Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Развитие речи у ребенка предлоги над под в thumbnail

Наталья Постаногова
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.

Р. И. Лалаева  указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

Нарушение предложно-падежныхконструкций проявляется в виде следующих ошибок:

пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется  мной в  процессе развития  понимания  речи,  уточнения словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования грамматических  средств  языка. Работа  над предлогами рассматривается как  составная часть работы над  связью слов  в предложении.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование.

Обследование велось в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент — дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Основная форма моей работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально.  

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В своей работепридерживаюсь следующих этапов:

Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

Дифференциация предлогов в устной речи детей.

Формирование звуковых грамматических обобщений.

Осознание словесного состава предложения.

В работе над предлогами формирую у детей:

представления о смысловой значимости предлогов;

навык правильного употребления предлогов;

представления о предлоге как отдельном слове.

В работе над смысловым значением предлогов развиваю у детей:

пространственные представления;

умение определять расположение предмета (его изображения,

умение определять расположение предмета относительно другого;

умение узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;

использование графических схем и графического изображения предлогов.

В работе с детьми уделяю внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитываю последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала знакомлю и отрабатываю предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. (по Р. И. Лалаевой)

Разнообразные  игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

         В своей практике я использую уже знакомые, а также разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться.

Настенное панно

Задачи: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное определённым предлогом; учить выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами; закрепление понимания и употребления предлогов и предлогов-наречий.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Оборудование: зеркальце.

Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете — ответьте, куда он спрятался».Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

Читайте также:  Шаблоны карты развития ребенка в доу

Игра «Зверята»

Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: 

Карточки – схемы предлогов

Играли долго малыши. Никто и не заметил,  Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши –страшно и обидно: Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти? И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят.  

Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,

Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.

И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.

Просыпаются зверятки,поднимаются с кроваток:

С коврика вскочил лисёнок,

Из корзиночки – ежонок, 

Рыженькая белочка вышла из-за печки, 

А мишутка маленький выбрался из валенка

Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки

И, увидев своих мам, разбежались по домам!

Деток мамы обнимали,но немножко поругали:

Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Игра «Весёлый поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование : макет поезда; вагончики  над каждым из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со  схемой предлога.

В 1-й вагончик — картинки с предлогом в;

Во 2-й вагончик- картинки  с  предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом под;

В 4-й вагончик – картинки с предлогом над.

Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Игра «забавные круги»

Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Игра «Найди нужный предлог»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами.Например: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА, ПОД, В и др.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками (по 4-5 сюжета) на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением, карточки – схемы предлогов.

Нужно расположить карточки – схемы предлогов в соответствии с картинкой.

Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения  с   предлогом.  

Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов, набор фигур для составления схемы предложения.

Дети составляют предложения вместо треугольника подставляют предлог .

Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: закрепление использования предлогов, предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов,

Предлагается сюжетная картинка. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов по отношению к друг другу.

Затем картинка меняется: тот же набор предметов, но расположение их по отношению друг к другу другое.

Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Игры с кинетическим песком и предметами – игрушками.

Цель: упражнять детей в умении определять пространственное расположение предметов выраженное предлогами.

Оборудование:  лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой материал (формочки, ракушки, камешки марблс, игрушки — киндеры др.)

Развитие речи у ребенка предлоги над под в

Литература

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — Спб, 1999.

2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., 1981.

3. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999

4. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. — М., 1992.

5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб, 1997.

6. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб, 1999.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. — СПб, 1999.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М., 1989.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993.

10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., 2000.

Источник

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

                                      учителя – логопеда

                                       Тихоновой М.А.

Тема занятия: предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

5.Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование:

схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

План занятия.

Организационный момент.

Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

На пригорке и под горкой

Читайте также:  Малые фольклорные жанры в воспитании и развитии ребенка

Под берёзкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

1.Уточнение пространственных значений предлогов,

Знакомство с понятием «предлог».

На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

-Когда мы говорим эти маленькие слова? –

В: когда предмет находиться внутри

НА: когда предмет находиться сверху

Под: если предмет внизу.

-Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги.

2.Игра «Найди предлог».

Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

— Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

3.Анализ рассказа.

Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

Однажды осенью во двор вышли погулять  Маша, щенок Джерри и петушок Гоша. Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: «под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы,

Мы в корзинки их собрали,

Быстро к дому подбежали.

Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И в наш домик приглашаем.

В доме стол на тонкой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом!

Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

Встань на ковер

Подойди к стульчику

Подпрыгни вверх

Встань на носочки

Найди вертолёт

Поднять левую над головой

Положить левую ладонь под правую

5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах —  индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

6.Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

— Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей

Источник

Екатерина Забурдаева
Развитие речи. Весна. Дифференциация предлогов над-и под-

Тема: Весна. Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД»

Цель: закрепление пространственных значений предлогов «над» и «под».

Задачи:

коррекционно-образовательные:

учить дифференцировать предлоги «над» и «под»;

закрепление навыка правильного использования предлогов в речи;

активизация, актуализация, уточнение словаря детей по темам «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;

совершенствовать навыки звуко – слогового анализа;

коррекционно-развивающие:

развивать у детей пространственные представления с помощью предлогов;

развивать интерес у детей, любознательность и познавательную мотивацию;

развивать связанную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

коррекционно-воспитательные:

формировать навыки взаимодействия, самостоятельности, инициативности;

воспитывать у детей интерес, уважение друг к другу.

Оборудование: картинки для каждого ребенка (разрезанные, иллюстрация весенней поляны, карточки со схемой предлогов (по количеству детей, картинки с изображением птиц, изображение солнышка с лучиками (лучик для каждого ребенка, цветные карандаши, картинка «Веселая карусель» (для каждого ребенка, доска, магниты.

Ход занятия

1. Организационный момент

Повторение пройденных предлогов

Логопед: Здравствуйте, ребята, я приготовила к занятию картинки, но по дороге в детский сад, проказник ветер выхватил из моих рук попку и перепутал все картинки. Помогите мне их собрать.

(Дети собирают картинки)

Логопед: скажите, пожалуйста, что изображено на ваших картинках.

Дети: 1. Дети вешают на дерево скворечник.

2. По реке плывут льдины.

3. На деревьях распускаются листочки.

4. В лесу распускаются цветы.

5. Медведь вылез из берлоги.

6. С крыш свисают сосульки.

7. На ветке сидит скворец.

8. Дети пускают по реке кораблики.

9. С юга прилетела ласточка.

Логопед: Молодцы, в каждом вашем предложении встречалось маленькое слово – предлог, который нужен для связи слов в предложение. Какие предлоги вы использовали в своих предложениях?

Дети: перечисляют использованные предлоги. Предлог ПО, На, В, С, ИЗ.

2. Основная часть

Объявление темы занятия

Логопед: На деревьях распускаются листочки. По реке плывут льдины. Дети вешают на дерево скворечник. Ребята, когда все происходит?

Дети: Весной.

Логопед: Правильно, весной и я предлагаю отправиться в весенний лес.

На доске висит картина весеннего леса.

Логопед: Посмотрите, перед нами весенняя поляна. Снег уже растаял, выросла зелёная травка, появились первые цветы.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до полугода

3. Беседа по картине. Формирование пространственных представлений.

Логопед: Давайте, осмотримся, что же мы видим на лесной полянке?

Кто сидит слева от ёлки?

Дети: Ежик.

Логопед: Что находится слева за деревом?

Дети: Елочка.

Логопед: Что находится справа за ёлкой?

Дети: Пенек.

Логопед: Кто сидит на дереве выше кормушки?

Дети: Птичка.

Логопед: Что растёт ниже кормушки?

Дети: Цветы.

Логопед: Птичка сидит ВЫШЕ кормушки. Скажите каким маленьким словом можно заменить слово ВЫШЕ?

Дети: Предлогом НАД,

Логопед: Правильно, предлог НАД отвечает на вопрос ГДЕ? Какая схема из представленных обозначает предлог НАД? Покажите ее?

Дети выбирают карточку и показывают.

Логопед: Молодцы, правильно. Цветы растут НИЖЕ кормушки. Каким предлогом можно заменить слово НИЖЕ?

Дети: Предлогом ПОД.

Дети: Предлогом ПОД.

Логопед: Предлог ПОД отвечает на вопрос ГДЕ? Найдите схему данного предлога.

Дети выбирают карточку и показывают.

Сегодня во время нашего путешествия по весеннему лесу, мы будем учиться правильно употреблять в речи предлоги НАД и ПОД.

Физминутка.

Солнышко пригрело потягиваются, подняв руки вверх,

раздвинув пальчики широко в стороны,

как лучики солнца

И растаял снег бросают руки вниз, свободно

помахивают кистями рук

И расцвел подснежник садятся руки вверх

На виду у всех. показывают с помощью кистей и

пальцев рук бутоны или цветок

подснежника.

Загадки о птицах. Развитие навыка фонематического анализа.

Логопед: Пришла весна. С каждым днем становится теплее. Скоро с юга прилетят птицы. Давайте и мы позовем на нашу поляну птичек. Но чтобы их позвать, надо отгадать загадку.

Загадки:

Чёрная, как вар,

Кричит “Карр!”

Дети: Ворона!

Логопед: сколько слогов в слове ВОРОНА.

Дети: 3 слога.

Логопед: Давайте поможем вороне найти своё место на поляне.

Логопед прикрепляет картинку птицы к поляне

Логопед: Где сидит ворона?

Дети: Ворона сидит ПОД ёлкой.

Логопед:

Жёлтое брюшко

У маленькой птички.

А зовут её –

Дети: Синичка.

Логопед: Назови первый звук в слове СИНИЧКА.

Ребёнок: СЬ.

Логопед прикрепляет картинку птицы к поляне

Логопед: Где сидит синичка?

Дети: Синичка сидит на ёлке НАД ежом.

Логопед:

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто же это?

Дети: Воробей!

Логопед: Какой последний звук в слове ВОРОБЕЙ?

Дети: Й!

Логопед прикрепляет картинку птицы к поляне

Логопед: Где воробей клюет зернышки?

Дети: Воробей клюёт зёрнышки ПОД кормушкой.

Логопед:

Верещунья, белобока

А зовут её –

Дети: Сорока.

Логопед: Назовите ударный гласный в слове СОРОКА.

Дети: О!

Логопед: Где сидит сорока?

Дети: Сорока сидит на дереве НАД кормушкой.

Логопед:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его –

Дети: Скворец!

Логопед: Назовите последний звук в слове СКВОРЕЦ.

Дети: Ц!

Логопед: Где сидит скворец?

Дети: Скворец сидит на ёлке НАД синичкой.

Логопед: Ребята, посмотрите на птиц. Скажите, какие птицы были с нами зимой, а какие – прилетели весной?

Упражнение “Солнышко”. Правильное употребление предлогов НАД и ПОД.

Логопед: Выглянуло солнышко, и дарит нам свое тепло и свои лучики. Эти лучики помогут нам научится правильно употреблять предлоги НАД и ПОД.

На доске прикреплено солнышко, каждый ребенок получает лучик, на которых зашифровано предложение с предлогами НАД и ПОД. (Схема предложения)

Составьте предложение по данной схеме используя нужный предлог.

Дети составляют предложение и прикрепляют к солнышку лучики.

Дети:

1. Заяц сидит под кустом.

2. Пчёлы летают над цветами.

3. Гнездо висит под крышей.

4. Утки летели над озером.

5. Медведь сидит под деревом.

6. Крот роет под землёй.

7. Синица сидит над кормушкой.

8. Ежик сидит под пнем.

9. Птица летает над домом.

10. Игра “Нелепицы”.

Логопед: Наше путешествие уже подходит к концу. И на прощанье лесные звери предлагают вам покататься на из веселой карусели (задание на развитие оптико- пространственных представлений, ориентировке в пространстве).

Рассмотрите картинку. Кто сидит на картинке выше всех? Раскрасьте его корзинку в зеленый цвет. Корзинку животного сидящего под зайцем раскрасьте в желтый цвет. Кто сидит между кошкой и лягушкой? Раскрасьте эту корзинку в синий. Корзинку над мишкой в красный. Расскажите, где находятся остальные зверята. Раскрасьте их корзинки в любой цвет.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята сегодня мы с вами путешествовали. Скажите, где мы побывали? Чем занимались? Что нового узнали? Понравилось ли вам наше путешествие? Чем понравилось?

Положительная оценка каждого ребёнка.

Использованная литература:

1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.

2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических занятий– М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.

3. Леонова О. А. “Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом”. Изд. “ Детство-пресс” 2013 г.

4. Папка дошкольника. Ориентировка в пространстве.

Источник