Развитие речи ребенка в возрасте 1 месяца

Развитие речи ребенка в возрасте 1 месяца thumbnail

le=»text-align: center;»>
Развитие речи

С чего начинается речь

Своевременное овладение речью является одним из первостепенных условий полноценного развития ребенка. Именно в ранние годы особенно интенсивно формируются речевые зоны коры головного мозга, т. е. те его отделы, которые отвечают за способность говорить и мыслить.  Раннее детство – чрезвычайно ответственный период, имеющий значение для всей последующей жизни.

В познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль, являясь средством передачи информации, средством общения и познания.

Путь речевого и интеллектуального развития ребенка начинается с первых мгновений жизни. Однако понятийное мышление приходит к нему не сразу, а в процессе овладения речью, на протяжении всего раннего детства.

Необходимы месяцы и годы, подготавливающие гигантский «скачок» к владению речевой практикой: артикуляцией звуков родного языка и понятийным способом мышления на основе слова. Именно поэтому младенческое детство называют подготовительным этапом речевого развития ребенка.

Является ли речь ребенка наследственно фиксированной, т. е. может ли ребенок научиться говорить, не слыша человеческой речи? Ответ однозначен: при отсутствии речевого общения со взрослым малыш не заговорит.

Родной язык – язык того народа, который усваивает кроха в процессе речевого общения. Ребенок овладевает той же системой языка, которой пользуются окружающие его взрослые. Можно сказать, что речь – это индивидуальное пользование родным языком. Вот почему развивающаяся речь каждого малыша имеет свои неповторимые нюансы.

Устанавливаем контакт

Начиная с 1 месяца – периода новорожденности – стремитесь установить двустороннюю связь с малышом. «Идите ему навстречу», стараясь понять его ощущения от того или иного прикосновения, от звуковых воздействий, перемещений на руках взрослого, а главное, он должен слышать речь взрослых, человеческий голос. Начинайте контактировать с крохой, потому что впечатления окружающего мира, общение с мамой и близкими является «пищей» для формирующейся психики: мозг учится отражать окружающий мир, уподобляя ребенка той социальной среде, в которой он растет. Следовательно, развивающая среда, общение, речевой и телесный контакт, игры-занятия, врожденная ориентировочная активность и «интерес» к человеку являются основой педагогики младенчества, вс которой речевому развитию придается особое значение.

Взрослые должны знать, что уже на первом месяце жизни малыш выделяет человеческий голос, речь из всех других звуковых воздействий (шумы, звон, музыка) и вслушивается, замирая на какие-то мгновения.

Младенец всматривается в склонившееся над ним лицо взрослого и внимает его голосу. Абрис человеческого лица (овал с Т-образным символом линии глаз и носа), как показали исследования, становится для него первым запечатлением (импринтингом) облика человека в сочетании с его голосом. Сказанное позволяет заметить, что  новорожденный нуждается в особом педагогическом подходе и тонком понимании.

Несмотря на то что новорожденный физически отделен от матери, он, в общемто, не отделяет себя от нее. Ведь мать является источником его жизнеобеспечения – питания, тепла, защищенности. Между мамой и ребенком уже в первые дни складывается особое таинство на уровне прикосновений, физической близости, эмоционального контакта и ласки. Интимно-личностное общение становится предметом их двусторонней связи.

Воспитание новорожденного базируется, прежде всего, на своевременном и полном удовлетворении жизненно важных потребностей: в воздухе, тепле, пище, питье, чистоте и др.

При условии достаточного ухода за ребенком, у него появляются потребности более высокого порядка – социальные потребности, которые удовлетворяются речевым, эмоциональным, телесным контактом с мамой (взрослым).

Доказательством сложного взаимодействия между новорожденным и взрослым является улыбка малютки, возникающая к концу первого месяца жизни, адресованная взрослому. Это уже не рефлекторная физиологическая гримаска, а яркое эмоциональное реагирование на улыбку мамы или других близких людей. Эмоциональное общение становится ведущим в развитии ребенка.

Развитие речи

Однако все «достижения» крохи возможны при соответствующих условиях, которые должны создать родители:

  • выработать плавные, ровные, спокойные, уверенные и согласованные движения рук при переодевании, кормлении и купании малыша (нервные движения передаются ребенку как страх, неуверенность и могут вызвать у него беспокойство, крик);
  • научиться правильно брать ребенка на руки, округляя ладонь, аккуратно подводить ее под головку (новорожденный не может еще самостоятельно держать головку), а другой надежно обхватить его тельце;
  • стремиться к интимному, чувственному контакту с ребенком, погружаясь в таинство материнского общения с крохой в момент кормления малыша, когда кроха находится у ее груди;
  • разговаривать с ребенком в короткие мгновения его бодрствования (говорить ласковые слова, называть по имени, петь, интонировать голосом, артикулировать звуки речи и др.);
  • все режимные моменты (переодевание, купание, прогулка) сделать актами общения с малюткой, помня, что он «ожидает» их и реагирует на каждое ваше слово.

Существует множество и других условий, создаваемых родителями для комфорта новорожденного, но мы перечислили те, которые имеют особое значение в период начала подготовительного этапа речевого развития.

Малыш в мире голосов

Как же реагирует на окружающий мир новорожденный? На первом месяце жизни он воспринимает различные звуки, в  том числе речь, слова, но не способен воспроизводить их и, конечно, понимать. От рождения у малыша не имеется членораздельных речевых звуков. Несмотря на то что в первом крике ребенка слышится нечто среднее между «а» и «э», этот звук не соответствует гласной «а» или «э». Это просто гортанный звук. И все же крик – первая голосовая реакция, которая уже на первом месяце приобретает значение звуковой сигнализации, посредством которой кроха сообщает о своем физическом состоянии.

В этот период жизни у малыша морфологически не сформированы речеслуховые и речедвигательные зоны мозга. Ребенок не может воспроизводить и артикулировать, т. е. произносить речевые звуки. Следует заметить, что  речеслуховые и речедвигательные возможности малыша формируются после рождения на основе той речевой среды, которой он окружен.

Речеслуховые и речедвигательные стороны речи не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Они начинают формироваться уже на первом месяце с «дозреванием» мозга ребенка и совершенствованием центральной нервной системы. При этом важно знать, что речеслуховые возможности крохи опережают речедвигательные. Значит, малышу легче услышать, вычленить речевой звук, чем его воспроизвести. Это связано с тем, что слуховой анализатор созревает у ребенка к моменту рождения.

Читайте также:  Движущие силы развития ребенка в онтогенезе

Младенец не только слышит ласковый мамин голос, но и реагирует на него – при кормлении, пеленании, укладывании и т. д. У него возникают первые рефлекторные поведенческие реакции. При этом взрослый замечает, что малыш особенно чувствителен к интонации. Кроха замирает, вслушиваясь в ласковую, выразительную речь взрослого.

Итак, какие задачи стоят перед взрослыми в речевом развитии малыша?

  1. Совершенствовать слух ребенка, включая в занятия с ним звуки различной модальности: шумы, стук, звон, шуршание, музыку, пение, а также речь.
  2. В процессе ухода за ребенком напевно (в несколько замедленном темпе) вести «диалог», говоря с малышом и  отвечая за него. Фразы необходимо строить короткие, эмоционально обогащенные, интонационно выразительные.
  3. Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому.

Эмоциональное общение

Ввиду того что малыш в первую очередь воспринимает интонацию, родителям нужно практиковать яркое, эмоциональное общение с ребенком. Наряду с обычными фразами полезно вводить в речевую практику маленькие фольклорные тексты, предполагающие выразительное исполнение (такие тексты содержат вопросы и восклицания, их  можно читать, выражая разные эмоции: радости, недовольства, испуга, веселья, печали, увлеченности и т. п.).

Приведем несколько примеров эмоционального общения с малышом. Мама держит на руках ребенка и ласково, не  торопясь, приговаривает: «Мой сыночек Ва-а-нечка (ласковое поглаживание по спинке). Да-а-а! Ма-а-а-ленький (пауза). Маленький? (пауза). Да-а-а, ма-а-ленький. Маленький? (пауза). Ой, какой маленький!» В этом речевом пассаже имеется обращение к ребенку по имени и вся палитра основных выразительных средств речи. Далее можно ввести кусочек фольклорного текста: «М-о-й сыночек маленький как цветочек а-а-аленький! Да!»

Речевые обращения к ребенку могут быть самыми разными, но желательно обращение по имени:

«Моя Дашечка – моя пташечка!»; «Моя доченька Люсенька, такая малюсенькая!»; «М-о-й С-е-е-реженька – резвые ноженьки, голосистый голосок, скоро будет говорок!»; «Ксюшенька, Кс-е-е-ния – громкое пение: «А-а-а-а!», вот и все ее слова! Да-а-а!»; «Машенька, Ма-а-а-ша – доченька на-а-а-ша!»; «Мишенька – сыночек, зво-о-о-нкий голосочек!»; «Симочка – синичка – крохотная птичка»; «Га-а-аленька, Галинка – сладкая малинка!»

К концу 1 месяца обращения к ребенку могут стать несколько пространнее, например:

Не пой, петушок,
Не услышим голосок!
Сашин голосочек –
Звонкий, как звоночек!

Или:

Кто, кто в пеленке?
– Моя А-а-аленка!
А-а-а-ленка?! Да-а!
Наша Аленушка –
У-у-у-мная го-о-о-ловушка!
Да-а? Да-а-а-а!

Представленные примеры обращения к ребенку раскрывают характер пестования – приема, принятого в народной педагогике, им владели еще наши прабабушки. Пестование – прикосновения к ребенку, сочетаемые с ласковым словом. Что же чувствует малыш? Прежде всего, защищенность и эмоциональную близость матери, ее безграничную любовь и ласку.

