Развитие талантов у ребенка
На чтение 7 мин. Просмотров 2.4k. Опубликовано 25.06.2019
Как утверждает официальная статистика, врожденный талант есть у 20% детей, то есть у каждого пятого ребенка. Показатель это довольно неплохой, но развить способности удается лишь единицам.
В наших ли силах изменить тенденцию? Ведь по мнению современных ученых, более одаренные чада радуют именно молодых мам, которые вступили в союз со зрелыми представителями противоположного пола. Разберемся, как правильно развить гения.
Найти и не запрятать: факторы определения таланта
Раскрытие способностей чада является одной из самых сложных родительских задач. Чем раньше она будет решена, тем лучше. Оптимальное время для достижения успеха – дошкольный возраст.
В этот период необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- Рекомендации астрологов – несмотря на некую оторванность от жизненных реалий, гороскопы могут составить полезную основу, от которой можно оттолкнуться. Например, выявить характерные черты индивидуальности, чтобы использовать их в дальнейшем по максимуму;
- Родословная – сила генетики бесспорна, поэтому ее необходимо учитывать, тщательно изучив способности и профессии представителей рода.
- Предпочтения самого ребенка: обращайте внимание на такие мелочи, как любимые занятия чада, отношение к музыке или книгам. Фильтруйте информационный поток и ищите правильные развивающие игры, принимая непосредственное участие в них.
Любому ребенку важна опора и, главное, похвала за успехи.
Так маленькая личность чувствует себя нужной, обретает уверенность в себе и смелость перед всем новым и неизведанным.
Домашняя методика поиска от психолога с мировым именем
Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса – это своеобразный тест способностей и образного мышления. Предложите чаду лист А4-формата, содержащий два ряда одинаковых кругов по три в каждом (приблизительный диаметр – 4,5 см).
Карапуз должен дорисовать и раскрасить фигуры так, чтобы получились новые предметы или даже полноценные сюжеты.
Готовое творение необходимо оценить по следующим параметрам:
- Продуктивность. Этот показатель определяется по количеству кругов, перевоплощенных маленьким мастером в образы.
- Разработанность. Степень полноты и разнообразия деталей, которые прослеживаются в изображенном.
- Оригинальность. Акценты на необычности образов.
- Качество выполнения рисунка. Оценка аккуратности работы, применения цвета и оттенков в дорисовывании и раскрашивании.
Вывод прост: чем выше перечисленные показатели, тем очевиднее детские таланты.
Талантливый во всем: ищем нужную сферу
Способность ребенка заметна с раннего возраста. Да, все дети танцуют, рисуют, бегают и лепят из пластилина.
Но одни делают это ради развлечения, а другие относятся к любимому занятию серьезно и даже ненасытно – им всегда его не хватает.
Талант художника
Любимое времяпровождение будущего творца — лепить, рисовать, делать аппликации. Самовыражаясь через свои «произведения», дитя демонстрирует чувства миру. При этом кроха не только отражает существующие предметы, которые его окружают, но и абстрактные явления.
Маленького художника можно узнать по способности различать больше цветов по сравнению с ровесниками, желанию описывать предметы оттенками и цветами, обращать внимание на детали, в том числе предметы, расположенные на заднем плане.
Это малыш-эстет, который предпочитает смотреть на красивые вещи и жить среди красоты.
Актерство и писательство
Склонный к управлению словом ребенок обожает все, что связано с книгами. Он с удовольствием листает все, что имеет страницы с буквами, а начинает читать с самого раннего возраста.
Наверняка такое чадо с ходу запоминает длинные стихотворения, легко пересказывает прочитанное или услышанное с любого места и любит декламировать тексты даже на публику.
Это человечек с богатым воображением, который может сочинить и собственные увлекательные истории, которым присущ логичный конец. Он поражает окружающих обширным словарным запасом, ярким выражением эмоций через слова и искренним желанием быть услышанным.
Немаловажный довод в пользу артистической способности ребенка – инициатива подражать своим любимым героям, активно используя для этой цели мимику и жесты.
Он обожает похвалу, поощрение и искренний восторг, потому что сам очень эмоционален.
