Развитие речи ребенка в онтогенезе по гвоздеву

Развитие речи ребенка в онтогенезе по гвоздеву thumbnail

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года — 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

В современной логопедии под термином «онтогенез развития речи» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования языковой системы у человека. Начало – это появление первых слов, но некоторые специалисты включают и проявление речевых реакций (гуление, лепет). Понимать эти особенности важно для составления коррекционной логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.

Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Самая популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым, который подробно описал усвоение ребенком частей речи. Также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым. На основе знаний о нормальном речевом онтогенезе, логопеды могут определить его нарушение у детей.

Периодизация по А. Н. Леонтьеву

Периоды речевого онтогенеза по А. А. Леонтьеву

А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьные годы. Их краткое описание представлено ниже.

Подготовительный этап

В промежуток времени с рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, способствующие развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: это улыбка, двигательные движения конечностями на появление родных. Появляется реакция на интонацию взрослого.

Читайте также:  Упражнение с ребенком для развития ориентации

В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4-м месяцам начинается стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторять артикуляцию за взрослыми. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.

В период с 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетание и сопоставляет их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода отмечается появлением первых слов и активизацией коммуникативной функции речи. Родителям в это время очень важно создать благоприятные условия для усвоения ребенком языковой системы.

Этап развития до трех лет

Преддошкольный этап речевого онтогенеза

В период от года до трех дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми, пытается произносить все более сложные слова. В его речи возникают смешения фонем, замены, искажение из-за несформированных в силу возраста правильных артикуляционных укладов.

С года до 1,5 лет детская речь носит ситуационный (контекстный) характер. Понять, что хочет ребенок, получается лишь с учетом ситуации. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать инструкции взрослых. С 2-х до 3-х происходит активное накопление словарного запаса.

К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Возникает переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушенными нормами согласования. Постепенно ребенок осваивает навык грамматической связи слов в предложении. К двум годам им практически полностью усвоена категория единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает произносительные возможности ребенка.

Период дошкольного развития

У многих детей звукопроизношение искажено, потому что органы артикуляции еще не готовы к сложным укладам. Совершенствуется навык самоконтроля за своей речью и окружающих; формируются фонетико-фонематические процессы.

Дошкольницы

Словарный запас продолжает расти, к 4-6 годам дети используют примерно 3 000–4 000 слов. Происходит уточнение значения слов, но иногда их употребляют в несоответствии со значением. В 4-5 лет возникает явление словотворчества, во время которого происходит формирование языкового чутья.

Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения усложняются, становятся более распространенными. В 4 года в детской речи преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматической связи слов. Детские ответы похожи на короткий рассказ. Начинается овладение монологической формой речи, дошкольник может пересказывать короткие сказки без помощи взрослых.

К концу дошкольного периода оказываются полностью сформированными правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.

Школьный период

Его продолжительность с 7 до 17 лет. Отличительная особенность – сознательное усвоение речи. Происходит овладение навыком звукового анализа, усвоение грамматических правил родного языка. Главная роль отводится письменной речи. Ребенок учится сознательно использовать приобретенные речевые навыки.

Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву

В основе предложенной схемы – особенности появления у детей частей речи и грамматических категорий. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа:

  • использование аморфных слов;
  • овладение грамматическими категориями.

Логопеды при построении коррекционной работы опираются на данные закономерности онтогенетического развития речи.

Аморфные слова-корни

А. Н. Гвоздев начинает рассматривать усвоение родной языковой системы с года и 8 мес., когда у малыша уже есть первые слова. Данный этап делится на два подпериода, в каждом из которых имеются свои особенности.

  • Однословный – малыш использует только отдельные слова, которые выступают в качестве предложений. Некоторые из них служат для выражения его желаний, ощущений. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он использует их в одном звуковом образе в разном контексте («би» − автомобиль, едем и т. д.).

Большую часть составляют имена существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего в словаре ребенка в этот период около 29 подобных аморфных слов. Он четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, СЬ, ЛЬ. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.

  • Второй подпериод характеризуется объединением слов в одну фразу, но она аграмматична. Появляются несклоняемые существительные и глаголы в форме повелительного наклонения («пей», «дай» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш усваивает произношение двусложных слов. Появляется Хь, Ц, Й, иногда он может опустить звук в начале или конце слова. Также малыш осваивает произношение стечения согласных, которые появляются в середине некоторых слов.

Период предложений из аморфных слов-корней

В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком составляющих языковой системы. Он начинает употреблять самые простые формы частей речи и звуки с несложными артикуляционными укладами.

