Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье thumbnail

Самостоятельность – одно из важнейших качеств, которое стремится воспитать в своих детях каждый родитель. Именно от того насколько ребенок готов принимать самостоятельные решения, во многом зависит его успешность во взрослой жизни.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Что такое самостоятельность?

  • Умение проявлять инициативу там, где это необходимо
  • Выполнять повседневные задачи без напоминания со стороны
  • Правильное использование прошлого опыта в похожих ситуациях
  • Адекватность оценки своих возможностей и контроль над ситуацией


Когда начинать воспитание самостоятельности?

Формировать самостоятельность у детей лучше с первых дней жизни. Но, если вы сейчас поняли, что упустили этот момент, а вашему сыну или дочке уже больше десяти лет, не волнуйтесь, начинать такое важное дело никогда не поздно.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Поощряйте инициативу

Когда ваш малыш еще маленький не мешайте ему проявлять инициативу, ведь это первые шаги к дальнейшей самостоятельности. Если он хочет что-то сделать и это не угрожает его жизни и здоровью – разрешите ему.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Пусть сам попробует надеть ботиночки, убрать игрушки или даже помыть небьющуюся тарелку. Возможно, потом вам потребуется что-то переделать или доделать, но не забудьте похвалить ребенка – он же так старался!

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Эксперты советуют при обучении самостоятельности проявлять терпение и не ругаться на малыша, если он что-то делает не так, а мягко указать ему на ошибку и показать, как правильно.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Дождитесь просьбы о помощи

Если малыш чем-то уже долгое время занят, например, надеванием любимой  кофточки, а у него никак не получается, не спешите бежать на помощь. Если вы никуда не торопитесь – дайте ребенку время.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Дождитесь пока он сам попросит вас помочь ему. Когда будете помогать, объясняйте, как правильно, похвалите его, что он почти все сделал сам и в следующий раз обязательно все получится.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Дайте ребенку делать те вещи, которые он уже умеет

Держать ложку, собирать игрушки, застегивать пуговицы, если ребенок все это уже умеет пусть делает сам. Он же уже научился, не стоит своими действиями убеждать его в обратном.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Разрешите ребенку самому выбирать, что ему хочется

В любом деле, которое касается интересов ребенка важно учитывать его мнение. Начиная от малого, во что сегодня одеться на прогулку, заканчивая решением идти ли в тот или иной кружок или секцию, или это не интересно.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Если родители или другие родственники все время решают все за ребенка – это совсем не способствует его самостоятельности.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Закрепите за ребенком домашние обязанности

Пусть это будет что-то не слишком сложное, но ребенок должен выполнять это через какое-то время без напоминаний с вашей стороны. Пусть это будет уборка своих игрушек и одежды, уход за домашним любимцем или что-то еще.

Ребенок должен чувствовать, что у него теперь есть дела наравне со взрослыми и быть ответственным за них. С возрастом круг обязанностей расширяется, а их сложность увеличивается соответственно возросшим способностям.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Не заостряйте излишнего внимания на ошибках

Все мы учимся на ошибках. Если ребенок где-то сплоховал сначала похвалите его за то, что было сделано правильно, а затем укажите где он ошибся. Такой подход будет более продуктивен, чем постоянное указывание на недочеты. Подумайте вместе, как можно было бы избежать ошибки и какую пользу можно извлечь из сложившейся ситуации.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Позвольте ребенку самому находить себе занятие

Если взрослые заняты ребенок должен сам придумать, чем заняться. Игра в одиночестве – одна из форм самостоятельности ребенка. Есть множество вещей, которыми дошкольник может занять себя сам, от игры в машинки до рисования.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Уже в год малыш должен уметь на некоторое время занять себя сам и с возрастом продолжительность самостоятельных занятий должна только увеличиваться.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Поддерживайте ребенка в его начинаниях

Предложите помощь или просто поддержите словами о том, что у него все получится. Такое отношение со стороны родителей окрыляет и дает дополнительный стимул для завершения начатого.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Перестаньте чрезмерно контролировать ребенка

Гиперопека подавляет любую инициативу. Уже будучи взрослыми, дети, которые выросли у излишне опекающих родителей, страшатся принимать самостоятельные решения, что негативно сказывается на самооценке и, соответственно, на всех аспектах жизни, включая карьеру и личную жизнь.

Если вы заметили за собой признаки гиперопеку, проанализируйте ее причины. Возможно следует обратиться к специалисту психологу, чтобы он помог справиться с вашей тревожностью.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Подавайте пример

Будьте самостоятельны. Проявляйте инициативу, занимайтесь домашними делами с воодушевлением. Если родители не могут быть самостоятельны, не знают, чем себя занять, как они смогут научить ребенка?

