Развитие связной речи ребенка с зпр

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.     

Развитие связной речи является  наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития (ЗПР).       

Дети с ЗПР — многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время имеются данные о некоторых ее особенностях:

— использование в речи слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но  и отраженной;  

—  несформированность грамматического строя речи;

—  недостаточность словообразовательных процессов.       

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и, наоборот, для них представляет сложность монологическая речь.  Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является — воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка. Следует отметить, что неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.     

Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на  несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Анализ высказываний детей со стороны словоупотреблений показал, что для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

Формирование связной речи у детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития педагогу необходимо реализовать следующие задачи:

— закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

— формирование навыков построения связных монологических высказываний;

— развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

— усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

Читайте также:  Что влияет на развитие ребенка до года

— формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения;

-обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Успешность обучения в школе, полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Используемая литература

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.
  2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
  3. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – СПб, 1992 г.
  4. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., — №6.
  5. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя – М., 1989 г. – 64 с.
  1. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994 г.
  2. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-2c0b65635a2ac78b5d43b88521316c37.html

Источник

Консультация для воспитателей.

Развитие связной речи

дошкольников с задержкой психического развития

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От уровня ее развития зависит, и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития

Значительные трудности в овладении связной речью у детей с ЗПР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы и особенностями психической деятельности.

Для них характерна низкая активность во всех видах деятельности, нарушения в эмоционально-личностная сфере, низкая работоспособность по сравнению с относительно более высокими показателями мышления и памяти.

 В интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Дети с трудом справляются с заданиями, требующими установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

Формирование речевой деятельности этой категории детей носит также специфический характер. Отстает развитие способности осознавать речевую действительность как что-то отличное от предметного мира. Обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, обобщающих понятий и родовидовых соотношений.

Объем понятий недостаточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития также тормозит развитие новых форм речи.

Детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи и они довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов школы.

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является — воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью.

Память ребенка захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержанные памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не войдя в активный словарный запас ребенка.

 При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи.

Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов. Создается впечатление, что ребенок, начав высказывание, не может его закончить. Для рассказов детей с задержкой психического развития характерно увеличение доли существительных, местоимений, наречий, служебных слов.

Перечисленные особенности речевой деятельности этих детей вызывают значительные трудности при обучении. Но стоит отметит, что дети с ЗПР иногда обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость

Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Читайте также:  Ребенок развитие порок сердца

Дети нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке.

 Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность и конкретную ситуацию.

При работе необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы для заучивания стихотворных текстов, пересказа рассказов и сказок

 Для этого используются схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.

Например, педагог «кодирует» стихотворение, изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня мы пробуем «нарисовать» стихотворение». Читается текст и выполняются рисунки по ходу чтения.

Затем вместе с детьми воспроизводится текст с опорой на рисунки, Дети «прочитывают» хором, группами, по одному.

Дети старших групп придумывают рисунки сами или совместно с педагогом. Рисунки выполняются схематично, без мелких деталей.

 Рисунок-таблица вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при желании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст.

Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию стихотворного текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке стихотворного текста подбираются движения. Эти движения дети выполняют совместно с педагогом, а потом и самостоятельно во время проговаривания текста.

 С детьми младшего возраста можно и нужно «изображать» потешки и песенки.

Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью педагога.

«Изображая» стихотворение, можно использовать пальчиковый, настольный театр, фланелеграф, «театр игрушек». Для малышей целесообразно «показать» стихотворение несколько раз для того, чтобы они могли запомнить его и проговорить совместно с педагогом.

Детям старшего возраста можно предложить поиграть в игру «Расскажи и покажи», где один ребенок рассказывает стихотворение, а другой «показывает».

На развитие связной речи детей огромное влияние оказывает художественная литература в частности — чтение сказок:

-дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий;

-обогащаются знания детей об окружающих предметах и явлениях, словарь, развивается смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;

-формируются навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи.

Общие требования, предъявляемые к сказке, на основе которой строятся занятия по развитию связной речи детей таковы:

-небольшой объем

-четкий сюжет

-знакомая лексика (допустимо 3-4 новых слова)

-яркие красочные эстетичные иллюстрации.

Для этого хорошо подходят сказки В.Сутеева.

По каждой сказке проводится по два занятия.

На первом занятии воспитатель рассказывает детям сказку, задает вопросы по ее содержанию, чтобы определить, как поняли дети смысл сказки, ее тему, запомнили последовательность событий.  Проводит словарную работу. Новые слова запоминаются не механически, а осознанно, в процессе их активного использования.

Для того, чтобы научить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением целесообразно давать образец ответа.

В конце занятия дается задание творческого характера для развития воображение и продуктивных видов деятельности (изображение эпизода или героя).

