Развитие самосознания и личности аутичного ребенка
Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Цель:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Подготовительный этап: 2.09.2020- 1.10.2020г.
Сбор сведений о ребенке. Беседы с родителями об особенностях развития ребенка. Наблюдение.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет составлен на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В. В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»
О. Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И. М.
Отведено: 16,5 урока, по 0,5 часу в неделю, 16,5 учебные недели.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• выполнять произвольные целенаправленные действия;
• фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;
• выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
• обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
• соотносить два одинаковых предмета;
• выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
• выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
• группировать по форме предметы двух контрастных форм;
• выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
• использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
• выполнять постройки из детского строительного материала по образцу
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения — 2-3 мин;
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые, упражнения, рисование, беседы.
• Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
• Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
• Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
• Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• практическая деятельность.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Количество часов
1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1
2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции. 1
3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений 1
4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции 1
5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. 1
6 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2
7 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики. 1
8 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1
9 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1
10 Развитие аналитико-синтетической сферы 2
11 Развитие памяти мышления 2
12 Развитие внимания 2
13 Развитие сюжетной игры. 0,5
Всего 16,5часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Часы Игры и упражнения Дата
1 Установление эмоционального контакта, восприятия 1 Стереотипная игра ребенка.
Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»
2 Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.
1 Игра «Ручки»,«Смешиваем краски», «Повтори»
3 Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений
1 «Поводырь», «Покажи части тела», «Пластилиновые картинки»
4 Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции
1 Игры с крупами:
«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»
2 четверть(4часа)
5 Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.
1 Совместное рисование взрослого и ребенка «Симметричные рисунки», «Собираем головоломки»
6,7 Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. 2 Шнуровка, игры с кинестетическим песком
8 Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.1 Игры с ватой:
«Снег идет», «Снежки», «Сугробы»
3 четверть (6часов)
9 Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы. 1
«Послушай звуки», «Игры с ритмами»
10 Развитие восприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики. 1
«Погладь Зайку», «Плетем коврик»
11,12 Развитие аналитико-синтетической сферы
2 «Таблица Равенна», Игра «Собери фигурки», «Продолжи ряд»
13,14 Развитие памяти мышления 2 «Запомни слова», «Найди отличия»
4 четверть(
15,16 Развитие внимания 2 «Запомни расположение предметов»
17 Развитие сюжетной игры. 0,5 «Пришёл зайчик поиграть»
Итого 16,5
8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
1. Бабкина Н. В. Радость познания. Программа занятийпо развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М. ,1989.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
6. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб. ,2003.
7. Лютова Е. К Монина Г. Б. «Шпаргалка для взрослых» Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
8. Лютова Е. К. Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
9. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М. ,1998
Источник
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
— -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
— обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления;
— формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.
Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
— важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.
№ п/п | Раздел программы | Содержание тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения» | Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки – трафареты | 1 |
2 | Диагностика | Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы | 1 |
3 | Диагностика | Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы. | 1 |
4 | «Я и ты» | Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке» Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание. | 1 |
5 | «Я и ты» | Игра №3 «Сосиска в одеяле» Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению | 1 |
6 | «Я сам» | Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий | 1 |
7 | «Мои возможности» | Игра №2«Нащупай в мешке» Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности. | 1 |
8 | «Мои способности» | Психотехника «У-СИН» | 1 |
9 | «Основы безопасности дорожного движения» | Работа с карточками — заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения – игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков. | 1 |
10 | «Мои возможности» | Игра №4«Крестики- нолики» Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений ( праксис) и мышление | 1 |
11 | «Мои возможности» | Игра №5 «Веселые пузыри» Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. | 1 |
12 | «Мои возможности» | Игра №6 «Спрятанные сокровища» Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки. | 1 |
13 | «Мои возможности» | Игра №8 «Кто прячется в башне» Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память. | 1 |
14 | «Мои возможности» | Игра №12«Трикотажные качели» Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие. | 1 |
15 | «Мои возможности» | Игра № 15«Шум в ушах» Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение. | 1 |
16 | «Мои возможности» | Игра №16«Кто дальше дунет» Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции. | 1 |
17 | «Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде» | Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора. | 1 |
18 | «Мои возможности» | Игра №17«Конвейер» Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки. | 1 |
19 | «Мои возможности» | Игра №18 « Крушение доски-каталки» Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат. | 1 |
20 | «Мои возможности» | Игра №20 «Парящий шарик» Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная( двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция. | 1 |
21 | «Мои возможности» | Игра №22«Сафари на каталке» Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная ( двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие. | 1 |
22 | «Мои возможности» | Игра №23 «На велосипеде по лабиринту» Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция. | 1 |
23 | «Мои возможности» | Игра №24«бросание мячиков» Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация | 1 |
24 | «Мои возможности» | Игра №26 «Ловец с ведром» Цель: : планирование движений ( праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие | 1 |
25 | «Основы безопасности дорожного движения» | Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки». | 1 |
26 | «Мои возможности» | Игра №27«Ловим на восьмерке» Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция. | 1 |
27 | «Я сам» | Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | 1 |
28 | «Мои возможности» | Игра №29 «Скользящий мяч» Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция | 1 |
29 | «Мои возможности» | Игра №30«Попади мячиком в цель» Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений ( праксис) по словесной команде, распознавание букв команде | 1 |
30 | «Мои возможности» | Игра №31«Черепаший панцирь» Цель: планирование движений ( праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела. | 1 |
31 | «Мои возможности» | Игра №32 «Монетки в копилке» Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики | 1 |
32 | «Мои способности» | Я рисую пальчиковыми красками «Елка» | 1 |
33 | «Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения» | Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги | 1 |
34 | «Мои возможности» | Игра №33«Забиваем колышки» Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей. | 1 |
35 | «Мои возможности» | Игра №34 «Город на реке» Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки. | 1 |
36 | «Мои возможности» | Игра №36 «Собираем на скорость» Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий. | 1 |
37 | «Мои возможности» | Игра №38«Вкусное ожерелье» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука | 1 |
38 | «Мои возможности» | Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие | 1 |
39 | «Мои возможности» | Игра №40 «Авангардная живопись» Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики ( мышц плечевого пояса) | 1 |
40 | «Мои способности» | Работа с соленым тестом | 1 |
41 | «Основы безопасности дорожного движения» | Как перейти перекресток | 1 |
42 | «Мои возможности» | Игра №41« схватить пока не убежало» Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики ,зрительные навыки | 1 |
43 | «Мир эмоций» | Игра №42«Ку-ку» Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие | 1 |
44 | «Мир эмоций» | Игра № 43«Красный свет, зеленый свет» Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие | 1 |
45 | «Мир эмоций» | Игра№44 «Ищем пару» Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие. | 1 |
46 | «Мир эмоций» | Игра №45«Где в моем мире» Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие | 1 |
47 | «Мир эмоций» | Игра №46«Любимый герой командует» Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие, | 1 |
48 | «Мои способности» | Аппликация к празднику | 1 |
49 | «Основы безопасности дорожного движения» | Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке. | 1 |
5 | «Мир эмоций» | Игра №47«Изображаем предлоги» Цель: речевое развитие | 1 |
51 | «Мир эмоций» | Игра №48«Вспомни слово» Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие | 1 |
52 | «Мир эмоций» | Игра № 49«Чем заканчивается» Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект. | 1 |
53 | «Мир эмоций» | Игра № 51«Порядок дома» Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни | 1 |
54 | «Я и ты» | Игра №52«щекотка» Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание | 1 |
55 | «Я и ты» | Игра №53«Что не хватает на лице» Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие | 1 |
56 | «Мои способности» | Аппликация « Цветок» | 1 |
57 | «Основы безопасности дорожного движения» | Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме | 1 |
58 | «Я и ты» | Игра №54 «Угадай кто» Цель: узнавание лиц, зрительная память | 1 |
59 | «Я и ты» | Игра №«56» Цель: Указываем пальцем,совместное внимание, указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное различение | 1 |
6 | «Я и ты» | Игра № 57« Описание людней на карточках» Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие | 1 |
61 | «Я и ты» | Игра № 59«Я вижу я делаю» Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие | 1 |
62 | «Я и ты» | Игра №60 «Показываем телом» Цель: язык тела, совместное внимание | 1 |
63 | «Я и ты» | Игра №62«Не урони мяч» Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания | 1 |
64 | «Мои способности» | Работа с пластилином «Украшение пасхального яйца» | 1 |
65 | «Основы безопасности дорожного движения» «Профилактика несчастных случаев на воде | Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра – «На улице».май | 1 |
66 | «Я и ты» | Игра №69«Карточки на каждый день» Цель: соотнесение слова и его значения зрительные навыки, зрительно- перцепривные навыки | 1 |
67 | «Я сам» | Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | 1 |
68 | «Я и ты» | Игра № 70«К пазлу через препятствия» Цель: формирование логических выводов планирование движений, зрительно пространственные навыки | 1 |
69 | «Я и ты» | Игра №74 «Гонки на бумаге» Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие понятие о направлениях первоначальные учебные навыки | 1 |
7 | «Я и ты» | Игра №19«Прыгающие медведи» Цель: речевое развитие первоначальные учебные навыки: планирование движений зрительное слежение проприоцептивное воздействие вестибулярно- зрительная интеграция | 1 |
71 | «Я и ты» | Игра «Картофельная голова» Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект | 1 |
72 | Диагностика | Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков. | 1 |
— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.
Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006
9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004
10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001
12.Захаров А.И. –«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,20041.
Источник