Развитие социального поведения ребенка

 Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Читайте также:  Центр развития ребенка золотой ключик тогур

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Источник

Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.

Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.

Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.

В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.

В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.

Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах

нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.

Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.

Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.

В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.

У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.

Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик»«девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.

Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.

Читайте также:  Ребенок 5 лет развитие на 2 года

Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.

Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.

Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:

• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;

• Благодарит за услугу, подарок, угощения;

• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;

• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями

• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;

• Уважает труд взрослых и его результаты;

• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;

• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;

• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;

• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.

Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.

Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.

К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.

Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.

Источник

Ирина Маяцкая
Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста

Критерии оценки социального поведения

детей дошкольного возраста.

В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому,начиная с детских лет необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе играть, трудиться совместно, ответственно относится к делу. Воспитание навыков и привычек к совместной деятельности с другими, выполнение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформированны в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми или индивидуальных взаимодействий детей, эти качества личности могут быть воспитаны только в совместной деятельности, в которой детьми решаются общие задачи и общие усилия направляются к единой цели. В процессе деятельности, которая объединяет детей общим замыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные желания требованиям других. Совместная деятельность, вызывая согласование действий, общие чувства и переживания, тем самым организует детей и формирует навыки социального поведения.

Воспитание устойчивости поведения, складывание характера и волевых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм поведения. Упустить этот возраст – значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.

Рассматривая организованное поведение в плане взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, мы подчеркиваем значение этого качества в складывании начал коллективизма.

Организованность поведения является важной стороной морального поведения детей и проявляется в знании правил и умении их выполнять, подчинятся общим требованиям, в готовности совместными усилиями достигать поставленной цели, согласовывая между собой действия.

Мы убеждены, что рассматривать какую-то одну сторону социального поведения невозможно: оно проявляется и формируется в тесной связи с другими нравственными качествами. Развитие их на более ранней ступени дошкольного возраста, является основой воспитания социального поведения.

На ступени дошкольного возраста дети приучаются действовать заодно с другими детьми — играть вдвоем, в небольшом коллективе, вместе убирать игрушки, что-то строить, направлять действия к единой цели, подчиняться правилам игры.

Дети усваивают важные для развития социального поведения культурно-гигиенические навыки, некоторые правила поведения в обществе сверстников, которые, прежде всего, предполагают развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Осваивая нормы опыта социального поведения, принятые в группе, дети непременно проявляют активность; она выступает в умении сдерживать себя, управлять своими чувствами, желаниями, порой мешающими выполнять свои обязанности по отношению к другим детям.

Освоение и присвоение ребенком старшего дошкольного возраста норм морали предполагает знание и понимание ребенком сущности нравственных правил и способов поведения в процессе взаимодействия.

Читайте также:  Активность личности ребенка как условие его развития

Правила, определяющие организованное поведение ребенка и являющиеся основанием положительных взаимодействий его с окружающими, можно представить следующим образом.

Знание и понимание детьми сущности правил взаимодействия :

• что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;

• почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;

• что значит играть дружно, быть справедливым;

• почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;

• что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре;

• что значит учитывать настроение сверстника в общении с ним;

• что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;

• что такое несправедливость по отношению к слабому;

• почему недопустимо проявлять такие отношения;

• возможных негативных последствий для других своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).

Знание и понимание способов положительного взаимодействия:

• конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность);

• способов исправления своей неловкости и неосторожности;

• способов улаживания конфликтов;

• способов знакомства;

•способов налаживания отношений в разных ситуациях: как включиться в любую коллективную деятельность, как принять в нее сверстника, как тактично отказать в чем-либо и др.

Основными показателями нравственного поведения, которые служат критериями непосредственного опыта социального поведения являются умения:

• с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;

• внимательно выслушивать ответ;

• в вежливой форме отвечать на вопросы;

• доброжелательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;

• научить другого тому, что умеешь сам;

• согласовывать свои действия с действиями сверстников;

• спокойно высказывать свое мнение, вносить предложения;

• соблюдать установленный порядок поведения в группе;

•регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;

• пользоваться способами мирного разрешения конфликтов.

Активность в игре проявляется и в самоконтроле. Этот акт растущего детского самосознания в большей мере, чем что-либо, содействует развитию опыта социального поведения.

Анализируя условия формирования поведения детей, мы видим, что при выполнении четких, точных и всегда посильно трудных требований усиливается роль самоконтроля, именно это побуждает ребенка к постоянному активному усилию, к необходимости организованно вести себя.

Организованность поведения тесно связана с волей. Причины того, что у ребенка не сложился опыт социального поведения можно усматривать, прежде всего, в недостаточном волевом развитии.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в волевом развитии ребенка, особенно эти изменения заметны на седьмом году жизни. Проявление воли есть проявление активности личности. А. С. Макаренко подчеркивал «Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание, и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».

Итак, мы приходим к выводу, что поведение, направленное на достижение поставленной цели, на утверждение порядков, правил, традиций, принятых в данном обществе и помогающее устанавливать слаженные взаимоотношения, является организованным, в нем мы отчетливо видим тенденцию к совпадению морального требования и характера поступков детей. И, наоборот, хаотичность детской деятельности, отсутствие в ней целенаправленности, неумение согласовывать свои действия с другими детьми, считаться с ними, поведение, противоречащее принятым в детском саду устоям, порядкам, будет неорганизованным.

Организованным мы называем такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя, обращенных к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям.

Воспитание опыта социального поведения представляет собой сложный процесс. В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых правил, режима, традиций, порядка жизни учреждения или отдельной группы, с другой стороны, это собственная детская жизнь, разнообразная деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умение выполнять общее дело к установленному сроку, согласовывать действия, направляя их к общей цели.

Д. Б.Эльконин подчеркивал: «Лишь активное усвоение ребенком практических умений, научных знаний, норм поведения в процессе определенным образом организованной деятельности может превратить усвоенное в подлинное достояние детской личности и тем самым поднять ее на более высокую ступень развития».

В общей характеристике морального облика ребенка организован-ность поведения имеет большое значение, она помогает ребенку найти свое место и определить свою роль в общественном порядке, в жизни формирующегося коллектива. Формирование личности – это целостный процесс, в котором осуществляется одновременно развитие многих качеств, умственных и физических сил, моральных привычек, чувств, отношений.

В анализе организованности дошкольников мы постоянно обращались к роли совместной деятельности детей, значению правил в формировании опыта социального поведения, и здесь мы видим очень тесную связь в развитии игровой деятельности, как ведущей деятельности, ребенка дошкольника и формировании опыта социального поведения.

Таким образом, можно утверждать, что в игре, как ни в какой другой деятельности, происходит более естественное формирование опыта социального поведения и положительных взаимодействий, становление нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.

Список используемой литературы:

1. Урунтаева Г. А.Детская психология: учебник для студ. Сред. Уч. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -368 с.

2. А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М., 1958г. [электронный ресурс]. –Режим доступа : https://elib.gnpbu.ru/text/makarenko_pedagogicheskie-sochineniya/ (дата обращения 25.12.2017)

3. Эльконин Д. Б Психология игры. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 360 с. [электронный ресурс]. –Режим доступа: (дата обращения 20.01.2018)

Источник