  Курсовая работа влияние типа семьи на развитие личности ребенка

По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы, по команде «Ива»«превращаются в иву» (расслабляют мышцы)

Театральные этюды должны развивать детское воображение, обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды: «Был у зайца дом как дом», «Капуста», «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Кошки – мышки», «Мишка косолапый», «Звонкий день», «После дождя», «Игра в лесу», «Лошадки». Например этюд «Хвастливый заяц».Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Этюды на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Тепло – холодно», «Грязная бумажка», «Обиделись», «Мне грустно», «Испугались забияку», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы», «Не сердись!», «Восторг», «Артисты пантомимы».

5. Разыгрывание сказок.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев.

Театрализация сказки позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Если сказки знакомая, такие как «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя» то мы с детьми вспоминаем и играем по ролям.

Если произведение новое, например «Маша Обедает» «Кто колечко найдет», «Кто как считает?» М. Карим. Мы вначале работаем над текстом.

Это чтение сказки, беседа по содержанию; пересказ сказки по сюжетным картинкам и уж затем идет рассказывание сказки по ролям.

Из опыта работы могу сказать, что очень хорошо проходят театрализованные представления, сценки, мюзиклы по сказкам на утренниках. Проводили утренник в подготовительных группах на 8 марта по сказке «Муха –цокотуха», на праздник осени проводили «сказка «Кот Федот и кошка Матрешка». Где у всех детей была возможность проявить самостоятельную художественную деятельность. Танцевали и семейство петуха, гуси-грузины, цыганки, скоморохи, продавцы на ярмарке.

Так же с подготовительными детьми проводили осенние посиделки.

В 2018 учебном году со старшими детьми на праздник Осени ставили сценку «Пчелки-лучшие подружки», на 8 марта готовим сказку «Соленный колобок», где опять примут участие вся группа. Кроме основных героев, еще будут мальчики помогать деду месить и печь колобок, исполнять танец «Пекарей», а девочки будут исполнять танец цветов, потом их колобок соберет и подарит бабушки.

А в апреле проведем мюзикл «Волк и семеро козлят». Так из простой сказки будет происходить превращение в новую, более интересную сказку. С танцами, песнями, играми.

Для обеспечения положительного результата совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудован театральный уголок, уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. Есть пальчиковый, настольный, куклы-биабо, театр на перчатках.

Конечно вся работа по театрализации не проходит только на специальных занятиях, она идет постоянно в течении дня, сочиняем истории, сказки, проводим конкурсы, викторины по сказкам, конкурсы чтецов.

Птица говорун, помогает произносить скороговорки, сочинять рифмы,

Очень нравится мне применять платковые куклы. Применение платковых кукол развивает пластику, координацию движений. Мы их используем и в драматизации, и на утренниках, так на праздник день матери мальчики танцевали танец «Аленушка», и на занятиях «Приходит то Бабушка-загадушка, то «Дед Зная».

Изучая литературу по теме самообразования, меня заинтересовало учебно-методическое пособие М. И. Родиной и А. И. Бурениной «Кукляндия» своей яркостью художественного музыкального материала. Здесь присутствуют все виды театральных кукол, как уже давно известных, так и уникальных, используется современная и классическая музыка, есть также фонограммы детских весёлых песенок, обширный игровой репертуар, который может использоваться и как тренинг на занятиях, и как материал для проведения досугов и театрализованных представлений.

Игры- сказки, с помощью перчаток по этой методике на развитие мелкой моторики стала уже использовать в своей работе. Упражнения «За грибами», «Облако и птичка», «Необычные существа», сценка «Необычная планета».

Так же игры с бусами, с браслетами все это по методике Маий Родиновой, как нетрадиционное направление театрального искусства, – необычайно выразительно и чрезвычайно неизведанное.

Марионетки на руку из старых детских колготок и носков вызывают полнейший восторг у моих детей! Думаю, всем знакомы эти куклы, сделанные своими руками, — просовываешь в носок сложенную ладонь, и кукла разговаривает.

В планах изготовить и использовать куклы марионетки с подготовительной группой на следующий учебный год. Переходя в подготовительную группу мы хотим, чтобы самим дети выступали в роли режиссера, сценариста, декоратора.

Каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми.

Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.

— Обучаться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому значимым моментом является систематическая работа с родителями.

Привлекали родителей к изготовлению пальчикого театра, штоковых гусениц, червячков, и конечно в планах шире привлекать их к совместным постановкам мюзиклов, спектаклей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам.

Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Источник

Яна Глебова
Из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей. Дети в этом возрасте любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и многие другие. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

Читайте также:  Значение родного языка в воспитании и развитии ребенка

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО «Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками». Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Меня, как творческого педагога, привлекла театрализованная деятельность в детском саду, которая даёт возможности раскрытия творческого потенциала ребенка.

Вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль, быть похожими на героев сказок, совершать их подвиги. Сказка и игра во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. «Волшебный край» — так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому я считаю, что заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром, через образы, краски, звуки, осваивают способы эмоционального выражения. Ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Таким образом, целью моей работы является: развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

1. Приобщать детей к театральной культуре;

2. Обучать элементам актерского мастерства;

3. Формировать навыки общения и коллективного творчества.

Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия: предметно-пространственная развивающая среда в группе; организация систематических занятий по театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели мною была изучена методическая литература. Созданы картотеки театральных игр, этюдов, игр на выражение различных эмоций, превращений, пантомимических и интонационных упражнений на развитие речи, пластики, мимики, жестов, имеются мультимедийные приложения.

Начала работу по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Чтобы создать максимально комфортные условия для творчества детей, в группе создала центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки». В данном центре располагаются различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей, атрибуты для разнообразных игровых позиций, ширмы для показа кукольного театра, костюмерная. Итогом моей работы на данном этапе стало участие и победа в смотре – конкурсе «Театральные уголки» организованном в нашем ДОУ.

Хочу отметить, что формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности всецело зависит от педагога. Необходимо, уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к перевоплощениям, владеть актёрским мастерством.

Я решила организовать в своей группе кружок по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра». Разработала программу кружка для детей 3-7 лет, использовала методические пособия «Театральная деятельность в детском саду» под редакцией Щёткина А. В., «Театрализованные занятия в детском саду» под редакцией Маханёвой М. Д. Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами, театральной культурой. Поэтому, в учебно-тематическом плане кружка я выделила три направления работы с детьми:

«Основы театральной культуры»

«Основы актерского мастерства»

«Театральная мастерская»

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность,в которой наиболее ярко применяется принцип обучения: учить играя. Поэтому, в организации театрализованных игр с детьми использую игровые технологии,применяю практические методы обучения:

• игровой импровизации;

• действенного анализа;

• словесный.

В работе с дошкольникамисоблюдаю основные принципы организации образовательного процесса:

— Последовательности – любая новая ступень в обучении ребнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

— Наглядности — дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельности — включение ребнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

-Интеграции — интегративность всех видов детской деятельности,

реализующихся в образовательном процессе.

-Дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

— Возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

— Преемственности взаимодействия с ребнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

Все занятия по театрализованной деятельности провожу с использованием интеграции, т. е.в него включается: чтение художественной литературы, музыкальное сопровождение, сенсорное восприятие, математика, пение, танцы, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

Театрализованную деятельность включаю в организованную образовательную, совместную и самостоятельную деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми для организационного момента ввожу персонаж, как игровой приём и форму обучения, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

В совместной и самостоятельной деятельности c детьми использую такие формы работы как:

• знакомство с различными театрами,

• разучивание стихов;

работу над этюдами;

• разыгрывание сказок, сценок,

• ролевые диалоги по иллюстрациям,

• самостоятельные импровизации;

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• изготовление декораций к спектаклям.

В рамках программы кружка дети знакомятся с основами театральной культуры: театральным искусством и профессиями людей, работающими в театре, правилами поведения в театре, учатся выражать свое отношение к прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям. Все театральные постановки нуждаются в музыкальном сопровождении, для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. В нашем детском саду музыкальным руководителем основан «Театр юного зрителя», который на протяжении 15лет радует детей своими постановками. Актеры театра — это мы, педагоги ДОУ,для своих воспитанников ставим спектакли по сказкам: «Репка», «Теремок на новый лад», «Секрет красы от мадам лисы», «Гуси-лебеди», «Три медведя» и другие. Приобщая детей к театральной культуре, стараемся, чтобы увиденное представление осталось в памяти, принесло радость, для этого создаем красочные костюмы, декорации, оформляем пригласительные билеты. Чтобы ребята почувствовали себя настоящими зрителями, взаимодействуем с другими театральными коллективами из городов Кемерово, Барнаула, Новосибирска. Актеры мини-театров «Чародеи», «Муза», «Зазеркалье» радуют детей своими театральными постановками. ТЮЗ и сотрудничество с театральными коллективами это накопительный опыт, который способствует развитию у детей умений быть доброжелательными зрителями, досмотреть и дослушать до конца представление, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

Читайте также:  Развитие воли у ребенка

В разделе программы кружка «Основы актерского мастерства» развиваю коммуникативные способности детей, способности к чувственному восприятию образа персонажа и его раскрытию с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Использую этюды на воспроизведение отдельных черт характера. Мной были организованы постановки сказок «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Колосок», «Репка», и другие. Любимые герои становятся образцом для подражания, что положительно влияет на формирование личности в целом. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей. Я считаю, что немаловажную роль играет взаимодействие старших и младших дошкольников в детском саду. Дети старшего дошкольного возраста демонстрируют свои театральные способности для детей младших групп.Результат данного взаимодействия следующие кукольные представления: «Как Петрушка учил Бобика выступать», «Зайкина тётя», сказки «Теремок», «Репка» и другие постановки.

Поддерживая детскую инициативу и активность, способствую развитию творческих способностей детей через проектную деятельность. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые места. В районом фестивале творческих проектов дошкольников и младших школьников «Радуга», в номинации «Театральное творчество» ребята представили проект «Русская игрушка — озорник Петрушка» и стали победителями в данной номинации.Результат проекта: сделанная детьми кукла «Петрушка», показ театрального представления «В гостях у Петрушки». Дети принимали участие в муниципальном фестивале театральных коллективов ОО Чулымского района «Магия театра» с постановкой «Под грибом». В номинации «Драматический спектакль» заняли 2 место.

В возрасте 6-7 лет дети начинают раскрывать свои умения, творческие способности в театральной мастерской. Процесс подготовки к театральным постановкам даёт возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли художника, декоратора — изготавливать атрибуты и декорации для спектаклей. Совместно с детьми готовлю декорации для драматизации сказок, мастерим игрушки из бумаги, картона, рисуем афиши и пригласительные билеты. Свои впечатления от просмотренных спектаклей и самостоятельных выступлений дети отражают в рисунках. Все это доставляет ребятам огромное удовольствие, а если детям нравится, то, чем они занимаются, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников,где я использую следующие формы взаимодействия:

• Анкетирование «Театральная деятельность детей»;

• Папки-передвижки «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника», «Играем в сказку»;

• Консультации «Домашний театр»; «Играем вместе – создаём театр»;

• Памятки «Как развить интерес у дошкольника к театрально-игровой деятельности», «Сказка – это важно», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребнка»;

• Рекомендации «Кукольный театр дома».

Предлагаю родителям в домашних условиях, помочь разыграть полюбившуюся сказку, рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра. Родители принимают активное участие в тематических вечерах, являются изготовителями декораций, костюмов. Использую спектакли и как часть родительского собрания.Дети показывали спектакль: «Новые приключения колобка», «Репка», мини-сценки «Чья мама лучше?», «Приходила коляда», праздник «Осенняя ярмарка» и другие. Организация таких выступлений способствует развитию творческого потенциала детей. Возможность «спрятаться» за маску, действовать от имени персонажей помогают ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, и сыграть свою роль, почувствовать себя настоящими актерами. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.

Наблюдая за детьми, беседуя с ними, я вижу результат своей работы, ребята с большим желанием участвуют в постановке сказок, ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Этому свидетельствует проведенный мониторинг уровня развития дошкольников по методике Т. С. Комаровой с детьми 5-6 и 6-7 лет в начале и в конце учебного года.

Результаты показывают положительную динамику в развитии творческих способностей детей: у них повысился интерес к театрализованной деятельности; усовершенствовались исполнительские умения в создании художественного образа; расширились представления об окружающей действительности; они научились правильно оценивать свои и чужие поступки, понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Дети стали больше проявлять активность, инициативность, появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказки. Сформированы нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

С учётом анализа собственного опыта сделала вывод: что система проведённой работы оказалась эффективной в моей практической деятельности с детьми, театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников.

Внедряя в образовательный процесс в ДОУ театрализованную деятельность, мы делаем жизнь детей содержательной и интересной, наполняем ее радостью творчества и яркими впечатлениями. Театральное искусство вводит детей в мир прекрасного, развивает сферу чувств, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру с помощью чувств. Так, давайте же воспитывать в наших детях чувство прекрасного, которое они пронесут через всю свою жизнь!

Литература

1. Артмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

3. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:

«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)

• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)

«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)

4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

5. Калинина Г. С. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

6. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974

7. Маханёва М. Д. Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений —М.:ТЦ «Сфера», 2001.

8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

9. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» — М. Мозайка-синтез, 2007г.

Источник