Музыкальность
Потенциальный музыкант с легкостью воспроизведет многократно (в исключительных случаях и однократно) услышанную мелодию. У него врожденное чувство ритма и умение двигаться в такт.
Такой малыш не просто любит звуки во всех их проявлениях – он охотно воспроизводит услышанное без фальши, иногда в точности подражая тому, что слышит.
Также ребенок может интересоваться специальными инструментами и создавать мелодии собственного сочинения.
Спорт
Будущего чемпиона наверняка можно узнать по отменной физической форме и непоседливости, которую родители часто путают с гиперактивностью. Несмотря на несолидный возраст, кроху отличает ловкость, хорошая координация и выносливость.
Это настоящий энерджайзер, для которого лучшим отдыхом является беготня, пешие прогулки, езда на велосипеде и других средствах передвижения.
Более того, он умеет контролировать свое тело, зная о нем все, что нужно, поэтому почти не устает от нагрузок.
Даже если это случается, будущий спортсмен просто «кайфует», получая моральное удовлетворение от того, что выдохся.
Это прирожденный лидер, готовый к состязанием и соревнованиям.
Наука и техника
С пеленок малыш проявляет неподдельный интерес к миру чисел. Проявляться это может через особое внимание к табличкам, деньгам, всему, что связано с исчислением.
Крохе легко сконцентрироваться на мелочах, поэтому он с удовольствием играет во все виды настольных игр, в большинстве случаев обыгрывая ровесников.
Такому ребенку интересно внутреннее устройство всех игрушек, а также четкий механизм их действия. Он отлично ориентируется во времени и рано начинает пользоваться часами, интересуется функционированием домашней бытовой техники.
Превращаем талант в гений: распространенные ошибки и секрет правильного развития
Итак, у вашего отпрыска обнаружились определенные способности. Безусловно, это повод для поздравлений, но на самом деле – лишь первый шаг длинного и тернистого пути. Что же делать дальше? Как раскрыть свой потенциал тому, кто только начинает жить?
Главная родительская ошибка – слишком раннее развитие. Талантливый ребенок – не робот, которого можно запрограммировать.
Не нужно ставить двухгодовалого сорванца на коньки только потому что он хорошо держит равновесие, или сажать за музыкальный инструмент годовалую кроху, безупречно имитирующую звуки.
Подобный подход допустим, если в приоритете стоят не родительские амбиции и собственная самореализация посредством чада, а видимая потребность и, главное, желание ребенка принимать участие в занятиях.
Важно быть начеку: одномоментно ребенок может «включить бунтаря» и элементарно устать от занятия «всей своей жизни». Необходимо проявить мудрость, чтобы различить обычный детский каприз от реального «финиша».
Но не превращайте наблюдение за чадом в тотальный контроль – растите самостоятельную личность, приучайте ребенка к планированию.
Хвалите талант, но делайте это, в первую очередь, за усилия и достижения, активную деятельность и старания.
Развитие способностей у детей должно быть профильным:
- Художнику можно показать разные приемы и техники, применяемые даже в повседневных вещах. Это может быть скульптура из газет или ваза из бутылки. Лучше сохранять удачные произведения для создания детской персональной выставки в домашних условиях.
- Малыша-литератора или артиста, конечно, нужно водить в библиотеку, предоставляя полную свободу выбора книг. Чтение, придумывание рифм, игры в слова, рассказы, беседы и разговоры в постоянном режиме – все, что нужно для совершенствования навыков. Можно организовывать домашние литературные чтения и даже полноценный театр с разыгрыванием сценок на основе лично придуманных костюмов.
- Семейное караоке и посещение концертов – лучшие инвестиции в развитие музыкальности. Идеальными играми в семейном кругу могут стать угадывание мелодий, создание музыкальных инструментов из подручных материалов, сочинение аккомпанемента к понравившимся стихотворениям.
- Спорт – это активность. Посещайте бассейны, делайте семейные заезды на велосипедах, организовывайте матчи и принимайте участие в соревнованиях.
