Развитие силы и ловкости у ребенка

Развитие силы и ловкости у ребенка thumbnail

Современная жизнь диктует свои правила не только взрослым, но и детям дошкольного развитие ловкости у детей дошкольного возраставозраста. Чтобы не отставать и быть всегда успешными, детям необходимо уметь быстро реагировать на смену условий, переключая внимание. Это касается быта, игр, спортивных соревнований – ребенку просто необходимо быть ловким, чтобы выходить победителем в любой ситуации.

С самого рождения малыша родители внимательно отслеживают изменения его физического развития, сравнивая имеющиеся показатели с нормами. Для них на этом этапе развития имеет значение все, начиная с того, с какого возраста и сколько времени может удерживать головку кроха, и заканчивая возрастом, когда он научится уверенно ходить и бегать.

Отслеживая достижения ребенка, только редкие родители действительно понимают, насколько непросто все это дается малышу и как многое здесь зависит от того, на каком этапе развития у него находится ловкость.

Некоторыеразвитие ловкости у детей дошкольного возраста родители трагично разводят руками, констатируя тот факт, что от природы их ребенок неуклюжий и неловкий. Другие же с гордостью говорят о том, какой энергичный, быстрый и ловкий у них малыш. Большая часть родителей списывают заслуги и недостатки малыша на наследственность, считая, что не могут повлиять на ситуацию. На самом же деле ловкость — это качество, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Как это делать и что нужно знать? Об этом ниже.

О ловкости

Ловкость — это качество человека, которое заключается в его умении быстро усваивать новые движения и их сочетания, меняя свое поведение в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро и правильно.

Учитываяразвитие ловкости у детей дошкольного возраста ритм современного мира, можно отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости у детей в дошкольном возрасте, когда основные качества у них только начинают формироваться.

Ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. Например, это может быть игра на основе челночного бега или бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и пр.

Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Малыш может быстро залезть и слезть с лестницы, быстрее всех добежать до цели с препятствиями, помочь команде во время проведения эстафеты, приведя ее е победе.

Нужно развитие ловкости у детей дошкольного возрастапонимать, что ловкость — это не только скорость реакции. В некоторых случаях нужно проявить смекалку или сделать паузу, чтобы сконцентрироваться на определенном действии. Развитие ловкости особенно необходимо в случае с детьми, которые планируют принимать участие в спортивных соревнованиях.

Как правило, действительно ловкий ребенок умеет быстро оценить ситуацию и выполнить действие с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Дошкольник может попасть в цель мячом, сохраняя равновесие, пройти по бревну, устоять на одной ноге и пр. Чтобы усовершенствовать такие навыки, необходимо заниматься с ребенком дошкольного возраста, вводя в его жизнь подходящие для развития ловкости упражнения.

Как улучшить ловкость дошкольника?

Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка.

  1. Ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя.
  2. Усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.

Каким образом осуществлять развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста? Есть эффективные методы.

  1. Попробуйте развитие ловкости у детей дошкольного возрастаизменить исходные положения во время выполнения традиционных упражнений, например, изменив положение рук или ног во время выполнения обычных движений в ходе утренней гимнастики.
  2. Измените скорость и ритм выполнения упражнения, практикуя ритмические сочетания разного рода, изменяя последовательность элементов.
  3. Изменяйте методы выполнения упражнения, предлагая ребенку поэкспериментировать, меняя опорные ноги, положение рук, угол наклона тела, добавляя перевороты и пр.
  4. Введите в работу дополнительные предметы, различные по фактуре, массе, форме, предлагая ребенку сочетать действия с ними с движениями тела во время выполнения упражнений. Это будет способствовать совершенствованию координации.
  5. Интересный развитие ловкости у детей дошкольного возраставариант для детей дошкольного возраста — это коллективное выполнение упражнения, например игра в «гусеницу» или практика бега «на трех ногах».
  6. Сочетайте основные движения с дополнительными, предлагая ребенку, например, прыгать на скакалке, совершая определенные движения руками и ногами, работать с мячом с хлопками или притопыванием.
  7. Применяйте разного рода подвижные игры, ускоряющие развитие ловкости у ребят дошкольного возраста.

Ловкость и способность удерживаться на ногах независимо от позы и движений связаны между собой. Поэтому работать нужно и над совершенствованием координации, развивая четкость мышечных ощущений и внимания.

Тестирование ловкости

Проверять показатели ловкости должен опытный специалист, который развитие ловкости у детей дошкольного возрастасможет провести ряд физических упражнений и зафиксировать результаты для последующего их анализа. Как правило, речь идет о челночном беге на время. Принимая во внимание тот факт, что в проверке будут участвовать дети дошкольного возраста, тест нужно проводить в игровой форме с использованием кубиков, которые ребенок по очереди будет относить на скамейку.

Читайте также:  Рекомендации по развитию речи ребенка

Интересное задание — с флажками, которые также нужно будет оббегать на время. Достаточно будет 8 флажков на расстоянии метра друг от друга на общей дистанции длиной в 10 метров.

На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о том, насколько гармонично протекает развитие ловкости у ребенка.

Работа над развитием ловкости в детском саду

В детских садах воспитатели также могут стимулировать развитие ловкости у развитие ловкости у детей дошкольного возрастадетей, делая акцент на совершенствовании их двигательных навыков с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Отличная возможность улучшить ловкость у ребенка дошкольного возраста — это подвижные игры, не требующие какой-то специальной подготовки. Игры должны быть простыми, понятными, вовлекающими в работу как можно больше мышц.

Такие игры, помимо развития ловкости, будут способствовать:

  • тренировке вестибулярного аппарата;
  • профилактике нарушений осанки и зрения;
  • уменьшению утомления;
  • созданию психофизиологического комфорта.

Нужно понимать, что в течение всего дошкольного периода физические качества напрямую связаны с умственной деятельностью. Чтобы усилить развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста, нужно постоянно активизировать его умственную деятельность в ходе выполнения физических упражнений.

Умственная развитие ловкости у детей дошкольного возрастадеятельность включает в себя:

  • знания;
  • познавательные процессы;
  • умственные действия;
  • эмоционально-волевые проявления.

Как развивать ручную ловкость?

В дошкольном возрасте за развитие именно ручной ловкости в большей степени отвечают игры с использованием мяча. Нужно понимать, что речь идет о дошкольниках, поэтому, выполняя такие игры и упражнения, нужно учитывать некоторые нюансы:

  1. Движения должны осваиваться ребенком в умеренном, комфортном для него темпе, чтобы он понимал, что от него требуется, и мог устранять развитие ловкости у детей дошкольного возрастадефекты в технике выполнения.
  2. Продолжительность действий должна быть сокращена настолько, чтобы к окончанию их выполнения ребенок не уставал. Например, дистанция для бега не должна быть более 30 метров, число повторов — не более 12 раз, а продолжительность непрерывного бега — не более 10 секунд у детей младшего дошкольного возраста и не более 20 секунд у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Упражнения должны быть разнообразными и интересными, с использованием усложнений, дополнительных предметов, с изменением интенсивности. Это нужно для того, чтобы у детей дети не закрепляли так называемый «скоростной барьер», сложно преодолеваемый в будущем.

Еще одно крайне важное условие для выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости — это оптимальное состояние ЦНС, которого можно добиться, только если ребенок не был переутомлён ранее. То есть упражнения и игры на развитие ловкости лучше ставить в начале занятия или прогулки, пока дети не устали.

Особенности двигательной деятельности у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе развитие ловкости у детей дошкольного возрастаотноситься к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.

Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.

Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.

Многие развитие ловкости у детей дошкольного возрастадошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.

В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.

Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.

Как развивать ловкость у старших дошкольников

Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.

В случае развитие ловкости у детей дошкольного возрастасо старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.

В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.

Читайте также:  Мать дитя энциклопедия развития ребенка

Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.

Источник

Автор: Марков Юрий Владимирович

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Среди физических качеств ловкость  занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

В современной теории физического воспитания методика развития ловкости у детей дошкольного возраста является наименее  разработанной. Именно ловкость отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, способность овладения новыми движениями, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.

Специалистами установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6 до 13 лет ловкость не только прекращает развитие, но и нередко ухудшается. Это обязывает педагогов целенаправленно развивать данную способность у детей, начиная с дошкольного возраста.

Изучение работ и методических рекомендаций  специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста  показывает, что развитию ловкости  в процессе организации подвижных игр и в частности совершенствованию двигательных навыков старших дошкольников, не уделяется должного внимания. Можно выделить очевидное противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методики развития данного психофизического качества в подвижных играх — с другой.

Пути развития ловкости:

1.  Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

2.  Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.

При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях, а  именно в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.

Одна из наиболее доступных, следовательно, массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения, среди спортивных игр, это игра в волейбол. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.

Волейбол – игра, способствующая всестороннему развитию. Она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося. Разнообразная двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств, необходимых в спортивной и повседневной жизни.

В волейбол играют в самых различных климатических и метеорологических условиях, что способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и устойчивости его к различным заболеваниям.

Волейбол используется как тренировочное средство представителями других видов спорта для развития основных двигательных качеств, так как по структуре игровая деятельность включает в себя разнообразные прыжки, перемещения, остановки, а также технико-тактические действия скоростно — силового характера.

Благотворные эмоциональные особенности позволяют использовать как саму игру, так и отдельные элементы игры с мячом в качестве средства активного отдыха и укрепления своего здоровья.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и  массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой не только средство физического развития, но и вид спорта для активного отдыха.

Волейбол – одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры в целом. Играя в волейбол, занимающиеся тренируют  выдержку, глазомер, внимание, развивают силу, быстроту ловкость, т.е. те качества, умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Тренировки по волейболу воспитывают чувство коллективизма, целеустремленность, собранность, решительность и прочие качества.     

При игре в волейбол необходимо быть сильным, быстрым, ловким, выносливым, уметь проявлять эти качества непосредственно в игре.

Читайте также:  С какого вида спорта начать развитие ребенка

В работе с дошкольниками, первоочередной задачей овладения навыками игры в волейбол является умение владеть мячом. Этому способствуют такие игры, как «Вышибалы», «Штандер». В своей работе я постоянно использую эти игры во время индивидуальной и дополнительной работе с детьми. Дети с огромным удовольствием принимают в них участие, это способствует развитию их физической выносливости, двигательной активности и, конечно же, ловкости.   

comments powered by HyperComments

Источник

  Уважаемые родители,  хочется познакомить Вас с  некоторыми

особенностями развития такого физического качества, как ловкость.

    Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации и т.д. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, от ребёнка требуется проявление ловкости. С самого начала жизни ребёнка родители начинают следить в первую очередь за его физическим развитием: как рано начал держать голову, когда перевернулся на животик, когда обратно, хвастают про то, что начал рано ходить, бегать, прыгать и т.д. Но наверняка, мало кто из родителей задумывается, как трудно это всё даётся их малышу. И тем более, мало, кто задумывается, что все эти движения, новообразования, которые происходят с ребёнком, зависят от развития его ловкости. Некоторые сетуют на то, что их ребёнок неуклюжий, у него ничего не получается, «как слон в посудной лавке». Некоторые говорят о том, что их ребёнок, напротив, всё успевает, некий такой энерджайзер. Но, опять же практически все грешат на наследственность, и мало кто задумывается, что детскую ловкость, также как и другие физические качества можно и нужно развивать. Что же такое ловкость? И как можно развивать ловкость у ребёнка дошкольного возраста? А ещё, как можно измерить ловкость у дошкольника? На эти вопросы есть ответы.

         Ловкость – это физическое качество человека, заключающееся в способности быстро осваивать новые движения и их сочетания, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Согласитесь, в современном мире будет очень трудно без этого физического качества! Поэтому просто необходимо обратить внимание на развитие ловкости ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда все его качества только закладываются и формируются.

         О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение ребёнком движений, включённых в подвижную игру или физическое упражнение с меняющимися условиями или дополнительными заданиями, например, бег змейкой, прыжки с продвижением вперёд и т.д. Причём нужно следить, чтобы ребёнок выполнял все движения правильно.

         Ловким можно назвать ребёнка, затратившего на правильное выполнение задания минимальное количество времени, например, быстро влез и легко слез с лестницы, с лёгкостью донёс воздушный шарик на подносе в известном аттракционе или набрал больше всех воды ложкой и т.д. Но ловкость не заключается только в быстроте реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, быть сосредоточенным на движении, подключать внимание и мышление во время действия. Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества.

         В ловкости проявляется способность ребёнка точно оценить и выполнить движение с учётом их пространственных, временных и силовых характеристик. Например, в метании в движущуюся цель. Одним из проявлений ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении. Например, пройти по перевёрнутой скамейке или кто дольше простоит на одной ноге и т.д. Для совершенствования ловкости необходимы упражнения более сложные по координации, взаимосочетанию, условиям проведения, т.е., говоря другими словами, ловкость нужно развивать.

Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. Упражнения в ловкости требуют большой чёткости мышечных ощущений, напряжённости внимания.

Упражнения, для развития ловкости детей:

  • Зеркальное выполнение упражнений:

-стоя лицом к ребенку, выполняйте движения руками и ногами, туловищем, а детикопируют движения, как в зеркале;

— метание малых мячей не только правой (сильной), но и левой (слабой) 

рукой;

  • Изменение скорости или темпа движений:

-выполнение комбинаций упражнений на скамейке (бревне) вначале в 

медленном, а затем в быстром темпе;

— метание малых мячей в цель на скорость;

— быстрое выполнение упражнений утренней гимнастики и др.

  • Бег

-Бег с изменением направления движения (для начала пусть малыш вас преследует): поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагона

  • Прыжки

Прыжки на двух ногах, на одной ноге через предметы (набивные мячи,гимнастические палки), уложенные по одной линии.

  • Упражнение «Колпачок»

Поставьте ребенка в комнате, с закрытыми глазами, далее наденьте на головуколпачок, пусть ребенок откроет глаза, и пройдет по комнате, так что бы он не упалу него с головы.

Хорошо если Вы сможете устроить игры на детском дворе, что бы веселее былоустроить комодные игры, 

ведь уроки ловкости никому не повредят, неправда ли?

Как проверяют ловкость?

        Ловкость выявляется по времени челночного бега, выполняемого на ровной дорожке с плотным земляным покрытием. Он включает в себя бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На одной стороне кладётся 2 кубика, на другой стороне ставится стул или скамейка. Учитывая особенности дошкольного возраста, предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребёнок бежит на другую сторону, кладёт кубик, бежит за другим, его также переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания.

Можно использовать и другое задание – обежать 8 флажков на подставке (или кубики), расстоянием в промежутке 1 метр до первого флажка и после последнего расстояние 1,5 метра; длина общей дистанции 10 метров.

Теперь зная, как измеряется и с помощью, каких приёмов развивается ловкость ребёнка, Вы можете самостоятельно упражняться в повышении этого физического качества Вашего малыша! Успехов Вам!!!

Источник