Развитие самооценки и образа я ребенка

Развитие самооценки и образа я ребенка thumbnail

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Содержание представлений ребенка о себе представлено в отражении своих свойств качеств, возможностей, отношения к себе на основе: 1) разнообразной деятельности; 2общения со взрослым и сверстниками; 3)   сравнения результатов своей деятельности с другими; )   собственного практического опыта.

  • появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности) Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника.
  • все более существенную   роль   играет   общение   со   сверстанном   (взрослый   — недосягаемый   эталон),   в   котором   складывается   способность   оценивать  другого человека.   Наиболее  восприимчивы  к  оценке  взрослого дети 4-5  лет;  в  5-7  лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет — правильное понимание нравственных качеств.
  • в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и  к   самому   себе  (в  Я  ребенка  выделяются   качества,   умения, способности, но только в сравнении с другими — сверстниками).

Самооценка имеет завышенный характер. Причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство.

В 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь).

  • «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает).

Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще его оценивает взрослый. Как бы он это не делал — словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени висит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Взрослый должен;

—     помотать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;

—     помогать формировать адекватную, высокую самооценку.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, знанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это вводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная  оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительны стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети станемте малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, а удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, кагоры лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны.  Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

  • происходит осознание себя во времени (с накоплением к осознанием своего опыта); ребенок просит  рассказать,   каким   он   был   маленьким.   Возникает,   по   мнению Д.Б.Эльконнна, начальная форма осознания ребенком самого себя («личное сознание»), что обуславливает новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым — ребенок понимает, что он еще маленький.

В дошкольном возрасте нередко можно наблюдать складывающиеся проблемные формы межличностных отношений детей, причиной которых выступает: повышенная конфликтность; застенчивость; неуверенность в себе; агрессивность. В основе перечисленных причин лежит фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. В отношениях ребенка со сверстниками можно выделить следующие позиции:

  • эгоистическая позиция -ребенку безразличны другие дети, интересны только предметы (игрушки); ребенок допускает грубость, характерна агрессивность;
  • конкурентная позиция — чтобы тебя любили н ценили, нужно быть послушным, хорошим, не обижать других, сверстник выступает как средство самоутверждения и оценивается с точки зрения собственных достоинств;
  • гуманная позиция — отношение к сверстнику как к самоценной личности; ребенок получает радость и удовольствие от оказания помощи.

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Дошкольный возраст является периодом развития личностных механизмов поведали, которые связаны с оформлением потребностно-мотивационной сферы ребенка.

Поведение ребенка раннего возраста остается целиком во власти внешних впечатлений — переживания и поведение зависал от конкретной ситуации и эмоции. Мотивы равнозначны, их соотношение устанавливается извне, независимо от ребенка и связано с: биологическими потребностями (еда, соя и др.); взрослым, который организует и направляет деятельность.

В дошкольном возрасте появляется устойчивое соотношение мотивов (одни выходят на первый план и подчиняют себе другие). А.Н. Леонтьев подчеркивает, что складывается соподчинение (иерархия) мотивов. Характерен феномен «горькой конфета», когда внутренние переживания собственной неудачи оказываются для ребенка сильнее привлекательного утешительного приза.

Значимые мотивы для дошкольников

1)   мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

2)   поощрение

3)   мотивы, связанные с наказаниями

4)   мотивы, связанные с запретами

5)   игровые мотивы (интерес ребенка к самому процессу игры)

6)   мотив сохранения и установления положительных взаимоотношении со взрослыми и детьми. Хорошие отношения со стороны окружающих делают ребенка чувствительным к оценке и вызывают желание выполнять их требования и правила.

7)   потребность в признании (мотив, который ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в обществе)

8)   мотив личных достижений, самоутверждения.  В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных и  соревновательных мотивов.  В основе первых — любознательность, в основе вторых — стремление победить.

9)   нравственные мотивы, т.е. выражение отношения к людям, осознание нравственных норм и правил, что имеет важное значение в формировании поведения

10) общественные — желание сделать что-то приятное, полезное, нужное людям.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы -бесполезно требовать от него обещаний. Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Соподчинение мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника, т.к. придает поведению определенную направленность. Наличие соподчинения мотивов позволяет ребенку отказаться от игрушки ради более важного, но скучного занятия.

Читайте также:  Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста

Мотивы деятельности приобретают для ребенка определенную систему, поведение из «полевого» (как в раннем детстве) превращается в волевое. Эмоциональное предвосхищение (заранее прочувствование смысла своих действий для окружающих) позволяет ребенку соподчинять отдельные мотивы своих действий и регулировать свое поведение.

