Развитие сотрудничества ребенка со сверстниками
Юлия Былкова
Современные подходы к развитию сотрудничества детей со сверстниками в процессе обучения
Под термином сотрудничество понимают «позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников».
Большое значение для социализации ребенка и его личностного развития имеет своевременнее включение ребенка во взаимодействие со сверстниками. В этом плане особое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада.
Именно благодаря опыту совместной деятельности со сверстниками ребенок овладевает кооперативными умениями, необходимыми для становления отношений сотрудничества.
Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее важной стороной является равенство взаимодействия в процессе общения. Процесс общения и совместной детской деятельности моделирует субъект-субъектный тип социального взаимодействия и что, самое важное, осознается каждым из его участников как взаимодействие «на равных».
Именно старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально-личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества.
Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения.Потребность в общении и взаимодействии с окружающими выражается в ряде показателей:
внимание к другому человеку, направленность на познание другого, его чувств, состояний, действий, намерений;
эмоционально-нравственные проявления по отношению к окружающим, желание оценивать их поступки, действия, состояния с позиции имеющихся у ребенка социально-нравственных представлений и нормативных ориентации;
разнообразные инициативные действия (вербальные, практические, экспрессивные и пр., имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность;
чувствительность к отношению партнера по общению, стремление поддержать и закрепить дружескую атмосферу общения.
Отличительной особенностью общения старших дошкольников со сверстниками является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает протесты, конфликты, обиды. Это указывает на необходимость постепенного обучения дошкольников терпеливому и уважительному отношению друг к другу, тем более в процессе развития сотрудничества.
В контактах со сверстником потребность в сотрудничестве приобретает черты потребности в сотворчестве. Дети апробируют новые образцы деятельности, активно предлагают их партнеру. Можно сказать, что взаимодействуя со сверстником, ребенок выявляет в себе новое, начинает воспринимать себя как деятеля. Одновременно сравнение себя со сверстником в общении углубляет представления о себе как личности, активизирует процесс самопознания. Основой для этого служит возрастная динамика развития мотивов общения с ровесниками у дошкольников.
Для развития сотрудничества важнейшим новообразованием старших дошкольников является активное формирование самосознания, самооценки своих поступков. Ребенок не только открывает для себя свой собственный внутренний мир, но и проявляет способность к эмоциональной децентрации, умение встать на позицию другого, понять его переживания, состояния. Все это имеет непосредственное значение для углубления эмоциональной отзывчивости, готовности сознательно и адекватно реагировать на физическое, психическое, эмоциональное состояние других людей, что имеет значение для установления сотрудничества как типа взаимодействия.
Осознание ребенком своей позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий для общей работы положительно влияет на развитие интереса к учению, формирует потребность в сотрудничестве, в согласованности своих действий с действиями сверстников. Деятельность педагога заключает в себе решение комплекса воспитательных задач по формированию ответственного отношения к заданиям, личностного поведения в условиях коллектива, уважения к действиям сверстников.Деятельность педагога на занятии приобретает определенное строение: в процессе освоения детьми знаний он формирует нравственно-волевые качества, нормы поведения в коллективе, развивает эмоциональную отзывчивость к сверстникам и окружающим людям.
Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности оказывать помощь тем, кто нуждается в ней, подбодрить товарища и т. п.
В развитиии сотрудничествадошкольников педагог содействует:
установлению эмоционально положительной атмосферы в детском сообществе группы детского сада и поддержанию дружеских взаимоотношений между детьми;
обеспечению возможности каждому ребенку заявить о себе в сотрудничестве со сверстниками, представить свои действия и предложения партнерам;
обогащению представлений и развитию умений, необходимых для сотрудничества ребенка со сверстниками в совместной деятельности;
приобретению старшими дошкольниками опыта сотрудничества, предоставлению возможности занимать адекватные собственному потенциалу функционально-ролевые позиции.
Развитие детского сотрудничества требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого и разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач педагога и детей.
Источник
Нелла Другова
Развитие общения детей раннего возраста со сверстниками
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми.
Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др.
Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками
Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками,предполагает решение следующих задач:
• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам;
• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;
• организация разных форм взаимодействия малышей.
Для побуждения детей к общению со сверстникамиследует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.
Организация общения между детьми в течение дня
Воспитатель должен стараться организовывать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. С этой целью следует предложить малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обратить внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель должен привлечь их внимание к вновь пришедшему малышу, предложить им поздороваться с ним.
Желательно также ввести ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.
Во время режимных моментов нужно обращать внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, следует побуждать их желать друг другу спокойного сна.
Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.
Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки, ручки, что они умеют так же говорить, бегать, играть.
Контакт взглядов – один из важных компонентов человеческого общения. Дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо и особенно в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет, поэтому малыши часто не запоминают детей в группе, не узнают их, у них не складываются избирательные привязанности. Для привлечения внимания детей друг к другу целесообразно организовывать такие ситуации, в которых воспитатель, разговаривая с одним малышом, привлекает к нему внимание других детей, предлагая посмотреть ему в глаза, назвать его по имени. Но нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.
Хорошим приемом, сближающим детей,является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом взрослый должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.
Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднование детских дней рождений, изготовление несложных подарков для именинника.
Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Следует побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.
Сближению детей может способствовать организованное воспитателем совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Воспитатель может предложить нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, следует попросить их рассказать сверстнику об увиденном.
Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные игры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками. Можно выделить четыре этапа в развитии общения детей, в соответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.
На первом этапе происходит становление субъектного отношения ребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который должен выделить и показать субъектность другого ребенка, его привлекательность, сходство между детьми, их общие возможности. На данном этапе необходима индивидуальная обращенность взрослого к каждому ребенку, поэтому в этот период рекомендуются игры и занятия только с двумя детьми (игры в парах, причем при непосредственном участии взрослого. В дальнейшем к играм подключают 3–5 детей.
На втором этапе развивается эмоционально-практическое взаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такое взаимодействие помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равным ему сверстником. В ходе эмоционально-практического взаимодействия дети копируют действия друг друга. На этом этапе важная роль принадлежит взрослому, который начинает игру, является образцом правильных действий и создает положительную эмоциональную атмосферу.
Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно брать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации, предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом. Вместе с тем с помощью взрослого они могут включиться в воображаемый контекст и принять новую смысловую ситуацию (в играх с простыми правилами, хороводных играх). Все это подготавливает детей к сюжетно-ролевой игре, которая является ведущей в дошкольном возрасте.
На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная и продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготовляют различные поделки (рисунки, аппликации, фигурки). Подобная деятельность предполагает ориентацию на действия и интересы партнера, учет его активности и результатов действий. Поэтому данный этап возможен только после того, как дети научатся воспринимать субъектность друг друга.
Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп. Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительных взаимоотношений между детьми.
Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками. Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику, формирование чувства общности. Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношений между детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент, побуждают ребенка подражать действиям партнера. В центре их находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно. Находясь между детьми, взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и одновременно является ее участником.
Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться с рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых поглаживаний.
В ходе совместных предметных игр можно прятать игрушки, играть в мяч, собирать и разбирать пирамидки, делать различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладывать фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливать бусы для кукол, рисовать на больших листах бумаги и т. п. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.
С малышами, которые уже знакомы с некоторыми сюжетами процессуальных игр, можно организовывать совместные игры с куклами и другими игрушками.
Специальные игры и занятия, способствующие развитию общения детей со сверстниками, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для малышей. Такие игры можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей, на физкультурных и музыкальных занятиях.
Необходимым условием успешной организации совместных игр является эмоциональная включенность в них взрослого. Воспитатель должен не только демонстрировать нужные действия, но и быть эмоциональным центром игры, объединять детей вокруг себя, вызывать у них интерес к игре.
Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. В этом возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие.
В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.
Источник
Олеся Куприянова
Взаимоотношения ребенка со сверстниками
Куприянова Олеся Николаевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 168 общеразвивающего вида»
г. Владивостока, Приморский край
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Аннотация: в статье рассматривается важная роль общения ребенка до-школьного возраста со сверстниками. Раскрываются особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт саморегулирования поведения и приобретают навыки коллективности.
Ключевые слова: дети, взаимоотношения, взрослые, сверстники, общение.
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество — одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека — коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения — легче сформируются в результате взаимодействия с другими детьми.
Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Какова специфика общения со сверстниками?
1. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
2. В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
3. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
4. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его под-готовка к жизни среди людей — сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.
Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Такие чудачества приносят им необузданную веселость — и чем чудеснее, тем веселее. Естественно, взрослых подобные проявления раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие. Кажется, что такая бессмысленная возня только нарушает покой, конечно же не имеет никакой пользы и никакого отношения к развитию ребенка. Но если все дети дошкольного возраста при первой возможности снова и снова кривляются и передразнивают друг друга, значит, им это для чего-то нужно? Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают 2 Образование и наука в современных условиях в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул — и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ничем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.
Нередко ребенок в семье растет изолированно от сверстников: родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не хотят нарушать свой покой. Дети из таких семей сторонятся ребят в детском саду и в силу сформировавшейся некоммуникабельности испытывают большие затруднения в установлении контактов со сверстниками. Намного проще тем из них, кто получил опыт общения с ровесниками еще в семье.
В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие Личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
По мнению Е. Е.Кравцовой: «В общении с ровесниками, у ребенка развиваются важнейшие черты личности — он становится более уверенным в своих силах, приобретает навыки самостоятельной деятельности, учится сознательно управлять своими поступками и поведением и т. д. Ребенок учится у сверстника совершенно иначе, чем у взрослого. Если взрослый для малыша, является прежде всего эталоном, которому он стремится во всем подражать, то сверстника можно поправить, дополнить и т. д».
В общении со сверстниками у ребенка закладываются не только основы морали и нравственного поведения, но и возникают избирательные привязанности между детьми. Только в группе, по утверждению B.C. Мухиной, в общении с другими детьми ребенок получает определенный статус популярности. Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признания среди сверстников. Притязание на признание может проявляться в стремлении «быть лучше, чем другие». Это стремление, по мнению B.C. Мухиной, создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли.
Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию, помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.
Важно заставить ребенка поверить в себя, в то, что он хороший, и тем самым посеять семена доброго в его душе.
Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни ребенка в до-школьном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. Благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливает опыт саморегулирования поведения, считается с общественным мнением, приобретает навыки коллективности.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М., «Просвещение», — 1973. Приморский край 288 с.
2.Детская психология: Методические указания. / Автор-составитель Р. П. Ефимкина.- Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 140с.
3.Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб заведений / Т. Д. Ма- рютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова, — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
4. Смирнова Е. О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
5. Смирнова С. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, — 1996. — №3. — С. 5-14.
Источник