Развитие способностей у ребенка показатели и критерии
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Кондратьева Н.В.
1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей младших школьников. В ней выявлены и обоснованы критерии (когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный), показатели и уровни развития (низкий, средний, высокий) творческих способностей учащихся начальной школы. Автор выделил необходимый инструментарий для диагностики степени выраженности каждого показателя, что существенно дополняет и углубляет знания о механизме творческой деятельности и путях развития способности к творчеству. В определении критериев и показателей автором акцентировалось внимание на процессуальной стороне творчества, навыках организации и способах творческой деятельности, навыках саморегуляции и составляющих, определяющих результативность и продуктивность творческой деятельности, таких как направленность личности, способность к мобилизации, индивидуальный стиль.
творческие способности
проблема развития творческих способностей
младшие школьники
критерии
показатели
уровни развития творческих способностей
диагностика творческих способностей
1.?Бибикова Н.В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе: дис. … канд. пед. наук. – Ульяновск, 2004. – 230 с.
2.?Вишневая Н.Э. Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной?развивающей программы: дис. … канд. психол. наук. – Иркутск, 2006. – 208 с.
3.?Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук. – Минск, 2010. – 182 с.
4.?Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Москва: Наука, 1994. – 323 с.
5.?Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – Омск, 2011. – 215 с.
6.?Клевцова В.Л. Формирование творческих способностей младших школьников в условиях?развивающей среды: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2000. – 168 с.
7.?Кондратьева Н.В. Сущность понятия «творческие способности»?// Концепт: науч.-метод. интернет-журн. 2015. – URL: https://e-koncept.ru/2015/15320.htm (дата обращения: 13.11.15).
8.?Кондратьева Н.В., Ковалев В.П. Структура творческих способностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №?5; URL:?www.science-education.ru/128-21736?(дата обращения: 13.11.2015).
9.?Немов Р.С. Психодиагностика. – М., 2001. – 640 с.
10.?Шульга Е.П. Структура и развитие креативных способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 233 с.
В условиях модернизации российского образования, перестройки учебного процесса, появлении новых федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание личности, стремящейся к знаниям и творческому преобразованию действительности, вопрос развития творческих способностей учащихся остается одним из самых актуальных. Младший школьный возраст характеризуется богатством эмоциональных переживаний, развитием воображения и логического мышления, стремлением к самостоятельности, появлением устойчивых интересов, любимых занятий и высокой степенью восприимчивости к воспитательным воздействиям педагога. Именно поэтому проблема организации развития творческих способностей младших школьников должна решаться в общеобразовательных школах одной из самых первых.
Под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному её выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) [7].
Вопрос оценки уровней развития творческих способностей как таковых и творческих способностей младших школьников, в частности, остается открытым. Проблему определения уровней развития творческих способностей младших школьников рассматривали в своих диссертационных исследованиях Бибикова Н.В. [1], Вишневая Н.Э. [2], Клевцова В.Л. [6], Гин С.И. [3], Шульга Е.П. [10], Карпова Л.Г. [5]. Теоретический анализ их работ и собственное исследование проблемы [8] позволили нам выделить следующие критерии для оценки уровней развития творческих способностей учащихся начальной школы:
Когнитивно-эмоциональный критерий – выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность.
Личностно-креативный критерий – указывает на способность к активизации своего творческого потенциала – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).
Мотивационно-ценностный критерий – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого.
Деятельностно-процессуальный критерий – отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
Рефлексивный критерий – раскрывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца.
Каждый из критериев определяется рядом показателей, раскрывающих его полное содержание.
К показателям когнитивно-эмоционального критерия мы отнесли:
– дивергентное мышление;
– легкость в использовании ассоциаций (ассоциативная и экспрессивная беглость);
– особенности темперамента (пластичность, вариативность, эмоциональная устойчивость, склонность к напряженной деятельности, социальная энергичность);
– эмпатию.
К показателям личностно-креативного критерия относятся:
– воображение;
– критическое мышление;
– стремление к независимости, отсутствие страха высказывать свою точку зрения на проблему;
– надситуативная активность (инициативность, выход за пределы заданного);
– внутренняя позиция творца (заинтересованность в решении проблемно-поисковых задач, тенденции к индивидуализации творческой деятельности).