Усвоение грамматической структуры предложения

Этот большой период начинается с 1 г. 8 мес. и длится до 6 лет. Ребенок усваивает все грамматические навыки; слоговая структура и звукопроизношения к 5-6 годам оказываются полностью сформированными. Дети активно занимаются словотворчеством. Данное явление обусловлено попытками овладеть нормами родного языка, не зная грамматических правил.

Первый период

Первые формы слов (1 г. 8 мес. – 2 г.). Малыш соединяет 3-4 слова в предложение. Он овладевает навыком согласования существительного в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки прилагательного подчинения. Сама фразовая речь характеризуется аграмматичностью.

Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы; появляются новые наклонения глаголов; часто опускает приставки.

В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок их использует без согласования с существительным. Появляются наречия, местоимения (о себе говорит в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок опускает предударный слог, а в четырехсложных слоговая структура чаще всего сохраняется.

Появляются артикуляционные уклады Н, Т, Д. Большая часть стечений согласных замещается одной фонемой.

Усвоение грамматической структуры предложения по А. Н. Гвоздеву

Второй период

С 2-х лет до 2 г. 6 мес. происходит усвоение окончаний, в состав предложений добавляются союзы. Из распространенных ошибок – замена окончаний и их употребление в рамках одного значения. Появляются суффиксы, дательный, творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам, временам, но может смешивать род.

Увеличивается количество прилагательных, но при их использовании ребенок нарушает нормы согласования. Форму множественного числа использует только в именительном падеже. Происходит усвоение личных местоимений; наречий, которые используют для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.

В сложных словах чаще всего встречается опускание предударных слогов и приставок. Ребенок часто смешивает в речи схожие фонемы. Стечение согласных остается неусвоенным, но некоторые группы он произносит правильно.

Читайте также:  Развитие ребенка связано с ситуационными изменениями

Третий период

От 2,6 мес. до 3-х лет малыш усваивает служебные части речи. Структура предложения усложняется, появляется навык подчинения слов. Но ребенком еще не освоена категория рода. Практически освоены все основные падежные окончания, но в них чаще встречается влияние О. Усваиваются суффиксы, обозначающие увеличение.

Ребенок свободно пользуется всеми формами возвратных глаголов, приставок. Но иногда он их может смешивать. Начинает применять навыки согласования при построении предложений. Появляются формы кратких причастий. Ребенок путает притяжательные местоимения. Верно употребляет предлоги и большую часть союзов.

Редко встречается искажение слоговой структуры, чаще всего в незнакомых словах. Формируются артикуляционные уклады шипящих звуков; усваивается произношение стечения согласных.

Четвертый период

Овладение грамматическими категориями

В 3-4 года в детской речи все реже встречаются аграмматичные предложения. Ребенок активно занимается словотворчеством. Окончание -ОВ продолжает влиять на склонение. Возникают затруднения в согласовании прилагательных среднего рода. Появляется сравнительная степень у прилагательных и наречий, частица БЫ. Произносительная сторона сформирована полностью.

Пятый период

Период от 4-х до 6-ти лет характеризуется усвоением практически всех грамматических форм частей речи. Ребенок испытывает затруднения в составлении предложений со словом «который».

Границы всех перечисленных этапов – примерные, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от условий речевой среды, в которой он растет. Благодаря знанию этапов онтогенетического развития речи можно определить, как идет процесс усвоения компонентов языка. Учитывая онтогенетические, психические особенности, логопеды составляют коррекционную работу.

Источник

Юлия Сергеева
Речевое развитие детей в онтогенезе

Речевое развитие детей в онтогенезе

Онтогенез речевого развития – это последовательность развития сторон и компонентов речи у детей на разных ступенях социализации.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В работах А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. Х. Швачкина, В. И. Бельтюкова подробно описано становление речи у детей начиная с периода младенчества. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы.

Н. В. Нищева [40] отметила, что появление и дальнейшее развитиеречи зависит от ряда факторов:

определенной степени зрелости коры головного мозга;

определенного уровня развития всех органов чувств;

наличия речевой среды, речевого окружения;

состояния психофизического здоровья ребенка;

потребности пользоваться речью как основным способом общения.

А. Н.Гвоздев прослеживает последовательность появления различных проявлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений. А. Н.Гвоздев рассматривает становление речи в линейной последовательности: лепет-слова-словосочетания-предложения-связная речь [13] .

Е. Н. Винарская этапы речевого развитияделит на следующие периоды:

период дофонетических универсалий;

период фонетических образов и жестов;

период фонетических представлений;

период фонематических обобщений.

Н. С. Жукова выделила два периода речевого развития: довербальный и вербальный. Н. С. Жукова выделила пять стадий развития ребёнка от рождения до 18 месяцев:

1 стадия – от рождения до 8 недель (2 месяца, характеризуется рефлекторным криком и звуками.

