Развитие ритма у ребенка
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье — упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.
Откуда нам знакомо чувство ритма?
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
- Дыхание.
- Бодрствование и сон.
- Желудочно-кишечный тракт.
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
- Смена времён года.
- Смена времени суток.
- Приливы и отливы.
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
За что отвечает чувство ритма у человека?
- Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
- Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
- Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
- Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
- Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.
Итак, переходим к практической части нашей темы.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!
От 0 до 6 месяцев
Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!
Зарядка или массаж с потешкой
Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:
- «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
- «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
- «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)
Танцы с мамой или папой
Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.
От 6 до 12 месяцев
Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.
Потешка «Ладушки»
Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)
Игра «Ехал пан»
Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:
Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.
От 1 года до 2 лет
Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.
Музыка
Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:
- «Щелкунчик».
- «Спящая красавица».
- «Лебединое озеро».
Марш и стишки
Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
От 2 до 3 лет
В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.
Повторяй за мной
Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш — в бубен:
Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.
Непослушный козлик
Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные — бодается, делая себе указательными пальцами рожки.
Например:
Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…
Или так:
ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…
От 3 до 5 лет
Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.
Маршируем активнее
Задача малыша — маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:
РАЗ, два, ТРИ, четыре…
Затем начните считать по-другому:
РАЗ, ДВА, три, четыре…
Или так:
Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…
После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.
Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков
Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.
Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:
В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,
В ле-СУ о-НА рос-ЛА…
А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:
В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,
В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.
Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.
Стихи и барабан
Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
С ритмом по жизни
Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:
- Стихотворения и песенки.
- Танцы.
- Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
- Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
- Маршировки.
Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!
Источник
Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.
Почему мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?
Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:
- движение,
- речь,
- игру на элементарных музыкальных инструментах.
Давайте подберем такие игры и занятия, чтобы развивать чувство ритма, используя все три направления. Но сначала определимся, почему же мы говорим именно «чувство ритма».
Чувство — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Чувство ритма, так же как чувство вкуса или запаха, есть у каждого человека, но оно может быть в неразвитом состоянии, если на него совсем не обращать внимания. Развить чувство ритма можно в любом возрасте. Но лучше начать с младенчества, или даже раньше.
Развитие чувства ритма в самом раннем возрасте
Человек начинает чувствовать ритм еще до появления на свет. Уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает малыша. Ученые заметили, что если напевать колыбельные еще не рожденному малышу, он запоминает их ритм. И родившись, легче успокаивается под «знакомые» ему мелодии. Вы можете не только петь малышу, но и поглаживать перед сном его спинку, ручки, ножки в ритме колыбельных, которые ему поете. Особенно это нужно малышам — кинестетикам, котрые воспринимают мир через движение.
Вы, наверняка, замечали, что когда укачиваете ребенка и напеваете ему колыбельную, руки сами движутся в ритме песенки. А когда рассказываете или поете малышу потешки, так и хочется в ритме песенки похлопать его ручкой, топнуть ножкой, слегка подбросить на коленках. Не отказываете себе в этом удовольствии. Эти простые, обыденные действия, которые сопровождают первые месяцы жизни малыша, – самые полезные для развития чувства ритма у ребенка в раннем возрасте.
Занятия по развитию чувства ритма очень легко совместить с массажем. Подберите коротенькие песенки-попевки и ваши руки сами будут двигаться в нужном ритме.
Для массажа спины подойдет вот эта:
Трушки-потрушки,
Пекла баба ватрушки,
Ватрушечки,
Колобушечки.
Для массажа ягодиц — вот эта:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи! (В обработке Олеси Емельяновой)
Для массажа ножек — вот эта:
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели — посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки —
Вытянули ножки.
Услыхали калачи —
Попрыгали с печи!
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Делая малышу «ходьбу» или «скользящие шаги», вы можете познакомить его с чередованием длинных и коротких звуков:
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п – то-о-п – то-о-п.
То-о-п – то-о-п – то-о-п.Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Развиваем чувство ритма через движение
Игры с пассивными движениями (c 4-х месяцев)
После четырех месяцев с малышом уже можно играть: вы поете песенку или рассказываете что-то ритмичное и сопровождаете это ритмичными движениями.
Стоя, держа малыша на вытянутых руках животиком вниз, качайте его вверх и вниз, влево и вправо:
Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
У — у — у — у — у — у — у.
На полянку тихо сели ,
Да и снова полетели.
Посадите малыша к себе на колени и качайте в ритме песенки:
Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Сидя у вас на коленках, малыш может подпрыгивать, сначала слегка, потом чуть сильнее и еще сильнее, на последней строчке разведите колени, и малыш слегка провалится вниз:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами.
По кочкам, по кочкам,
Вприскочку, вприскочку.
В ямку — бух.
Двигайтесь и танцуйте с малышом на руках под разные мелодии: спокойные, марш, польку, вальс.
Учим попевки с движениями (с 6 месяцев)
Ближе к шести месяцам можно начинать играть в игры, в которых малыш уже сам будет делать простые движения. Конечно, сначала движения ручкой или ножкой малыша будете делать вы, через какое-то время он захочет сделать это сам. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость, и малышу обязательно захочется повторить. Иногда малышу больше нравится стучать маминой рукой или игрушкой (кубиком, погремушкой), чем самому. Хвалите, просите «помочь маме поиграть».
Дятел
Мы в лесу слыхали стук:
Дятел клювом тук, тук, тук:
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. (Стучите кулачком малыша по второй ладошке или по столу, полу.)
(С. Железнов)В машине
Сидим с шофёром рядом —
Би, би, би. (Стучите раскрытой ладошкой малыша по бедру, столу или полу.)
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям —
Би, би, би,
Бибикать громко будем —
Би, би, би.
(С. Железнов)Часы
Тик — так, тик — так, (Наклоняйте свою голову из стороны в сторону, поочередно топайте ножками малыша или сводите и разводите ручки или ножки малыша).
Часы стучат,
Тик — так, тик — так,
Нам говорят,
Когда обедать, когда спать,
Когда пора идти гулять.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
(С. Железнов)
Карл Орф называл руки и ноги «природными инструментами». «Звучащие жесты» – хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами вы можете добавлять и в любые другие стихотворения и песенки, которые читаете или поете малышу.
Не только ладушки (с 9 месяцев)
Когда малыш научится играть в ладушки, не останавливайтесь только на них. Научите малыша сначала хлопать в ладоши на возгласах, потом топать ножкой, стучать ложкой по столу и т.д.
* * *
Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!
(В обработке О. Емельяновой)Бим, бом
Мы две чашки берём
Бим, бом.
Мы две ложки берём.
Бим, бом.
Вместе с мамой вдвоём.
Бим, бом.
И звеним и поём
Бим, бом.
Мы сидим за столом
Бим, бом.
Скоро чай мы попьём
Бим, бом.
С молочком, с сахарком
Бим, бом.
И сыграем потом
Бим, бом.
(С. Железнов)
Ритмическая гимнастика (с 1,5 лет)
Когда малыш научится уверенно ходить, добавьте к вашим занятиям ритмическую гимнастику, во время которой малыш будет под ритм или музыку делать самые разные движения:
- вращать руками, локтями, кистями;
- ходить медленно, быстро, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами;
- ходить и бегать с остановками, с переменой направления;
- поворачиваться, подскакивать, прыгать, приседать, покачиваться и т.д.
На музыкальных занятиях такую гимнастику часто делают под детские марши. Можно использовать записи Железновых «Музыка вместе с мамой»:
Не забывайте давать малышу возможность подвигаться под разные мелодии: спокойные, марш, польку, вальс. Если малыш не знает, что делать под музыку, покажите ему, что можно поворачиваться, наклоняться, поднимать и опускать ручки, топать ножками и т.д.
Развиваем чувство ритма через речь
Прохлопываем слова (с 2 лет)
Очень хорошим упражнением для развития чувства ритма является прохлопывание слов по слогам. В зависимости от количества слогов, их состава и ударения, слова в русском языке прохлопываются по-разному (| — длинный слог, редкие удары; I — короткий слог, частые удары):
- слова из одного длинного слога — |:
жук, гриб, мышь, еж, дом и т.д.;
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
- слова из двух длинных слогов — | |:
муха, каша, пилот, носок, букет, компот и т.д.;
- слова из трех слогов — | I I или I I | (ударный слог длиннее):
карандаш, крокодил, бабочка, самолет и т.д.
Прохлопайте с малышом его имя, имена других членов семьи. Прохлопайте имя, не озвучивая его. Пусть малыш догадается, кого вы позвали.
Прохлопываем песенки (с 2 лет)
Короткие песенки и потешки можно не только петь, но и прохлопывать:
Петушок
Пе-ту-шок, Пе-ту-шок,
I I | I I |
Зо-ло-той гре-бе-шок!
I I | I I |
Что ты ра-но вста-ешь,
I I | I I |
Детям спать не да-ешь.
I I | I I |
Можно отхлопывать ладошками и хорошо знакомые малышу стихотворения:
Мишка
У-ро-ни-ли ми-шку на пол,
О-то-рва-ли ми-шке ла-пу…
(А. Барто)
Когда малыш освоится с этой игрой, покажите ему, что ритм можно не только отхолопывать. Его можно протопывать, а для лиричных стихотворений – показывать плавными движениями рук. Короче звук – амплитуда движения руки меньше, длиннее звук – амплитуда больше:
Бычок
И-дет бы-чок, ка-ча-ет-ся,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто)
Играем с ритмом
Играем в эхо (с 3 – 4 лет)
Можно играть с ритмом не только под песенки и потешки, но и просто так. С 4 лет можно играть с малышом в эхо (именно так называл эту игру Карл Орф). Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает.
Ритм можно задавать по-разному: прохлопать в ладоши, протопать ногами, простучать на ложками и т.д. Можно задать ритм, используя длинное «Та-а» и короткое «Ти». Например,
| I I | I I
Та-а Ти Ти Та-а Ти Ти
Чтобы усложнить задание, попросите малыша воспроизвести ритмический рисунок не тем же способом, которым показывали рисунок вы. Например, вы хлопаете, малыш топает или шлепает рукой по бедру. Или вы топаете, малыш отстукивает ритм рукой по столу.
Если ребенок уже хорошо повторяет ритмический рисунок, попросите его задавать ритм, а вы будете повторять. Допустите небольшую ошибку, пусть малыш вас проверит.
Малышам до 4 лет повторить ритмический рисунок еще сложно, но слушать и различать разные ритмические рисунки им полезно. Мы с сыном (2 года 10 месяцев) играем в путешествие:
поезд едет: «Та-а Ти Ти Та-а Ти Ти»,
машина едет: «Ти Ти Ти Ти»,
самолет летит — «Та-а Та-а Ти Та-а Та-а Ти» и т.д.
Иногда я не говорю, на чем мы сейчас поедем. Сын угадывает по ритму, который я отхлопываю.
Изображаем ритм (с 4 лет)
Когда ребенок научится воспроизводить ритм, попробуйте его визуализировать. Для этого вам понадобятся широкие и узкие полоски бумаги: широкие полоски соответствуют длинным звукам (редким ударам), узкие — коротким звукам (частым ударам). Можно использовать даже счетные палочки: для изображения длинного звука кладем палочку горизонтально, для изображения короткого — вертикально.
Играть можно по-разному:
- Вы задаете ритм, ребенок его повторяет звучащими жестами, на барабане, ложках или металлофоне и выкладывает ритмический рисунок.
- Вы выкладываете ритмический рисунок, малыш его воспроизводит.
- Ребенок сам придумывает и выкладывает ритмический рисунок, а затем повторяет его звучащими жестами, на барабане, ложках или металлофоне.
