Развитие таланта ребенка через игру

Наталья Телешева
Развитие ребенка в игре. Консультация для воспитателей

Развитие ребенка через игру

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может выступать как форма, метод и средство образования и воспитания детей. Главная особенность игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развиваются.

В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, от которых зависит его умение общаться с людьми, успешность учебы, карьеры, а также качества, необходимые в семье, родительской и той которую он в будущем создаст сам.

Существуют огромное количество игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, спокойных, релаксационных и др., каждая из которых обладает педагогическими возможностями в развитии детей.

Подвижные игры развивают не только физические качества – быстроту, силу, ловкость, но и внимательность, настойчивость, стремление к победе, общительность, способность сопереживать. Физические упражнения являются средством укрепления здоровья ребенка, обеспечивают полноценное физическое развитие, развивают эмоциональную сферу, морально-волевые качества, немало важные для становления личности и адаптации в коллективе. Такие игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье ребенка.

Логические игры помогают ребенку адаптироваться к школьным условиям, легче усваивать учебный материал. Они развивают память и усидчивость, способность предвидеть и находить не стандартные решения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игры природоведческого содержания создают благоприятные условия для овладения более глубокими знаниями о природе вообще, о характерных особенностях домашних и диких животных, о различных растениях. Дошкольники осознают характерные особенности времен года и изменения, которые происходят в природе. При ознакомлении детей с окружающими предметами воспитатель побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно-моторное обследование предметов и дает им название.

Ряд отечественных исследователей считает, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Содержание дидактических игр способствует формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Игры формируют культурно — гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка,которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность.

Таким образом, игры играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Они служат закреплению знаний, полученных на занятиях, активизации словаря, создают положительный эмоциональный фон, выявляют индивидуальные способности.

Источник

Алсу Ибрагимова
Игры, раскрывающие таланты ребенка

Красивый, цветущий ребенок — тот, у которого гармонично развиваются все способности.

Вот почему мы считаем полезным закончить эту книгу немного своеобразной главой. Вы в ней найдете серию простых игр, направленных на развитие пяти чувств вашего ребенка и, кроме того, сноровки, художественного вкуса, музыкального слуха.

Эти игры имеют еще одно преимущество — для матери они идеальное средство познания собственного дитя. В играх раскроются дарования ребенка, а может быть, и недостатки, о которых вы не подозревали. Помогая ему преодолевать некоторые детские слабости, вы сможете его избавить от больших жизненных трудностей. Ребенок, хорошо приспособленный к жизни, счастлив и удачлив.

Оттачивая его ощущения, восприятия,вы сделаете ему бесценный подарок: дадите возможность осознать и оценить все прекрасное и окружающем его мире. Может быть, вы пробудите в нем артистическое дарование, которое станет источником его радости на всю жизнь.

«Справа» и «слева»

Понятия «правый» и «левый» относятся к числу наиболее трудно постигаемых. Сколько взрослых прибегают к различным трюкам, чтобы не путать их!

Но это абсолютно необходимые понятия, и нужно, чтобы ребенок постиг их как можно раньше.Не бойтесь повторять упражнения: автоматизм в определении «право- лево» приобретается в результате длительных тренировок.

Ребенок, не умеющий различать, где право, а где лево, столкнется с большими трудностями в овладении письмом, чтением, счетом. Он будет путать направление, то есть плохо ориентироваться в пространстве, и, следовательно, лишится ловкости, непринужденности, что, в свою очередь, приведет к неуравновешенности и трудностям в адаптации.

С восемнадцати месяцев вы можете постепенно приучать малыша к понятиям «правый» и «левый». Например, одевая его,говорите: «Теперь наденем свитер. Дай мне твою правую руку», — и сжимаете его правую руку. «А теперь дай левую руку», — и вы берете его за левую руку, но не сжимаете. И так далее. Всегда сжимайте то, что справа (цель — соединить чувства; ребенок будет вспоминать, что «право» — это то, что сжимают). Начиная с трех лет заставляйте его повторять после вас слова «правая» и «левая», сопровождая это жестами. Вы показываете движение, ребенок вам подражает.

Он говорит «вправо» и вытягивает руку вправо.

«Влево» — и вытягивает руку влево.

Топает правой ногой.

Топает левой ногой.

Показывает свое правое ухо.

Показывает свое левое ухо.

Показывает правый глаз.

Показывает левый глаз.

Кладет на голову правую руку.

Кладет на голову левую руку.

Когда эти движения отлично усвоены и выполняются автоматически, вы можете усложнить упражнения. Вместо того чтобы давать команду словами «право», «лево», вы ее даете двумя различными звуками, о которых предварительно договорились с ребенком.

Например, вы ударяете по кастрюле — ребенок отводит руку вправо, топает правой ногой. Вы ударяете по деревяшке — ребенок отводит руку влево, топает левой ногой.

Полноценное видение

Эти упражнения научат ребенка правильно ориентироваться, разовьют зрительную память и внимание.

1. Что-то лишнее (с четырех лет).

Положите на стол пять различных предметов (например, книгу, куклу, мяч, платок, бутылку). Попросите ребенка внимательно на них посмотреть и отвернуться или выйти из комнаты. Уберите или добавьте один предмет. Посмотрев снова, ребенок должен сказать, что изменилось. Можно доводить количество предметов до десяти.

Внимание! Ребенок должен не считать предметы, а увидеть, какой отсутствует или появился дополнительно.

2. Что изменилось? (с четырех лет).

Читайте также:  Развитие личности ребенка в возрасте 8 лет

Положите на стол несколько предметов: три-четыре, если ребенок маленький, и до десяти, по мере того как он становится старше. Пусть внимательно на них посмотрит и выйдет из комнаты. Переставьте предметы и попросите ребенка сказать, какие из них не на месте.

3. Необычный предмет (с четырех лет).

Оставьте в комнате предмет, которого обычно здесь не бывает (кастрюлю из кухни, полотенце из ванной комнаты). По мере того как ребенок вырастет и становится искусным в этой игре, берите все более мелкий предмет и кладите его в укромные места.

ребенок вырастает.

4. Чего не хватает? (с пяти лет).

Нарисуйте лицо, в котором недостает какой-нибудь детали. Ребенок должен это обнаружить и дорисовать. Начинайте с чего-то явного, например глаз. Потом услож-няйте упражнение,не дорисовывая все более мелкие детали: брови, ресницы, веки и так далее. Можно делать то же самое, рисуя зверей.

5. Что ты видишь? (с пяти-шести лет).

Предложите ребенку посмотреть на предмет, а потом

описать его. Вначале укажите на большую вещь и попросите ребенка дать общее описание: «Это кресло, оно красное с голубыми цветами, на четырех ножках, у него квадратная спинка.». Потом показывайте все более мелкие предметы и заставляйте ребенка описывать их все более тщательно. «Это лист дерева, у него кружевные края. Он зеленый, у края листа цвет светло-зеленый. На листе видны прожилки. В правом углу маленькая дырочка. Хвостик листа длинный, гладкий.».

Это прекрасное упражнение развивает наблюдательность, и главное — учит ребенка сосредоточиваться (все дети очень рассеянны, что поможет ему успешнее учиться в школе. Наконец, ребенок овладеет искусством анализировать.

Внимание! Это упражнение начинайте делать с 30 секунд, потом постепенно увеличивайте время. Можно доводить наблюдения до 5 минут.

6. Откуда ветер? (с пяти лет).

Ребенок держит лист тонкой бумаги. Вы дуете на лист сначала справа, потом слева. Покажите ребенку, как лист наклоняется. Покажите в саду, в лесу, в парке, как определить, откуда дует ветер, наблюдая за склоняющимися ветвями деревьев, кустов.

7. Тень и свет (с шести лет).

Покажите,как падает тень от освещенного предмета: справа, слева, сверху вниз.

Потом покажите, как падает свет на картинах, фотографиях. Это развивает художественный вкус.

Научите ребенка различать цвета

С пятнадцати месяцев ребенокможет называть простые цвета: голубой, красный, желтый, черный. В три года он должен знать их твердо.

1. Как образуются цвета? (с пяти-шести лет).

Возьмите лист белой бумаги и несколько листьев

прозрачной бумаги (целлофан) голубого, красного, желтого и черного цветов.

Вы показываете их ребенку и говорите:

— Если ты положишь на белый лист бумаги красный, а затем голубой, то получишь фиолетовый цвет.

