Развитие речи ребенка в среднем возрасте

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:

— осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;

— выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

— активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);

— используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);

— в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:

— формирование словаря;

— формирование грамматически правильной речи;

— воспитание звуковой культуры речи;

— развитие монологической речи;

— приобщение к художественной литературе.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:

— речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

— объяснение происхождения (этимологии) слова;

— ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;

— договаривание слов, недосказанных воспитателем;

— игра «Подскажи словечко».

При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:

— существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;

— существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;

— глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;

— предлогов: под, из-за, из-под, между;

— на образовании слов по аналогии: лес – лесник.

Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:

— показ и объяснения артикуляции звука;

— отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;

— выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;

— предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

— многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;

— проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;

— произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

Работа по обучению детей монологической речи включает:

— описание игрушки;

— формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;

— задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:

— обращать внимание детей на содержание литературного произведения;

— обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;

— формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;

— способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.

К концу года дети могут:

— значительно увеличить свой словарь;

— активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

— осмысленно работать над собственным произношением;

— осмысливать причинно-следственные отношения;

— подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

— рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;

— активно сопровождать речью свою деятельность.

Литература:

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Источник

Нестеренко Наталия
Нормы речевого развития у детей среднего возраста

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

Анализируя научно-педагогический опыт, можно выделить критерии речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Фразовая речь детей характеризуется тем, что простые распространенные предложения, принимают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

Характеризуя понимание языка детьми среднего дошкольного возраста, следует отметить то, что дети осознают смысл обращенной речи; является устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей, понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас детей среднего дошкольного возраста составляет до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные — признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д., шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.);обладают словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево — деревянный, снег — снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

Читайте также:  Развитие ребенка во время сна

Анализируя грамматический строй языка детей, наблюдается, что они согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; меняют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но также увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласуются глагола с существительными, нарушается структура предложений.

У детей среднего дошкольного возраста резко повышается интерес к звуковому строению слова, они пытаются найти сходство в звучании слов и с успехом подбирают пары слов, близкие по звучанию. Иногда дети замечают неправильное произношение своих сверстников, однако еще не в состоянии заметить нарушений звукопроизношения собственного вещания. Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата детей пятого года жизни дает возможность им осуществлять более точные движения языком, губами.

На пятом году жизни уменьшается количество перестановок складов, пропусков звуков, исчезает общее смягчение их, появляется правильное (хотя и неустойчивое) произношение шипящих звуков и р (Рариса — Лариса, жамок — замок). Все это не дефекты речи, а закономерные этапы во время нормального развития организма ребенка, в частности речевых органов, когда речь еще не достигла полного развития. Это так называемые физиологические возрастные особенности речи детей дошкольного возраста.

Какие же причины возрастных и физиологических особенностей речи детей? Как известно, речь ребенка развивается в результате подражания речи людей, которые его окружают. Поэтому для правильного его развития, особенно звуковой стороны, ребенок должен хорошо слышать.

Воспитателям следует знать, что важным анализатором в усвоении речи является слух. Слух развивается раньше, чем артикуляция, именно ему принадлежит ведущее место в развитии речи человека. В дошкольном возрасте слуховое восприятие и внимание несовершенны и недоразвитые.

Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, нужны быстрые, точные, координированные движения органов речевого аппарата (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, голосовые связки). У детей движения речевого аппарата еще нескоординированы, неточные, замедленные. Язык тяжелый, малоподвижный, голосовые связки короче, чем у взрослых. Все это вызывает неправильное произношение звуков.

Итак, до пяти лет физиологические, возрастные недостатки речи детей постепенно исчезают. Улучшается их звукопроизношение, полностью исчезает смягченное произношение согласных, почти не наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей овладевают произношением шипящих, сонорных звуков, аффрикаты дз, дж, правильно используют в словах ударение, придерживаются норм литературного произношения слов. В то же время в некоторых из них еще остается неустойчивым произношение определенных групп звуков,например свистящих и шипящих: в одних словах (в сочетании с гласным) звук произносится правильно, в других (в сочетании с согласным) — нет.

Дети пятого года жизни часто испытывают трудности звукопроизношения в словах, насыщенных различными согласными, например свистящими и шипящими одновременно. Это объясняется тем, что дети еще не всегда отчетливо воспринимают звуки на слух или нечетко дифференцируют их в собственной речи.

В среднем дошкольном возрасте дети способны различать на слух наличие определенного звука в слове, подбирать слова на указанный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху они различают в речи взрослых повышение и снижение силы голоса, замечают ускорение или замедление темпа речи, наблюдают различные интонационные средства выразительности.

Дети этого возрастамогут точно воспроизводить различные интонации: повышать или снижать тон голоса, выражать эмоциональное отношение к говорящему. Они способны изменять силу голоса, в некоторых ситуациях говорить шепотом. У детей увеличивается выдох, удлиняется произношение гласных звуков до 3-7 с. Итак, в среднем дошкольном возрасте у большинства детей заканчивается процесс усвоения звуков и заметно улучшается звукопроизношение, речь в целом чистая и выразительная; растет интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм [2, 4, 5, 6].

К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда.

У детей среднего дошкольного возраста достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза — коса, поток — поток; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются [1].

Связная речь детей 4-5 лет характеризуется тем, что они говорят знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитан, выразительно читают стихи; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; достаточно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.

