Развитие творческого потенциала ребенка средствами искусства

Развитие творческого потенциала ребенка средствами искусства thumbnail

Ольга Пилюгина
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности

Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности

В одной из книг Л. С. Выготский писал, что «высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением процессу человека».

Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления,вырабатывает умение создавать новые образы разными способами. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается как личность, пробует свои творческие способности. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Основной целью педагогической идеи является поиск таких стимулов к творчеству, которые позволили у ребёнка подлинное действенное желание «сочинять».

Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть.Исходя из этого вытекают задачи:

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально — эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

Способствовать пониманию положительных и отрицательных (ярко выраженных и переходных) эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;

Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то,что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.

Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разнымивидами искусств;

Применять анализ детской работы как обучающий метод;

Развивать речевую активность детей в процессе изодеятельности;

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало

внимание учёных и практиков, художников, писателей.

Известный отечественный художник — график В.А Фаворский писал: «Было бы черезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».

Хочется, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости, тому, в чём ребёнок нуждается сейчас. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям изодеятельности нужно отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.

Формирование творческого потенциала детей идёт за счёт использования разнообразных методов и приёмов работы в трёх направлениях художественно изобразительной деятельности: художественное рисование, художественная аппликация, художественное конструирование.

Художественное рисование.

В своих рисунках дети изображают свои фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, их отношения с собой, с семьёй и окружающим миром. Ребёнок выделяет из действительности только то. Что кажется доступным вниманию.

Прежде всего художественное рисование стимулирует ребёнка к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Использование новых технических методов и приёмов помогает детям увидеть многообразие и красоту окружающего нас мира.

Художественная аппликация.

Название «аппликация» происходит от латинского слова application – прикладывание. Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на определённом фоне. К таким традиционным для аппликации материалам, как бумага, растения, солома,прибавляется новый: ватные подушечки, диски, шарики, цветные салфетки, синтепон, которые открывают новые возможности для изготовления интересных игрушек, поделок, подарков, картин. Это материал безопасен для детей (разрешён к использованию Минздравом РФ, доступен и не дорог, не требует от ребёнка дополнительных навыков и подготовки к работе (всё оформляется без ножниц и других режущих инструментов). И наконец, он представляет большой выбор цветов и оттенков.

Техника «скульптурной» аппликации основана не только на обрывании, вырезании, но и на скатывании (в шарики, столбики, колечки, приминании, сплющивании, наложении деталей.По своей пластике она похожа на технологию работы с пластилином и глиной: заготовки податливы и легко меняют форму. Этот материал сочетается с любым другим.

Художественное конструирование.

В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним. Используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

Читайте также:  Программ для развития ребенка 6 лет

Специфической, отличительной характеристикой художественного конструирования является то,что включает два компонента: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный (преобразование схематического изображения в характерный образ,которые дополняют друг друга: свёртывание одного компонента предполагает развёртывание другого.

Моделирующий компонент обеспечивает основу конструктивной деятельности, но для художественного отражения действительности его недостаточно.

Выразительная сторона конструктивного действия обеспечивает выражение ребёнком своего отношения к действительности через выбор изобразительных средств, т. е. элементов определённого цвета, формы, величины, и композиционного решения. Выбор выразительных средств не предусматривает какого – либо одного варианта, поэтому и отражает художественно – символическую сторону конструктивного действия. Действие «снятия» является необходимым условием проявления индивидуальности. Лишь при наличии данного преобразования конструкция приобретает определённое значение.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала: «…так как руки, глаза чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Распознанное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника».

Мы уже говорили, что с помощью взрослого у ребёнка вырабатывается умение создавать новое, изображать разными способами. Создание новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий есть процесс воображения.

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, О. Н. Дъяченко доказали возможность формирования воображения на ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в гибком использовании элементов опыта. А. Энштейн считает, что воображение «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное – самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике (нетрадиционные графические техники рисования, техники художественной аппликации, художественное конструирование). Для малыша художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер. Способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов. Дети обогащают свой сенсорный опыт.

Выявление уровня творческой индивидуальности детей идёт по следующим параметрам:

1. Умение принять цель;

2. Умение выбрать материал, организовать рабочее место;

3. Сформированность умений и навыков в художественной деятельности;

4. Творческий характер деятельности;

5. Результативность и самостоятельность в достижении результат;

Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.

Средний уровень: самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточное умение, замысел реализован частично.

Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Результаты диагностики показали. Что качество знаний и умений наших детей стало намного выше, творческая активность возросла.

Источник

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Автор: педагог дополнительного образования

по изобразительному искусству и дизайну

МБОУДОД  ДУМ «Мечта» г.о. Тольятти

Усачёва Елена Анатольевна

                                                              План.

