Развитие речи ребенка во время беременности

Развитие речи ребенка во время беременности thumbnail

Беременность – самое радостное и незабываемое событие в жизни каждой женщины. Именно от того, как будет протекать беременность, зависит здоровье и развитие малыша. Процесс родовой деятельности также во многом определяет будущее ребенка и оказывает большое воздействие на его физическое и психическое состояние.

На речевое развитие детей могут повлиять различные осложнения в период их внутриутробного развития. Токсикозы, гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности могут привести к нарушению формирования речевых центров головного мозга малыша, а также негативно воздействовать на развитие речевого аппарата. Нарушить строение головного мозга и разорвать нейронные связи, повлиять на работу центральной нервной системы ребенка могут такие заболевания женщины во  время беременности, как краснуха, грипп, заболевания почек и печени, нарушения эндокринной системы, резус-конфликты и травмы.

Крайне нежелательны стрессовые ситуации и негативные эмоции для будущей матери. Особое внимание следует уделить приему медикаментов беременной, которые также непосредственно влияют на здоровье и развитие плода.

Отдельно стоит поговорить о вопросе влияния вредных привычек беременной на будущую речь и интеллект малыша. К сожалению, не все мамы осознают, каким образом, например, курение наносит вред ребенку и что конкретно подвергается риску. Во время затяжек матери сердцебиение плода резко ускоряется, а его движения постепенно замирают. В этот момент ребенку не хватает кислорода, и как следствие у него отмирает большое количество клеток головного мозга. Как правило, такие дети в будущем очень ослаблены, их развитие во многом отстает от сверстников, они часто болеют. Все эти факторы, в свою очередь, приводят к задержкам речевого развития.

Тяжело протекающая родовая деятельность (стремительные или затяжные роды) приводит к повреждениям структур головного мозга малыша. Гипоксия, асфиксия, кровоизлияния, травмы шейного отдела позвоночника могут повредить речевые центры, в результате чего в будущем речевое развитие ребенка нарушается. Нередко таким детям ставят диагноз задержка речевого развития.

В первые месяцы жизни влияние различных негативных факторов на речевое развитие ребенка также актуально. Серьезные инфекционные заболевания новорожденного, травмы головы, воспалительные поражения головного мозга, повышение предельно допустимого уровня шума, нарушение слуха также приводят к задержке в развитии речи в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что закладка речевой функции ребенка происходит еще во внутриутробном периоде. Поэтому будущим мамам стоит с особой ответственностью подходить к беременности и в случае необходимости немедленно обратиться за квалифицированной помощью.  

Правильное развитие ребенка на всех этапах влияет на здоровье малыша и качество его жизни в целом.

Если во время беременности наблюдались какие-либо отклонения от нормы или были перенесены тяжелые роды, то ребенка необходимо показать неврологу, который сможет провести диагностику ребенка с самого раннего возраста (от 2 месяцев). Невролог определит и спрогнозирует речевое, интеллектуальное, психическое развитие малыша, даст необходимые рекомендации по вопросам профилактики или коррекции отклонений.

Источник

Катлин Густафсон, доцент кафедры нейрологии в Центре нейровизуализации Хогладна (справа) с будущей матерью в эмбриональном биомагнитометре.Катлин Густафсон, доцент кафедры нейрологии в Центре нейровизуализации Хогладна (справа) с будущей матерью в эмбриональном биомагнитометре.

Группа исследователей из Канзасского университета (University of Kansas) при помощи разработанной медицинским центром этого университета неинвазивной сенсорной технологии доказала, что плоды ещё в утробе матери способны различать речь на разных языках. Ведущий автор говорит, что результаты эксперимента, опубликованные в журнале NeuroReport, внесут весомый вклад в изучение внутриутробного развития.

Утако Минай (Utako Minai), доцент лингвистики и глава команды исследователей, сообщила: «Имеются результаты работ, показавших, что развитие речи начинается очень рано — возможно, уже через несколько дней после рождения. Было доказано, что младенцы нескольких дней от роду уже чувствуют ритмическую разницу между языками. Ранее это отслеживали по переменам в поведении младенца, например, как и насколько менялась частота сосания пустышки, когда один язык сменялся другим, с иным ритмом».

Минай отметила: «Эти результаты заставили задуматься: когда именно возникает чувствительность к ритмам языка; может быть, ещё до рождения? Плоды в матке слышат звуки снаружи, включая речь. Конечно, звуки приглушены, но ритм речи сохраняется, и плод чувствует его отчётливо».

Минай пояснила, что ранее уже проводились исследования, по результатам которых предположили, что плоды различают языки по ритмическому рисунку, но ещё никто не применял для этой цели аппарат под названием магнитокардиограф (МКГ), который находится в Центре нейровизуализации Хогланда (Hoglund Brain Imaging Center) в Медицинском центре при Канзасском университете.

«В прежних исследованиях использовали ультразвук, чтобы определить по сердцебиению, узнают ли плоды изменения в речи, — объяснила Минай. — На двух разных языках говорили два разных человека. Обнаружилось, что плоды реагируют на разную речь, но было до конца неясно, действительно ли это реакция на разные языки, или на двух разных говорящих. Поэтому мы решили убрать этот фактор, и в нашем исследовании на разных языках говорил один и тот же человек».

При помощи МКГ были исследованы двадцать четыре женщины приблизительно на восьмом месяцев беременности.

Доцент кафедры нейрологии в Медицинском центре Хогланда Катлин Густафсон (Kathleen Gustafson), соавтор исследования, сказала: «У нас находится один из двух имеющихся в США специальных эмбриональных биомагнитометров. Прибор располагают над животом беременной, и он регистрирует мельчайшие магнитные поля, окружающие электрические потоки тел женщины и плода».

В это входят, по словам Густафсон, сердцебиение, дыхание и движения тела. Она сказала: «Биомагнитометр более чувствителен, чем ультразвук, к переменам в ритме сердцебиения. Разумеется, сердце слышать не может, но когда ребёнок реагирует на изменение речи изменением сердечного ритма, это значит, что откликом управляет мозг».

Именно этот факт и подтвердило исследование.

«Мозг плода очень быстро развивается и формирует нейронные связи, — рассказывает Густафсон. — Внутри матки довольно шумно. Плод слышит звуки кишечника матери, её сердцебиение и голос, а также звуки, доносящиеся снаружи. Без звуков слуховая кора не получала бы достаточно стимулов для правильного развития. Наше исследование доказывает, что отчасти это развитие связано с языком».

Минай записала речь человека, владеющего двумя языками, японским и английским, которые последовательно были воспроизведены для плода. Английский и японский обладают различным ритмом: английский обладает динамичной ритмической структурой, напоминающей азбуку Морзе, структура японского более размеренная.

Частота сердцебиения плода менялась, когда плод слышал язык с незнакомым ритмом (японский) после английского, и не менялась, если подряд шли две записи английской речи.

«У нас получились отличные результаты с хорошей статистикой, — сказала Минай. — Результаты показывают, что развитие речи действительно может начинаться в утробе матери. Плоды ещё до рождения настраиваются на язык, который будет звучать вокруг них, основываясь на сигналах речи, поступающих снаружи. Пренатальная чувствительность к ритмическим свойствам языка может обеспечивать детей основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие речи».

«Мы полагаем, что это замечательное открытие, которое пойдёт на пользу научным исследованиям языка. Мы также видим потенциальное его применение в других областях науки».

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник