Развитие скорописи у ребенка

Тема каллиграфии в современном мире затрагивается все меньше и меньше. Большим интересом пользуется скоростная машинопись и различного вида программы, позволяющие перевести речь в компьютерные шифры и знаки. Но уверенный и красивый почерк позволяет не только самостоятельно, без использования гаджетов, зафиксировать всю необходимую информацию. Или оригинально оформить поздравление. Ручное письмо, в первую очередь – это развитие определенных мозговых центров, которые в любом другом случае остаются неактивны. Поэтому, к решению вопроса как научить ребенка быстро писать родителям стоит отнестись достаточно ответственно.
Главные причины, препятствующие формированию красивого почерка
Ухудшение качества написания слов у ребенка обнаруживается в возрасте 7-8 лет. Плохие отметки за грамотность и аккуратность становятся первым признаком возникновения проблемы. Этому может быть несколько причин:
- Недостаточное развитие мелкой моторики. Начиная с 6 месяцев, малыш активно познает мир с помощью пальчиков рук. Если в это время навык мелкой моторики был разработан недостаточно, впоследствии это скажется на умении рисовать мелкие детали, брать небольшие предметы и аккуратно выводить буквы.
- Плохое качество письменных принадлежностей. В обучении письму мелочей не бывает. Ручка или карандаш плохого качества будет выскальзывать из пальчиков, а слишком твердый или мягкий грифель не позволят малышу регулировать силу нажима.
- Неправильное положение во время занятий. На скорость и красоту письма могут влиять такие, на первый взгляд, незначительный факторы, как осанка, высота стола и стула, расположение света и многое другое.
- Неверный захват письменных принадлежностей. Небольшое смещение кисти в сторону закроет ребенку обзор, а слишком сильное зажатие ручки пальцами может вызвать неприятные ощущения в руке.
- Ранее обучение навыкам письма. Ученые утверждают, что обучить малыша от трех лет написанию букв под диктовку можно достаточно легко. Но, так как детям в таком возрасте очень сложно концентрировать внимание на одном занятии длительное время, малыш будет стремиться к быстрому результату. Вследствие этого есть риск формирования некрасивого почерка.
Преградой к развитию каллиграфического письма вашего ребенка может стать любая из этих причин. Но, практика ежедневных тренировок и определенных упражнений позволит устранить проблему.
Методы улучшения качества и скорости письма у детей
Решать проблему коррекции навыков письма следует пошагово. В зависимости от причины, необходимо выбрать наиболее грамотный подход их устранения.
Занятия для улучшения мелкой моторики
- Для начала, возьмите разноцветный пластилин. Пусть ребенок катает его в ладонях, разминает и отщипывает небольшие кусочки. В дальнейшем, можно освоить навык скатывания шарика между пальцами. Это несложное задание активизирует все мозговые центры, отвечающие за координацию жестов.
- Подготовьте на листе бумаги рисунок или узор из точек. Вашему ребенку необходимо последовательно их соединить.
- Рисование и заполнение штриховкой мелких геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) подготовят пальчики к написанию маленьких букв.
Приобретение качественных принадлежностей для письма
В выборе канцелярии для малышей необходимо учитывать следующие позиции:
- качество;
- материал;
- форма;
- безопасность.
Опытные преподаватели советуют приобретать ребенку, начинающему писать, пластмассовую ручку с резиновой накладкой, либо трехгранный карандаш с грифелем средней жесткости.
Подготовка рабочего места
В соответствии с ключевыми правилами эргономики, столешница у стола для обучения должна быть с небольшим уклоном. Для качественной поддержки осанки, выбирайте стул с прямой спинкой. В целях наиболее качественного освещения, поместите лампу напротив рабочей руки ребенка.
Коррекция захвата ручки или карандаша
Для повышения качества и скорости письма под диктовку, следует обратить внимание на положение письменных принадлежностей в руке.
Для облегчения задачи, можно надеть на карандаш специальную трехгранную насадку, позволяющую разместить все три рабочих пальца должным образом.
Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма
Чтобы сформировать у ребенка красивый почерк, следует начинать занятия не раньше достижения возраста 5-6 лет. В это время малыш уже может фиксировать внимание на достаточно долгое время. Второй важный момент – не превращать обучение в рутину. Большинство детских психологов утверждают, что проще привить ребенку интерес к занятиям через элементы игры.
Написание отдельных элементов
Для развития начальных навыков лучше всего использовать специализированные прописи. Согласно предоставленным в них примерам, ребенок выводит в строчках косые линии, крючки и волны. При выполнении этого задания следует концентрировать внимание не на количестве нарисованных знаков, а на их качестве.
Трафареты букв
Далее, малышу необходимо научиться писать отдельные буквы. Для начала, предложите ему обвести силуэт знака по точкам. Только после того, как линия будет четкой и форма буква станет максимально правильной, позвольте ребенку писать буквы в отдельных строчках.
Слоги
Следующий шаг – сложные слоги. Сочетания «ЯЯ», «МЯ», «КЛ», «НЯ», «ОЯ», «АЯ» требуют дополнительной прилежности. Особенно в местах соединения букв. Навык написания следует отрабатывать поэтапно:
- сначала, научите ребенка прописывать элемент соединения в отдельных строчках;
- далее, используйте трафареты букв;
- после этого, приступайте к написанию слогов в отдельных строчках.
Увеличиваем скорость
После того, как ваш ребенок научился красиво писать буквы и слоги, правильно соединять буквы при письме, приступайте к следующей фазе – увеличению скорости написания.
В этом вам поможет несложное упражнение: предложите малышу написать пять коротких слов за определенный промежуток времени. Когда он станет легко справляться с заданием, количество букв в словах можно увеличить, а период процесса написания сократить.
Занятия по обучению письму достаточно сложны. Но, стоит помнить – когда ребенок выполняет задания с удовольствием и без неприязни, любой навык запоминается им намного легче.
Источник
Ребёнок долго делает домашние задания, не успевает выполнять упражнения на уроках? Очень часто это связано с тем, что школьник медленно пишет, причём неважно, это будут буквы, слова или цифры. Как научить ребёнка быстро писать, как сделать так, чтобы его почерк при этом оставался правильным и красивым?
Основные причины низкой скорости письма у младших школьников
Неправильный захват пишущего средства
Спеша научить своего ребёнка писать, родители часто не обращают должного внимания на формирование у него правильного захвата – то есть того, каким образом он держит ручку или карандаш. Если школьник держит их неправильно, то у него нет достаточного обзора той части листа, на которой он пишет, что приводит к замедлению темпа письма, частым помаркам и опискам.
Приступая к обучению письму, родители должны научить ребёнка запоминать правильное расположение пальцев. Если необходимо, можно приобрести специальные трёхгранные насадки на ручку либо карандаши с тремя гранями, использование этих приспособлений поможет сформировать правильный захват.
Недостаточное развитие мелкой моторики
Очень часто формирование неправильного захвата является следствием плохо развитой в дошкольном возрасте мелкой моторики. Этот недостаток необходимо корректировать, проводя следующие занятия и процедуры: пальчиковую гимнастику, массаж ладошек, игры со шнуровками и т.д. Отличным способом развить мелкую моторику и эффективно подготовить руку к правильному письму являются задания на начертание различной сложности узоров, рисование по точкам, и другие графические задачи.
Эргономика рабочего места
Стол, за которым ребёнок готовит дома уроки, степень его наклона, и расположение по отношению к источнику света, правильное соотношение высоты стула и рабочего стола – всё это непосредственным образом влияет на скорость письма, а соответственно, и на быстроту выполнения домашних заданий.
Необходимо также следить за состоянием осанки школьника, ведь если ребёнок сутулится или держит спину с наклоном на одну из сторон больше чем на другую, то его мозг не получает нужного питания. А чрезмерный наклон головы в сторону плеча может способствовать неправильной работе отдельных сосудов, из-за чего могут возникнуть головные боли и проблемы со зрением. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, как быстро школьник освоит чистописание.
Как научить ребёнка писать разборчиво и быстро
Осваиваем косую линию
Для того чтобы ребёнок чётко и правильно размещал буквы на строке ему необходимо научиться правильно оценивать пространство того места, где будет написана буква. Для этого предложите ему сначала обвести ячейку для буквы, обозначенную двумя вертикальными косыми линиями и двумя горизонтальными. Затем пусть он заштрихует это пространство. Повторите задание несколько раз. Это поможет научить школьника правильно размещать буквы на строчках, регулировать их размер при написании.
Пишем буквы по заданным маршрутам
Все буквы в прописях предлагается писать, придерживаясь определённой последовательности действий. Необходимо научить ребёнка придерживаться заданной последовательности в написании букв. Важно акцентировать внимание школьника на том, что неправильное написание букв приводит к увеличению числа помарок и описок, а это, в свою очередь, приведёт к снижению оценки, которую поставит учитель.
Пример:
Элемент овал – буква «О» участвует в написании ряда букв: «в, «д», «а», «б». Правильное размещение буквы «О» справа от косой линии и корректное её написание по заданному маршруту поможет в дальнейшем избежать ненужной обводки (к чему часто прибегают школьники) и плохо распознаваемых буквосочетаний.
«Трудные» сочетания букв
Есть определённые сочетания букв, которые школьники не могут писать быстро, поэтому нужно уделить повышенное внимание отработке их написания.
Это сочетания:
«КЛ», «ЯЯ», «НЯ», «МЯ», «ОЯ», «АЯ»
Трудности возникают в месте соединения этих букв, а именно в написании «хвостиков» букв «л» и «я» и их последующем объединении с другими буквами. Для того чтобы помочь школьнику необходимо поэтапное освоение письма этих буквосочетаний со строгим соблюдением маршрута. Научить эти сочетания писать быстрее будет проще, если сначала отработать на отдельной строке сам элемент соединения этих букв, потренировавшись несколько раз.
Также возможны проблемы при переходе от написания отдельных букв и слогов к написанию целых слов. Наиболее вероятными местами для многочисленных ошибок и помарок будут те слова или места в слове, которые содержат следующие буквосочетания:
«ШИ», «ИШ», «ИМ», «ЛИ», «МИ», «ШИШ»
Это вызвано тем, что ребёнок не всегда видит, где заканчивается одна буква, а где начинается другая, количество схожих элементов в буквах «И» и «Ш» сбивает его с толку. Чтобы помочь школьнику справиться с этой проблемой предложите ему выделить букву «Ш», « М», « И», в образце слова, которое он переписывает. Букву можно выделить, обведя в кружок. После того как ученик перепишет нужное слово, пусть он найдёт проблемную букву в уже написанном им образце и также её проанализирует – насколько она соответствует правильному написанию.
Меняем ручку
Если у ребёнка плохо развита зрительно-двигательная координация и мелкая моторика, то можно попробовать поменять шариковую ручку, которой он пишет обычно, на перьевую. Перо скользит по бумаге гораздо медленнее, чем шариковая ручка, и ребёнок успевает отследить и запомнить маршрут написания буквы, к тому же, чтобы такая ручка хорошо писала, держать её нужно правильно. Закрепление полученных навыков в этом случае будет медленнее, но эффективнее, так как школьник будет вынужден сам себя контролировать.
Упражнения и игры
Писатель-эрудит
Выберете определённый временной промежуток, в течение которого игрок должен написать: пять имён девочек или мальчиков, пять названий цветов, или машин, пять столиц государств, пять названий животных или рыб. Этот список можно варьировать до бесконечности: пять антонимов, пять синонимов, пять писателей или поэтов и т.д.
Также меняется и временной промежуток: если ребёнок быстро и успешно справляется с заданием, и грамотно и аккуратно пишет слова из задания, то можно сократить время на выполнение до трёх минут либо увеличить количество словоформ – например, не пять, а семь.
Эту игру можно провести в виде конкурса, собрав ребёнка и несколько его друзей, и присвоив заданиям определённое количество баллов – за быстроту выполнения, за аккуратность написания и т.д. Победителем будет тот игрок, который наберёт большее количество баллов.
Сам себе контролёр
Попробуйте предоставить ребёнку больше самостоятельности. Перед началом выполнения им домашних задания по письму, поставьте на стол будильник и поинтересуйтесь, сколько времени ему понадобится для того, чтобы написать упражнение красиво и без помарок. Ребёнок определит для себя временной интервал, по окончании которого нужно проверить действительно ли он справился с заданием в указанные сроки.
Это задание хорошо тем, что стимулирует стремление ребёнка к самостоятельности, учит ответственному отношению к урокам и учёбе. Со временем школьник подберёт для себя оптимальную скорость выполнения домашних заданий, что позволит ему выполнять упражнения (в том числе по письму) быстро и качественно.
Становление почерка и индивидуальные особенности школьника
Как бы хорошо и старательно ни учились писать дети в младшей школе, к окончанию школы у каждого ученика формируется его индивидуальный почерк. Связано это со многими факторами: особенностями физиологии и темперамента школьника, уровнем домашней подготовки и личным стремлением научиться писать чётко и красиво.
Можно говорить о том, что не принципиально важно, какими буквами пишет ученик – большими или маленькими, округлыми или квадратными. Самое главное – это то, насколько сформировавшийся почерк окажется читаемым. Ведь риск получить неудовлетворительную оценку просто по причине того, что проверяющему не удалось разобрать то, что написано, достаточно велик.
Именно поэтому своевременные и правильные меры по формированию у ребёнка навыков чёткого, легко читаемого и быстрого письма совершенно необходимы.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Источник
Содержание:
В этой статье
- Что такое скорописи?
- Методы скорописи
- Зачем учить скорописи своему ребенку?
- Советы по обучению скорописи детям
Преподавание скорописи детям всегда было сложной задачей для родителей. Некоторые дети ненавидят это своим сердцем, другие со временем согреваются и наслаждаются этим. Но не имеет значения, нравится это вашему ребенку или нет, как родитель, вы захотите научить его своему ребенку.
Что такое скорописи?
Письменность — это не что иное, как форма искусства, учитывая существование различных способов выражения букв на бумаге. Курсивное письмо выделяется как техника письма, которая фокусируется на соединении букв, которые образуют одно слово. В то время как при печати каждая буква хранится отдельно и присутствует только на бумаге, при рукописном написании используются плавные движения рук, чтобы связать их вместе, что ускоряет процесс написания и облегчает чтение.
Методы скорописи
Просматривая многочисленные тетради, заполненные скорописью, все стили могут показаться похожими друг на друга. Две формы скорописи, основанные на двух основных школах или методах обучения скорописи, имеют незначительные различия. Каждая форма письма имеет свое собственное правило в формировании наклонной природы букв и соединении их вместе.
1. D’Nealian метод скорописи
Этот метод присутствует в печатной форме, а также в виде рукописного ввода. Он известен тем, что представляет письма наклонно, даже когда речь идет о написании их по отдельности. Это то, что позволяет очень легко соединить одно письмо с другим и создать плавный стиль письма. Что выделяет его, так это тот факт, что каждая буква, написанная в этом стиле, имеет свой хвост. Этот хвост используется для соединения одной буквы с другой, облегчая переход между словами.
2. Zaner-Bloser метод скорописи
Это метод, который имеет два разных подхода к печатному письму и скорописи. Печатное письмо обычно является вертикальным и однонаправленным, в то время как скорописное письмо имеет типичный уклон, который определяет его. Отличие скорописи Занера-Блозера от стиля написания Д’Налиана заключается в том, что буквы соединяются друг с другом. В Zaner-Bloser, некоторые буквы связаны через хвост, в то время как есть несколько других, которые также связаны, выполняя дополнительный цикл по голове.
Зачем учить скорописи своему ребенку?
Сегодняшний цифровой век — это ввод текста и использование голоса для отправки сообщений. В то время как письмо все еще присутствует во всех сферах жизни, и родители знают, как важно научить детей скорописи. Необходимость овладеть этим навыком выходит за рамки простого аспекта написания алфавитов.
- Большинство родителей предпочитают обучать своих детей искусству написания писем печатным способом. Это устанавливает понимание алфавитов. Но к тому времени, когда дети овладевают этим стилем, им неожиданно приходится менять его и начинать учить скорописи. Это может создать более высокий уровень сложности, которого можно было бы избежать, начав с самого рукописного написания.
- Традиционный печатный стиль письма использует многочисленные штрихи и движения, чтобы сформировать одно письмо. Некоторые дети, как правило, запоминают это по порядку и могут сталкиваться с трудностями при воспроизведении того же самого при написании слов. Курсивное письмо создает поток, который соединяет одно письмо с другим, связывая форму с мышечной памятью. Следовательно, лучше всего учить скорописи детям в первую очередь.
- Основной проблемой для детей при обучении письму является умение правильно расставлять буквы. Это приводит к путанице при отделении слов от букв даже при чтении. Скоропись создает органическое пространство благодаря своей изменчивой природе, которой дети могут сразу научиться.
Советы по обучению скорописи детям
Когда вы начнете учить своих детей выяснять лучшие аспекты скорописи, есть несколько советов, которые могут быть полезны в этом отношении.
1. Избегайте настроек планов в камне
Существует несколько расписаний и планов обучения, которые намечают отличный способ изучения скорописи в течение нескольких дней, недель или месяцев. Хотя хорошо бы выбрать один из планов и разработать учебные задания для своих детей вокруг него, вашему ребенку может потребоваться больше времени, чем указано в плане, чтобы приспособиться к этому стилю письма. Вы можете устать учить его, но не оказывайте на него давления. Кроме того, не будьте сторонником планирования. Используйте его просто как руководство, и пусть все идет вперед в своем собственном темпе.
2. Используйте подходящий угол бумаги
Независимо от того, является ли ваш ребенок левшой или правшой, необходимо знать, что он не сможет овладеть рукописным написанием, если будет держать бумагу вертикально выровненной. Рука должна течь в определенном направлении с текучестью, и для этого бумага должна быть наклонена правильно. Курсивное письмо должно быть слегка наклонено к одной стороне и не быть полностью вертикальным.
3. Не делайте аккуратность приоритетом в первые годы
Умение правильно двигать рукой и держать карандаш для детей довольно сложно. В процессе обучения ваш ребенок может в конечном итоге писать письма в случайной манере или в строчках из линейки. Не суетись по этому поводу. Сосредоточьтесь на движении руки и создании букв. Как только ваш ребенок научится писать написанным курсивом, аккуратность со временем может быть приобретена.
4. Заставь Его практиковаться регулярно
Практика ведет к совершенству. Поэтому убедитесь, что ваш ребенок ежедневно практикует скорописи. Но также важно не превращать это в начало и конец всей своей жизни. Выделите определенное время для этой практики, и пусть он пишет только во время этого. Даже если это означает научиться писать по одному письму каждый день, этот темп все еще остается хорошим.
5. Заставь его учить буквы индивидуально и вместе
Курсивное письмо — это техника, позволяющая легко соединить несколько букв. У каждой буквы есть свой путь и движение творения, которому нужно учить сначала. Но не ждите, пока ваш ребенок выучит все буквы. В тот момент, когда он освоил пару из них, научите его соединять эти буквы в одно слово.
6. Учите письма, сформированные подобными движениями
При изучении скорописи речь идет не столько о понимании алфавита, сколько о выяснении механики движений рук. Дети борются в первую очередь с этим, поэтому большая часть учебной деятельности опирается на эти движения. Как только ваш ребенок сможет сделать определенный тип кривой, позвольте ему выучить все буквы, которые используют одно и то же движение. Это может дать ему хорошую практику.
7. Возьмите Письмо За Бумагу
Овладение движением скорописи является ключом к раскрытию его техники. И вам не всегда нужны ручка и бумага, чтобы помочь вашему ребенку понять его основы. Научите его движениям, написав письма в воздухе и попросив его следовать за движением вашей руки. Проследите буквы, используя пальцы на тарелке с рисом, или позвольте ему написать большие буквы на доске.
Понимание того, как учить скорописи детей в детском саду, может оставить большинство родителей невежественными. Начало в раннем возрасте, безусловно, может быть полезным для детей, но сосредоточение внимания на движениях рук и обеспечение их надлежащего обучения могут заложить основу для последующих лет.
Источник