- Будущего деятеля науки нужно всегда вовлекать в работу с цифрами – от расчета ингредиентов для пирога до ревизии продуктов в холодильнике. Головоломки, логические упражнения, настольные игры и математические забавы должны стать вашими обязательными спутниками.
Заключение
Развитие самого яркого и эксклюзивного таланта не должно превращаться в «ставки». Ребенок – не породистый скакун и не бизнес-проект, требующий больших финансовых вложений, которые обязательно принесут желаемые дивиденды в будущем.
Это, в первую очередь, обычный малыш, которому хочется чувствовать себя таким же как все – родом из бесшабашного детства.
Источник
Родители тщательно стараются разглядеть в детях талант. Спел хорошо – бегут отдавать малыша в музыкальную школу, рассказал стихотворение – быстрее в театральный кружок. Талант не односторонний предмет, а целая совокупность задатков и способностей конкретного ребёнка как личности. Как не ошибиться и вовремя разглядеть талант ребёнка, помочь в детском развитии — рассказываем в сегодняшней статье.
Формирование и развитие детских талантов
Родители постоянно пытаются разглядеть в детях талант, переживая, что природа могла их обделить. Опытные психологи и педагоги успокаивают: у любого человека есть талант, просто проявляется он по мере взросления. С развитием общих навыков и качеств формируются исключительные способности, называемые талантом. Выделяют несколько этапов развития способностей:
- 1-2 года – первые творческие наклонности малышей;
- 3-4 года – период детского развития с разных сторон, пиковая точка формирования способностей. Начинают проявляться предпочтения и способности к определённым областям деятельности;
- 5-6 лет – развитие мыслительных процессов. Приветствуется посещение секций, кружков по ранее выявленным интересам – первичное развитие таланта;
- 7-8 лет – занятия в кружках и секциях на регулярной основе, стабильное проявление интереса к творчеству – первые успехи в определённой сфере;
- 9-14 лет – определение последующего пути развития, формирование самостоятельности, способностей к анализу, ответственности к регулярным занятиям.
Родителям следует помнить — любая классификация относительна. Не бегите к специалисту-психологу, если талант не раскрылся к первым четырём годам жизни малыша. Детское развитие индивидуально у всех малышей. Способности могут проявляться гораздо позже, а математический талант вообще сложно открыть раньше первого класса.
Виды интеллекта и способностей
На помощь родителям в определении детских талантов пришёл американский психолог Говард Гарднер. Ещё в 80-х годах прошлого века он составил классификацию типов интеллекта. Развитость некоторых из них свидетельствует о возможном наличии таланта в определённой области. Признаки типов интеллекта по Гарднеру:
- Натуралистический – интерес к живому и природе в целом, постоянное общение и контакт с растениями и животными;
- Экзистенциальный – эмоциональная устойчивость, идейность, понимание собственных эмоций и чувств, развитая эмпатия, склонность к теоретическим, а не практическим аспектам деятельности;
- Межличностный – лидерские проявления, ораторские способности, желание удерживать чужое внимание, общительность и умение найти подход;
- Музыкальный – познание мира осуществляет через звуки, их комбинации, хорошо чувствует ритм, любит танцевать или петь, интересуется музыкальными инструментами;
- Кинестетический – понятно и выразительно показывает свои эмоции, активно жестикулирует, развита моторика, любит выступать перед публикой;
- Визуально-пространственный – яркое живое воображение, идейность, любит рисовать (существующие и выдуманные объекты), придумывает героев и истории с их участием;
- Логико-математический – интерес к числам, математическим действиям, видит красоту формул, хорошо считает без дополнительных приспособлений (калькулятора, счётов), способности к абстрактному аналитическому мышлению;
- Вербально-лингвистический – выдумывает новые слова и языки, интерес к литературе, способности к письму и слову, точность выражения собственных мыслей.
У ребёнка может не быть одного типа интеллекта в чистом виде: они легко смешиваются, пересекаются или одинаково преобладают в ребёнке.
Ищем таланты
Для выявления способностей у ребёнка может потребоваться не один год. С помощью следующих рекомендаций вы сможете заметно сократить время поисков:
Список интересов
Спросите у ребёнка, что нравится ему больше всего, и запишите все ответы. Так их легче обобщить и найти что-то, удовлетворяющее всем интересам малыша.