В дошкольном возрасте происходит становление этических инстанций и социальных  чувств: становление моральной саморегуляции, развитие социальных чувств (Младшие дошкольники оценивают действия по их последовательности, а не по намерениям детей), развитие морального сознания (этической оценки).

Источник

« Мне кажется, что у сына низкая самооценка. Что делать? Как её поднять?» – с этим вопросом мамы часто приходят на встречу к детскому психологу. Специалист в формате консультации беседует с ней о том, какие отношения в семье, ведь от этого напрямую зависит образ себя, формирующийся уже в раннем детстве. И ответственны за его формирование самые близкие люди – родители. Иногда в круг значимых лиц попадают бабушки с дедушками, особенно, если малыш живёт вместе с ними на одной территории. Зная семейную историю и установки, влияющие на стиль воспитания, можно с высокой точностью предположить, будет самооценка ребёнка высокой или низкой. 

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Действительно, самооценка не заложена в нас при рождении – её «зачатки» появляются до трёхлетнего возраста. Развитие феномена самооценки проходит этапы, и она становится отчётливо оформленной примерно к семи годам. В этом же возрасте появляется самосознание, неразрывно связанное с самоотношением и самооценкой. Часто на улице можно услышать: «Такой большой мальчик, а шнурки не умеешь завязывать!». Или «Ну как можно не запомнить буквы! Вот Паша соседский с трёх лет читает вслух!» и пр. Родители не задумываются, как случайные фразы сильно ранят и создают мнение малыша о самом себе.

Развитие самооценки и образа я ребенка

Многие дети уже в два года отмечают свои успехи и неудачи в игровой деятельности, реагируя на них эмоционально. Большинство детей просто констатируют достигнутый результат указательным жестом – «Мама, вот»; с взрослением появляется желание поделиться – «Мама, я сам!». Малыш не только радуется успеху, но и демонстрирует свои достижения. Для чего? Для оценки родителями. Ещё раз напомню, что в этом возрасте ребёнок себя видит таким, каким видят его мама и папа. Его мнение о себе является отражением мнения родителей.

Если члены семьи регулярно говорят ребёнку про то, какой он способный, смышлёный и вообще молодец, если отношения между родителями основаны на взаимопонимании, то у маленького человека формируется адекватная самооценка. Что даёт такая самооценка? Ощущение опоры, уверенности в собственных силах, желание исследовать окружающий мир. В этом случае ребёнок с каждым годом не только растёт физически, но и становится более самостоятельным.

Если значимый взрослый (чаще мать) проявляет равнодушие, не обращает внимания на малыша, то его образ себя становится негативным. Поведение определяет неосознаваемая установка: «Мама обращает на меня внимание, когда я плохой. Значит, надо вести себя плохо». В результате ребёнок часто плачет, на простые просьбы может реагировать криком, ему сложно сопереживать, сочувствовать другому.

Развитие самооценки и образа я ребенка

Как проявляется уровень самооценки в поведении

Как выглядят дети с хорошей самооценкой? Здоровая самооценка не проявляется в эгоизме, хвастовстве и высокомерии. Такие дети активны, инициативны в игре, общительны. Также они охотно участвуют в играх, принимают правила, не расстраиваются при проигрыше. Дети с низкой самооценкой неконтактны, недоверчивы, эмоционально ранимы, обидчивы. Они не желают участвовать в играх из-за несоблюдения правил, а если участвуют, то обижаются и жалуются взрослым. При завышенной самооценке дети во всём хотят быть лучше других. Зачастую от них можно услышать: «Я – самый сильный и умный. Вы все должны меня слушаться». Если ровесники сопротивляются и подчиняться не желают, то «лидер» может ударить.

Давайте считать, что это был небольшой тест. Возможно, среди этих описаний кто-то узнал поведение своего малыша. Тогда появляется вопрос: «Как же правильно воспитывать, чтобы самооценка ребёнка была адекватной?». Психологи говорят — детей нужно не воспитывать, их надо любить. И всё же предлагают 5 основных принципов формирования родителями здорового детского «образа Я».

Принцип 1. Не сравниваем

Любимые поучения родителей: «Опять мокрые трусы? Больше никто не писается, кроме тебя», «А вот я в твоём возрасте уже могла читать», «Посмотри на Ксюшу, чистое платье. А у тебя, как у хрюши». К сожалению, такие фразы ничего не вызовут, кроме досады у мамы и малыша. Эффективнее пойти другим путём: учить ребёнка признавать ошибки и устранять их. Сравнивать можно только человека с самим собой, свои вчерашние достижения с теми, что сделаны сегодня. Тогда это не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как поддержка.

