Развитие речи у ребенка с дизартрией с чего начать

Развитие речи у ребенка с дизартрией с чего начать thumbnail

Светлана Ермакова
Формирование правильной речи у детей с дизартрией

Мотина А. А., Ермакова С. Г.

Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия,которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мяг-кого нёба, языка, губ. Следствием этого являются дефекты эвукопроизношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи.

Успех в преодолении этих нарушений во многом зависит от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии — псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, ролевая травма, опухоль, интоксикация и т. д.).

У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псёвдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая,

1. Легкая степень псёвдобульбарной дизартрии характеризуется от-сутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются не-ярко, в редких поперхиваниях.

Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произ-несении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ж, Ш, Р, Ц, Ч. Звонкие согласные произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

В большинстве случаев дети с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе слова, в их речи встречаются специфические ошибки замены звуков (например, Т-Д, Ч-Ц и др.). Таким образом, ведущим дефектом у детей, страдающих псёвдобульбарной дизартрией в легкой степени, является-нарушение фонетической стороны речи.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее много-численную группу.Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, — удержать в нужном положении. Значительную трудность представляет переход от одного движения к другому. Мягкое нёбо ча-сто бывает малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение. Акты жевания и глотания затруднены.

Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, с заметным гнусавым оттенком. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, X, Свистящие, шипящие, Ч и Ц, Р и Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающими» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Звонкие согласные почти всегда заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и при стечении согласных опускаются, при этом в последнем случае выпадает один (белка -бека) или оба звука (змея — ия). Вследствие затруднения при переключении от одного слога к другому встречаются случаи их уподобления (посуда- посюся, ножницы — ыосисы).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата в конечном итоге приводит к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. Дети не могут правильно отобрать картинки, названия которых начина-ются на заданный звук, придумать слово, содержащее заданный звук, проанализировать его звуковой состав. Например, дается задание най-ти картинки, названия которых со держат звук Б;дети отбирают сле-дующие: банка, барабан, подушка, платок, пила, белка. Или дается за-дание найти картинки, названия которых содержат звук 3; дети отклады-вают картинки, изображающие змею, зайца, жука, щуку, щетку, желудь, щипцы.

3. Тяжелея степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия- ха-рактеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельно-стью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно, нижняя че-люсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечле-нораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении система-тические занятия с логопедом оказывают положительный эффект.

У детей с дизартрией позднее развитие речи, ограниченный речевой опыт приводят к недостаточному накоплению словаря Большинство детей с расстройствами артикуляции часто употребляют слова в неточном значении,подменяя их смежными по звуковому или ситуативному сходству: петля — дырка, ваза — кувшин, желудь — орех, гамак — сетка, рельсы — шпалы, наперсток — палец,

Характерным для детей, страдающих дизартрией, является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводит к расхождению между ак-тивным и пассивным словарем.

У детей, имеющих тяжелые расстройства артикуляционного аппарата, часто выявляется большой пассивный словарь. Они знают и могут показать на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, памятник, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и т п.); понять действия лиц, изображенных на картинке, показать предметы, окрашенные в различные цвета.

Для детей-дизартриков характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка, В своей речи они часто опускают предлоги, недоговаривают окончания или неправильно их употребляют, не усваивают категорию числа, затрудняются в согласовании и управлении.Например: Кошка залезла клетку; Он сел лавка; Я иду в школу с портфель; Небо чистая.

Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые данному ребенку, планирует логопед, Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществить в домашних условиях.

Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэко-номный, осуществляющийся одновременно через рот и мое. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.

Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения;

1 .Вдох — выдох носом.

2. Вдох носом — выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами,

3. Вдох ртом — выдох носом,

4. Вдох и выдох ртом.

Сначала нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить сво-бодный, плавный удлиненный выдох через рот. После этого тренировать плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок пра-вильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, так как сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы.Используются различные приемы контроля: к носовым ходам приставляется зеркало, ватка, полоски тонкой бумаги.

Воспитанию активного выдохе так же способствуют следующие упраж-нения;

1. Дуть на специально изготовленную на тонкой нарезанной бумаги «занавеску».

2. Дуть на «флажок, сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатиков и т. п. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.

4. Дуть не пластмассовые игрушки, плавающие воде.

5. Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда воде будет долго и равномерно бурлить.

6. Перекатывать шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением.

7. Дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики. Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния до предметов, что требует более сильного выдоха,

8. Надувать резиновые игрушки и шарики.

9. Играть на губных инструментах.

Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать; «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот». «У тебя получился длинный выдох через рот» и т, п.

Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые из них, легко выполнимые в домашних условиях,

Упражнения для губ и щек

-Надувание губ и щек,

-Надувание щек попеременно.

-Втягивание щек в ротовую полость между зубами,

-Сосательные движения -сомкнутые губы вытягиваются вперед хо-ботком, затем возвращаются в нормальное положение; челюсти сомкнуты.

-Оскал; губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов.

-Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте).

-Движение губ, сложенных хоботком, влево-вправо,

-Вибрация губ («кучерской» звук).

-Удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

Упражнения для нижней челюсти

-Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами).

-Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Прилагаемое им усилив постепенно увеличивается.

Большого внимания требуют упражнения, направленные на разви-тие подвижности языка. Если язык ребенка движется плохо (не подни-мается к верхним зубам, не отклоняется стороны и т. д., то используются рефлекторные (непроизвольные) движения.

Упражнения для языка

-Для выдвижения языка вперед к губам протягивается конфета; нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумажки, ребенок стремится ее спихнуть языком,

-Для сокращения языка -положить кусочки сахаре на кончик языка,

-Для выработки движений языка в сторону — положить кусочек сахаре между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.

В тех случаях, когда активные движения языка затруднены, использу-ется пассивная гимнастика. Например,марлевой салфеткой взрослый захватывает язык ребенка и производит нужные движения: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево.

Речевая активность ребенка зависит и от его общения с окружаю-щими.

Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при по-сторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия.

Очень важно поддерживать, первые попытки самостоятельной речи, поощрять самые невнятные слова, повторять их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый под-бирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.) и прячется за ширму или экран. Ребенок должен угадать, какая игрушка издает тот или иной звук.

Можно использовать следующие игровые задания. Перед ребенком лежит картинка, изображающая различные фрукты. Дается задание — поднять руку, когда будет назван «лимон».Взрослый медленно произ-носит: яблоко, персик, груша, лимон.

Перед ребенком раскладываются картинки, изображающие предметы, сходные по звучанию. Взрослый называет один из них. Ребенок должен показать нужную картинку.Например: петух — пастух, бабочка -бабушка, дудка- будка и др.

У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение дви-жений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются коор-динированные движения с более крупными предметами, затем -с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Для этого на плотной бумаге подготавливаются контуры различ-ных предметов, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на свое «место». Можно предложить ему распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зерен и др.) по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на/ нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.

Предлагаем следующие упражнения:

-На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

-Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого пооче-редно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение не сразу получается, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.

-Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары.

Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.

-По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы — по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак).

-Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино,

-Отстреливание ватного шарика, шашки и т, п. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.Этому способствуют следующие упражнения:

-Раскрашивание картинок,

-Точное обведение контуров предметов.

-Рисование простых предметов по проставленным точкам.

-Соединение данных точек линиями разного направления.

-Штрихование (используются цветные карандаши).

Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.

Литература

1. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

2. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитие речи.Воспитание и обучение: учебно-методический пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: «Гном — Пресс», 1999. – 80 с.

3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. –Екатеринбург: ИРД ЛТД, 1998. – 320 с.

Источник

Дизартрия – это нарушение произношения, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. В Юсуповской больнице проводят комплексное лечение этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи. Оно включает:

  • Медикаментозную терапию заболевания, которое является причиной дизартрии;
  • Физиотерапевтические методы воздействия;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Психотерапевтическую поддержку;
  • Логопедическую работу.

Все сложные случаи дизартрий рассматриваются на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают участие кандидаты и доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Ведущие специалисты в области речевых дефектов вырабатывают и реализуют индивидуальную программу программа занятий при дизартрии. Афазиологи соблюдают основные принципы логопедической работы при дизартрии.

Принципы логопедической работы при дизартрии

Артикуляционная моторика

Различают следующие виды дизартрий:

  • Бульбарная – обусловленная местным параличом мышц, которые участвуют в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • Мозжечковая – возникает при наличии патологического процесса в мозжечке, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • Корковая – является следствием поражения отделов коры головного мозга, которые отвечают за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, но общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • Экстрапирамидная (подкорковая, гиперкинетическая) – развивается при нарушениях в подкорковых узлах, отличается невнятной, связанной речью с носовым оттенком;
  • Псевдобульбарная – диагностируется при центральном параличе мышц, её основным симптомом является монотонность речи;
  • Стёртая форма – характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков.

При дизартрии нарушается моторику артикуляционного аппарата. Появляются медленные, недостаточно точные движения языка, губ. Имеет место расстройство жевания и глотания. Произношение нарушено вследствие недостаточно чёткой артикуляционной моторики. Речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

Некоторые пациенты с дизартрией не могут надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны, больной не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Мягкое нёбо часто бывает малоподвижным, голос приобретает назальный оттенок.

Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжёлый дефект произношения. Речь становится невнятной, смазанной, тихой. Из-за малоподвижности губ, языка становится нечётким произношение гласных, они произносят с сильным носовым выдохом.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

Логопедическая программа

Дизартрия – патология, которая требует настойчивой, длительной работы логопеда, пациента, его родственников и лиц, осуществляющих уход. Составляется речевая карта логопедического обследования при дизартрии. Программу логопедического сопровождения утверждают после получения логопедического заключения при дизартрии, рекомендаций невролога, который занимается лечением заболевания, вызвавшего нарушение речевой функции. Логопедические занятия при дизартрии начинают как можно раньше.

Различают следующие основные направления логопедической работы при дизартрии:

  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  • Развитие артикуляционных движений;
  • Формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе;
  • Преодоление монотонии и нарушений темпа речи;
  • Полноценное развитие фонематического восприятия.

Нельзя переоценить значение раннего начала логопедической работы при дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы начинают работать над восстановлением речи у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму в остром периоде, сразу же после восстановления у больного сознания. При демиелинизирующих заболеваниях нервной системы логопедическая работа входит в программу реабилитации.

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия:

  • Голосовые и дыхательные упражнения;
  • Активную и пассивную артикуляционную гимнастику;
  • Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
  • Точечный, зондовый, щёточный, мануальный массаж;
  • Искусственную локальную контрастотермию (сочетание воздействия низких и высоких температур).

Логопедическое воздействие при дизартрии базируется на соблюдении следующих принципов:

  • Системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • Поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • Регуляции психической деятельности детей посредством развития обобщающей и коммуникативной функций речи.

В процессе систематических длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе. Преодолевается монотонность и нарушения темпа речи, развивается полноценное фонематическое восприятие. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи.

Этапы логопедической работы

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Основной целю первого, подготовительного этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма. Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения, массажа и лечебной физкультуры.

На втором этапе формируются первичные коммуникативные произносительные навыки. Его основная цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Логопед проводит работу по коррекции артикуляционных нарушений. При спастичности работают над расслаблением мышц артикуляционного аппарата. Вырабатывается контроль над положением рта, развиваются артикуляционные движения, проводится коррекция речевого дыхания, развивается голос, ощущения артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Формирование звукопроизношения при дизартрии включает в себя постановку и закреплении в речи звуков. Первая группа звуков включает в себя фонемы, наиболее лёгкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически. Это звуки а, у, п, м, н, к, ы, х, в, о, л, т, с. Данные звуки как наиболее простые отрабатывают до нормы. Попутно на этих фонемах ведут работу по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (выделяют звука из ряда других, из слогов, в простых словах).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций:

  • Работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);
  • Соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками;
  • Скороговорки лучше использовать в играх.

Индивидуальный подход к выбору средств и методов логопедической работы на каждом этапе лечения дизартрии позволяет специалистам Юсуповской больницы добиться восстановления речи у пациентов, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Логоритмическое воздействие

Логоритмическая работа с пациентами, страдающими дизартрией, включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Её разделяют на 3 периода.

Задачи первого периода следующие:

  • Воспитание статики движений;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие общих движений верхних и нижних конечностей, туловища с постепенным введением упражнений с предметами;
  • Развитие мышц, обеспечивающих миммику лица;
  • Развитие различных видов памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Постепенное формирование нормального диафрагментального навыка;
  • Преодоление просодических нарушений при дизартрии.

Для активизации просодических компонентов речи используют, прежде всего, пение. Развитие просодической стороны речи при дизартрии проводится с помощью инсценировок песен, при исполнении которых надо менять силу, тембр, высоту голоса. Для нормализации голосовой функции проводят артикуляторные, дыхательные упражнения, движения для мышц шеи и головы.

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

  • Развитию артикуляционного аппарата;
  • Воспитанию голоса (высоты, тембра, силы, диапазона, силы);
  • Развитию дыхания (глубины вдоха, продолжительности речевого вдоха и выдоха).

Своевременно начатая систематическая работа способствует быстрому восстановлению речевой функции.

Логопедическая работа при отдельных видах заболевания

Одним из важных элементов лечения является логопедическая работа при ДЦП. Дизартрия у детей, страдающих детским церебральным параличом, вызвана нарушением моторного развития ребёнка. Оно обусловлено аномальным состоянием мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто сочетаются с нарушениями чувствительности, недостатками познавательной и эмоционально-волевой сфер, патологией речи.

С учётом уровня локализации поражения двигательного аппарата речи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарную;
  • Псевдобульбарную;
  • Экстрапирамидную.
  • Мозжечковую;
  • Корковую.

У детей, страдающих ДЦП, чаще всего возникает псевдобульбарная дизартрия, реже – экстрапирамидная, мозжечковая и стёртая. В большинстве случаев дизартрии носят смешанный характер, поэтому логопедический диагноз ставится по ведущей форме. Форма дизартрии соотносится с формой ДЦП:

  • При гемиплегической форме чаще возникает псевдобульбарная дизартрия;
  • При атонически-астатической – мозжечковая;
  • При гиперкинетической — экстрапирамидная.

При дизартрии возникают вторичные нарушения в виде расстройств формирования всех компонентов речевой системы. Нарушается формирование фонематических процессов, лексического и грамматического строя речи. Эти вторичные нарушения вместе с расстройствами моторики речевого аппарата указывают на возникновение при дизартрии общего недоразвития речи. Все дети с церебральным параличом и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, которые направлены на развитие произносительной стороны речи и фонематических процессов, формирование грамматического и лексического строя речи.

Спецификой логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является её сочетание с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем, общей лечебной физкультурой. На логопедических уроках используются следующие элементы:

  • Общая моторная разминка;
  • Дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика;
  • Дифференцированный артикуляционный массаж с применением вибромассажера;

При мозжечковой дизартрии имеет место поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей. У пациентов, страдающим этим видом речевого расстройства, речь замедленная, скандированная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы речь. Тонус мышц языка и губ пониженный, язык тонкий, распластанный в полости рта. Его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений. Жевание ослаблено, мягкое нёбо провисает, мимика вялая. Движения языка неточные, объём избыточный или недостаточный. При более тонких целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Большинство звуков имеют назальный оттенок.

Успешная коррекция речевого дефекта при мозжечковой дизартрии неразрывно связана с эффективной терапией основного заболевания и активным проведением комплексной реабилитации. Специалисты Юсуповской больницы индивидуально подбирают методы лечения в зависимости от причины заболевания, обширности и локализации поражения, общесоматического статуса пациента. Этиопатогенетическое лечение направлено на ликвидацию причины патологии, её последствий. Оно может включать следующие варианты:

  • Нейрохирургическую операцию по удалению новообразования или гематомы;
  • Антикоагулянтную или тромболитическую терапию инсульта;
  • Противовирусное, антибактериальное лечение инфекционных поражений;
  • Дезинтоксикационную терапию.

Логопедическая работа при мозжечковой дизартрии направлена на восстановление плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включается логопедический массаж. По мере восстановления речи логопед переходит к работе над её выразительностью.

Реабилитационные мероприятия производятся комплексно под наблюдением невролога, реабилитолога. Они состоят из лечебной физкультуры с упражнениями на восстановление координации, массажа, психологического консультирования. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными и нейрометаболическими лекарственными средствами. Для того чтобы получить логопедическую помощь при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Источник