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Помните, что дети в первую очередь смотрят на старших и берут пример с них. Так что подавайте правильный пример, и ваши дети будут самостоятельны и инициативны.

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Воспитывая в ребенке любое качество главное помнить, что все получится не сразу. Поэтому запаситесь терпения и создайте условия, в которых у ребенка будет возможность принимать свои решения, учится на ошибках и нести ответственность за свои действия и у вас все получится. Помните, легче всего воспитать самостоятельность еще в раннем возрасте, чем добиваться ее позже.

Читайте также:  Развитие ребенка через ознакомление с окружающим миром

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Фото самостоятельного ребенка

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Развитие самостоятельности ребенка в семье

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Что нельзя говорить ребенку
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Источник

Екатерина Сизова
Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада

По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества.

Ряд исследователей (Л. И. Божович, А. И. Варга, С. Л. Ковалева) отмечают тенденцию к тому, что дети копируют поведение родителей. Дети хотят быть похожими на взрослых и тех, с кем они чаще всего общаются. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя некоторые, потому как это неосознанное подражание, которое является одним из аспектов идентификации с другим.

Дети, глядя на взрослых, учатся определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты, но и наблюдая существующие во взаимоотношениях родителей модели поведения (примеры). Очень часто в тех случаях, когда пример и рецепт совпадают, поведение ребенка будет похоже на поведение родителей.

Е. П. Арнаутова отмечает, что влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка первоисточником необходимого жизненного опыта. Дети, жизненный опыт которых включал большой набор разных ситуаций и которые могут справляться с трудностями общения, радоваться разносторонним социальным воздействиям, будут лучше других детей адаптироваться в незнакомой обстановке и хорошо реагировать на происходящие вокруг перемены.

По данным И. В. Гребенникова, Т. А. Марковой в дошкольном детстве формируются основы дисциплины и формирования поведения. Родители оказывают особое влияние на поведение ребенка, осуждая или поощряя определенные типы поведения, а также используя наказания или разрешая некую для себя степень свободы в поведении ребенка. Ребенок в детстве у родителей учится, что ему нужно делать, каким образом себя вести.

Л. Свирская отмечает, что характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые влияют на воспитание самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

К ним относятся:

— личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;

— личностные особенности ребенка;

— педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;

— качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;

— средства воспитательного воздействия, применимые родителями и другими взрослыми;

— вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;

— степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.

Гребенников И. В. выделил условия воспитания самостоятельности в семье:

1. Самостоятельное достижение цели, без помощи взрослого.

2. Воспитанию организованности и самостоятельности ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня, составленный родителями.

3. Единый подход к ребенку, согласование воспитательных усилий всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.

4. Принцип последовательности, т. е. постепенное воспитание в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучение сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его самостоятельность.

Очевидно, что даже при самых благих намерениях родителей, но без понимания психолого-педагогических основ воспитания самостоятельности, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет самостоятельность ребенка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик воспитания самостоятельности, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.

А. Г. Харчев, И. В. Гребенников, А. В. Петровский заметили, что в детско-родительских отношениях нужно найти оптимальный вариант, чтобы воспитание самостоятельности в старшем дошкольном возрасте перешло на более значимый уровень.

Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность и на ее основе отношение к жизни, взрослые члены семьи должны придерживаться общей родительской позиции, соблюдать единство воспитательных подходов, взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни.

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

Читайте также:  Сенсорная информация для развития ребенка

Т. А. Маркова считает важным условием для повышения уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста работу с родителями в условиях дошкольной образовательной организации. По ее мнению, это позволит родителям осознать значение развития самостоятельности для детей старшего дошкольного возраста и целенаправленно воспитывать его в условиях семьи.

Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными участниками, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось, как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания общих целей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании самостоятельности широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста [44].

В то же время, преобладающая часть родителей, не имеет специальных знаний в сфере воспитания самостоятельности детей, нередко испытывает трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика Т. А. Власовой,которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Воспитатель для оптимизации детско-родительских отношений с целью воспитания самостоятельностиможет использовать разные формы работы с родителями: разного рода беседы (консультации, обмены имеющимся опытом, совместное выполнение трудовых действий, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др., групповые (создание групп по интересам, советы дел, различные органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, различные конкурсы, театральные постановки, концерты, выезды на природу, сборы по интересам, праздники-соревнования и др.).

Заслуживает внимания проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, способствуют правильному развитию и воспитанию самостоятельности детей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

О. И. Давыдова, А. А. Майер считают, что самой эффективной формой являются родительские психолого-педагогические тренинги. По их мнению, это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными участниками, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Источник

Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Читайте также:  Упражнение на развитие скорости у ребенка

Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности, какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Как сделать ребенка самостоятельным

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальн?