Развитие речи у ребенка с ммд

Развитие речи у ребенка с ммд thumbnail

Шамшуро Елена
журнал «Няня», 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться.
Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского логопеда, невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития , специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых.
У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития , не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.
Здравствуйте,
пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.
Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.
Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.
Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
соотношение геометрических фигур с формой предметов.
Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка по системе монтессори

Учимся говорить
Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более.
В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.
Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное — научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?» — «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики, бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса, лодок» и др.)
Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.
Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»).
Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.
ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.

Редактор: Мария Чулова (27.09.03)

Справочная > Развитие ребенка > развитие речи

Комментарии посетителей: средний балл: 9/10
Неизвестный аноним оценка: 10/10
03-11-2003 11:48:11
Замечательная статья с граммотной и очень востребованной, профессиональной консультацией. Эта информация постоянно запрашивается родителями. Отмечу и замечательную подачу материала. Е.Шестова (практикующий логопед 14 пр.кат.).

Яна Полей оценка: 10/10
11-08-2004 19:37:08
Я логопед, работаю в поликлинике…Мне статья понравилась, хорошо бы побольше родителей её прочитали. Маленькое замечание — в поликлинике, увы, тяжело организовать занятия для маленьких детей( до 4,5 лет) и практически не существует садов, где вели бы работу с малышами, часто даже 4-летнего ребёнка непросто пристроить в специализированный сад. А всё остальное рассказано просто великолепно — чётко, ясно, понятно для родителей. После такой статьи можно и к специалисту не идти:)) Так приятно обнаружить многие свои мысли и рекомендации…:) Конечно, если что-то беспокоит, да, даже, если на взгляд мамы всё хорошо, неплохо зайти в поликлинику, получить развёрнутую консультацию по домашней работе со своим ребёнком…и никто не мешает несколько раз подходить на такие консультации( я, например, назначаю прийти через 3 месяца или через 6, в зависимости от тяжести задержки и ответственности мамы).И никогда не надо ждать, что всё само наладится, лучше перебдить, чем упустить какой-то момент в развитии. Я бы ещё порекомендовала прийти хоть раз на консультацию маме, только ожидающей рождения ребёнка. В принципе, у хорошего специалиста найдётся, что сказать и этой маме, в качестве профилактических советов.Так что статья верная, правильная, я бы её даже на 10 с + оценила. С уважением, Яна Борисовна

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года севастополь

15-11-2004 06:55:11
Да, написанное в этой статье, описывает мою ситуацию. Мы живем в Китае, ребенок ходит в китайский д.сад, при этом мой муж австриец гов: на немецком, а Я украинка говорю на русском. Дома мы разговариваем на английск языке. Наш сын Говорит на английском, китайском, русском, не так как все дети, но с успехом.
Словарный запас слов очень мал, но ему только 4 года. Статья замечательная, будем работать вместе с малышом !

Для детей

— с задержкой речевого развития и другими проблемами речи

— со школьной неуспеваемостью и нарушением поведения

— с нарушением социальной адаптации

— с ДЦП и другими нарушениями опорно двигательной системы

— с нарушением интеллекта

организован консультативный прием, помогающий составить индивидуальный план комплекса коррекционных занятий и правильно выбрать специалиста (лечебный педагог, дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог, психиатр, врач ЛФК) для получения максимально эффективного результата . 

Бесплатный консультативный прием ведет опытный невролог, лечебный педагог 

Меланченко Елизавета Александровна 

Подробная информация и предварительная запись по тел. +7(926) 013-80-40

Источник

DSC00242.JPG Материал подготовила  учитель-логопед Медведева Оксана Викторовна

ММД — не прогрессирующие когнитивные, речевые и двигательные нарушения рассматриваются как последствия различных по этиологии заболеваний.

 Влияние экрана на поведение и формирование здоровья ребёнка носит крайне отрицательный характер.

Формы ММД:

1.Задержка речевого развития  (ЗРР).

  1. Расстройство формирования навыков чтения: дисграфия, дислексия;         математические расстройства —  дискалькулия.
  2. Расстройства развития двигательных функций: диспраксия.
  3. СДВ с гиперактивностью или заторможенностью.

    Виды речи :  импрессивная речь — восприятие речи    на слух, понимание смысла и содержания речевого высказывания, накопительный словарь ребёнка.             экспрессивная речь – процесс высказывания с помощью артикуляционного аппарата.

По  данным исследователей среди всех обращений  к неврологу поликлиники 60% составляют  нарушения речевого развития. 

  • Жалобы родителей на нарушения речи  у детей дошкольного возраста отмечаются в  90%.
  • Резко возрастают расстройства экспрессивной речи в группе детей с последствиями поражения ЦНС, так у детей с ДЦП – 90-100% (в зависимости от формы заболевания).
  • По данным исследователей в 70-80-е годы 5 % детей нуждалось в помощи логопедов. В 90-е годы 10-12 %. Позже- 15%. В настоящее время – 85 — 95 %.
  • В ДОУ логопедического типа — 95,5% дети с неврологической патологией, только 4,5% — неврологически относительно здоровы. Предречевое развитие до 1 года мальчиков и девочек не отличается. После года, с прямохождением, у мальчиков отмечают феномен «начал ходить и замолчал». У них более выражено отмечается смещение доминантного очага возбуждения в двигательную зону и снижение активности нейронов речевых зон (по И.П.Павлову). Вероятно, у мальчиков сначала развивается внутренняя речь.

Для определения механизмов нарушений развития речи у детей используется электроэнцефалография.

  • Оказалось, что достаточно велика доля не праворуких детей, у которых выявляются задержки в созревании ритмов в КГМ, особенно в ассоциативных её областях .
  • У леворуких детей с нарушением речи отмечаются меньшая выраженность а-ритма, снижение межполушарной асимметрии или ее отсутствие в диапазонах а- и в-волн, а также противоположный праворуким характер мозговой асимметрии.
  • При ЗРР важно исследовать доминантность полушарий. Предлагаются различные тесты включающие пробы на ведущие руку, глаз, ухо, ногу, исходя из результатов которых и оценивается степень асимметрии.
  • Окончательно, доминатность полушария формируется к  2-м  годам.

    Из 100% обследованных у 40% — левшевство или амбидекстры (при пробах обнаруживают признаки скрытого левшества), из них у 20% — признаки поражения ЛП КГМ с правосторонним гемисиндромом,(патологическое повышение мышечного тонуса) и у 15% детей — у одного из родителей левшество.

 Центральный речевой аппарат представлен структурами нервной системы. В него входят речевые зоны КГМ (преимущественно левого полушария), подкорковые узлы, мозжечок, проводящие пути, ядра ствола головного мозга, а также нервы, иннервирующие дыхательные, голосовые и артикуляторные мышцы.

       В осуществлении речи принимают участие различные отделы КБПГМ.

  • К ним относятся в первую очередь речевые зоны коры, расположенные в доминантном полушарии (у правшей — в левом, у левшей — в правом). Нарушение артикуляции зависит от сформированности  и развития функций КБПГМ и различных нарушений функции органов речи.

    Артикуляционный процесс при произнесении различных звуков и различных их соединений характеризуется различной степенью сложности.

  • Наиболее сложно артикулируемые звуки, например, «р» и «л», позднее формируются у ребёнка и легче нарушаются при некоторых формах патологии речи.
  • У детей с последствиями родовой цереброспинальной травмы отмечаются различные формы Дизартрии: смешанный бульбарно-псевдобульбарный парез.
  • Характерна своеобразная форма языка, уменьшена (увеличина) масса языка, язык тоненький узкий (большой широкий), горбатый (расслабленный).

Наиболее сложной является проблема лечения расстройств речи. Совершенно очевидна, особенно у детей с ЗРР и ТНР, необходимость применения церебропротекторов.

          Важно понимать!

  • Все методы лечения применяются в комплексе с логопедическим, психологическим и педагогическим воздействием и др. коррекционными мероприятиями.

   По данным длительного неврологического мониторинга  детей

   с ТНР в  ДОУ логопедического типа:

  • Препараты, улучшающие состояние различных сторон речи ребенка (фонетическую сторону речи, фонематические процессы, лексику, грамматический строй, связную речь):….______ назначает врач!   

    Препараты, улучшающие  внимание,   концентрацию, запоминание     информации, одновременно уменьшая двигательную гиперактивность:

  • …):….______      назначает врач.

   Препараты, усиливающие познавательную активность мозга:

    ):….______      назначает врач!   

  • Препараты, уменьшающие невротические проявления в виде суетливости, неустойчивости настроения, характерных жестов и навязчивых движений: ):….______      назначает врач!   
  • Повышает саливацию – ):….______ назначает врач!   
  • Уменьшают саливацию: ):….______ назначает врач!   
  • Снижают тонус мышц языка, жевательных мышц и увеличивают их подвижность: ):….______ назначает врач!   
  • Улучшает тонус мимических, щечных мышц
  • Снижает рвотный рефлекс, умененьшает рефлексы орального автоматизма: ):….______      назначает врач!    
  • Улучшают четкость речи: : ):….______ назначает врач!   
  • Снижают тонус  речевых мышц:  препараты кальция и магния  и физиотерапия. : ):….______      назначает врач!   

                                   ФИЗИОТЕРАПИЯ

  • Гальванизация воротниковой зоны (гальванический воротник по Щербаку)     Показания: повышенная эмоциональная возбудимость нервной системы, в т.ч. заикание, связанной с эмоциями.
  • Лекарственный электрофорез области воротниковой зоны Лекарственные вещества (кальций…: ):….______      назначает врач!     ( седативный эффект), … (для улучшения: ):….______      назначает врач!   функции нервно-мышечного аппарата), ….. (для улучшения мозговой гемодинамики). : ):….______      назначает врач!   
  • Электрофарез новокаина или мидокалма по шейно-лицевой методике Келлаша.  
Читайте также:  Центр развития ребенка радуга коноша

Парафинолечение .

Методика Анашкина  используется при заикании, дизартрии с повышенным тонусом мышц.

 Расстройства речи, мышления и поведения детей  школьного возраста неизбежно при отсутствии лечения ребёнка до 7-ми лет.

  • Дисграфия – нарушение письменной речи
  • Дислексия – нарушения чтения
  • Дискалькулия — нарушение счета

Расстройства двигательных функций

  • Диспраксия- нарушение целенаправленного действия (моторная неловкость) С трудом осваивает навыки ухода за собой (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, причесаться). Плохо рисует, отмечается неуклюжая походка, нарушается плавность и последовательность движений, затруднен переход от одного движения к другому, не может производить сложные движения языком, губами, нарушена координация действия правой и левой рукой.

                                    Нарушения поведения

  • Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ)– самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Связь между нарушением поведения и обмена веществ (моноаминов ) : Нарушение трансмиссии и обмена моноаминов в головном мозге являются биологическими предикторами (предпосылками ) Гиперактивного Расстройства Дефицита Внимания.   У пациентов с ГРДВ отмечается снижение метаболизма глюкозы, нейротрансмиссии норадреналина и дофамина в префронтальной коре и отделах мозга, которые имеют важную роль в обеспечении концентрационной функции внимания и волевого контроля.
  • У 70-80% детей отмечается экспрессия генных мутаций.
  • У родителей и близких родственников гиперактивных детей часто отмечаются аналогичные нарушения поведения.

Три варианта синдрома:

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания

Критерии диагноза:

  • наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности
  • раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования
  • симптомы наблюдаются дома и в школе
  • симптомы не являются проявлением других заболеваний
  • нарушение обучения и социальных функций

Ребёнок имеет дефицит внимания, если он:

  • не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе
  • с трудом поддерживает внимание в работе и игре
  • не в состоянии следовать инструкциям
  • не слушает то, что ему говорят
  • не может организовать игру или деятельность
  • имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания
  • часто теряет вещи
  • часто и легко отвлекается
  • часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

Гиперактивен, если ребёнок:

  • совершает суетливые движения руками и ногами (сидя на стуле, крутится, вертится)
  • часто вскакивает со своего места
  • гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность не приемлема
  • не может играть в “тихие” игры
  • всегда находится в движении
  • очень много говорит

Импульсивен, если ребёнок:

  • отвечает на вопрос, не выслушав его
  • не может дождаться своей очереди
  • вмешивается в разговоры и игры  других

Проявления по возрасту:

  • 2- й год жизни. Их невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, они повсюду забираются и все хватают руками, при этом многие вещи портятся и ломаются. Из-за своей неуемной активности он может оказаться в опасной ситуации и даже получить какую-то травму. Выраженность гиперактивности среди детей варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она постепенно убывает по мере взросления ребенка.
  • Характерным признаком ГРДВ является слабость контроля импульсов. Ребенок выходит из себя, если ход событий или поведение окружающих не совпадает с его желаниями, при этом бросает на пол, ломает игрушки, бьет братьев, сестер, одноклассников.
  • Характерны несоблюдение правил, порывистость, необдуманность поступков.
  • Из-за импульсивности у детей повышен риск травматизации, так как они могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков
  • Нарушения внимания отчетливо проявляются с началом обучения.

    Дети с ГРДВ способны сохранять внимание не дольше нескольких минут. Это является причиной плохого выполнения заданий, ребенок не собран, не способен самостоятельно завершить задание, не способен долго сосредоточиться на определенной деятельности.

Выражена отвлекаемость с частыми переключениями с одного занятия на другое.  Из-за высокой отвлекаемости дети с ГРДВ не способны доводить выполнение задания до конца, плохо прислушиваются к объяснениям педагога, часто теряют игрушки и учебные принадлежности.

  • В возрасте от 2 до 7 лет обычно проявляется гиперактивность и импульсивность. Дети часто характеризуются, как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они нетерпеливы, шумят, кричат, что нередко заканчивается вспышками сильного раздражения со стороны окружающих и ответной агрессивности со стороны ребёнка.
  • Гиперактивность продолжает оставаться значительно выраженной до 9 лет, а затем постепенно ослабевает.Однако признаки импульсивности и особенно нарушения внимания в условиях школьного обучения выступают в особенно яркой форме. В подростковом возрасте гиперактивность значительно уменьшается и иногда исчезает,  однако импульсивность и нарушения внимания сохраняются.Проявляется не стандартное поведение подростков.
  • В обследовании детей дошкольного возраста с ГРДВ обязательно должен участвовать психолог, который оценивает общий уровень интеллектуального развития ребенка и выявляет нарушения формирования отдельных высших психических  функций.
  • Коррекция ГРДВ должна носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов), психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.

Прогноз

  • относительно благоприятен, так как у значительной части детей, при своевременном лечении, симптомы исчезают в подростковом возрасте.
  • Факторами неблагоприятного прогноза синдрома ДВ являются его сочетание с психическими заболеваниями ребёнка.
  • Социальная адаптация детей с ММД может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, психолога, педагога, логопеда и врачей.

Дата публикации —
16.12.2019

Источник