Развитие связной речи у ребенка с онр

Елена Корнильева
Развитие связной речи у детей с ОНР

Развитие связной речи у детей с ОНР

Связная речь — смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции — являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная,которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.

Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения детей связной речью. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речипредполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук

В число задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, входит научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Эта задача решается путем совершенствование монологической речи, различными видами речевой деятельности пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Игра — основной вид деятельности дошкольника, именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Ну, а словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, требуют использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти игры особенно важны для детей,так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Игры способствуют формированию и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи

«Испорченный телефон»

«Светофор

«Вершки- корешки»

«Фрукты- овощи»

«Новоселье»

Лото «В мире растений»

«Летает, а не птица»

«Размытое письмо»

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

«Кто больше заметит небылиц»

«Где начало рассказа?»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

Игры на закрепление полученных знаний и навыков детей.

«Составь слово»

«Разгадай ребус»

«Из слов – предложение»

«Четвёртый лишний»

«Верно ли это?»

«Найди лишнее слово»

«Зачем нам эти вещи»

«Составь два рассказа»

«Поиск пропавших деталей»

игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора:

«Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» «Садовник»

Игры для освоения правил словообразования

Например, игра «Назови ласково»

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие вес и рост питание таблица

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Что для чего?»

Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.

Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице).

Игра «Чьи хвосты?» помогает нам образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.

Игра «Что из чего сделано?» учить образовывать прилагательные от существительных. Сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная

В процессе изучения лексической темы дети играют в сюжетные игры, при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает трудней, чем строить монологическое высказывание.Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь чтобы контролировать ее нормативность.

В играх ребенок попадает в ситуацию, где он должен применять на практике все полученные знания.

Сюжетно-ролевые игра является именно той самой игровой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносит слова, усваивать грамматические нормы.

Театрализованная деятельность — является разновидностью ведущей игровой деятельности, так же в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков.

Метод мнемотехники и метод наглядного моделирования могут быть использованы во всех направлениях логопедической работы.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение) научиться работать с ними.

При обучении звуковому анализу детьми используют фишки зеленого, красного и синего цветов для обозначения звуков. При определении звонкости и глухости звуков дети пользуются символами колокольчиков (один из них звенит, другой молчит, учатся графически изображать предложение, используя слова модели.

Так, в ходе работы над формированием произносительной стороны речикартинками-символами обозначают: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков» картинка насос- звук с, самолет звук л).

В процессе обучения связной монологической речи мнемотехника служит средством планирования высказывания. Метод мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связногомонологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;

• рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;

Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Помогают мнемосхемы

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе ее основе можно составить разнообразные дидактические игры.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует формы нормы поведения в обществе, что является решающим фактором для развития личности.

Читайте также:  Статья о эмоциональном развитии ребенка

Источник

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.

  Сначала вспомним, что характерными речевыми недостатками у дошкольников с ОНР  являются: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Большинство детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления. Все это ведет к трудностям овладения связной речью, что выражается в диапазоне от полного отсутствия развернутого смыслового высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок и неточностей.

   В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь- это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

В первом периоде первого года обучения дети овладевают навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

 Во втором периоде совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и серии картин.

В 3 периоде предусматривается закрепление полученных навыков и обучение составлению рассказа по заданной теме.

 Особое внимание на втором году обучения уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, творческому рассказыванию.

  Обучению детей рассказыванию  предшествует подготовительная работа. Цель этой работы- достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутого высказывания.

  Что же включает в себя подготовительная работа?:

— формирование лексического и грамматического базиса связной речи,

—  развитие и закрепление  навыков построения предложений разной структуры. (от простых, до сложносочиненных и сложноподчиненных)

Задачами подготовительного этапа являются:

—  развитие направленного внимания к речи педагога и внимания к речи других детей.;

— формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога (составление ответов в виде развернутых предложений);

— формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

— усвоение лексических и грамматических средств , необходимых для составления речевых высказываний. (лексика и грамматика являются базой для развития связной речи)

Таким образом, у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для последующего перехода к овладению различными видами монологических высказываний, таких как пересказ, рассказ- описание, рассказывание по картинам и серии картин.

Рассмотрим каждый из видов.

Пересказ

  При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения.

На первом году обучения дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Сначала дети пересказывают по одному фрагменту текста, затем переходят к пересказу текста в целом. Как усложнение используется составление пересказа по предваряющему плану- схеме.

На втором году обучения дети овладевают пересказом без опоры на наглядный материал. (тексты произведений рекомендованных для пересказа представлены в пособиях Н. В. Нищевой, С. В. Чешевой по текущим лексическим темам)   Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам, детям предлагается выполнить рисунок на один или несколько  сюжетных фрагментов  рассказа, после чего они составляют пересказ фрагмента или всего произведения на основе своих рисунков. Также хорошие результаты дает использование пиктограмм (они могут быть готовыми, или ребенок сам придумывает и рисует их)

Рассказ по картине

При обучении рассказыванию по картине  используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, составление  плана  рассказа (составляется коллективно, вместе с детьми).

  Для формирования у детей первоначальных навыков составления рассказа- описания изображенного пейзажа могут быть использованы различные пейзажные картины ( например альбом «4 времени года» Н.В. Нищевой). В процессе разбора картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег..). При составлении ребенком рассказа- описания применяются направляющие вопросы- указания «А теперь расскажи о березках, какие они?»

Читайте также:  Ребенок в 7месяцев развитие

Рассказ по серии сюжетных картин

  Материал по составлению рассказа по серии картин делится на два занятия.

На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии. После этого картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне. По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок.  

На втором занятии дети поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам- фрагментам и по всей серии в целом.

(дид. материал-  «Серии сюжетных картин» Н.Е. Ильякова  Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи») В данных пособиях подробно представлены конспекты занятий.

Расказ-описание  предметов

 Составлению детьми рассказов описаний предшествуют подготовительные упражнения в ходе которых основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употребление ими фразовой речи при ответах на вопросы педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнения предметов по основным признакам. Для упражнений используется материал лексических тем в соответствии с программой. (Используются различные игры «Лото» и пособия).

 Для составления описаний по вопросам педагога подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии  признаками.

Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества)

Это лимон. Лимон желтого цвета. По форме лимон овальный. На ощупь он твердый. На вкус лимон кислый.

После серии таких занятий переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану- схеме, на основе лексических тем. В качестве зрительной опоры используются алгоритмы для составления рассказов- описаний (Н. В. Нищева, Т. Р. Ткаченко) (алгоритм рассказа о животных).

По мере освоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предмета рекомендуется вводить в обучение новые виды работы: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.

 В конце 3 периода первого года обучения рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов на базе лексических тем. В структуре занятий предусматриваются следующие упражнения:

— дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (У аиста шея длинная, а у утки…)

— составление предложений по вопросам типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин?»

— выделение контрастных признаков двух предметов: апельсин большой, а мандарин маленький.

— последовательное выделение ряда признаков , отличающих предметы какой- либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор)

Для составления сравнительных рассказов также можно использовать алгоритмы.

Литература:

  1. Т. Р. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи» М. «Гном» 2003
  2.  Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – январь. СПБ.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,  2008.
  3.  Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

Февраль – Май. СПБ.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

  1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
  2. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию СПб, Детство-пресс, 2005
  3. Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию СПб, Детство-пресс, 2005
  4. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников- М.: Просвещение, 1990

Санкт- Петербург  2009

Источник