Развитие сострадания у ребенка
Рейтинг Сострадание – важное качество, которое родители должны развивать в ребенке с раннего возраста |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Доброта и забота об окружающих – эти качества формируются годами. Поэтому родителям важно прививать своему ребенку в раннем возрасте такие ценности, как сострадание и доброта. Попробуем разобраться, зачем и как воспитывать детей, чтобы они выросли сострадательными.
Сострадание учит детей любви к окружающим и к самому себе, а также осмысленности. Если ребенок станет более сострадательным, он будет заботиться об окружающих людях и относиться к ним более уважительно. Однако сострадание не у всех детей появляется само по себе. Некоторые дети понимают важность сострадания только тогда, когда видят примеры сострадательного поведения у окружающих.
Далай-лама когда-то справедливо сказал: «Если ты хочешь, чтобы другие люди были счастливы – практикуй сострадание. Если ты хочешь стать счастливым сам – практикуй сострадание».
Если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок вообще не проявляет сострадания, — это не страшно. Исследования показывают, что чувство сострадания есть у каждого человека. Вам просто нужно найти способ открыть и развить это чувство у ребенка.
Рассмотрим, как можно научить ребенка проявлять сострадание.
1. Позитивный пример
Дом – это лучшее место, где ребенок может чему-то научиться. Дети, как правило, внимательно наблюдают за поведением взрослых и повторяют за ними. Поэтому очень важно проявлять сострадание дома, когда вас видят дети. Помогайте пожилым людям перейти дорогу или донести сумку с продуктами, позвоните друзьям, просто чтобы узнать, как их здоровье и т. д.
2. Давайте ребенку возможность проявлять сострадание
Дети не научатся состраданию, если вы просто будете им рассказывать, как это важно. Они должны проявлять сострадание в повседневных поступках. Вы должны создавать для ребенка ситуации – в семье, с друзьями, соседями и т. д. – в которых он будет проявлять сострадание и научится ставить себя на место другого человека в сложных ситуациях.
3. Признавайте доброту
Покажите своему ребенку, что вы замечаете, когда кто-то совершает добрые поступки. Например, если машина притормозила, чтобы пропустить вас на пешеходном переходе, скажите: «Это было любезно с его стороны – пропустить нас». Аналогично, если ребенок делает добрые поступки, признавайте это и хвалите его.
4. Помогайте окружающим
Привлекайте ребенка к волонтерству и помощи окружающим. В выходной день вы можете сходить с ребенком в приют для животных или дом престарелых. Покажите ребенку жизнь других людей – это вызовет у него чувство сострадания.
5. Научите ребенка делиться
Поощряйте ребенка делиться своими вещами с другими людьми. Например, если он берет в детский сад шоколадку, предложите ему поделиться ею со сверстниками и объясните, почему это важно.
Приучайте ребенка к добрым делам. Показывайте хороший пример. Например, вы можете предложить ребенку пожертвовать старые вещи и игрушки. Позвольте ребенку самому передать вещи волонтерам.
6. Заведите домашнее животное
Объясните ребенку, что важно проявлять доброту и дружелюбие не только по отношению к людям, но и к животным. По возможности заведите домашнее животное. Уход за домашним животным поможет ребенку развить доброту и уважительное отношение ко всем живым существам.
7. Выращивайте с ребенком растения
Работа в саду также может помочь ребенку развить сострадание. Выращивание растений с терпением, любовью и заботой, принятие ответственности за жизнь растения помогает ему стать добрее.
Только когда мы с добротой и состраданием относимся к самим себе, когда мы привносим сострадание в свою жизнь, мы сможем привить эти ценности своим детям. Прежде чем мы научим состраданию ребенка, мы должны научиться этому сами. И чем раньше мы это поймем, тем быстрее сможем научить ребенка сострадательности.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
4 оценок.
Развитие ребенка
21.05.2020
Источник
наталья волкова
Воспитание сочувствия у дошкольников
Воспитание сочувствия у дошкольников.
Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, мы, взрослые, не всегда понимаем, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого,с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», или «Котенок-котёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» и т. п. Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестает плакать,и вдруг ей говорит: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено»? В этих словах и сочувствие и желание разделить горе подруги, её боль. И вот с умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Однако дети не всегда выбирают правильный путь для того, чтобы быть самым хорошим. Одни бескорыстны в своем желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ всегда оказывается хуже. Например,дети говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую», «У меня платье лучше» и т. п. Часто когда вечером приходят родители,дети жалуются: «Вашего Колю сегодня наказали, а меня нет». В голосе этих детей нет ни тени сожаления, они даже как будто рады, что их товарищ вел себя плохо. В таких случаях очень важны слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно. Здесь может вмешаться воспитатель и сказать: «Завтра вы расскажете Колиной маме, как он хорошо рисует на занятиях, и мама очень обрадуется.» Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым, формируются чувства ребенка. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на своего сверстника до тех пор, пока его не накажут, или же взрослый не сделает ему замечание. Ведь дети знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны пожалеть товарища. А вот не жалеют. Почему? Их ведь не учили сочувствию, но их и не учили злорадству. В этом вина нас взрослых. Да мы специально этому их не учили. Но при этом и не замечали, не останавливали, не разъясняли каждый пусть и незаметный, но неблагородный поступок ребенка. Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство сочувствия, желание совершить хороший поступок, вызвать у него стыд, раскаяние, когда поступил плохо, очень важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживал его сверстник. И здесь большое значение имеет художественное слово. Читая детям художественные произведения,мы вызывает у детей различные чувства: радость, желание подрожать положительным героям, чувство осуждения отрицательным. И дети постепенно начинают понимать, что такое совесть, стыд,в чём выражается зло.
Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно, дети узнают о том, что добрый человек, никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек не мучает животных.
Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются чувства у ребенка. Ребенка с первых своих дней нужно сознательно учить относиться к жизни и понемногу узнавать обо всем, что создано для него. Детям нужно рассказывать обо всем происходящем, только так мы сможем привить ребенку чувство любви и сочувствия к ближнему.Перед взрослыми стоит целый ряд вопросов: как преподнести ребенку плохое? О чем он должен знать и о чём не должен? В каких случаях у него нужно вызывать чувство сочувствия, сожаления, а в каких- нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кому плохо? На все эти вопросы нет однозначного ответа, да его и не может быть. В каждом случае взрослые должны использовать свои соответствующие приемы воздействия на ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но, ни в коем случае, нельзя способствовать появлению озлобленности, чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснять детям, почему вы так поступаете по отношению к плохому.
Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребенка сильнее, чем грубые замечания, наказание. В коллективе, где к ребенку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей. Шутка порой может вызвать чувство обиды, слёзы, но достаточно ребенку объяснить, почему с ним так пошутили, и слезы высыхают. Мы знаем, что маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека-это одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
Источник
Жалею дочку: «У Маши не боли, пусть у мамы болит!», вскоре слышу, играет с куклой – «У куклы не боли, пусть у мамы болит»
Перлы деток с форума
Есть в психологии такое красивое слово, как эмпатия – способность понимать и разделять чувства другого человека, умение ставить себя на его место. В нашем мире, где много критики и осуждения, так не хватает умения сочувствовать и сопереживать. Ее еще называют добротой, отзывчивостью. Однако, можно уйти в крайность, где проблемы другого человека становятся чересчур важными и своя жизнь уходит на второй план. Как научить детей эмпатии, доброте, но не «перегнуть палку» и оставить собственные чувства в приоритете?
Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.
С самого рождения малыш знает, что такое боль – животик болит, зубки режутся, страх, что мама ушла и не вернется, т.д. Постарше это будут ушибы, ранения, прищемления, множество непонятных плачей, где основное – что-то происходит не так, как хочет кроха. Он кричит и просит избавить его от этого страдания.
Уже на таком раннем этапе ребенок будет фиксировать – как ему «помогают» справиться. Если это постоянные оставления наедине («покричит и успокоится») – то, вырастая, для себя он возьмет уроком, что страдающего нужно не трогать – » сам отойдет».
Детки, чьи родители их жалели, дули на ранку, приговаривали ласковые слова, с бОльшим пониманием относятся к чужой боли. Они подходят – гладят, дуют, обнимают расстроенного человека.
Однажды наблюдала такую картину – дочь включила телевизор, где шел сериал, в котором женщина плакала. Дочь еще плохо говорила, но я слышу, она переживает «тетя, хны-хны» и… гладит экран!!! Незнакомая женщина вызвала в ней жалость!
Пока ребенок маленький, очень важно показать ему, что страдает не он один. Не стесняйтесь своих эмоций, если вам больно, неприятно, страшно, ведь вы тоже – живая. Делитесь с ребенком, что вы стукнулись, вам больно от его укусов, вы расстроились от чего-то и т.д. Конечно, это будут механические поглаживания, специальные объятия, и ребенок будет ждать «скорейшего выздоровления», НО! Это уже понимание того, что другому сейчас плохо. Более того, ребенок «помогает» от этого избавиться. Так, как умеет.
Вы, наверняка, и сами замечали – если вы плачете, то и ребенок расплачется. Если вы смеетесь, то и малыш расхохочется, хоть и не понимает, чем вызван этот смех. Умение отражать чувства других – у нас есть изначально. Очень важно этот навык не «потерять» и не увеличить чрезмерно.
Смотрите запись вебинара «Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Игры с животными
Все детки в какой-то степени «мучают» животных. Ведь это такая интересная игрушка! К тому же живая. Но если куклу еще можно бросить, наступить на нее, вертеть ей голову в разные стороны и т.п. – то с животными это уже настоящая жестокость!
Конечно, то, что ребенок «проделывает» над насекомыми и животными – это интерес. Что будет дальше? Если я оторву мухе крылья, как она будет себя вести? Если я раздавлю букашку – что она сделает? Если кота дернуть за хвост, как он отреагирует? Не ругать же дите за любопытство!
Чувство вины и стыда. Нужно ли их прививать ребенку?
Только на ВТОРОМ году жизни у ребенка приходит понимание, что чувствуют окружающие. Очень сложно объяснить малышу до года, что он делает что-то не то по отношению к другому. Учитывайте это.
Показывайте и рассказывайте, что так делать нельзя, проговаривайте, что чувствует кошка, собака или муха в этот момент. Что может их погубить или разозлить! Почему они убегают или царапаются. Что можно с ними делать, а чего нельзя. Не игнорируйте моменты, когда ребенок делает больно животному – показывайте, что вам не нравится, когда малыш ведет себя так (спокойно, без криков). Уже зная, что родители не одобряют такое поведение – ребенок поймет, как делать не стоит.
При явном и частом проявлении агрессии к братьям нашим меньшим – обращайтесь к психологу (за таким состоянием кроются не выраженные негативные эмоции, результатом которых стала окружающая обстановка)
Смотрите курс «Периоды развития ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Игрушки и сказки
Игрушки тоже можно «оживить» и показывать, как с ними нужно обращаться. Что они чувствуют, что им нравится. При благоприятной атмосфере – дети дружат и любят свои игрушки – обнимают их, кормят, выносят на прогулку. Периодически будут ими швырять, наступать и «забывать» о них. Это нормальное состояние – ребенок понимает, что они не такие живые, как он.
В сказках разворачивается круг событий, где герои испытывают какие-то чувства. Как и с игрушками очень важно проговаривать ребенку, что является благоприятным. «Вот видишь, Лис злой, он обижал Котика, поэтому с ним никто не дружил», «Маша пришла на помощь Ване, и Ваня поделился с ней игрушкой» — где отзывчивость, умение прийти на помощь, сочувствие очень ценится и «дарит» герою много положительных моментов (не только игрушки и сладости, но и эмоциональные проявления).
Дети очень хотят, чтобы их любили, с ними дружили, ими восхищались, гордились, ставили в пример. И каждого положительного персонажа «примеряют» на себя. Прочитав сказку, поговорите с ребенком – что правильного сделал герой? А как поступил бы он? Также? Молодец! Рассказывайте, как добрые поступки помогают другим людям и как это здорово, когда мир дружелюбен.
Смотрите запись вебинара «Пять ключиков к детскому счастью!» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Другие дети
То, что и здесь нужно рассказывать и показывать, что чувствует другой ребенок, я думаю, понятно.
Поощряйте и учите ребенка играть в игры несоревновательного типа. Т.е. игры, где нет соревнование, но есть взаимодействие. Это «дочки-матери», «больничка», совместная постройка «домика»/конструктора или поиск сокровищ — когда один помогает другому. Дети учатся слушать друг друга, делятся своими навыками, подсказывают и чувствуют себя в команде.