2 стадия – характеризуется качественным изменениям крика, появлением гуления и смеха.

3 стадия – характеризуется появлением лепета.

4 стадия – расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Период 5-7, 5-12,5 месяцев. Это стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

5 стадия – охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии появляются лепетные слова[59].

С. Н.Цейтлин писал: «Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки и, главное, становится заметно, что он сам получает от них удовольствие. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трем месяцам гуление достигает обычно максимума. Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет. Если гуление включает звуки, напоминающие гласные, то лепет представляет собой сочетания звуков, скорее похожих на комбинации согласный + гласный» [60, С. 192].

Перед переходом к словам появляются протослова,которые обладают следующими признаками:

простота звукового облика;

доступность для артикуляции в младшем возрасте;

мотивированность звуковой формы, имеющей понятный для

ребенка «звукоизбразительный» характер.

С. Н. Цейтлин [60] выделяет следующие этапы речевого онтогенеза: дословесный этап; этап однословных высказываний; этап начальных двухкомпонентных высказываний; этап элементарных сложных предложений; переходный этап к системной речи.

Изучением раннего развития речи занималась Л. И. Белякова и на основе проведенного исследования определила следующий онтогенез речи:

В 16-20 месяцев жизни у большинства детей словарь пополняется особенно интенсивно. Многие слова в первое время передаются ритмической структурой либо ударным слогом.

В 18-22 месяца жизни происходит формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2-3 слов, которые еще не объединены в синтагму, а слово сопровождается жестом.

В 28-32 месяца жизни фразовая речь начинает интенсивно усложняться и интенсивно употребляться в активной речи детей. Грамматические формы становятся нормативными.

В период раннего возраста резко увеличивается активный словарь, так как у детей актуализируется словарь, и совершается переход слов из пассивного в активный словарь детей[31].

О. Е. Громова рассматривает взаимосвязь развития речи и психологического развития детейи ориентируется на следующую периодизацию: доречевой этап; этап первичного освоения языка; этап усвоения основных грамматических правил; этап усвоения морфологических, фонетических норм и развития связной речи.

О. Е. Громова отмечает, что период раннего возраста ключевой в овладении родного языка и зависит от социального окружения, речевой среды, условий воспитания.

Таким образом, происходит формирование речи до 3 лет. Этот период называют сензитивным периодом развития речи, это связано со строением и развитием мозговых структур ребенка раннего возраста.

Д. Б. Эльконин установил, что в период раннего возраста речь выступает средством общения и имеет практическую направленность и ситуативный характер.

Д. Б.Эльконин писал: «Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи» [62, С. 7].

Ребенок переходит к контекстной речи и к монологической форме общения. С. Я. Рубинштейн считал, что контекстная речь лучше раскрывает мысли других людей вне зависимости от ситуации.

Читайте также:  Упражнения для развития координации у ребенка до года

А. М. Леушина изучая закономерности речевого развития детей, заметила, что речь детей может быть ситуативной или контекстной в зависимости от условий общения.

Н. В. Нищева выделила характеристики речевого развития, на параметры которого должен обратить логопед и родители[41].

С момента рождения до 8 недель. В данный период необходимо обратить внимание на рефлексы — сосательный, хватательный.Можно отметить негативные признаки: крик и плач без объективной причины (при закупорке шейных сосудов поднимается внутричерепное давление, головная боль и у ребенка это проявляется в крике); гипертонус или гипотонус односторонний или двусторонний; мелкие гиперкинезы; необычная поза ребенка; парезы языка.

2- 5месяцев появляется гуление, подготавливающее артикуляцию гласных звуков, речевое дыхание.

С 5 месяцев до12 месяцев — это период лепета по 2 правилам: слоги с губными звуками и имитационное подражание. Если ребенок не переходит к лепету, то возможны проблемы со слухом, и ребенка надо направить к отоларингологу.

К 10 месяцам ребенок добавляет жесты, подкрепляя лепетную речь.

К году словарь ребенка составляет 10-15 осознанных лепетных слов и звукоподражание. В 1,5 -2 года у ребенка появляются предложения за счет глаголов. С 2,5 лет начинает формироваться грамматический строй речи, если этого не происходит, то возможно у ребенка задержка речевого развития.

К 3 годам ребенок строит простые распространенные предложения. Происходит качественный и количественный скачок в речевом развитии, формируются все части речи. К 4 годам становятся звуки позднего онтогенеза. В 5 лет ребенок использует сложные предложения, появляются шипящие и сонорные звуки. В 6 лет у детей правильная артикуляция. С 7- 17 лет ребенок овладевает письменной речи[33].

По Б. М. Гриншпун[18] выделяют закономерности речевого развития:

1. Период развития речи доречевой (1 год жизни).

С 3-6 месяцев этап гуления, который отражает физиологический комфорт ребёнка. С 6 месяцев появляется лепет. Лепет появляется не у всех детей: отсутствует у глухих, алаликов. умственно отсталых и зпр. Лепет представляет собой многократно повторение слогов сочетания которых не имеют смыслового значения. В период лепета идёт тренировка речевого дыхания. артикуляционного аппарата. По характеру лепет может отражать проблемы в развитии ребёнка детей с поражением ЦНС однообразный тихий лепет дыхание быстро истощается голос охриплый).

2. Период развития речи (1 -1,5).

В словаре ребёнка появляются первые слова Количество слов от 8 до 12 большинство из них лепетные и звукоподражания эти слова получают предметную отнесённость. Получают предметную соотнесённость звуки: губно-губные (б, п, переднеязычные смычные (д,т, гласные. Понимание речи ограничено, так как ребёнок знает название нескольких игрушек и бытовых предметов.

3. Период развития речи (1,5-2).

Ребёнок стремится к речевой коммуникации с взрослым. Ребенок сам выражает с вои желания, показывает сформированность интонационной стороны речи. К концу 2 лет словарь ребенка составляет 200 слов.В это период устойчивое становление последовательности из 2-3 слогов и звуков: губно-зубные (в,ф, мягкий (л, носовой сонорный (н, заднеязычные (к,г,х). Ребёнок может удержать в памяти и выполнять 2 ступенчатые инструкции Поведение не регулируется речью взрослого[27].

4. Период развития речи(2-3).

Словарь ребёнка составляет 1000 слов. Ребенок очень активен в речи. К 3 годам заканчивается процесс фонематического образования. Ребенок может не говорит шипящих, твёрдого л и р — чаще заменяет их более простыми звуками по артикуляции.

Быстро увеличивающийся запас слов не позволяет ребенку уточнять произношение каждого слова, и взрослые должны внимательно вслушиваться в речь ребенка, понимать её и повторять правильно те слова, которые он искажает. Слыша правильное произношение слов, ребенок постепенно будет исправлять свою речь.

Чем младше дети, тем меньше они способны анализировать свое произношение. Им интересно содержание речи, их привлекают ее интонации, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают. После 2-3 лет дети уже способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его.

Ребёнок не понимает и самостоятельно не конструирует предложения, которые отражают причинно-следственные связи, так как мышление ещё наглядно-действенное. Есть много ошибок связанных с употреблением слов исключённых из правил, появляются неологизмы. (у зпр неологизмы появляются в 6-7 лет, а при умственной отсталости не появляются).

Эгоцентризм речи приводит к развитию внутренней речи, а затем словесно-логического мышления. Речь ситуативная.

5. Период развития речи(3-5 лет).

На третьем году жизни ребенок начинает проявлять внимание к тому, как произносится тот или иной звук, смотрит на губы говорящего, заглядывает в рот матери, чтобы увидеть, как она сказала, и таким образом облегчает себе произношение нового звука или слова. Произнесенное слово контролируется слухом, и таким образом в тесном взаимодействии артикуляции и слухового восприятия формируется правильное произношение. Не у всех детей легко проходит этот процесс. Нередки случаи, когда ребенок не может скопировать правильное движение, найти нужное положение языка, и тогда получается искаженный, неправильный звук. Примером искажения свистящих и шипящих звуков является их боковое и носовое произношение.

Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны речи. Все звуки должны дифференцироваться, и совершенствуется лексико-грамматический строй речи. Хорошо развита монологическая речь (пересказ, рассказ). Речь контекстна. Формируется чувство языковой нормы. Появляются предпосылки для овладения процессом чтения[10].

А. И. Иванова рассматривает два компонента развитие функций речи в онтогенезе: восприятие чужой речи и становление собственной речи.

Классическая периодизация развития детской речи, общепринятая в современных работах,сводится к выделению трех этапов:

доречевой, разделяемый на период гуления и лепета;

этап первичного освоения языка, то есть дограмматический;

этап усвоения грамматики. Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи, во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Можно выделить основные закономерности нормального речевого развития:

1. Интенсивно развивается импрессивная речь (понимание) по отношению к экспрессивной речи.

2.Структурные компоненты языка: лексика грамматика фонетика развиваются неравномерно (с опережением лексика и грамматика запаздывает фонетика).

3. Смысловая сторона речи ребёнка опережает становление формальной стороны речи.

Таким образом, развитиеречи в дошкольном возрасте идет по двум линиям: совершенствуется импрессивная сторона речи и формируется собственная активная речь ребенка.

Источник