Показателями мотивационно-ценностного критерия являются:
– потребность в творческой деятельности;
– потребность в участии в учебно-познавательной деятельности;
– положительное отношение к обучению, школе, учителю, одноклассникам;
– признание ценности творчества.
Показателями деятельностно-процессуального критерия являются:
– творческая и познавательная самостоятельность;
– освоение способов творческой деятельности;
– качество выполняемых действий;
– стремление к достижению цели, получению конкретных результатов своей деятельности;
– навыки сотрудничества;
– способность оптимизации своего поведения (навыки организации творческого процесса, гибкий выбор той или иной стратегии поведения, безболезненный отказ от неэффективного способа действия).
К показателям рефлексивного критерия мы отнесли:
– особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (уровень самооценки, её адекватность);
– стремление к самообразованию, саморазвитию;
– умение объективно оценить свой и чужой творческий продукт.
На основе выделенных показателей охарактеризуем уровни развития творческих способностей младших школьников.
1. Низкий уровень.
У ребенка трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей. Ребенок не заинтересован в предстоящей творческой работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, а мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны. Ребенок избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Он испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи учителя или товарищей. Освоение им способов творческой деятельности идет крайне медленно, поэтому он предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид. Навыки саморегуляции проявляются слабо. Ребенок чувствует себя некомфортно, неуверенно, боится выступать публично. Восприятие им художественных произведений не отличается живостью и эмоциональностью. Неудачи сопровождаются длительными негативными эмоциями. Имеет заниженную или завышенную самооценку. Как правило, сосредоточен на себе, испытывает трудности с общением.
2. Средний уровень.
Ребенок справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу и не способен, если того требует задание, выбрать наиболее удачный вариант решения проблемы. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Ребенок предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Ребенок умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Освоение способов творческой деятельности идет в среднем темпе, успех в освоении не постоянен. Творческий продукт имеет завершенный вид, однако не все детали проработаны. Навыки саморегуляции развиты недостаточно. Эмоции, сопровождающие деятельность, как правило, зависят от многих обстоятельств: окружения, настроения, успеха или неудачи. Восприятие художественных произведений отличается живостью и эмоциональностью. Средний уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками адекватной самооценки. Ребенок отзывчив, внимателен, но бывает нетерпелив и резок в общении.
3. Высокий уровень.
Ребенку легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Его творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи учителя не нуждается. Ребенок находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Стремится рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Ребенок независим, не боится критики, инициативен, настойчив. Восприятие им художественных произведений отличается активностью, живостью и эмоциональностью. Ребенок применяет разнообразные виды самостоятельной работы с наибольшей их эффективностью в конкретной ситуации. Освоение способов творческой деятельности идет быстро и легко. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность. Как правило, деятельность сопровождается положительным эмоциональным настроем, состоянием воодушевления, ребенок часто выходит за рамки заданного. Интерес к проблемно-поисковым типам задач постоянен, их решение в приоритете, принципиально самостоятельно. У ребенка регулярная адекватная самооценка. Он глубоко сопереживает, чувствителен к проблемам и нуждам окружающих, больше доверяет своим чувствам и интуиции, раскован.
Приведем весь необходимый диагностический инструментарий для определения степени проявления показателей по каждому критерию, что позволит судить об уровне развития творческих способностей младших школьников.