Развитие самооценки и образа я ребенка

Например: «Мокрые трусишки? Наверное, ты крепко спишь в детском саду. Давай попросим, чтобы няня тебя будила в туалет».

«Сынок, молодец! Ещё вчера ты учил буквы, а сегодня уже читаешь по слогам».

«Твоё любимое платье сильно испачкалось. Давай наденем другое, а это нужно снять и положить в корзину для белья. Если хочешь, я могу помочь тебе включить стиральную машину».

Принцип 2. Проговариваем чувства и эмоции

Учим ребёнка, что нет плохих и хороших эмоций, они все важны. Поэтому можно не только радоваться, но и злиться. Очень важно взрослому проговаривать малышу свои чувства и эмоции: я огорчена, мне неприятно, больно. И учить маленького человека делать то же самое. Это поможет лучше ориентироваться в мире, понимать и распознавать чувства других людей.

«Ты расстроился, что пора спать? Да, грустно прерывать интересную игру. Зато ты отдохнёшь и утром продолжишь строить башню с новыми силами».

Развитие самооценки и образа я ребенка

Принцип 3. Ищем таланты и способности

Сколько грустных историй из детства рассказывают взрослые! Мол, приходилось ходить на футбол и фортепиано только из-за мечты бабушки или папы. Родители прорабатывают свои проблемы, а дети в это время проживают чужую жизнь…

Внимательно наблюдайте, чем любит заниматься ваш ребёнок. Какое хобби займёт часть его свободного времени и будет приносить ЕМУ удовольствие. То, чем он хочет заниматься и где он будет успешен. Как только он добьётся успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется во всех сферах жизни.

Принцип 4. Учим беречь личные границы

Границы – это обширное понятие. Однако очень важно научить детей отстаивать их. У ребёнка непременно должно быть личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале – это отдельная комната, если нет возможности – свой уголок со столом, стулом, полочками, игрушками, где кроха станет маленьким хозяином.

Развитие самооценки и образа я ребенка

Ещё важное правило вытекает из второго принципа: учить ребёнка сообщать о чувствах и этим обозначать границы. «Так со мной нельзя», «Мне это неприятно» –примеры сообщения о себе с целью сохранения пространства.

Читайте также:  Влияние окружающей среды на рост и развитие ребенка

Принцип 5. Живём без критики

«Легко сказать», – подумают родители. На самом деле, всё не так сложно. Просто не стучим по голове, словно дятел, о небрежности, неаккуратности, медлительности, а обращаем внимание на успехи. Похвала придаёт сил, помогает становиться ещё лучше. А вот критика и придирки не дают развития личности, а приводят к озлобленности и низкой самооценке.

Если вам сложно избавиться от привычки критиковать, то попробуйте в течение трёх дней вести дневник. Возьмите блокнот, ручку и фиксируйте количество непрошенных комментариев своей семье. Вероятно, вы будете удивлены и точно захотите не делать это в дальнейшем.

Помните, что развитие адекватной здоровой самооценки ребёнка напрямую зависит от вашего собственного самоотношения. Для малыша важно присутствие уверенной в своих действиях мамы, знающей себе цену и не зависящей от чужого мнения. Работайте над собой, полюбите себя, и тогда ваши дети станут такими же уверенными в себе людьми. 

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

Читайте полезные статьи о воспитании в нашем блоге:

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Источник

Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве

Содержание

Введение…. …3

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7

Заключение…. 11

Список используемой литературы…. 12

Приложение №1….13

Приложение №2….14

Введение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Ведущие линии развития самосознания:

Идентификация себя со своим именем.

Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.

Притязание на признание.

Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.

Половая идентификация.

Ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Освоение психологического времени личности.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.

2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Читайте также:  Значение и функции игры в развитии ребенка

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности — наиболее сложного компонента самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть», но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении может недооценивать себя.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделяться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами

Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Заключение

Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.

Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.

Список используемой литературы

1. Возрастная психология. Часть 1. Сборник студенческих работ/ Отв. редактор, доктор соц. наук, проф. Ушамирская Г. Ф. -М.: Студенческая наука, 2012.- с 138.

2. «Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. » Смирнова Е. О. — СПб.: Питер, 2009. -277с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.

5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.

Источник