Развитие риторики у ребенка

Развитие риторики у ребенка thumbnail

Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Как заниматься?

Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.

Занятие должно включать в себя два блока:

  1. Общение. Детям следует рассказать о целях и задачах этого коммуникативного процесса, темпе и речевом тоне, роли мимики и жестов, позы. Также важно пояснить важность выслушивания собеседника.
  2. Речевые жанры. Это направление подразумевает рассказ о письменной и устной речи, различных жанрах (например, рассказе, заметке, статье).

Содержание занятий напрямую зависит от возраста учеников.

  • Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению.
  • Детям постарше полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

Все это поможет развитию риторических способностей детей.

Упражнения для красивой речи

Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

  • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
  • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
  • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
  • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
  • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.
Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка 5 лет

Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

Рекомендации для родителей

Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

  • Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
  • Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
  • Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
  • Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
  • Стать живым примером. Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
  • Побольше импровизации. Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
  • Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
  • Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
  • Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.

Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

Упражнения для навыков общения

Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.

И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

  • извинение и ответ на него;
  • комплимент и как на него ответить;
  • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:

  1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
  2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
  3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.

Источник

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

Читайте также:  Сенсорное развитие речи ребенка 1 год

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

Содержание занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.
Читайте также:  Программы для развития ребенка 4 лет дома

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Смотрите видео о упражнениях на интонацию

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать интонации при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Рекомендации для родителей

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или на курсах. Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Источник