Критерий | Методы диагностики |
Когнитивно- эмоциональный | 1. Тест креативности Вильямса (модифицированный Е. Туник); 2. Тест Роршаха; тест С. Медника (адаптация Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); тест «Пиктограмма» (А.Р. Лурия); 3. Изучение темперамента школьника методом наблюдения; опросник для родителей, направленный на определение типа темперамента (О. Анисимович); опросник для учителей, направленный на определение типа темперамента школьника (А. Белова); личностный опросник Г. Айзенка; методика «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенковой); 4. Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна) |
Личностно- креативный | 1. Методики «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» (Р. Немов); методика исследования особенностей воображения учащихся на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» (разработана Е.Г. Речицкой, Е.А. Сошиной); игровой тест «Три слова»; 2. Методика на определение уровня абстрактного мышления (по К. Йерасеку); методика диагностики словесно-логического мышления (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупрова; 1 класс); методика словесных субтестов (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрова; 2–4 классы); методика «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславской); диагностика навыков критического мышления (по Б. Блуму) на материале небылиц, научно-популярных статей («Почему?.. А что будет, если?…Докажи!…Убеди нас!»); 3. Опросник Дж. Рензулли (адаптация Е. Туник); методика экспертных оценок А.А. Лосева; методика «Как я вижу себя» (А.И. Савенков); 4. Педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности |
Мотивационно-ценностный | 1. Методика изучения мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина); 2. Методика «Составление расписания на неделю» (С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна); 3. Методика «Неоконченные предложения» (М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова); ориентировочная анкета А. Басса; методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев); 4. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонова) |
Деятельностно-процессуальный | 1. Методика «Экспресс-диагностика учебной активности младших школьников» (А.А. Волочкова); опросник «Субъектная позиция школьника (З.В. Голышева)»; 2. Методика «Кодирование» (А.Ю. Панасюка); проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая); 3. Педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; тест Тулуз-Пьерона; 4. Социометрия; 5. Методика «Рисунок человека»; анкета по выявлению тревожного ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко; методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (адаптация Н.В. Тарабриной) |
Рефлексивный | 1. Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн; 2. Тест «Креативность» (Вишняковой Н.) |
Источник
Все родители задаются вопросом: как понять, какие способности у моего ребёнка? Кем он станет, когда вырастет? Как ему в этом помочь? Как не ошибиться с выбором и начать обучать малыша тому, к чему у него есть талант и предрасположенность? Какие занятия, секции или кружки ему подойдут? В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Ирина Гладких расскажет вам об этом, а также даст полезные практические советы о том, как распознать и развить способности ребёнка с помощью различных игр и упражнений.
Как распознать и развить способности ребёнка?
Как развивается мозг ребёнка? Этапы
Мозг – главный компьютер нашего тела. Развитие мозга зависит от множества факторов, таких как: наследственность, условия протекания беременности и родов, условия первых лет жизни ребёнка, питание, эмоциональная обстановка в семье, количество внимания, полученного ребёнком и пр.
В развитии мозга можно выделить несколько этапов:
Внутриутробный период. Своё развитие мозг начинает ещё в утробе матери, на очень ранних сроках беременности. Сначала это – нервная трубка, затем появляются мозговые пузыри, из которых впоследствии разовьются отдельные зоны мозга, и ближе к поздним срокам беременности начинает формироваться кора больших полушарий.
От рождения до года. Первый год жизни является очень важным для развития мозга. В это время лавинообразно нарастает количество нейронных связей, идёт активное созревание отделов головного мозга. Каждое новое событие, эмоция, тактильное ощущение оставляют свой значимый след в мозге ребёнка. В этот период времени очень важно как можно больше внимания уделять ребёнку – общаться с ним, поглаживать его, читать книжки, играть в простые игры. Самое главное в таком возрасте – это внимание и общение со значимыми взрослыми. Никакие самые современные развивающие игрушки не заменят ребёнку человеческого контакта. Ребёнок развивается только через человеческое общение.
От года до 3-4 лет. К 3-4 годам у ребёнка созревают зоны, ответственные за зрение, общую моторику, тактильные ощущения, т.е. основные чувства. Ребёнок уверенно ходит, держит карандаш и ложку. Однако зоны, ответственные за анализ и прогноз действий (в т.ч. и своих), ещё не вызрели, поэтому не стоит требовать от трёх- или четырёхлетнего ребёнка прогнозирования ситуации. Интенсивность работы мозга от рождения до этого возраста превышает интенсивность работы мозга у студентов.
От 3-4 до 6-7 лет. К возрасту 6-7 лет мозг ребёнка практически полностью сформирован и мало отличается по структуре от мозга взрослого человека. Активно развиваются зоны, ответственные за речевые функции и моторику. В этом возрасте хорошо учатся иностранные языки. Зоны, ответственные за эмоциональную зрелость, абстрактное мышление и рациональность до сих не развиты в этом возрасте, поэтому у детей, как и ранее, возможны истерики и перегрузки эмоционального характера.