Конечно, у соревновательных игр есть свои плюсы, но, как правило, дети чаще чувствуют враждебность и зависть к выигравшему. Здесь можно привести такой пример – «Ведь ты же не хочешь, чтобы, когда выиграл ты – на тебя все обиделись и перестали дружить? Ты же хочешь, чтобы все радовались твоему выигрышу?».
Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.
На примере взрослых
Особенно важным будет пример взрослых в сочувствии и сопереживании. Проявляйте сами доброту и отзывчивость по отношению к миру. В первую очередь к близким – мужу, маме, свекрови, подругам и т.д. Рассказывайте примеры из жизни, когда вы или вам (это тоже очень важно – умение ПРИНИМАТЬ доброту) помогали справиться с какой-то проблемой – поддерживали, выручали, спасали. Пусть это станет неотъемлемой нормой! Передайте ребенку знание о том, что кто-то из его предков помогал людям (может даже совершил геройский поступок). Если таковых нет – всегда можете обратиться к великим людям – Мать Тереза, Далай Лама и т.д.
Проговаривайте, что идете к бабушке, чтобы помочь ей по хозяйству. Что зайдете к сестре (тете), чтобы помочь ей – посидеть с малышом. Что папа помогает маме – несет тяжелую сумку. И т.д.
Хвалите ребенка за проявления отзывчивости и желании помочь!
Личная территория ребенка или уважение с малых лет
Ограниченная помощь
Как бы остро люди не нуждались в нашей помощи, всегда важно помнить, что это все-таки ПРОБЛЕМА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. И скатываться в депрессию от чужих переживаний не стоит. Невозможно всем помочь.
Есть теория о том, что мы все приходим на Землю для того, чтобы познать свои уроки – а проблемы и несчастья – есть ключ к пониманию, что нам нужно постичь или преодолеть.
Однако, наша задача в том, чтобы научить ребенка не быть жестоким. Кто-то приходит в этот мир уже больным, без родителей или в семью, где над ним будут издеваться… Объясняйте и на своем примере показывайте, что вы сочувствуете другому человеку. Помогаете ему по мере своих сил (не в ущерб себе и своей семье!) НО! Не делаете все за него, а только помогаете. Тем самым, давая ему возможность справиться с проблемой САМОМУ. В этом очень много уважения. Вы можете помочь старой женщине перейти через дорогу, но вы не можете вернуть ей молодость, чтобы она легко бегала и радовалась жизни (также как исправить поведение ее мужа или детей).
Где-то важно сказать ребенку, что это ВЫБОР человека (например, малооплачиваемая работа или желание стать БОМЖом) и не стоит его жалеть. Что всегда есть возможность изменить свою жизнь. Те, кто только плачут – на самом деле не хотят ничего менять. Им просто нравится, когда их жалеют. Такие вещи, конечно, стоит говорить уже в возрасте постарше, чтобы ребенок ПОНЯЛ вас.
Смотрите курс «Позитивная безопасность ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Отказ от помощи тоже может стать благоприятным исходом. Рассказывайте об этом (только аккуратно, точно зная, что ребенок вас поймет ПРАВИЛЬНО) и показывайте, почему это будет положительным моментом.
Недетская ответственность. Когда ребенку плохо?
Если ребенок не научится отказывать – на нем будут «ездить». «Бесхребетность» — это неумение слушать СВОИ потребности, желание угодить другому.
Да, ребенка можно научить эмпатии, доброте и отзывчивости. Не забывайте сами практиковать этот полезный навык, но так, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным (вы помогаете всем подругам, а муж в это время обделенный остался). Особенно не ущемляйте в доброте ребенка. Вы устанете от всех проблем мира, домой будете возвращаться злой – малыш будет понимать, что либо – на семью не стоит тратить свое время, другие – важнее, либо – проблемы других – это зло. А значит нужно быть жестким, чтобы тебя не «перенапрягали».
Будьте в гармонии с собой, не причиняйте вреда кому-то самостоятельно, учитесь видеть приоритеты и ваш малыш обязательно станет отзывчивым и дружелюбным. Настолько, насколько поймет о важности сего.
Как вы говорите ребенку о чувствах других? Поделитесь, как учите малыша доброте?
Источник