Как уже говорилось, первый месяц жизни ребенка выделяют особо, потому что в этот период полностью меняется характер его жизнеобеспечения, кроха адаптируется к новой «среде обитания». И для мамы это непростое время: она должна войти в новый ритм жизни, почувствовать себя в незнакомой для нее роли родительницы. Уход за ребенком отнимает много физических сил, и порой некогда задуматься над тем, что крохе, помимо физического комфорта, требуется душевное внимание. А между тем, с малышом следует не только ласково общаться, но и проводить короткие игры-занятия на развитие зрительного и слухового восприятия.

Развитие речи

Примерные игры-занятия

«Что это?» (8–14 дней)

Задачи

Создать для малыша ситуацию слежения за движущимся предметом. Побуждать его реагировать на различные звуки. Вызывать слуховое сосредоточение на голосе взрослого. Развивать зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал

Бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т. д.

Содержание игры

Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25–50?см не очень громко 2–3 раза ударить в  бубен (позвенеть колокольчиком, хлопнуть в ладоши и т. п.), вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе игры следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25?см, если в этом есть необходимость. После 3–4 повторений, когда малыш повернет головку в сторону звука, надо показать ему звучащий предмет и привести его в движение, чтобы кроха начал следить за ним глазами. Затем взрослый наклоняется над ребенком и голосом имитирует звучание предмета: «Ди-и-нь! Ди-инь!» или «Бу-у-м-м! Бу-у-м-м!» и т. п. При этом нужно создать звуковой контраст между тембровым звучанием инструментов и собственным голосом.

«Погремушка и колокольчик» (14–20 дней)

Задачи

Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка. Фиксировать взглядом неподвижный объект.

Материал

Погремушка и колокольчик.

Содержание игры

Взрослый вне поля зрения ребенка звенит (2 раза) колокольчиком, стремясь вызвать слуховое сосредоточение в течение 15–20 секунд. Затем плавно вводит колокольчик в поле зрения малыша, стараясь, чтобы кроха нашел его взглядом и начал за ним следить. Затем рука с колокольчиком замирает на месте и чуть покачивает его – чтобы он снова зазвенел. Пока кроха смотрит на источник звука, взрослый приговаривает: «Колоко-о-о-льчик! Динь-динь!».
Если ребенок не устал, можно повторить игру – уже с погремушкой. В данном упражнении важно вызвать фиксацию взгляда малыша на неподвижном предмете.

«Пение а капелла» (20–30 дней)

Задачи

Познакомить малыша с пением.

Материал

Барабан и бубен.

Содержание игры

На расстоянии 50–60?см от ребенка поиграть на бубне. Когда малыш повернет головку в сторону звука, показать ему музыкальный инструмент. После того как кроха перестанет реагировать на звенящий бубен – повторить то же самое, например, с барабаном. А вслед за этим, склонившись над ребенком, напеть какую-нибудь плавную мелодию.

Пение а капелла (пение без инструментального сопровождения) оказывает огромное воздействие на развитие слуха и  эмоций маленького человека.

В заключение выделим основные практические рекомендации, необходимые для начала подготовительного этапа речевого развития:

  • развивать слуховое сосредоточение на разно-образные звуковые стимулах;
  • развивать речевой слух, сочетая восприятие различных звуков и речь;
  • пользоваться эмоционально обогащенной, интонационно выразительной речью в общении с ребенком;
  • использовать небольшие фольклорные тексты для декламации, речитатива, вокала и пения;
  • к концу первого месяца в процессе ухода за ребенком напевно (в замедленном темпе) вести «диалоги», обращаясь к малышу и отвечая за него. Фразы при этом должны быть короткими и эмоционально окрашенными.
Читайте также:  Ребенок очень сильно отстает в развитии

Источник

Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.

Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка с рождения до года

С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.

Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.

 Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.

ВозрастРечьПсихологические процессыНавыки по ВОЗ
1-й месяцК концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей.Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду.Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали.
2-й месяцС 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке.Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание.Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс.
3-й месяцКроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н.Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой.Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать.
4-й месяцПоявляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление.На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания.Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе.
5-й месяцГулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью.Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками.Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться.
6-й месяцВ полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма.Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие.Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым.
7-й месяцМалыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д.Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение.Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов.
8-й месяцПоявляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека.Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье.Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола.
9-й месяцС малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции.Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение.Ползет и тянется к интересующим предметам.
10 месяцевВ словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля.Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки.Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай.
11 месяцевВ словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации.Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой.С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед.
12 месяцевМалыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?».Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем.Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи.
Читайте также:  Развитие эмоций ребенка через

Стадии речевого развития

Этапы формирования речи

Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.

  1. От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
  2. От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
  3.  От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
  4. От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

  • С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
  • С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
  • При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
  • Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
  • Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
  • Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
  • Чаще гулять  с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Грудничок на прогулке

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

Источник