Развитие самосознания ребенка 3 года

Развитие самосознания ребенка 3 года thumbnail

Ранний возраст — начальный этап в формировании личности. В этот период развиваются самосознание ребенка, его чувства, создаются предпосылки для развития воли, появляются новые потребности, удовлетворить которые уже трудно в условиях прежней деятельности и сложившихся форм общения с взрослыми.

Развитие самосознания

Уже на первом году жизни у ребенка формируется представление об отдельных частях своего тела. Первое различение, которое возникает у ребенка, это различение системы, связанной с внутренними ощущениями, побуждениями и желаниями, и системы ощущений, которые возникают в связи с внешними воздействиями, т. е. уже младенец начинает ощущать свою отдельность от всего остального мира. «Играя» своими ручками и ножками, он знакомится со своим телом, хотя не отделяет его от других воспринимаемых им предметов. Конечно, это еще не самосознание — возникают лишь первые предпосылки того, что малыш начнет осознавать себя субъектом окружающего мира. Французским психологом Р. Заззо были проведены эксперименты по изучению реакций ребенка на свое отражение в зеркале. Первый год жизни: ребенок приближается к зеркалу, лижет его, целует, разговаривает в форме лепета со своим отражением. Он толкает зеркало лбом, как бы желая пройти сквозь него, и время от времени заглядывает за него: что там такое? Ребенок не осознает, что в зеркале его отражение.

Ту же картину наблюдала и В. С. Мухина. Годовалому ребенку мазали руку мелом. Он стремился потрогать пятнышко и подставлял руку, чтобы пятно стерли. Этому же ребенку намазывали мелом носик. Ставили его перед зеркалом — он не реагировал на то, что нос измазан: он себя не знает! Но уже в два года малыш ведет себя по-другому. Он испытывает замешательство при виде зеркала, отворачивается от него, и если называет свое отражение в зеркале, то не иначе, как «мальчик». На третьем году жизни, иногда несколько раньше, ребенок дает отражению свое собственное имя: «Это мама, а это — Дима». На этой стадии мы сталкиваемся как бы с удвоением «Я» в сознании ребенка. Увидев себя в кино, ребенок может сказать: «Вот Петя!», «Тот Петя!». В этом возрасте малыш впервые присваивает себе местоимение«Я». Это и есть «открытие «Я», идентификация себя с отображением в зеркале. Теперь, если ребенок видел в зеркале свой испачканный носик, он вытирал мел, потому что знал, что в зеркале он и есть.

Свое имя, которым ребенок назвал себя до употребления «Я», он усваивает в раннем детстве достаточно хорошо, так как оно отличает его от других людей, указывает на принадлежность к определенному полу. Ребенок очень часто идентифицирует себя со своим именем, протестует, когда его называют другим именем. Важно для ребенка и то, что взрослый, поощряя его поступок или действие, начинает свое суждение с имени: «Саша, ты просто молодец!», «Оля, у тебя очень хорошо получилось!». Очевидно, что для развития самосознания ребенка важную роль играет общение его с взрослым и, прежде всего, речевое общение. И все же это не единственный фактор, способствующий возникновению у него представления о себе как субъекте действительности. Чрезвычайно значимым является овладение ребенком предметной деятельностью. Преобразуя предметный мир (передвигая, разламывая, собирая предметы, конструируя из одних объектов другие), малыш осознает саму возможность воздействовать на этот мир, то есть он воспринимает себя как субъект действия. Он может воздействовать и на взрослых: подаренный рисунок вызывает интерес взрослого, который пытается угадать, что же нарисовано; плач иногда помогает достижению цели; наконец, слово, как мы уже отмечали, вызывает ответное слово или действие взрослого. Ребенок становится субъектом общения. В раннем возрасте развивается и первоначальное (эмоциональное) отношение к себе. Это отношение чаще всего выражается в словах: «Я хороший!» Источником положительного отношения к себе также является взрослый, который высказывает одобрение, похвалу действиям ребенка, постоянно проявляет любовь, нежность к нему. Даже порицание со стороны взрослого поступков малыша не влияет на отношение маленького человека к самому себе.

«Как ты себя ведешь?» — спрашиваю Катю. «Хорошо!». — «А маму всегда слушаешься?» — «Нет». — «Значит, мама не всегда говорит, что ты хорошая?» — «Не всегда». — «А как ты сама считаешь, ты хорошая?» — «Да!» (Из наблюдений Д. В. Ольшанского).

Несмотря на то что маленький ребенок не всегда выполняет требования взрослого, он уже может предвосхитить суждение взрослого о своем поступке.

Вот пример из наблюдений Н. А. Менчинской: «Саня (2, 4) все время пробовал залезть на лестницу, приставленную к крыше сарая. Это ему не удавалось. Но однажды, когда кругом никого не было, Саня стал карабкаться по ступенькам лестницы вверх. Когда мать и тетя подошли, мальчик стоял почти на самом верху лестницы. Увидя взрослых, со страхом и торжеством он заявил: «Вы тойко посантлите, куда этот поясенук въез!»

Оценка взрослым поступков ребенка очень важна для формирования у маленького человека потребности быть признанным взрослым, которая служит благоприятной основой для развития положительных черт поведения, закладывающихся в раннем детстве.

Источник

Развитие самосознания ребенка 3 года

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

0
8293
30 Ноября 2016 в 23:55

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Кратко – о возрастных кризисах

Возрастные кризисы относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного психического развития. В целом возрастные кризисы, которые человек последовательно проходит на протяжении жизни, сопровождаются кардинальными перестройками психики в связи с переходом с одной стадии развития на другую и сменой социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), а также – ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин).

Суть возрастных кризисов – в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней. Правильное прохождение возрастных кризисов обеспечивает нормальное психическое развитие (в детстве) и удовлетворяющую человека реализацию его свойств и способностей (во взрослом возрасте).

Психологи признают, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе остается актуальной, очень интересной, но не вполне теоретически и экспериментально разработанной.

Психологи – о кризисе трех лет

Кризис трех лет – очень важный период в жизни ребенка. Это довольно непродолжительное время (от нескольких месяцев до одного года), которое разделяет возрастные стадии развития – раннего и дошкольного детства. При общем названии этот кризис у некоторых детей может начинаться в неполные три года. Пока факт более раннего начала кризиса трех лет у некоторых детей только констатируется психологами, но его причины не объясняются.

Все психологические новообразования, появившиеся в раннем детстве, прежде всего: первичное овладение речью с развитием способности называть объекты и действия словами, познание свойств и функций предметов, а также все большее физическое отделение от матери и растущая самостоятельность ребенка (в самообслуживании) – все это в период кризиса трех лет приводит к появлению осознания ребенком себя как отделенного от внешнего мира, от других людей. И ребенок всячески утверждается в этом осознании. Он ищет тому подтверждения и даже провоцирует их.

Характерным признаком такого осознания становится называние себя не по имени, а личным местоимением «я». Ребенок начинает понимать: есть «Я», и есть другие люди, и я могу делать, что хочу я, а не то, что хотят другие люди (мама, папа и пр.).

Это – действенное отделение себя, помогающее ребенку осознавать себя отдельностью от внешнего мира, оно проявляется в «делании наоборот» или «не-делании» того, что велят взрослые. Ребенок становится непослушным, плохо управляемым, противоречит взрослым ради противоречия, даже если его поведение абсурдно и противоположно его истинным, естественным желаниям.

Например, на предложение мамы собираться с прогулки домой ребенок отказывается, вопреки тому, что хочет скорее пойти домой, так как давно проголодался. Желание поступить по-своему оказывается сильнее.

Проблема или виток развития?

Непослушание ребенка воспринимается взрослыми как проблема. Для самого ребенка непослушание позволяет пережить «прелесть и возбуждающую тревожность волеизъявления» в открытом противопоставлении своих желаний ожиданиям взрослых1 – и не единожды, а снова и снова. Чтобы почувствовать это, ребенок говорит: «Я сам», – и затем осуществляет действие по своей воле, испытывая гордость за результат, а точнее – за факт его достижения собственными силами. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения и самопознания2.

