Развитие слабовидящего ребенка до года

Развитие слабовидящего ребенка до года thumbnail

, педагог-психолог

ГБОУ г Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 000 (Структурное подразделение №3 ЦППРиК «Давыдково»

Мастер-класс

Новорожденный лишь немногое узнает об окружающем мире благодаря зрению. Сначала для него важнее тактильная информация (особенно то, что узнается с помощью рта), вестибулярная информация (чувство равновесия), информация, получаемая в результате его собственных движений, запахи и вкус. Зрение и слух – два сенсорных канала, служащих для приема информации на расстоянии, используются с рождения, но роль основных информационных каналов они начинают играть позднее.

Во время нескольких первых недель жизни младенец с нарушенным зрением получает примерно ту же сенсорную информацию, что и нормально видящий ребенок, вследствие ограниченной роли зрения. В это время плохое зрение – не проблема для ребенка. Это проблема для родителей, которые, по-видимому, переживают кризис и чувствуют себя обманутыми. Вместо здорового ребенка у них родился больной. Они могут испытывать чувство вины из-за своей негативной реакции по отношению к ребенку. Только через какое-то время они поймут, что эта реакция нормальна. Вначале родителям бывает трудно брать ребенка на руки, даже если они знают, насколько это важно. Когда они держат ребенка на руках, возникают сложности в общении с ним, особенно если зрительный контакт с ребенком не развивается. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слушать слабовидящего ребенка и общаться с ним. Пока родители чувствуют себя некомфортно с ребенком, кто-то, знающий, как развиваются дети с нарушениями зрения, должен посещать семью, лучше ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.

Многие родители, стремясь решить проблему с помощью медицины, забывают, к сожалению, о необходимости уделять внимание развитию своего ребенка. Некоторые заболевания органа зрения, такие как, нарушения рефракции (дальнозоркость или близорукость), достаточно успешно лечатся назначением очковой или контактной коррекции. Другие же — заболевания сетчатки, зрительного нерва, трудно поддаются лечению и существенно ограничивают зрительные возможности ребенка, что приводит к выраженным отклонениям в развитии ребенка. После двух-трехмесячного возраста недостаток зрения начинает сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка. Неправильное функционирование зрения или его отсутствие в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста, а ведь ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через движения, слух, осязание, обоняние и вкус.

Занятия с ребенком необходимо начинать с первых дней жизни. Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов.

На базе этих рефлексов должны строиться первые гимнастические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша.

Чтобы привлечь внимание слабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок. Для привлечения внимания слабовидящего ребенка желательно сочетание контраста и движения, а если необходимо, то и звука. В период от 1 до 3 месяцев следует продолжать работу по развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за ярким предметом. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном для него оптимальном расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции, немного увеличив расстояние стимула от глаз ребенка, а затем приближая его обратно.

Зрительные реакции у ребенка с остаточным зрением необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого. При изменении позы ребенок должен освоить зрительные реакции снова.

После 3,5 месяцев у ребенка с остаточным зрением нужно пытаться вызвать перевод взгляда с одного источника света на другой.

Бутылочка для молока – это эффективный стимул. Запах, бульканье молока при потряхивании бутылочки и высококонтрастные полоски на бутылочке заставляют ребенка пытаться найти ее глазами.

Развитие слабовидящего ребенка до года

Фото 1. Бутылочки и игрушки благодаря высококонтрастным полоскам являются эффективным зрительным стимулом для слабовидящего ребенка.

Для того чтобы привлечь внимание ребенка к лицу взрослого нужно подкрашивать его, выделяя рот, брови, глаза, можно одеть черную оправу для очков. С этой же целью подвешивают картинку с изображением лица человека над кроваткой ребенка. Для привлечения внимания ребенка одежда взрослого должна быть контрастной. Важно соблюдать постоянство запахов ухаживающих за ребенком взрослых.

Развитие осязательного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубоким нарушением зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные и кинестетические ощущения.

Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло, сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный. Ребенка надо раздеть и укладыодеяло на спинку, на живот, на бочок.

Развитие слабовидящего ребенка до года

Фото 2. Одеяло с тактильным и зрительным контрастом

Чтобы способствовать попыткам ребенка поднимать голову, нужно положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой.

Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты в положении лежа.

К двухмесячному возрасту зрячий ребенок становится способным поворачивать голову в сторону источника звука. Для наших детей освоение этого навыка достаточно трудно. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление.

Например, позвенев колокольчиком с правой стороны, дотронуться до правой щечки ребенка, позвенев с левой стороны, дотронуться до левой щечки. Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать следующие упражнения: 1) покачивание в позе «эмбриона»  (показ упражнения) ,2) упражнение «полетели-полетели» (показ упражнения): поднимая ребенка надо говорить ему: полетели-полетели высоко наверх, а опуская – полетели-полетели вниз, полетели-полетели направо, полетели-полетели налево.

Для развития малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке — «кенгуру». Передвигаясь вместе со взрослым малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Делать это нужно каждый день. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хороший телесный контакт между родителем и ребенком, который необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет чувствовать себя спокойно и защищённо.

В период с 1 до 3 месяцев можно начать вкладывать ребенку в руку погремушку. В кроватке необходимо подвешивать над ребенком различные звучащие предметы горизонтально над руками и ногами ребенка, чтобы ребенок непроизвольно задевал их. Это будет провоцировать ребенка совершать более активные движения. Подвешивать игрушки нужно либо над руками, либо над ногами, но не одновременно.

К 3 месяцам у ребенка формируется первая координация рука-рот, и он начнет тянуть вложенные предметы в рот.

Для общего психического развития ребенка такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. Приблизительно к 3,5-4 месяцам зрячие младенцы начинают сводить руки к средней линии тела и играть ими, а около 6 месяцев играть со своими ногами. Для стимуляции сведения рук слабовидящего ребенка необходимо подвешивать предметы над средней линией тела ребенка. Важно, чтобы эти предметы, имели подвижные части, которые способны привлечь внимание ребенка. Все это будет способствовать формированию осязания как перцептивного действия.

Ребенку нужно очень много тренироваться для того, чтобы научиться использовать свой слух. Доска-резонатор и звуковые отражатели вокруг ребенка весьма полезны для начальных стадий обучения. Доска-резонатор усиливает звуки и дает возможность ребенку слышать шумы, возникающие даже при его незначительных движениях. Обратная связь активирует двигательные функции, а это в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше звуков.

Приблизительно в 3-х месячном возрасте ребенок начинает отличать один звук от другого.

Развитие слабовидящего ребенка до года

Фото 3. Схема игрового места для слабовидящего младенца: доска резонатор со зрительными стимулами, звуковые отражатели, зеркало и подвешенный мяч (3)

Для того чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка, помимо погремушек, бубенчиков, колокольчиков можно предложить ему для игры пластиковые флаконы, наполненные различными сыпучими продуктами: гречкой, рисом, горохом, фасолью, сахаром и макаронами. Все эти наполнители имеют разную частоту звучания.

В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание надо обратить на формирование таких координаций как: рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-лицо, рука-корпус тела, рука-колено, рука-ступня. Для этого нужно проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком и активизировать собственные действия ребенка в которых сформируются эти координации.

Ухаживая за ребенком необходимо с ним разговаривать и петь песенки. В этом возрасте обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком.

Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети.

В своей работе мы используем «Рекомендации по коррекции психомоторного развития детей первого года жизни с глубоким нарушением зрения» , практическое пособие «Воспитание слепых детей раннего возраста» и и игры с детьми младенческого возраста , практическое пособие Леа Хювяринен  Зрение у детей: нормальное и с нарушением.

Упражнения и игры для детей первого полугодия жизни

1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания (привлечение внимания слабовидящего ребенка максимально яркими предметами, сочетание контраста, движения, звука)

2.Упражнения для стимуляции тактильных ощущений.

3.Упражнения способствующие попытке поднимать голову (использование врожденных рефлексов и привлечение внимания ярким предметом, а если зрения нет используем тактильные и слуховые подкрепляющие стимулы).

4.Упражнения направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка (совместные с ребенком повороты из положения лежа, покачивание в позе «эмбриона», упражнения «полетели-полетели», «качели» ).

5.Упражнения для развития дефференциации движений.

6.Упражнения на формирование представления о частях тела.

7.Упражнения подготавливающие ребенка к умению сидеть.

8.Игры способствующие развитию тактильной чувствительности ребенка и формированию первых сенсомоторных координаций.

Используемая литература:

1., Хорош слепых детей раннего возраста. Практическое пособие для родителей, тифлопедагогов и воспитателей, М.: Издательство «Экзамен», 2004.

2., , Парамей зрения у детей раннего возраста, М. : Издательство «Полиграф сервис», 2003

3.Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушением, СПб. Петербург — XXI век, 1996.

Источник

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Источник