— Голубой и желтый — зеленый.

— Желтый и красный — оранжевый.

— Красный и белый — розовый.

— Черный и белый — серый.

Потом попросите ребенка образовать эти цвета цветными карандашами.

Эта игра развивает художественный вкус и стремление к творчеству.

2. Что такое оттенок?

Покажите ребенку, как, накладывая друг на друга прозрачные листы одинакового цвета, можно составить целую гамму оттенков.

Возьмите четыре белых листа бумаги, на первый положите голубой целлофан, на второй — два голубых и так далее. Получится четыре голубых оттенка — от бледно- голубого до темно-голубого.

Дайте ребенку листы бумаги одного цвета, но различных оттенков и попросите классифицировать от светлого до темного (в пять лет он должен уметь классифицировать шесть оттенков, в шесть лет — десять).

Такое же упражнение можно выполнить с оттенками различных цветов: голубая бумага и красная, голубая и две красные, голубая и три красные и так далее.

Потом ребенок должен воспроизвести оттенки с помощью цветных карандашей. Для лучшего усвоения сравните понятие «оттенок» с понятием «величина». Вырежьте четыре прямоугольника разного размера. Попросите ребенка классифицировать их по величине, а потом раскрасить, например, в голубые цвета — с бледно-голубого до темно- голубого в соответствии с размером (самый маленький — бледно-голубой и так далее).

Эти игры забавляют детей, а также развивают их художественный вкус и зрительное восприятие.

Источник

1. «Волшебная клякса»

Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши

Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.

2. «Составление изображений объектов»

Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика неважно из чего)

Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т.д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.

! Вместо геометрических фигур можно использовать пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки, мелкие камушки, шишки, засушенные цветы, листья и т.д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.

3. «Буквы и цифры в рисунках»

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.

! Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т.д.) в рисунок.

4. «Обведи свою ладонь и оживи»

Оборудование: бумага, карандаши (краски)

Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.

5. «Несуществующее животное».

Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.

Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.

6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».

Оборудование: счетные палочки

Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.

7. Для чего я хорош?

Выбрать любой предмет и придумать и назвать все варианты использования этого предмета.

8. Творческое упражнение «У кого какой характер?»

Оборудование: изображения животных

Раздать детям картинки с изображением животных и предложить им описать их характер. Пусть ребенок подумает: какой характер данного животного, что он больше всего любит делать, о чем разговаривает с другими животными, кто его враги и т. д. Ответы могут быть сказочными.

9. Театр

Оборудование: ширма, игрушки (или костюмы, маски)

Читайте также:  Влияние памяти на развитие ребенка

Предложить ребенку показать театральное представление по мотивам сказки или собственной придуманной истории.

10. «Слепой художник».

Оборудование: лист ватмана, карандаши

Ребенку завязать глаза и по вашим подсказкам он должен нарисовать рисунок. Ваши подсказки заключаются в том, чтобы направлять «художника». Говорите, как вести карандаш влево, право, что нарисовать точку, овал и т. д. Ребенок должен попытаться угадать что он рисует.

11. Выдумай историю.

Оборудование: тетрадь, карандаши, фломастеры

Предложить ребенку попробовать себя в роли писателя. Пусть сочинит сказку, например о домашнем питомце. Помогите записать её в тетрадь, а ребенок пусть нарисует обложку и иллюстрации к ней.

! Упрощенный вариант этой игры: выбрать любую картинку из книги и придумать новые события сказки.

12. Игра в стихи.

В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.

В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.

13. Расшифруй слова

Представьте, что простые слова — аббревиатуры. Пусть ребенок придумает смешные расшифровки. Например: ЧТО- черепаха топала около.

14. Упражнение «Танец».

Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, по определенную музыку.

15. «Непослушный карандаш».

Оборудование: бумага, карандаши

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги закорючки. Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему представить, что у него в руках непослушный карандаш и нарисовать «кулю-мулю». Затем рассмотреть такой рисунок и предположить на что это похоже.

Источник

Развитие творческих

способностей детей через игровую деятельность

Психолог

Берчатова Э.В.

Д/сад «Солнышко»

2006 г.

        Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

        Способности человека – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Творческие способности определяются созданием предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

        Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

        Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

        Уже в 3-4 года на занятиях по изодеятельности дети используют цвет для передачи эмоционального отношения, оттенков настроения. Выполняя задания через игру и игровые действия, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш испытывает удовольствие от вида деятельности, тем больше ему хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс деятельности.

        И все-таки ярко способности начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста уже сами могут проявлять творчество в составлении сказок, в рисовании картин, в организации игр, в конструктивных и развивающих играх. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: это сенсорные эталоны, символы, знаки, прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, планы. Использование таких обозначений позволяет детям обобщить свой непосредственный опыт, выделить в деятельности наиболее существенные для решения задачи стороны.

        Ряд исследований отечественных психологов (Леонтьев, Эльконин, Запорожец) показали: развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой.

        Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

        Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию воображения. Описанные им приемы оказались настолько универсальными, что их с успехом применяют для развития творческих способностей в детской игре.

        Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей. Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

        Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

        Какие развивающие игры и игровые задания мы используем в своей работе?

        – «На что похоже?»

        Цель: поиск сходных признаков далеких друг от друга предметов.

        – «Оживший предмет»

        Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

        – «Что бывает?»

        Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет.

        – Говорить от имени»

        Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

Читайте также:  Два месяца ребенку развитие вес и рост

        – «Найди предмет с заданным характером или настроением»

        Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи. (пример: найди самую грустную куклу).

        – «Оживший предмет»

        Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

        – Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

        – «Игра-соревнование»

        Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге; кто больше составит оттенков определенного цвета.

        Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры нового типы, игры, моделирующие сам творческих процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

        Для развития дошкольника основной путь – это обобщение своего собственного чувственного опыта, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений.

        Можно знать, например, виды животных, называть их, но не уметь анализировать и доказывать. Почему, то или иное животное ведет присущий ему образ жизни или как связан человек со всей живой природой. Ребенок-дошкольник опирается прежде всего на наглядные средства. Поэтому основным в образовании творческого начала дошкольника мы считаем организацию собственного опыта, которые взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей и схем.

        Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма при его организации это наблюдение и экспериментирование, например, при ознакомлении с природными явлениями и временами года. Здесь обязательно нужна помощь взрослого, чтобы помочь увидеть новое в знакомом. Только потом взрослый помогает обобщить опыт и обозначить его символом: круг, квадрат, треугольник, пятно белого цвета, снежинка, сосулька и т.д.

        Второй формой в организации опыта ребенка будет проживание им в различных ситуациях. Мы используем накопленный опыт детей и учим их выражать свое отношение. Взрослый подводит ребенка к раскрытию некоторых закономерностей, и учить выражать свое впечатление. Так, знакомясь с характерными признаками зимы педагог создает ситуацию вживания посредством прослушивания музыкального произведения, а также посредством вхождения, например в картину (опыт Зубаревой – остановиться, послушать, посмотреть, почувствовать). Дети, вживаясь в образ, выражают свои чувства (кружатся как снежинки, дрожат от холода как зайчата). Дети выражают свои впечатления языком движений, языком живописи, языком музыки.

        На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

        Во-первых, развитие творческих способностей нужно начинать с самого раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей. В-третьих, понимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решение.

        Итак, мы пришли к выводу как же надо развивать творческие способности. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям. Второе важное условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

        Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его  интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

        Но представленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Вот последнее, пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

        Классификация способностей очень велика и до конца еще не изучена. В дошкольном возрасте это могут быть художественные способности, речевые, интеллектуальные, конструктивные и многие другие. Чтобы правильно строить работу по развитию способностей, необходимо выявить склонности ребенка, изучить и подобрать индивидуальные программы и лишь потом строить работу.

        Мы же в своей работе опираемся на средний уровень развития ребенка. Отсюда и строим работу. Это значит, что мы закладываем только предпосылки для развития творческих способностей детей.

        Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются, в основном, не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию на общечеловеческие ценности.

        Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

        Понимание того, какие средства, в какой последовательности и на каком содержании следует давать детям дает возможность проводить с детьми различную работу в различной форме и на различном материале.

        Главное условие успешности работы по развитию творческих способностей – это четкое осознание его развивающей цели, вместе с детьми открывая способ решения.

Источник