От 6-7 до 9-10 лет. К концу этого периода практически у всех детей вызревает зона, ответственная за мелкую моторику. Почерк, рисунки и поделки становятся аккуратнее и выходят на новый уровень.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Получите подробный отчёт о работе своего мозга, пройдя Общий когнитивный тест
От 9-10 до 12-13 лет. Очень сложный период. Лимбическая система уже созрела и позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, ответственная за сдерживание эмоций, ещё не развита в достаточной мере. Именно поэтому подростки очень эмоциональные и несдержанные. Продолжают развиваться интеллект и зоны мозга, ответственные за аналитическое мышление. Начинают созревать теменные доли головного мозга, которые помогают детям овладевать точными науками.
От 12-13 до 15-16 лет. В этом возрасте начинает возникать “специализация” мозга. Малоиспользуемые нейронные связи отмирают, однако те, которые используются, часто значительно усиливаются. В данном возрасте уже можно говорить про профессиональное определение или выбор наиболее интересной области для дальнейшего развития.
От 15-16 до 17-18 лет. Активно развивается префронтальная кора. Растёт самоконтроль, оценка рисков, социальная активность, появляется абстрактное мышление.
От 17-18 до 20-21 года. К возрасту 21 год мозг развит практически полностью. С этого момента зоны мозга больше не развиваются, теперь возможно только увеличение количества нейронных связей и развитие эмоциональной зрелости и узконаправленных специализаций.
Для развития мозга очень важно обеспечить ребёнку полноценный сон, достаточное количество свежего воздуха и равномерное сбалансированное питание – что особенно важно. Узнайте, какие продукты полезны для мозга. При равномерном питании колебания количества сахара в крови минимальны, и работа и развитие мозга идут без рывков и потрясений.
Отдельно хочу обратить внимание на отличия развития мозга мальчиков и девочек. У мальчиков быстрее созревает правое полушарие, а у девочек – левое. До 13 лет девочки лучше решают логические задачи и излагают свои мысли, однако затем мальчики не только догоняют девочек по уровню развития логики, но и обгоняют их.
У мальчиков гораздо сильнее заметна асимметрия в работе полушарий мозга. Мозолистое тело – часть мозга, которая соединяет два полушария, и через которую они обмениваются информацией, у мальчиков меньше и тоньше, чем у девочек. Поэтому если у девочек примерно до 13 лет бывает достаточно сложно определить, какое полушарие доминирует, то о мальчиках уже к 7 годам можно сказать, кто они – право- – или левополушарные дети. У мальчиков раньше выявляется направление их способностей, а с определением истинных склонностей девочек лучше подождать до подросткового возраста.
Этапы формирования и развития способностей. Виды способностей
Конечно, каждому родителю хочется видеть своего ребёнка успешным и социализированным, развить все способности, заложенные в ребёнке генами и природой. Для этого нужно понимать, когда и какие способности формируются и развиваются.
Способности развиваются из склонностей. Склонность – это предпочтение к занятиям той или иной деятельностью, когда главным является не результат, а процесс. Во время занятия ребёнок испытывает удовольствие, интерес. Склонность имеет более настойчивый характер, чем просто интерес, т.е. ребёнок отдаёт предпочтение определённым видам деятельности в большинстве случаев.
Формирование и развитие способностей состоит из трёх основных этапов.
Первый этап – это этап подготовки, он начинается с рождения и длится до 6-7 лет. На нём формируются физиологические основы будущих способностей, нейробиологические задатки. Развиваются общие навыки – координация рук, развиваются отдельные зоны коры головного мозга, дифференцируется их работа. Организм готовится к взрослению и дальнейшему развитию способностей. Здесь выявляются склонности, которые можно начинать закреплять.
Второй этап – этап формирования специальных способностей. Начинается с 6-7 лет и может длиться до 14-16 лет. На этом этапе склонности преобразуются в способности. Идёт формирование “специализации”, т.е. то, что было выявлено и проявилось на первом этапе, закрепляется и развивается. На этом этапе очень важна помощь в развитии памяти, внимания, пространственного мышления, мелкой моторики, координации, творческого воображения и пр. Это этап роста способностей.
Третий этап – это этап совершенствования тех способностей, которые уже в полной мере проявились в ребёнке. Здесь идёт и развитие, и закрепление специализированных способностей. На этом этапе дети, если они по-настоящему талантливы, значительно обгоняют в развитии своих сверстников и даже учителей. На этом этапе очень важна помощь родителей в поддержании интереса к областям, в которых проявляются способности, так как именно в этом возрасте растёт тяга к социализации и большему общению со сверстниками, а так же растёт зависимость от мнения друзей и окружения.
Конечно, существуют различные виды способностей. Для развития каждого вида нужны свои упражнения, о которых мы поговорим далее.
Какие виды способностей существуют:
- Художественные способности
- Музыкальные способности
- Литературные способности
- Спортивные способности
- Технические способности
- Математические способности
- Интеллектуальные способности
- Лидерские способности
Этапы развития способностей
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
– природный (натуралистический) – ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
– музыкальный – ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
– логико-математический – любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
– экзистенциальный (философский) – интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
– кинестетический (телесный) – такие дети очень любят движение во всех его проявлениях – танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
– межличностный (социальный) – очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
– пространственный (образный) – обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
– лингвистический (вербальный) – ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
– личностный (внутренний) – Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Как понять, какие способности есть у вашего ребёнка?
Для развития способностей очень важно своевременно заметить и определить способности ребёнка. Для выявления способностей ребёнка родителям нужно просто наблюдать за ним в период от рождения до 6-7 лет. В этом возрасте важно подмечать предпочитаемые виды занятий и способствовать разнообразию доступных видов деятельности. Если родители замечают, что из всего многообразия занятий ребёнок предпочитает или с большим желанием, увлечённостью и удовольствием занимается определёнными – это сигнал, что у ребёнка именно в этом направлении есть склонности. Поддержите их – расширьте это направление, сделайте его более разнообразным, запишите в кружок или секцию.
Какие способности есть у вашего ребёнка?
Внимательно наблюдайте за играми ребёнка, в них могут раскрываться артистические и лингвистические способности. Ребёнок любит конструкторы- присмотритесь внимательнее – он любит просто строить или конструировать, или это целый план застройки города? Ребёнок копается в песке, земле, часами может сидеть и созерцать цветы, небо, пустоту.. возможно, это растёт маленький мыслитель или гениальный биолог. Посмотрите внимательно, что именно он делает – ищет сокровища, древние клады, останки динозавров и цивилизаций, или сажает семена и смотрит, как они растут, разглядывает, как червяк копает свой ход в земле? В каждом занятии может мыть несколько уклонов, поэтому важно внимательно наблюдать и обеспечить многообразие. При сопоставлении всех типов интересующих занятий и выявляются способности ребенка. В диагностике способностей ребенка могут помочь также психологи. Первоначально проявления склонностей могут замечать не только родители, но и сотрудники детских дошкольных учреждений.
Многие родители задаются вопросом: как распознать талант у ребёнка? Талант – это вовремя замеченные и достаточно развитые способности. Способностей у каждого ребёнка может быть несколько. Будьте внимательны, настойчивы, замечайте склонности, развивайте способности своего ребёнка, и все его таланты раскроются в полном объёме! Важно помнить, что одна способность по мере раскрытия помогает раскрыться другим. Например, хорошие слуховые способности могут развиться в музыкальный или лингвистический талант. Музыкальный талант, в свою очередь, помогает в развитии логики и математических способностей и т.д.
Как развить способности и талант ребёнка? Практические советы
Для поддержки способностей и талантов даются следующие рекомендации:
1.Поощряйте занятие ребёнка. Обеспечьте его всем необходимым для занятий: маленькому художнику купите кисти, краски, карандаши. Если ребёнок поёт, разрешите ему слушать музыку и петь. Если предпочитает активные игры и танцы – запишите его в кружок, больше гуляйте и играйте. Любит наблюдать за природой – дайте ему горшок с землей, вырастите вместе горох, фасоль, мандарин. и т.д.
2. Избегайте диктата и навязывания своего видения и своей точки зрения. Пусть ребёнок делает так, как считает нужным! Рисует фиолетовое солнце и розового слона? Отлично! Он так видит! Считает, что в сказке не хватает героев и сам их придумывает – прекрасно!
3.Позвольте ребенку самому (конечно, по мере возможностей и с учётом возраста) спланировать свои занятия, их интенсивность, периодичность и место проведения.
4. Не критикуйте ребёнка, даже если он, на ваш взгляд, делает что-то совсем не так. Ребёнок имеет право идти своим собственным путём.
5. Не сравнивайте своего ребёнка с другими. Забудьте это – “А вот Саша… “. Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, и то, только для того, чтобы видеть прогресс. “Посмотри – на прошлой неделе ты прыгнул 20 раз, а сегодня уже 25!”
6. При посещении специализированных занятий прислушайтесь к советам и рекомендациям тренеров и учителей. Посещайте занятия на регулярной основе и объясните важность системных занятий ребёнку. Общим фактором развития любых способностей является настойчивость. Если ребёнок упорен и настойчив в достижении цели, с большей долей вероятности его способности разовьются в талант. Способность к обучению очень часто проявляется именно в виде упорства в достижении цели. Будьте также упорны, показывайте ребёнку пример своим поведением и объясняйте важность настойчивости при занятиях.
7. Для положительной динамики развития задачи на занятиях должны ставиться на пределе возможностей ребёнка. Он должен напрягаться, тогда будет виден прогресс и будет идти развитие.
Играйте с ребенком в когнитивные игры, это полезно для развития всех видов способностей.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная тренировка от CogniFit поможет развить ослабленные способности мозга
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Конечно , лучше всего способности ребёнка развивать игрой и во время игры.
Для развития всех видов способностей хорошо применять игры для развития когнитивных способностей:
- В частности, специальные когнитивные онлайн игры для развития интеллекта.
Детям нравится игры, нравится играть онлайн. Так совместите приятное с полезным!
- Решение головоломок, лабиринтов, кроссвордов, соединение рисунков по точкам.
- Придумывайте рассказы по картинке или по нескольким картинкам.
- Играйте в игру “кто больше назовет признаков одного и того же предмета”.
- Играйте в игру “повтори ритм”. Взрослый выстукивает ритм, задача ребенка – повторить. Важно делать это с применением тех же рук/ног или предметов, с помощью которых создавал ритм взрослый.
Очень полезны игры для развития внимания:
- “Найди, что изменилось”. Существует множество вариантов этой игры. Суть одна – нужно заметить отличия в том, что было после, от того, что было до. Можно расставлять игрушки и предлагать запомнить, просить ребенка отвернуться и переставлять их местами, менять их с другими, увеличивать/уменьшать количество, менять цвет у игрушек/предметов.
- Муха. На листе к клетку рисуется квадрат или куб 3*3 (*3) , 4*4 (*4) , 5*5 (*5) – в зависимости от возраста вашего ребёнка . В центр помещается муха. Взрослый проговаривает направления перемещения мухи. За каждый ход муха может переместиться только на 1 клетку. Ребёнок следит глазами за направлением перемещения мухи, и если муха “вылетает за пределы квадрата” (вылетает из комнаты), ребёнок должен её “хлопнуть”. Если ребёнок не успел её “хлопнуть” – муха улетает на свободу.
- “Найди пару”. Берутся карточки с картинками/словами и переворачиваются рубашками вверх. Задача – переворачивая карточки попарно найти совпадающую пару. Если пара не совпала, карточки вновь переворачиваются вверх рубашками. Если совпала – игрок забирает карточки себе.
- Шахматы – отличная игра для развития внимания и когнитивных способностей.
- Ребёнок и взрослый кидают друг другу мячик и считают. Задача – не называть определённую цифру и числа, её содержащие. Вместо этого нужно мяукнуть, хрюкнуть и пр. Можно установить несколько “запретных” цифр или менять их по сигналу.
Общеразвивающие игры:
- “Горячее/холодное, съедобное/несъедобное” – игры направлены на быстрый анализ ситуации и принятие решений.
- “Дорисуй предмет” (“на что это похоже”) – отличная игра на развитие воображения ?