Развитие речи у ребенка дидактический материал

Развитие речи у ребенка дидактический материал thumbnail

Раиса Михайловна Федоренко
Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации является основой решения данной задачи в рамках детского сада. Самым эффективным методом воспитательно-образовательной работы является игра. В процессе игры ребенок свободно выражает свои представления, мысли и чувства.

Анализируя показатели уровня развития речи детей,я поставила перед собой следующие задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. С целью решения данной задачи я пополнила демонстрационный материал и обновила картотеку дидактических и словесных игр по всем разделам речевого развития дошкольников.

Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Чудо-куб». Данное пособие используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельности детей по развитию речи.

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.

На гранях куба находятся игры, направленные на развитиефонематического слуха детей:

1.«Определи первый звук в слове».Цель: формирование умения определять первый звук в слове.

2.«Где находится звук в слове».Цель: упражнение детей в определении звука в слове (в начале, середине, конце).

3.«Найди свою картинку».Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р] в словах.

4.«Раздели слово».Цель: формирование умения делить слова на слоги.

Игры, в которые можно играть с помощью дидактического пособияформируют лексико-грамматический строй дошкольников:

1.«Назови одним словом».Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.

2.«Подбери по цвету».Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.

3.«Наоборот».Цель: закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.

4.«Игры-загадки».Цель: расширение словаря прилагательными.

5.«Чего не стало?».Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.

Использование дидактического пособия способствует развитию связной речи у детей.Для этого можно использовать следующие игры:

1.«Составление предложений».Цель: развитие связной речи, логического мышления.

2.«Где что находится».Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

В работе с дидактическим пособиемя также использую игры и задания по формированию познавательных процессов:

1.«Разложи по местам».Цель: классификация предметов на основе различных семантических признаков.

2.«Что лишнее?».Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.

3.«Что изменилось?».Цель: активизирование в речи детей предлогов.

Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.

Основные достоинства пособия:

• доступность материала для восприятия дошкольниками;

• мобильность;

• возможность замены учебного материала;

• кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков.

Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»Развитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материалРазвитие речи у ребенка дидактический материал

Источник

Дидактическое пособие для детского сада «Теремок»

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Описание. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.
Способ изготовления пособия.
При помощи компьютерной графики рисуем теремок. Распечатываем на принтере.

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Готовое изображение ламинируем прозрачной самоклейкой.
Вырезаем кармашки из прозрачной плёнки и прикрепляем их на место окон с помощью двустороннего скотча.
Подбираем необходимые картинки и ламинируем скотчем.

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Дидактическая игра «Теремок»

Цель: развивать речевую активность детей.
Варианты заданий.

1 задание «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
— Угадай из какой сказки пришли герои?
— Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
— Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

2 задание «Угадай, чей голосок?»

Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

3 задание «Кто, где живёт?»

Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

Развитие речи у ребенка дидактический материал

— Этот зверь живёт над волком. Это…
— Этот зверь живёт над лисой. Это …
— Этот зверь живёт под мышкой. Это …
— Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
— Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
— Этот — между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

5 задание «Посели жильцов»

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.

6 задание «Подбери картинки с заданным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук [ш] в словах.

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук [ш] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.

7 задание «Раздели на слоги»

Развитие речи у ребенка дидактический материал


Цель:
упражнять в делении слов на слоги.
Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.
— Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.

8 задание «Слоговые песенки»

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.
Вечером все жильцы в «Теремке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!

Читайте также:  Средства математического развития ребенка

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи у ребенка дидактический материал
Игры с прищепками. Дидактическое пособие «Кто что ест»

Развитие речи у ребенка дидактический материал
Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики»

Развитие речи у ребенка дидактический материал
Настольные логопедические игры для детского сада своими руками

Развитие речи у ребенка дидактический материал
Развитие словаря у дошкольников в играх

Похожие статьи:

Логопедические игры своими руками для дошкольников

Логопедические игры своими руками

Логопедическая игра для старших дошкольников

Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Источник

Лена Черненькая
Дидактическое пособие по речевому развитию «Теремок»

Введение

ФГОС определили несколько направлений для реализации ООП ДОУ. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста, задачами которого являются: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Период от рождения до поступления в школу является, как это признано специалистами, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, возрастом первоначального формирования качеств и свойств, делающих ребенка человеком.

Особенностью этого возрастного периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также является фундаментом для овладения различными видами деятельности.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек: вкладышей, пирамидок, шнуровок необходимо использование настольных дидактических игр.

Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.

В результате наблюдения за детьми по речевому развитию выявлено, что у детей недостаточно сформирована звуковая культура речи, имеются речевые нарушения. Дошкольники старшего возраста при ответе на вопросы отвечают одним словом, не используя простые и распространенные предложения. У некоторых детей плохая дикция и проблемы с произношением чистоты звуков (5% — низкий уровень, 65% — средний,30% — высокий).

Поэтому возникла проблема – как активизировать речевую деятельность. Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у младших дошкольников. Это игровое дидактическое пособие «Теремок».

Цель

которого: развитие речевой активности детей.

Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.