Психологическое тестирование
Можно найти в интернете или обратиться к психологу. Лучше пройти несколько разных тестов, для большей уверенности в результатах.
Пробовать новое
Почитайте ребёнку о разных профессиях, расскажите о новом и необычном, пусть у ребёнка появляются новые увлечения.
Практика
Ни один талантливый человек не смог бы проявить свой талант без постоянных упорных занятий и тренировок.
Практические советы по развитию детских талантов
Развивать талант ребёнка хочется, а как – неизвестно? Попробуйте наши советы в действии.
- Приоритет – личностные интересы ребёнка. Взрослые в воспитании часто руководствуются собственными ожиданиями или несбывшимися желаниями, пытаются реализовать их в детях. Это заканчивается печальной неудовлетворённостью и родителей, и детей.
- Оцените финансовые возможности. Посоветуйтесь с преподавателями кружка или секции, куда собираетесь отдавать ребёнка. Пусть они расскажут о необходимом инвентаре и материалах, задача родителей – оценить, посильны ли затраты для их кошелька.
- Поощряйте. Во время обучения ребёнок обязательно наделает ошибок и встретится с неудачами. Это не значит, что талант пропал или отсутствовал. Родителям следует находиться рядом, хвалить малыша, поощрять дальнейшее движение вперёд.
- Проявляйте интерес к занятиям. Родители становятся первыми зрителями и судьями творчества и успехов ребёнка. Регулярно спрашивайте о занятиях ребёнка и узнавайте больше о его увлечении, так вы поддержите малыша в начинаниях.
- Контролируйте нагрузку. Не пытайтесь развивать одновременно несколько талантов ребёнка – ориентируйтесь на что-то определённое, исходя из детских интересов. Посещение сразу нескольких кружков или студий приведёт к перегруженности и стрессам у ребёнка, а так он не добьётся успеха ни в одной из областей.
- Не торопитесь прекращать занятия. Если ребёнок резко теряет интерес и не хочет заниматься, стоит внимательно расспросить его и узнать причину. Это могут быть конфликты с ребятами, взаимное непонимание с тренером или руководителем.
- Выбирайте с умом. В выборе преподавателя и секции ориентируйтесь на отзывы тех, кто там занимается, узнайте про оснащённость студии, местоположение относительно вашего дома. Если есть возможность – лично посетите кружок и познакомьтесь с преподавателем.
- Не сравнивайте ребёнка с другими. Сравнения могут болезненно сказаться на творчестве и детском развитии. Помните, известные художники тоже нравятся не каждому критику.
- Развивайте в ребёнке самостоятельность. Пусть учится добираться до секции без родителей, сам начинает разбираться в необходимых материалах и подбирать их. Объясните необходимость послушания и внимательности на занятиях.
- Сократите свои ожидания. Не любой ребёнок из математической школы становится учёным и получает Нобелевскую премию. Самое главное, что ребёнок получит новые знания и опыт, в интересующей его сфере.
Пусть эти простые и понятные рекомендации станут началом развития таланта вашего ребёнка. Будьте внимательны и прислушивайтесь к нему, тогда детское развитие несомненно будет успешным!
Помните — наряду с развитием талантов, важно следить и за психическим здоровьем ребенка.
Навигация по записям
Источник
ico
16.10.2018
Читать: 2 мин.
Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость
в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.
Альберт Эйнштейн
Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.
Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка
Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.
С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.
Как раскрыть талант ребенка самостоятельно
Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.
1. Наблюдайте и поощряйте
Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.
2. «Позволяйте детям обжигать пальцы»
В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.
3. Оставьте свои амбиции
Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.
Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения
Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?
Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности. Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария. Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.
Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?
Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.
Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте — с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы — с выбором профиля обучения.
Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.
Тест на определение способностей
За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:
ДИВО — детский интеллектуальный возраст Тест позволяет определить степень готовности к школьному обучению и возможность обучения по усиленной программе.
| Профили занятий Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы.
|
Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о воспитании, подпишитесь на нашу рассылку.
Вернуться к списку статей
ico
Подписка на дайджест новостей
Источник