  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.
  2. Основные принципы построения программы
  1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.
  2. Использование различных материалов и техник на занятиях.
  3. Интегрированные циклы как условия развития детского творчества.

А) создание коллективных работ

Б) сочинение детьми сказок на занятиях

В) чтение стихов, пение песен

Г) постановка спектаклей

Д) создание костюмов, декорации

  1. Тесный контакт  с родителями
  2. Анализ и оценка детского творчества.                                                                                                          
  1. Причины возникновения образов и сюжетов в воображении детей.
  1. Актуальность проблемы развития творческих способностей детей.

Основная цель обучение и воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – это подготовка его к будущей жизни: трудовой, научной, творческой. Важно научить рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, создавай замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

    Изобразительная деятельность детей тесно связана с их умственными способностями, высокий уровень которых определяется умением видеть в своём  воображении то, о чём рассказывает взрослый, заранее представляет результатом своих действий. Чем больше дети видят и слышат, анализируют и сравнивают, тем больше возможности у них выразить свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Тем богаче становится мир их выражения и творчества, тем больше гарантий воспитать умных, изобретательных, эмоциональных людей, умеющих ценить прекрасное.

       В каждом человеке заложен определённый творческий потенциал. Дети от природы любопытны и изобретательны. Они постоянно исследуют мир и экспериментируют. Для них не существует правильной или неправильной работы с карандашом и кистью. Они просто рисуют и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в самом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Для этого необходим положительный эмоционально-психологический климат, где отсутствует элемент суда над собой, результатами своей деятельности, а есть лишь атмосфера психологической свободы.

  1. Основные принципы построения программы.
Читайте также:  Развитие ребенка рождения месяцам

1. Создание необходимых условий для развития творческих способностей детей.

Этот принцип предусматривает наличие специального оборудованного помещения. Это изостудия, где дети занимаются творчеством. Кабинет оформлен  соответствующим образом и дети чувствуют себя в созданных условиях радостно и непринужденно, обстановка помогает им избавится от отрицательных эмоций, вызывает желание выразить свои мысли и чувства в любимых занятиях рисованием, лепкой, конструированием и т.д.

2. Использование различных материалов и техник на занятиях.

Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость и глаза горели восторгом. Для этого я использую разнообразие и вариативность работы с детьми. Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, что помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

3. Интегрированные циклы — как условие развития детского творчества.

Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно – творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Художественно-творческие способности детей зачастую проявляются в комплексе:

Ребенок хорошо рисует и в тоже время также хорошо поет и танцует. В связи с этим важным направлением  моей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников и младших школьников, я считаю интеграцию.

Дети в изостудии на занятиях сочиняют сказки, поют песенки, читают стихи.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления темы и наиболее полного ее осмысления с помощью средств выразительности, обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре. Дети, педагог, родители объединяются творческим поиском, стремлением создать картину, композицию, праздник.

Приведу пример интегрированного цикла, разработанного мною в учебной группе младших школьников.

              Цикл занятий по сказке « Кошкин дом»

    Занятие 1

Чтение сказки «Кошкин дом» для всей группы.

    Занятие 2

«Кошкин дом». Конструирование.

    Занятие 3

«Тетя Кошка». Рисование.

    Занятие 4

«Узорный ковер». Аппликация.

    Занятие 5

«Петух». Лепка.

    Занятие 6

« Коза и козел». Лепка.

    Занятие 7-8

Изготовление костюмов к сказке.

    Занятие 9

Украшение дома Кошки к спектаклю.

    Занятие 10-11

Разучивание танцев, песенок, стихов.

    Занятие 12

Постановка сказки – мини спектакля «Кошкин дом».

4.Тесный контакт с родителями.

Родители добросовестно и с энтузиазмом принимают активное участие в творческой деятельности детей. Помогают готовиться к праздникам, активно помогают организовывать выставки, посещают родительские собрания, консультации, выставки. Проявляют большой интерес к занятиям. Вместе с родителями каждый год оформляется стенд «Информация для родителей», где можно познакомиться с результатами детского творчества, прочитать рекомендации по организации детского творчества дома, по использованию дидактического материала в играх, развивающих воображение.

5.Анализ и оценка детского творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детских рисунков, лепки, аппликаций.

В изостудии «Акварелька» ДУМ «Мечта» такие выставки организовываются систематически, а так же в библиотеках города, в школах, где учатся наши обучающиеся. Работы детей участвуют выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня. Такие мероприятия радуют детей и родителей, являются положительным стимулом для развития творческих способностей детей.

Принципы возникновения образов и сюжетов в воображении детей.