Между 1-м и 2-м занятием по одной сказке воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, не усвоившими содержание произведение.

На втором занятии детям предлагается серия дидактических игр и упражнений, направленных на развитие связной речи, а также основных психических процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.).

Вот некоторые приемы работы с сюжетными картинками:

— Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке — эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети по ходу рассказа показывают соответствующие картинки, «иллюстрируют» его

-Педагог раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом.

Детям предлагается подобрать (выбрать) предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

— Педагог читает рассказ, и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задать наводящие вопросы.

— На наборном полотне расставляются сюжетные картинки. Педагог задает детям вопросы по их содержанию, помогая устанавливать причинно — следственные связи.

 Далее следуют задания на выкладывание последовательности и пересказ сказки.

В ходе работы необходимо применять разнообразные игровые приемы: схемы, инсценировки с игрушками, «договаривание» фразы, предложения и т.д.

Пересказ литературного произведения – трудная задача для детей с ЗПР, педагогу необходимо проявлять терпение, использовать разнообразные приемы для активизации и развития потенциальных возможностей детей.

Источник

Анна Корчагина
Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития

Читайте также:  Центр развития ребенка пушкино

Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии, и это обусловлено значимой распространенностью данной формы психического дизонтогенеза и связано с необходимостью теории и практики коррекционного обучения и воспитания данной категории дошкольников.

Одной из главных задач становления речи дошкольников считается становление связной речи. Это можно объяснить ее общественной ролью и значимостью в развитии индивида. Как раз в связной речи формируется главная, коммуникативная, роль языка и речи. Связная речь — наивысшая степень речи мыслительной работы, определяющая степень речевого и умственного формирования дошкольника Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.

Становление связной речи у дошкольников ЗПР считается сложным процессом, который требует применения особенных методических приемов. Дошкольники должны уметь, не просто употреблять определенные слова и фразы, но также они должны воспользоваться средствами, которые позволяют самостоятельно формировать речь в процессе учебы и общения с окружающими людьми.

Становление связной речи дошкольников опирается на развитие познавательных процессов, на умение наблюдать, ассоциировать и обобщать проявления, находящиеся вокруг. Дошкольники с задержкой психического развития в течении короткого времени отвлекаются, устают, плохо запоминают задание, почти всегда не умеют доделать работу, которую они начали, до ее завершения. Все эти проявления часто сказываются на состоянии и ходе становления их речи. В следствии этого, в коррекционной работе в специализированном детском саду для детей с ЗПР большое внимание уделяем:

-формированию монологической речи;

— обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Используем различные приемы становления связной речи у дошкольников с задержкой психического развития:

Рассказ по демонстрируемым действиям. Данный способ обучает малыша точно смотреть, сохранять в памяти очередность тех поступков, которые он заметил, выбирать к ним четкие грамматические категории.

Пересказ рассказа с применением фланелеграфа, сюжет которого с предметами и объектами меняется на сюжет на фланелеграфе с картинами (игрушками, которые позволяю абстрактно посмотреть на социальную среду. Часто это происходит, когда дошкольники самостоятельно начинают применять картинки на фланелеграфе для становления сюжета.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Один из самых последних приемов, когда можно наблюдать все компенсаторные способности дошкольников. Потому что в данном случае очень тяжело придумать план высказывания по причине того, что отсутствует образец. Наводящие вопросы учителя могут помочь ребятам обеспечить очередность степеней изложения. Еще отсутствие степени может позволить начать довольно сложную, но настолько нужную работу над творческим высказыванием.

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При применении данного приема работы учитель обязан принимать во внимание особенности образной памяти дошкольников, возможности устанавливать закономерные связи и отношения.

Задачи коррекционного дошкольного обучения в своей основе совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей без отклонений. В связи с этим, все главные этапы программы коррекционных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые находятся в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Но при этом очень важно отметить то, что содержание любого этапа считается специфическим. При отборе содержания обучения предусматривается недостающая развитие познавательной работы дошкольников. В содержание работы вводим не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие интереса, обогащение зрительных представлений, формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитие познавательной активности, закрепление и развитие у дошкольников способностей речевого общения, речевой коммуникации.

Навык работы подтверждает тот факт, что формирование связной речи у дошкольников очень пригодится им в дальнейшей жизни. Сейчас можно вспомнить себя за партой, когда педагог давал задание составить план сочинения и написать его. Данная задача решается легче теми детьми, которые были больше подготовлены будучи дошкольниками. Главное значение в формировании связной речи у детей дошкольного возраста играет работа учителя — дефектолога. Специальное обучение помогает раскрыть потенциальные возможности любого ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования. Овладение связной устной речью составляет важное условие хорошей подготовки к обучению в школе.

Список использованной литературы

1. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 68.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Астрель, 2006. – 158 с.

Источник