Психологи называют и описывают несколько форм характерного (негативного) поведения ребенка3 в ходе кризиса трех лет:

  • негативизм (стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию);

  • упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что действительно этого хочет, а потому, что он это потребовал и не может отказаться от первоначального решения);

  • строптивость (направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет);

  • своеволие (стремление все делать самому);

  • протест-бунт (состояние войны и конфликта ребенка с окружающими);

  • обесценивание взрослого (ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей);

  • деспотизм (стремление заставить родителей делать все, что он требует; по отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность).

Психологи дают рекомендации родителям, как вести себя при том или ином негативном проявлении ребенка. Эти рекомендации, основанные на эмпирическом опыте, остаются отрывочными советами, без системного понимания того, что происходит с ребенком в это время, без объяснения, почему тот или иной конкретный ребенок ведет себя так, а не иначе.

Попытаемся объяснить это с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Кризис трех лет

«Праздник» непослушания – у каждого свой

Непослушание детей в период кризиса трех лет различается в зависимости от набора врожденных психических свойств (векторов).

Так, ребенок с кожным вектором склонен к капризам и манипуляциям для получения своей пользы-выгоды. Именно с ним «работают» родительские посулы: сделаешь, что я говорю, получишь то-то. Потом он сам начинает выдвигать условия: что именно он хочет получить, если будет слушаться.

Для ребенка с анальным вектором характерно упрямство, отказ что-либо делать, противодействие бездействием. Данные особенности поведения возникают у ребенка, если его мама с кожным вектором (в нереализованном состоянии или стрессе). Такая мама – спешащая и мельтешащая – постоянно торопит свое чадо, подгоняет и ругает за медлительность, используя порой обидные слова, чем окончательно вводит его в ступор.

Ребенок с уретральным вектором при попытках взрослых принудить его к подчинению может демонстрировать возмутительное непослушание, даже хулиганство на основе бессознательного отстаивания своего природного высокого ранга («вождя»), как бы показывая, что ему не могут указывать, он сам решает, что ему делать.

Зрительный ребенок может впадать в сильные эмоциональные капризы с демонстративностью, вплоть до истерик. Как вариант – при связке кожного и зрительного векторов – малыш может устраивать бурные эмоциональные сцены «на людях», чтобы поставить родителей в неудобное положение и этим «рычагом» выторговать у них обещания что-то сделать (прагматичность кожи). Кроме этого, эмоциональная «зрительность» будет проявляться в попытках ребенка получить свое удовольствие из продолжительного «публичного выступления», чтобы привлечь внимание окружающих – «добрых тетенек и дяденек» – которые бы начали его успокаивать, проливая на него водопады внимания и осуждая «бесчувственных» родителей.

Ребенок со звуковым вектором, особенно когда на него кричат или обзывают его унижающими словами, может замыкаться в себе, становиться невосприимчивым. Его нежелание слушать может выразиться в характерном жесте – закрывании ушей руками, что выглядит как демонстративный отказ слушать и слушаться. На самом же деле этот жест – защитная реакция в стремлении ребенка перекрыть звуковой канал, отгородиться от травмирующего его «орущего» внешнего мира.

Ребенок с оральным вектором, с его склонностью к активизации артикуляционного аппарата и голоса, скорее всего, будет кричать (причем его крик почти буквально будет «рвать барабанные перепонки»), он может плеваться, даже ругаться, чтобы обратить на себя внимание родителя, заставить себя услышать (слушать его речи).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что современные дети – «полиморфы», то есть от рождения им заданы свойства нескольких векторов. Поэтому у ребенка, например, с кожным, анальным, зрительным векторами в кризисе трех лет может наблюдаться комплексное сочетание признаков: и упрямство, и капризы с манипулированием, и истерики с демонстративностью.

С этой точки зрения, у каждого ребенка сочетание негативных проявлений в кризис трех лет – не случайно, а вполне закономерно и индивидуально – в соответствии с природно заданными векторами. Однако негативные проявления векторов могут быть и последовательными: отработав «набор» одного вектора, ребенок переходит к следующему.

Последствия правильного и неправильного прохождения кризиса трех лет

Почему именно мамы?

Известно, что кризис трех лет ребенок проходит не в одиночку, а вместе со своими родителями. Наибольшая тяжесть проблем при этом ложится на плечи мамы. Из-за того, что она в силу возраста ребенка проводит с ним относительно больше времени, чем остальные близкие взрослые. И потому что, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно мама дает ребенку ощущение защищенности и безопасности, закладывая базу правильного психического развития ребенка. Мама может дать это своему ребенку, если сама находится в хорошем – сбалансированном – психическом состоянии.

И наоборот – тревожная, напряженная, внутренне неуравновешенная мама не может дать своему ребенку полноценную психологическую защиту, даже если она будет стараться внешне держать себя в руках и проводить с ним сутки напролет. В данном случае важно не количество проведенного времени с ребенком, а качество внутреннего состояния мамы.

Именно мамы, нуждающиеся в психологической помощи, задаются вопросом (если задаются им вообще), что делать с негативным и своевольным поведением ребенка в период кризиса трех лет.

Кризис трех лет

Сколько детей проходят кризис без проблем?

По данным словаря 1999 года4, около 1/3 детей проходят этот кризис как бы незаметно, без особых проблем, если окружающие взрослые не пытаются подавить ребенка, не сопротивляются (в разумных пределах) проявлениям его самостоятельности. Системно-векторная психология поясняет, что такое благоприятное прохождение кризиса – без острых форм негативного поведения трехлетнего ребенка – имеет место, когда действия взрослого не противоречат природным особенностям ребенка (в силу душевной чуткости родителя или сходства свойств его и ребенка).

Однако сейчас в условиях нарастающего социального стресса доля таких счастливых детей, вероятно, существенно меньше. Тревоги современной жизни не лучшим образом сказываются на мамах, которые, сами находясь в плохих состояниях, не имеют достаточно душевных ресурсов, чтобы обеспечить своим детям ощущение защищенности и безопасности.

Становится понятным, что кризис трех лет можно пройти правильно, т. е. с позитивным развитием самосознания и самостоятельности ребенка, или неправильно, с укреплением негативных способов поведения и различными неблагоприятными последствиями для психики ребенка и его дальнейшей судьбы.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана не останавливается на таком обобщенном понимании проблемы; согласно ее представлениям о векторальных особенностях поведения детей, последствия прохождения кризиса трех лет для разных детей могут существенно различаться.

Как совладать с подвижным ребенком, как успокоить эмоционального, как поощрить замедленного, чтобы не навредить, а помочь правильному психическому развитию малыша в период кризиса трех лет – в соответствии с его природными особенностями? Об этом и многом другом читайте в продолжении статьи.

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть III. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

1 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 218.

2 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. Высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 219.

3 Детская психология: Методические указания / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – С.14

4 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. Циркина С.Ю. – СПб: Изд-во ПИТЕР, – 1999. – С. 30-31

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

Развитие самосознания ребенка 3 года

У всех детей есть эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им, его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так, что не заметить его невозможно.

4
6065
6 Декабря 2016 в 10:38

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Часть I. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

Часть II. Кризис трех лет: становление самосознания ребенка

ЭМОЦИИ ЧЕРЕЗ КРАЙ

«Зрительный» ребенок: каким он может стать?

Зрительный вектор дает ребенку возможность различать множество оттенков цвета и света, замечать то, что другие (без зрительного вектора) не заметят и не различат. Это становится базой для развития у ребенка несравнимой с другими способности видеть и создавать богатые визуальные образы, доставляющие ему огромное эстетическое наслаждение. Помогает развивать образное мышление и эйдетическую память, творческое воображение, высшую способность к обучению и освоению человеческой культуры.

Яркая отличительная особенность «зрительного» ребенка – высокая эмоциональность, которая природно базируется на корневом страхе – страхе за собственную жизнь и производной от него эмоциональной зависимости от тех, кто дает ему ощущение защищенности и безопасности – реальное от мамы или воображаемое от любимых игрушек, «одушевляемых» силой его фантазии.

У всех детей есть эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им, его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так, что не заметить его невозможно.

Однако эта «отправная точка» при правильном воспитании позволяет постепенно выводить ребенка из мира страхов и грез, инфантильных чувств и демонстративности – и развивать у него очень сильные, но позитивные, созидательные переживания и свойства: любовь, сострадание, стремление защищать других от гибели, а также естественную эмоциональную выразительность и артистизм.

Причины и последствия

В период кризиса трех лет, когда у ребенка развивается самосознание, он – как и другие дети этого возраста, но по-своему, – начинает «пробовать» свои природные свойства, отделяя в своем сознании собственные желания от желаний окружающих его людей.

Критические варианты таких «проб» имеют место, когда родители, прежде всего мама, не понимает психической природы своего малыша, особенно если у нее самой нет зрительного вектора. Например, пугая такого ребенка, запрещая бурное выражение эмоций или высмеивая его слезы (чувства). Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс.

Своим «неадекватным» поведением, непослушанием, истериками он на бессознательном уровне сигнализирует взрослым, что ему нужно помочь: именно взрослому надо изменить свое поведение по отношению к ребенку так, чтобы создать условия для развития природных свойств малыша. Точный индикатор правильной тактики взрослого – это появление позитивного эмоционального настроя ребенка, который довольно быстро становится вполне адекватным ситуации и послушным.

Обратите внимание: речь не о любых желаниях ребенка, а только о природных, удовлетворение которых развивает свойства его зрительного вектора.

Кризис трех лет

Трудности и преодоления

Итак, если вы видите эмоциональную нестабильность своего двух-трехлетнего ребенка, нет смысла говорить ему «успокойся», да еще строгим голосом. Лучше возьмите его «под свое крылышко», обнимите, слегка укачайте (это успокаивает) и спросите мягко: «Почему ты плачешь?» Конечно, малыш из-за рыданий и всхлипываний не сможет говорить внятно. Спокойно посетуйте: «Ничего не понимаю. Постарайся рассказать – может, я смогу помочь?»

Это мотивирует ребенка, чтобы немного умерить свой плач и объяснить причину огорчения. Так он перестает погружаться в негативное переживание. А дальше – простыми, доступными малышу словами – поговорите по сути произошедшего: возможно, он не понял другого, или другой не понял его, возможно, лучше было бы поделиться игрушками со сверстником и поиграть вместе (два-три года – возраст, когда дети еще только учатся этому); и подсказать способы действий: подойти, помириться и т. п. Это начало осознанного знакомства с культурными нормами поведения, которые зрительный ребенок воспринимает «на ура»; ему только надо подсказать. Таким образом закладываются первые кирпичики фундамента для развития сострадания, сочувствия и соучастия другому.

Конечно, если имеет место некоторая педагогическая запущенность, и трехлетний малыш спонтанно уже «умеет» истериками добиваться желаемого от взрослых, т. е. манипулировать ими, то маме потребуется особое терпение, чтобы выправить поведение ребенка.

Важно в ситуации детской истерики по возможности сохранять спокойствие, не повышая голоса, удерживать свою позицию (требование), не поддаваться на эмоциональные провокации ребенка (типа: «плохая мамка!», «ты меня не любишь!», «не люблю тебя!»), цель которых вывести взрослого «из себя», из равновесия. Вам в помощь – непосредственность и ситуативность внимания малыша, которое можно отвлечь на что-то привлекательное, чтобы переключить ребенка на другую эмоцию.

И еще несколько рекомендаций для повседневного общения со зрительным ребенком, чтобы развивать его эмоциональную сферу в позитивном ключе.

Игрушки не терять, обещания выполнять

Старайтесь следить, чтобы любимые игрушки ребенка не терялись. Такая потеря мишки, зайки или куклы, с которыми ребенок установил эмоциональную связь, общался с ним, как с живыми, может причинить малышу ощутимую психическую травму.

Если же потеря случилась, попытайтесь найти замену – такую же или похожую игрушку и придумайте трогательную историю, почему прежний мишка исчез, а новый появился (например, прислал своего братика-близнеца, которому надо помочь, а сам вернулся к маме-медведице, чтобы она не скучала одна). Важно, чтобы потеря, утрата эмоциональной связи (с любимой игрушкой) не осталась зияющей пустотой в душе ребенка – ее нужно заполнить более яркой позитивной эмоцией. Но самым лучшим способом обезопасить ребенка от потрясений из-за потерь будет сердечная связь с мамой и другими людьми.

Кризис трех лет

Выполняйте данные ребенку обещания. Во-первых, сроки обещанного события должны быть ему понятны; трехлетний ребенок не воспринимает долговременной перспективы: что значит: «послезавтра» или «в воскресенье»? Более определенно для него: «после завтрака», «перед сном» и т. п. – то, что связано с его непосредственным опытом. Во-вторых, ему трудно ждать намеченного события – для зрительного ребенка это определенный эмоциональный накал: ожидание, предвосхищение, фантазирование. И когда это вдруг отменяется – накал эмоций вырывается наружу в истерику. Кстати, вполне оправданную.

Театр и сказки

Зрительному ребенку необходимо выражать эмоции и изображать переживания, что наилучшим образом обеспечивается театральной игрой. Но с малышом двух-трех лет ходить в театр рановато, так как такие «культурные мероприятия» требуют, чтобы ребенок представлял, как себя вести в театре. Поэтому преддверием таких походов (которые лучше проводить позже, с четырех-пяти лет) может стать домашний театр. Это и настольный (напольный) театр с игрушками: ребенок передвигает одну игрушку, а вы – другую, разыгрывая диалоги между героями хорошо известных сказок. Это и домашние представления с ряжением, где основные исполнители (и организаторы) – взрослые и старшие дети – например, на Новый год или день рождения.

И, конечно, читайте ребенку сказки и детские стихи, написанные для самых маленьких. Например, стихи А. Барто из цикла «Игрушки»: «Наша Таня громко плачет…»; «Зайку бросила хозяйка…» и т. п. – они эмоционально насыщены, даже драматичны и при этом понятны для детей, и в них есть некая недосказанность, позволяющая совместно придумать благополучное завершение: как помочь Тане, чтобы она перестала плакать? Какое настроение у промокшего зайки, и что можно сделать, чтобы он почувствовал себя хорошо, радостно?

Важно выбирать для зрительного ребенка такие сказки, в которых никто никого не ест, чтобы не активизировать его врожденные страхи; например, хороши сказки «Курочка-ряба», «Теремок». Чтобы понимать, из чего выбирать, можно найти хрестоматию детской литературы для самых маленьких. А затем покупать книжки с иллюстрациями (картинки для зрительного ребенка очень важны!), желательно, в классическом оформлении, чтобы не было страшных, агрессивных изображений.

На основе таких детских художественных произведений можно начинать подводить ребенка к пониманию, что другому в беде можно помочь, и это в силах малыша – пусть и в игровой форме (пожалеть игрушечного зайку), в форме беседы, как помочь, чтобы было счастливое завершение истории.

Научить делиться и не пугать

Переживания, связанные не только с получением для себя, но и с отдачей для другого, особенно активно развиваются в реальном действии – делиться пищей. Вот один из примеров. В детских садах есть давняя традиция: ребенок в свой день рождения приносит конфеты и раздает детям своей группы. И такую традицию надо поддерживать и развивать, не жалеть угощения (приготовить вкусные конфеты, чтобы на всех хватило) и подсказать ребенку, что дарить надо с радостью, с желанием сделать приятное, тогда и самому будет гораздо радостнее.

И еще одно. К сожалению, некоторые родители, не задумываясь ни о психической природе своего зрительного ребенка, ни о последствиях собственных действий для него, очень любят его… попугать: дома неожиданно выскочить из-за угла, громко крикнуть «У!», скорчить «страшное лицо». А потом смеяться с умилением над тем, как малыш столбенеет от страха, как расширяются от ужаса его глаза…

Такие действия, особенно в отношении к зрительному ребенку, деформируют его жизненный сценарий, фиксируя состояние страха. Страхи не дают ребенку нормально развиваться, а в дальнейшем будут мешать уже взрослому зрительнику выстраивать позитивные отношения.

Кризис трех лет

Надо помогать зрительному ребенку не укореняться в страхах за собственную жизнь, а напротив, сопереживать другим, учиться быть человечным и добрым. Кризис трех лет – тот самый период, когда развивающееся самосознание ребенка позволяет на доступном для него уровне воспринимать такие смыслы, осваивать более широкий спектр позитивных эмоций в отношениях с окружающими людьми.

Продолжение следует

Автор публикации:
Елена Горшкова, кандидат педагогических наук

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник