Развитие самоуважения у ребенка

Развитие самоуважения у ребенка thumbnail

Человек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. То, как мы относимся к детям, определяет, будет ли у них здоровая или нездоровая самооценка и разовьется ли чувство собственного достоинства.

Цели воспитания неосуществимы, если у ребенка нет правильно сформированного взгляда на самого себя. Когда ребенок на каждом шагу своей жизни ощущает, осознает, что он — человек, со всеми вытекающими отсюда правами, обязанностями, «правилами жизни», тогда произойдет то, к чему мы и должны стремиться: родится новое, от природы не наличествующее чувство — чувство самоуважения, осознание своего человеческого достоинства, без которого по- настоящему нет человека, нет гражданина, нет личности.   Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе – залог успешности  ребенка в будущем.                                           

Самоуважение рождается из признания собственных достоинств. Если ребёнок делает что-то хорошо, он чувствует удовлетворение. Когда он часто добивается успеха, у него появляется вера в свои способности. Ребёнок хочет научиться всему тому, что умеют другие дети и взрослые. Он стремится постичь все новые и более трудные виды деятельности.

Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка. Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Уверенность/неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.

Самоуважение и уверенность в себе влияют на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе. Воспитания этих качеств у ребенка можно задействовать различные источники и механизмы.  И в первую очередь, это те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных, либо в виде взгляда, в виде движения, в виде ласкового касания.

Используя их, ребенок строит свое самоуважение. Если это отношение окружающих позитивно, то у ребенка формируется высокое самоуважения, если негативно – низкое. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.

Пробуждение с первых шагов жизни у ребенка уважения к себе есть основа воспитания целостной личности, в которой гармонично сочетаются высокие нравственные качества. Вот почему столь важно родителям знать об этом и, конечно, стараться строить отношения с детьми так, чтобы поддерживать высокое самоуважение, беречь личное достоинство ребенка. Очень непросто на каждом шагу проявлять уважение к личности ребенка. Ведь нельзя вести себя с ребенком по настроению, не позволительны ни окрик, ни грубость, не допустимы ни фальшь, ни лицемерие, ни игра в уважение и доверие…

Важно помнить, что дети чаще всего ориентируются на своего любимого родителя, копируют его поведение, стиль общения с другими людьми, ведь родитель для ребенка – авторитет, а значит все, что он делает – правильно. Поэтому, при формировании у ребенка уверенности в себе важно прежде всего следить за своим поведением и показывать малышу положительный пример. Общаясь с родителями, ребенок начинает осознавать, любят его или нет, в каких он отношениях находится с другими людьми, какие у него обязанности и права, начинает понимать, что ему можно и чего нельзя.

Родители многое делают для своих детей, чтобы дать им понять, что их любят. Однако детям нужно еще, чтобы их ценили. Все, что вы делаете для них, замечательно, но старайтесь побольше делать вместе с ними. В ходе взаимодействия малыши учатся приносить пользу другим людям, чувствуют себя компетентными и нужными Они должны чувствовать себя востребованными и ценными. Каждый ребенок рождается с тем или иным даром: природным артистизмом, способностью к музыке, спорту, технике. Некоторые дети отдают предпочтение книгам или балету, с удовольствием возятся с домашними любимцами. Дети чувствуют, что их ценят, когда родители выказывают одобрение, подбадривают и создают благоприятные возможности для того, чтобы они могли заниматься тем, что им нравится.

Ребёнку, которому не хватает чувства уверенности в себе, нужно дать возможность проявить свои способности. Каждый ребёнок что-то умеет делать хорошо. Вопрос в том, что именно. Проводите как можно больше времени с ребёнком. Он поймёт, что его ценят. Он чувствует свою значимость, когда родители откладывают ради него разные важные «взрослые» дела. Прислушивайтесь к мнению ребёнка.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка младшего школьного возраста

Похвала — основа формирования самоуважения. Это признание достоинств ребёнка. Ребёнок нуждается в том, чтобы его похвалили. Следует помнить, что хвалить нужно искренне и за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрицательных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершенствованию своих умений. Буквально с первых дней жизни ребенку нужно дать почувствовать, что в нем что-то есть такое, что не позволяет родителям с ним не считаться, и это, в свою очередь, требует от него самого такого же бережного отношения к самому себе. Это «что-то» — уважение к будущему чело­веку, к человеческой личности. Пользуясь выражением А. С. Макаренко, с первых дней взрослые авансируют маленького человека уважением. В результате этого общего уважительного отношения людей к нему у ребенка формируется такое же отношение к себе.                   

Никогда не допускайте неуважения к себе. Будьте для своего ребенка образцом высокой самооценки. Ведь примеры родителей очень заразительны. Если вы позволяете себе ссориться при ребенке, проявлять неуважение к супругу, свекрови, родным и случайным людям (и наоборот — если все это они проявляют по отношению к вам), то вашему чаду будет сложно усвоить уроки самоуважения, что бы вы ему ни говорили. Поэтому запретите себе и близким повышать голос при детях, требуйте извинений за грубость, не допускайте, чтобы ваше мнение игнорировалось. Тогда ребенку будет легче действовать по аналогии с вами и осознать саму суть такого понятия, как самоуважение

При таком подходе к воспитанию коренным образом меняются акценты в наших взаимоотношениях с ребенком. Он не потому заслуживает нашего уважения и самоуважения, что он хорошо учится и ведет себя. Он вообще не может плохо учиться и вести себя именно потому, что сам себя уважает. Он, как и всякий человек, не может жить, не уважая себя, не ценя чувства собственного человеческого достоинства. Как же важно, чтобы такое чудо произошло с каждым ребенком! И если это случится, он будет правильно жить и благородно поступать всегда не потому, что ему так велели, что его накажут или наградят, а потому, что он человек себя уважающий и по-другому поступать не может. Ребенок с  воспитанным чувством собственного достоинства не нуждается в мелочной опеке, поминутном оскорбительном контроле. И жить в семье, и вести себя, и учиться он будет так, как нужно, потому что иначе не позволит ему его личное достоинство.

Рекомендации родителям и педагогам:

Будьте очень тактичны при общении с ребенком, чтобы ни в коем случае не унизить его достоинство и самооценку, так как в старшем возрасте это может привести к недоверию вам и к появлению комплексов.

При разговоре с малышом следите за своей интонацией. Не употребляйте резких и грубых выражений. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, даже если ему будет непонятно значение некоторых слов. Ребенок будет чувствовать, что вы уважаете его, и он сам спросит, что обозначает то или иное слово. Для того, чтобы ребенок уважал себя сам, уважительно относитесь ко всем его намерениям. Часто плохое поведение у детей проявляется неосознанно. Спокойным тоном обратите внимание малыша на то, что не следовало делать. Скажите, что вы знаете, он вовсе не хотел так делать, что на самом деле он очень доброжелательный. Дайте похвалу авансом. В следующий раз он уже так не поступит.

Никогда не навязывайте детям свое мнение. Они все равно поступят противоположным образом, по принципу — «запретный плод сладок». Отнеситесь к мнению ребенка с уважение, выслушайте его, дайте совет, расскажите, к чему могут привести его действия, и что будет, если он последует вашей рекомендации.

Давайте волю ребенку в выражении своих чувств, иначе вы можете лишить его права испытывать то, что он на самом деле испытывает. Сдерживать эмоции вредно как для физического состояния человека, так и психического. Чтобы у ребенка укреплялось самоуважение, чаще показывайте ему, что он вам очень дорог и что играет существенную роль в вашей жизни. Для этого обращайтесь к нему за помощью, за советом.

Для развития у ребенка уверенности в себе дайте понять, что его многие заветные желания вполне осуществимы. Но для этого необходимо выполнять определенные действия, а не ждать, что все мечты воплотят взрослые. Помогите малышу на пути к одному из его желаний, вместе определите план действий.

Ребенок будет ощущать уверенность в себе, когда вы будете замечать даже незначительные его действия. Похвалите его, если он хорошо убрался в своей комнате, красиво расставил цветы на подоконнике. Детям, и взрослым порой тоже, бывает приятно, когда оценили такую мелочь, но сделанную с душой.

Также чтобы повышать самооценку ребенка, выделяйте его личные качества, успехи, но не сравнивайте с другими. Каждый индивидуален, и в каждом есть что-то исключительное. Проявляйте уважение к личности своего малыша. В случае, если он не может справиться с порученным делом, не ругайте его, это может больно задеть самолюбие ребенка. Лучше предложите помощь и скажите, что уверены в его успехе.

Памятка для родителей и педагогов

1.Хвалите ребенка, ищите в нем таланты и способности, развивайте их.

Читайте также:  Мотивы общения и развитие ребенка

2. Любая критика должна касаться действий ребенка, но не его личности. Начинайте критику с чего-то позитивного, например: «Хорошо, что ты решил сам налить чай, но плохо, что пролил его».

3. Постарайтесь воздержаться от обобщающих фраз: «Ты никогда не слушаешься!». Скажите лучше: «Я огорчаюсь, когда ты ведешь себя плохо».

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Дети должны чувствовать свою индивидуальность, а не взращивать в себе зависть.

5. Не высмеивайте ребенка, особенно в присутствии других. Любому было бы неприятно стать объектом насмешек, да еще и при свидетелях. Это унижает, а у малыша может вызвать чувство неуверенности в себе.

6. Обозначьте для ребенка права и обязанности. Заботливые родители должны научить ребенка важным вещам, и в то же время умению радоваться жизни.

7. Дайте ребенку попробовать собственные силы, что он может, что умеет. Как неправы родители, которые отвели ребенка на занятия танцами, купив все необходимое, а теперь не разрешают бросить, хотя ему уже хочется попробовать себя в спорте…

8. Дайте ребенку право выбора, право решать какие-то простые вопросы самостоятельно: что надеть завтра в школу, как поступить, какое занятие выбрать. Роль родителей при этом — дать подсказку, предложить варианты, но не решать за маленького человека.

9. Поощряйте общение детей между собой. Не участвуйте в детских ссорах, пытаясь помирить их, или не дать возникнуть конфликту. Ссоры тоже развивают у ребенка навыки общения.

10. Будьте примером для своего ребенка. Отлично, когда перед его глазами уверенный в себе взрослый, который грамотно принимает решения и несет за них ответственность, стойко переносит все невзгоды судьбы.

11. Примером могут служить истории знаменитых деятелей культуры и искусства, политиков, ученых. В том числе, ребенок должен понять, что бывают и достижения, и поражения, и новые победы после них.

12. Уверенный в себе человек умеет помочь и попросить помощи. Например, если программа по математике сложна для него, помогите ребенку, или наймите репетитора. Главное, не забудьте сказать малышу, что он хороший, даже если не справляется.

13. Самое важное — это родительская любовь! Ребенок не может быть плохим сам по себе, плохими бывают поступки. Ребенка надо любить и когда у него все получается и когда валится все из рук.

Источник

Развитие чувства собственного достоинства у ребенка полностью ложится на плечи родителей в первые годы его жизни. Развитие самоуважения и здорового самомнения – важная черта характера, способствующая счастью и успеху детей. Особенно это станет важным фактором, когда они вырастут.

Подросток с высоким чувством собственного достоинства может брать на себя ответственность в тех или иных ситуациях, действовать независимо, радоваться своим успехам и нормально переживать неудачи, решать проблемы, помогать окружающим.

Ребенок/подросток с заниженным чувством собственного достоинства будет тяжело переносить неудачи, испытывать чувство безразличия к окружающему миру, он будет чувствовать себя нелюбимым, такие дети винят в своих проблемах окружающих, избегают всего нового, поддаются легко чужому влиянию, порой не всегда положительному, чаще всего не уверены в себе.