По результатам исследований некоторых ученых (М. Фомичева, А. Жильцова и др.) можно сделать вывод, что к пяти годам у детей завершается развитие речевого двигательного и речевого слухового аппарата, а на шестом году жизни они способны произносить все звуки [6].

Читайте также:  Актуальность развития ребенка с 3 лет

Если после шести лет ребенок имеет физиологические недостатки в речи, то это уже патологические дефекты. Наблюдение за речью детей после шести лет свидетельствуют о том, что если вовремя не устранить физиологические недостатки, то они останутся на долгие годы жизни.

Например:

замена звонких согласных звуков глухими (б — п, д — т); замена р, л звуками и, в, в, и’;

замена свистящих и шипящих звуков близкими к ф, в; межзубная произношение свистящих и шипящих звуков; носовая и боковая произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков; горловая произношение звука р [3, с. 43-44].

Подводя итоги выше изложенного, следует сделать отметить, что на данный возрастной период детям присущи такие речевые нормы:

Развернутая диалогическая речь;

Строят простые и сложные предложения (3-5);

Овладение лексико-грамматическими конструкциями;

Рассказывает сказку или яркое событие, рассказ;

У ребенка должны быть сформированы все звуки алфавита, включая сонорные (л, г);

Словарный запас слов должно быть 3000-4000.

Список литературы:

1. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР. — М, 1984.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.

3. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С-П. 2000.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.

Источник

Елена Дручинина
Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№42 «Малинка» Старооскольского городского округа

Консультация на тему:

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Выполнил:

Дручинина Е. С.

воспитатель

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей.

Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук — психологи, физиологи, лингвисты, педагоги, фольклористы.

Необходимым условием развития речи ребенка является речь окружающих людей, подражая которой он постепенно практически овладевает родным языком [1]. Первые попытки что-то сообщить окружающим, далеко не совершенны, однако мать и близкие родные помогают сказать то, что хочет выразить ребенок. Даже не совершенная речь уже служит ребенку средством общения.

Пятый год жизни — период наибольшего увеличения активного увеличения словарного запаса. К пяти годам количество слов доходит до 2500. Уровень речевого развития может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце).

При благоприятных условиях усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние ребенка активно формируются обобщающие функции слов [2].

Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами:

-появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение;

-развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа [3].

На данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если до этого отмечается доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе, напротив, речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, в свою очередь формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, входящих в лексику языка, но и научиться, грамматически правильно строить свою речь.

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [4].

Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к четырем годам во всех её наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева [5] морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано. Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, глагольные категории.

Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения.

Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависит от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано с логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметно окружают, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка спортсмена

На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия. Слово дополняется мимикой, жестами и представляет по существу целую заключительную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются нормально.

Дети пятого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество не велико и мало увеличивается с возрастом.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

-на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово:

-вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее;

-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?»отвечают: «Почему что.».

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

-опускается союз или часть союза;

-один союз заменяется другим;

-союз становится не на том месте, где обычно употребляется.

Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей.

Особенности развития связной речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в функции общения [6].

На пятом году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической.

Дети четырех лет активно вступают в разговор, могут участвовать в беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.

Особенности восприятия детьми литературных произведений. Восприятие художественной литературы рассматривается ваш активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание деятельность, которая воплощается во внутреннем действии, сопереживании героям, перенесении на себя события, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

В среднем дошкольном возрасте для понимания произведения ребенку уже не требуются иллюстрации [7] пятом году жизни ребенок осмысленно воспринимает художественное произведение, легко устанавливает простые причинные связи.

Таким образом, внимание вопросам развития речи уделялось еще в древности. Многие годы речевому развитию детей посвящали свои труды педагоги, психологи, методисты. Разработанные программы и методики сегодняшний день являются основой работы дошкольных учреждений по развитию речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Её становление изучают представители разных наук — психологи, физиологи, лингвисты, педагоги. Важно помнить, что даже не совершенная речь является для ребенка средством общения и мышления, а для её развитиянеобходимо соблюдать следующие условия:

Формирование и обогащение словаря;

Работа над грамматическим строем языка;

Формирование и развитие связной речи;

Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.

Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобразительной, конструирования, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности [3].

В свою очередь более развитая речь обеспечивает решение сложных задач общения, и способствует протеканию деятельности общения на более высоком уровне.

Уровень развитиясвязной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарём, грамматическим строем, звуковым составом.

Центральной особенностью дошкольного возраста является возникновение к 4-5 годам планирующей функции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи. На последнем этапе развития планирование становится внутриречевым.

Составной частью речевого развития детей 5-6 лет, наряду с совершенствованием практических навыков, является осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения [8].

Список литературы:

1. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Просвещение,2004. — 367

2. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. — 5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

3. .Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для высш. учеб. заведений / О. Б. Дарвиш. — М.: Владос — Пресс, 2003. — 264 с.

4. .Воспитание и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. — М.: Просвещение, 2007. — 146 с.

5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина.- Ярославль: Академия развития, 2001. — 240 с.

6. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М. Р. Львов. — М.: Академия, 2000. — 248 с.

7. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. — 2-е издание — М.: Просвещение, 2005. — 255 с.

8. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. — М.: «Академия», 2006. — 608 с.

Источник