Критерии оценки эффективности дидактического пособия «Теремок»

:

1. Повышение интереса детей к окружающим предметам, сверстникам и активное взаимодействие с ними.

2. Сформированность стремления к общению с взрослыми и сверстниками, активное подражание им в движениях и действиях.

3. Владение активной речью, включенной в общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

4. Понимание детьми речи взрослых и сверстников.

Методика использования дидактического пособия «Теремок»

Использование пособия «Теремок» возможно индивидуально и малыми подгруппами и позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие звуковой культуры речи у детей.

2. Развитие связной речи детей.

3. Развитие умения в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа», «вверху», «внизу», предлогов «над», «под», «между».

4. Развитие фонематического слуха, автоматизация поставленных звуков в слогах.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие высоты и тембра голоса, интонационной выразительности речи.

Дифференцированный подход в реализации дидактических задач пособия позволит качественно отследить динамику развития речи у детей.

Дидактическое пособие «Теремок» представляет собой сшитый красочный домик с кармашками в виде окошек для расположения предметных картинок: изображения сказочных животных, карточек с буквами, слогами. Кармашки расположены в четыре этажа. Дизайнерское оформление, поддержка цветов делает пособие гармоничным и привлекательным. Домик прикреплен к коробке для вертикального использования пособия, что позволит демонстрировать не только в горизонтальном положении индивидуально, но и в вертикальном для работы с подгруппой детей с одинаковыми недостатками в речевой деятельности. Для устойчивости пособия в вертикальном положении используется груз внутри коробки, который закреплен, поэтому пособие является безопасным для использования.

Речевое развитие детей происходит успешно при условии постоянного общения и корректирования недостатков речи, используя дидактические игры, которые решают определенные задачи по активизации речевой деятельности и автоматизации звуков. Постепенно дети усваивают правила использования дидактического пособия в совместной деятельности. Работа по проблеме активизации речевой деятельности и развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста основывается на взаимодействии взрослого и детей.

Пособием может пользоваться воспитатель, родитель.

Пособие включает в себя:

1. Домик с окошками-кармашками

2. Предметные картинки: изображения сказочных животных и мультипликационных героев; изображения: буквы, слоги,

Картотека игр.

Пособие может использоваться:

• В совместной деятельности детей

• В ходе режимных моментов

• Индивидуально и подгруппами

Описание работы по предложенному материалу:

Варианты заданий.

1 задание. Д/и «Вспомни сказку»

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.

Педагог показывает предметные картинки героев сказки.

— Угадай, из какой сказки пришли герои?

— Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).

— Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

Дидактическое пособие по речевому развитию «Теремок»

2 задание. Д/и «Угадай, чей голосок?»

Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.

Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.

3 задание. Д/и «Кто, где живёт?»

Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.

Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

— Этот зверь живёт над волком. Это…

— Этот зверь живёт над лисой. Это …

— Этот зверь живёт под мышкой. Это …

— Этот зверь живёт под лягушкой. Это …

— Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…

— Этот — между мышкой и медведем. Это …

Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

Развитие речи у ребенка дидактический материал

5 задание. Д/и «Посели жильцов»

Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.

Педагог предлагает заселить зверей по квартирам.

Мышка будет жить на третьем этаже слева.

Читайте также:  Способы развития ребенка в 2 месяца

Лиса – на втором этаже справа.

Медведь – на первом этаже слева.

Заяц на третьем этаже справа.

Лягушка – на втором этаже слева.

Волк – на первом этаже справа.

6 задание. Д/и «Подбери картинки с заданным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук […] в словах.

Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук […] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.

Развитие речи у ребенка дидактический материал

7 задание. Д/и «Раздели на слоги»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.

— Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.

Развитие речи у ребенка дидактический материал

8 задание. Д/и «Слоговые песенки»

Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.

воспитатель:»Вечером все жильцы в «Теремке» устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давай петь вместе с ними! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайся не ошибаться!»

Развитие речи у ребенка дидактический материал

Заключение.

Дидактическое пособие «Теремок» помогает ребенку в речевой деятельности. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, деления слов на слоги, использование предлогов в речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу.

В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети стали формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети стали активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах, речь детей стала понятна.

В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для индивидуальной работы с детьми дома.

Список используемой литературы:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты к ООП ДОУ.

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 2005. – 98с.

3. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

4. Логопедический сайт «Болтунишка». // https://www.boltun-spb.ru/mini.html.

5. Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.

6. Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. https://eraland.ru/progress/

Источник

Светлана Ивановна Колесникова
Дидактическое пособие по развитию речи «Книжка-говорушка»

Наша «Книжка — Говорушка«чудеса творит:

Познавательную и речевую активность ребёнка повышает,

Мир грамматически правильной речи открывает,

Словарный запас обогащает!

Одной из приоритетных задач в соответствии с федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) для старшего дошкольного возраста, является подготовка детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Ни для кого не секрет, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день многие из моих коллег высказывают мысль о том, что современные дети не умеют играть.

Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Для более успешного преодоления у воспитанников проблем развития диалогической речи мы решили создать пособие «Книжка -Говорушка», которое способствует раскрепощению и развитию каждого ребёнка и помогает организовать совместную творческую речевую деятельность, основанную на игре.

Данное пособие состоит из игр и игровых упражнений, каждая из которых имеет свою цель. Пособие состоит из четырех страниц. Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Каждая страница рассматривается как отдельное задание. Воспитатель вместе с детьми рассматривает разворот книги, задает детям вопросы, вызывающие детей на диалог, на комментирование происходящего.

Цель: формировать у детей навыки речевого общения посредством диалогической речи.

Задачи:

1. Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения.

2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы; побуждать партнера к общению в совместной деятельности, действию.

3. Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

4. Формировать умение планировать свое высказывание и совершенствовать грамматический строй речи.

5. Развивать и обогащать словарь детей.

6. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

7. Воспитывать у детей жизнерадостное мироощущение и активность.

Методическое сопровождение работы с пособием

Дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Играть можно парами, небольшими подгруппами или использовать данное пособие для выступлений перед группой детей. Пособие можно использовать не только на занятия и для совместной деятельности воспитателя с детьми, но и для самостоятельной деятельности детей. Несомненным достоинством пособия является то, что оно создает благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям и друг к другу.

Пособие расположено в речевом уголке. Доступ к пособию не ограничен, время участия регулируется исключительно интересом детей.

Дидактическое пособие включает в себя:

— настольную ширму с отверстиями для рук, оформленную в виде книги.

-страницы с разными фонами («времена года»)

— персонажи для разыгрывания диалогов (пальчиковый, варежковый театры, игрушки)

Этапы работы:

1 этап: обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик.

2 этап: заимствование готовых диалогических реплик.

3 этап: закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них.

4 этап: составление диалогов из личного опыта.

5 этап: использование игр, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик.

К играм, возможно, дополнительно использовать раздаточный материал – схемы предлогов пространственного значения, работать над распространением составленных предложений.

Читайте также:  Виды и причины отклонений в развитии ребенка презентация

Рекомендуется для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности.

Предлагаем следующие игры:

«Составь предложение» («Озвучь картинку»)

Цель: формирование умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов, используя предлоги пространственного значения с опорой на наглядный материал или действие.

Описание

Открываем книгу с временем года «Зима» Воспитатель спрашивает детей о том, что здесь изображено и предлагает составить предложение,ответив на вопрос: «Какое время года? Какие вы видите признаки зимы? и т. д.»Далее можно проводить работу над распространением предложения: что делает ежик зимой. За какой дуб спрятался мальчик? и т. д.

Примечание. В игре можно использовать схемы предлогов пространственного значения.

«Театральная разминка»

Описание

Раз, два, три, четыре, пять – Вы хотите поиграть? Сказки любите читать? Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь, друзья? (Жесты и конечно мимика).

Что такое мимика друзья? (Выражение нашего лица).

Верно, ну, а жесты? (Это движения).

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать. (Преподаватель называет,а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, испуг и т. д.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду. (Преподаватель называет,а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «до свидания», «тихо», «здравствуйте», «нельзя», «я думаю», «понял», «нет», «да»).

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в сказке показанной детьми в течение определенного времени.Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

(ухо, нос, хвост)

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает с помощью куклы на ширме, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос,но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ

— Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

— Грабь граблями гравий, краб!

«Что лишнее»

Цель: развитие умения обобщать, мышления, внимания, речи-доказательства.

Описание

Воспитатель сообщает детям: «Перед вами 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь? Проверка правильного ответа – исчезновение лишней картинки.Можно спросить детей: «Какую подходящую картинку можно вставить?»

«Скажи наоборот»

Цель: упражнение в подборе антонимов, прилагательных (признак предмета- какой) обогащение словаря.

Описание

Воспитатель говорит детям, ребята мы попали в зеркальное отражение, где все происходит наоборот. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Далее воспитатель играет с детьми в игру «Скажи наоборот»: В отверстие книги появляются разные животные, например лягушка (зеленая, кошка (пушистая).Воспитатель спрашивает: «Кто это?», если необходимо задаёт уточняющий вопрос: Какая лягушка? Какая кошка? Далее предлагает сказать наоборот, в прорези появляется подтверждающий правильный ответ. Если дети затрудняются в подборе антонима, воспитатель показывает.

«Умники»

Цель: упражнение в согласовании числительных с существительными.

Описание

Воспитатель, описывая игровую ситуацию, предлагает детям посчитать различные предметы и объекты природы.

1. Ребята, посмотрите сколько цветов вокруг, давайте соберём их в корзину, считая.

2. Ребята, посмотрите где мы с вами оказались (лес). Как называется лес, в котором растут сосны. Давайте посчитаем сосны в сосновом бору.

3.Воспитатель читает стихотворение:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, —

Дождь из листиков и я.

Дети, а сколько листиков, посчитайте?

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел.

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игры–стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Звонкий день

(на мотив «Ах вы, сени»)

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик — внук

Взяли балалайки….

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

Игра «Давайте хохотать»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать.Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т. д.).

Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.

Источник