Как родителям сформировать правильное чувство собственного достоинства у ребенка?

Не скупитесь хвалить ребенка!

Дети хорошо запоминают похвалу. Когда ребенок провинился – большинство родителей ругают его, а когда сделал что-то хорошее, то многие родители могут и не заметить этого. А стоило сказать доброе слово. Это очень важно. Если все время только ругать ребенка, то у него создается автоматически комплекс неполноценности. Таким детям очень трудно придется во взрослой жизни. Дети накапливают в своем сознании позитивные высказывания родителей. Следствие этого – ребенок в жизни будет более уверенным. Постарайтесь хвалить ребенка каждый день. Например: «Молодец, мне понравилось, как аккуратно ты собрал свои игрушки в коробку». Критикуйте ребенка, но не в стиле: «Почему ты такой неряшливый, не в состоянии без меня расставить книжки на полке?», а скажите: «Если ты аккуратно расставишь эти книжки на полке, то очень мне поможешь».

Научите ребенка позитивно общаться с самим собой и принимать осознанно самостоятельные решения.

Это очень поможет ребенку в дальнейшей жизни. Помогите ребенку определить проблему – спросите его, как он видит и чувствует ситуацию, а затем пусть ребенок сам выскажет мнение по решению конкретной ситуации. Расскажите ему, что вариантов решения проблемы может быть несколько и ребенок должен выбрать только один из них. Позже пусть Ваш ребенок сам оценит результаты принятого решения — сработало или нет? Тем самым вы научите ребенка принимать решения, он почувствует самостоятельность и удовлетворение. Повторяйте эту процедуру.

Развивайте у детей самодисциплину. Ребенок научится впоследствии сам нести ответственность за свое поведение. Родители в развитии навыка самодисциплины не должны выступать в роли «надсмотрщиков», они должны быть в роли «проводников»:

Объясните детям, что они не всегда будут получать все блага только по одному их желанию, акцентируйте внимание на том, что есть «требования», а есть «предпочтения».

Приучите ребенка к мысли, что он – сильный, и все у него получится.

Научите его правилу: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе».

Научите ребенка радоваться жизни, чаще улыбайтесь ему.

Пусть Ваш ребенок научится просить настойчиво, но предупредите его, что нет никаких гарантий исполнения просьбы.

Побуждайте ребенка находить себе интересное занятие, от которого он будет получать удовольствие и чувствовать независимость.

Больше времени проводите с ребенком, мастерите с ним что-то, говорите с ним. Он откроется Вам, и будет чувствовать в Вас не только родителя, но и друга.

Не реагируйте на слезы ребенка – пусть он сам справится с ними.

Источник

Как развить самоуважение у дошкольников

Рейтинг
20

Советы родителям по развитию в детях достойного самоуважения и адекватной самооценки

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости
Читайте также:  Беседы по развитию ребенка в средней группе

Начало формирования самоуважения закладывается еще в младенчестве и ко времени, когда дети достигают дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), они уже имеют готовый базис. Но родители и педагоги дошкольных учебных заведений тоже могут многое сделать и надстроить этот базис таким образом, чтобы ребенок сохранил чувство собственного достоинства в течение всего периода своего роста и развития.

«Самоуважение рождается из чувства сопричастности, веры в то, что мы на многое способны, и знания, что наш вклад будет оценен по достоинству, — говорит Джейн Нелсен, семейный врач из Калифорнии и автор книги «Позитивная дисциплина». – Дети с хорошей самооценкой и развитым чувством самоуважения более гибкие, выносливые, они уверенно проявляют себя, потому что ожидают положительных результатов».

Хотите помочь ребенку сформировать самоуважение уже в раннем возрасте? Вы можете узнать о том, как это сделать, далее.