Каждый художник и любой творческий человек живет и действует, творит, чувствует и мыслит по-своему. Каждому из таких людей мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному понятных ощущений и желаний. Дети особенно эмоциональны. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас необъяснимыми сочетаниями цвета, формы, невероятностью событий.

Что побуждает человека к творчеству? Как создаются неповторимые произведения искусства? Так же, как и музыке, и в литературе, художники создают свои произведения по-своему.

В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. Все они помогают достичь положительных результатов.

1. От возникновения образа в сознании ребенка — к выбору средств  выразительности.

            2.Средства выразительности подсказывают выбор темы и способы изображения.

            3. Теория «неожиданных случайностей»  или стихийное возникновение образов и их

            дальнейшее преобразование.

           III. Наиболее трудный путь, требующий от детей большего объема знаний, впечатлений – это создание образа в своём воображении. Высокий уровень интеллектуального развития, богатая гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать — всё это помогает ребёнку создавать чудо — картины поделки, композиции. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая  ребёнка всё новыми и новыми впечатлениями, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим  состоянием с окружающими. Тогда поступает тот неповторимый миг вдохновения когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры единственные и неповторимые. Вот почему так важно, прежде чем  нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, посидеть и подумать. Когда тема определилась, и ребёнок точно знает, что он хочет нарисовать, поступает ответственный момент: надо выбрать, чем и как это изобразить.

             В распоряжении детей всегда есть богатый набор изобразительного материала: гуашь, пастель, карандаши, уголь, цветные мелки, кисти разных размеров и т.д.

Читайте также:  Приемный ребенок с проблемами развития

             Задача педагога — показать возможности каждого материала и научить способом пользования ими. Творчество появляется именно тогда, когда ребёнок самостоятельно ищет пути для изображения задуманного образа или явления. Решает сам, чем лучше затонировать бумагу, такой материал взять  для передачи фактуры дерева. Каким цветом передать состояния природы, смысловые содержания своей картины. Какими деталями дополнить свой сюжет или главную фигуру для большей выразительности.

               Второй путь в творческом процессе — обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребёнок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, детали, линии, которые получались у него наиболее удачно тем или иным приёмом, то как он смешивал две краски разного цвета, и получалась третья, с новым оттенком. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны  будоражить её, не давая заснуть.

                Другой интересный вариант — «неожиданности». Существует много техник, применяя которые ребёнок попадает в мир удивительных открытий. Приведу примеры таких приёмов работы с различными материалами.

1.   Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью (полоской или свёрнутой в трубочку). Хорошо использовать пальцевую живопись – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдечко. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки: в младших учебных группах это крашение платьев, следы зверей и т.д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешивании красок, накладывании их друг на друга. В современной живописи пальцевой занимается художник из Германии Гюнтер Юккер.

2.     Использовать монотилию – краска на целлофан, кусочек бумаги или стола, а уж потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Разновидность – лист бумаги складывается пополам, и краска наносится только на одну сторону листа, затем лист складывается и изображение получается зеркальное. Использовать можно и одну краску, и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа в сложенном виде можно вырезать бабочек, цветов, платье.

3.     Рисунок наносится свечой, получается волшебный рисунок – он и есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила  и рисунок тушью проступает на удивительно цветном фоне.

4.     Рисовать можно на мокрой бумаге. Сначала лист смачивают чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождём или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть сухую краску.

5.   Можно использовать щетки различного размера, ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.

6.  Прекрасно дети справляются с коллажем — сочетанием аппликации, рисования, причём аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, вата, любой бросовой материал.

7.    Интересно рисовать прямо из тюбика, но необходимо научить ребёнка её сразу на бумагу, поворачивать тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостаток – краска может осыпаться.

8. Интересна объёмная аппликация, постепенна переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только часть или середина, в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные  коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры и картонные коробочки, бумага, сжатая в комок, кусок фанеры или дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанер.

9.   Кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающей краской создать изображение.

10.   Точечный рисунок – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.

11.     Нанести рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу.  Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.

12.     На лист бумаги предварительно наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и другими жирными материалами, а сверху наносится краска. Рисунок получается как бы пушистый.

13.     На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наносится поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировальная бумага отнимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу разных цветов.

14.  Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда он высохнет и опустить на одну, две секунды в тарелочку с водой или поднос. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.

15.  На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается маленькая дырочка) так, что бы рисунок был выпуклый. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится жидкая краска  так, что бы она свободно растекалась  в пределах нанесённого контура.

        Путь в творчество имеет много дорог, известных и ещё неизвестных.

Сегодня — творчество, завтра — дело!

Источник