Лучше давать эти задания в игре. Например, чтобы спасти принцессу, нужно открыть на башне музыкальный замок (выложит его ритм). Можно попросить малыша вернуть потерянный звук животным: слон идет медленно «топ-топ-топ», а лягушка прыгает быстро «прыг-прыг-прыг» (малыш воспроизводит ритмический рисунок по записи). Пусть малыш сам придумает, как идет грибной, моросящий, сильный дождь.
Развиваем чувство ритма через игру на музыкальных инструментах
Одновременно с «освоением звучащих жестов» (с 2 лет) можно учите малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах (ударных и шумовых — деревянных и металлических ложках, маракасах, погремушках, бубне, барабане, музыкальном молоточке, металлофоне и т.д.). О том, как сделать музыкальные инструменты своими руками, рассказывается в статье «Музыкальные игрушки для детей своими руками».
Вы можете играть песенки и попевки, играть один и тот же ритм на разных инструментах, сопровождать чтение стихов игрой на музыкальных инструментах:
С бубнами
Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну правой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим
Ручка стала уставать,
Надо ручку поменять.Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну левой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим.
Ручка стала уставать,
Надо пальцами стучать.Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками правой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно ручку поменять.Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками левой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно кулачком стучать.Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну правым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно ручку поменять.Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну левым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно бубен убирать.
(Е. Железнова)Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)
Для игры на металлофоне прекрасно подходят песенки Железновых из цикла «Абсолютный слух». Например, песенка «Два кота».
Слушаем сильную долю (с 4 лет)
Дайте малышу маракас, барабан или любой другой шумовой и ударный инструмент. Покажите, как издавать звук на сильную долю. Когда малыш освоится, предложите ему играть вдвоем: он играет на барабане сильную долю, а вы на погремушке — слабую. Когда и это освоите, дайте малышу в руки две погремушки: одну — звонкую, другую — глухую. Пусть на сильную долю такта малыш играет звонкой погремушкой, на слабую — глухой.
Если вдруг музыкальных инструментов под рукой не оказалось, можно на сильную долю хлопать в ладоши, а на слабую негромко топать ногами.
Если малышу трудно услышать сильные доли в музыке, попробуйте поиграть со словами: ударный слог — это сильная доля, безударные слоги — слабые доли.
Все просто
Вы, наверняка, уже заметили, что игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма, запишите себе на телефон нужные песенки и попевки и «привяжите» игры к режимному моменту — прогулкам на свежем воздухе. Кстати, можно успеть поиграть, даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. А если вас не смущают зрители, игры на развитие чувства ритма скрасят ваше ожидание в очереди (нужно только заранее выучить стихотворения или иметь с собой телефон с музыкальным сопровождением).
Ритм и здоровье: неожиданный плюс
Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания с горки или на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче. Вы, наверняка, ловили себя на том, что, слушая понравившуюся музыку, вы отстукиваете ритм мальцами или ногой или покачиваетесь в такт музыке. На самом деле, мы воспринимаем ритм не только через крупную моторику: также почти незаметно двигаются язык и голова, пальцы ног и рук, сокращаются мышцы гортани, грудной клетки.
Конечно, накачать бицепсы при занятиях музыкой невозможно (если только не таскать пианино из угла в угол все занятие). Но при регулярных музыкальных занятиях именно эти почти незаметные движения приносят огромную пользу и малышам, и взрослым.
Слушайте музыку и будьте здоровы!
Понравились игры для развития чувства ритма у малыша? Сохраните себе на стену, чтобы поиграть с ребенком и поделиться со знакомыми мамами!
Если вам интересна тема музыкального развития малыша, обратите внимание на эти статьи:
- Музыкальное развитие ребенка до года
- Развитие музыкального слуха у детей
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
Автор: Юлия Мазнина
Все статьи автора
Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: «Не можешь рассказать — покажи».
Предыдущие записи рубрики
- Сценарии игр по детским песенкам
- Тематическое занятие по сказке «Ну и барабан!»
- Новогодние спектакли в Филармонии
- Колыбельные для всей семьи: рецензия на книги
- Музыкальные инструменты своими руками
Вам будет интересно:
Источник