Способствуйте чувству сопричастности

Хотя дошкольники еще немного юны для того, чтобы основывать свое самоуважение на восприятии их сверстниками, тем не менее, уже хорошо знают, отличаются ли они от других детей. Обучая ребенка навыкам грамотной игры и взаимоотношений, вы можете укрепить его самоуважение. Еще более важно то, как взрослые относятся к ребенку. Когда они уважают своего маленького дошкольника, внимательно слушают и откликаются на его потребности, ребенок чувствует, что его любят и ценят. В свою очередь, он тоже будет учиться отвечать тем же.

Будьте примером для подражания

Родители, уважающие себя и имеющие адекватную самооценку, естественным образом способствуют формированию самоуважения в своих детях. Если вы чувствуете себя комфортно от того, кто вы есть, существуют отличные шансы, что и ваш дошкольник будет относиться к самому себе хорошо. Дети — великие подражатели, поэтому, когда они видят, что взрослые из их окружения демонстрируют уверенность в себе и уверенность в своих силах, они обучатся такой модели поведения.

Если вы будете с юмором относиться к своим ошибкам и стараться учиться на них, ваш ребенок поймет, что ошибки можно исправить. Дети дошкольного возраста, способные рискнуть, допуская возможность совершения ошибки, более склонны пробовать что-то новое, экспериментировать и осваивать ранее неизвестные им навыки, что тоже повышает их самоуважение.

Способствуйте подходу «могу и делаю»

Когда ваш дошкольник усердно трудится и достигает успеха, обязательно отметьте его. Не ждите, пока он достигнет своей конечной цели, празднуйте каждый победный шажок на его пути. А также выполняйте следующие действия:

  • как только ребенок приобретет определенный навык, предложите ему новый, что сделает его немного гибче и расширит возможности;
  • придумайте ему какое-то задание, которое не сокрушит его, но при этом потребует дополнительных усилий;
  • укрепите его в мысли о том, что он на многое способен, поскольку справляется с каждым новым вызовом.

Даже маленькие победы способны придать чувство уверенности в себе и укрепить его самоуважение.

Определите сильные стороны ребенка

Будьте осторожны, сравнивая своего ребенка с другими детьми. Если ваш ребенок выражает желание быть похожим на другого ребенка, ответьте ему следующее: «Да, твой друг быстро ездит на велосипеде, и ты тоже хорошо прыгаешь. Покажи мне, пожалуйста, как высоко ты можешь подпрыгнуть». Переведите внимание на вашего ребенка — на то, что у него хорошо получается, в чем лично он преуспевает. Всегда подчеркивайте, что у всех разные навыки и каждый человек по-своему особенный.

Развивайте таланты

По словам доктора Салли Сакс, психотерапевта и автора книги «Как воспитать следующего президента», одним из способов укрепления самоуважения является помощь детям в насыщении их свободного времени продуктивными занятиями. К тому же очень важно не только поощрять их игры с друзьями, но и такой род деятельности, который пробуждает желание жить и раскрывает смысл жизни.

Лучший способ реализовать сказанное – это развивать таланты и способности вашего ребенка:

  • обеспечьте вашего начинающего художника цветными карандашами, фломастерами и бумагой, дайте ему мелки или акварельные краски;
  • если вашего ребенка отличает большая мышечная активность, вместе проведите время за спортивными играми;
  • включайте вашему маленькому меломану диски с красивой музыкой и купите ему музыкальные инструменты, на которых ему хотелось бы научиться играть.

Сделайте акцент на времени, проведенном весело и увлекательно благодаря музыкальным инструментам или спортивному инвентарю, а не на достижениях в этой области. Процесс более важен, чем конечный результат. Для вашего дошкольника главная цель – испытать радость и почувствовать себя достаточно компетентным, а не стать вундеркиндом.

«Помогите ребенку полюбить и принять все его особенности, чтоб он смог достичь чувства целостности, любви и непрерывной связи как с самим собой, так и с миром», — говорит Сакс. Связь с миром и принятие себя, как необходимые спутники друг друга, жизненно важны для здоровой самооценки и формирования достойного самоуважения — это один из самых ценных подарков, которые вы можете сделать своему ребенку.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
04.03.2015

Источник