Развитие речи ребенка в детском саду консультации для родителей

Развитие речи ребенка в детском саду консультации для родителей thumbnail

Консультация для родителей

«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Речь- явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие- необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает своим потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. Усвоение речи в дошкольном возрасте- необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.

Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить сюсюкают.

Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным. звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. А это абсолютно недопустимо!

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь — неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Более подробно остановимся на одном из важнейших компонентов речи – звукопроизношении.

— Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков.

-Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т. д.) .

-Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Приложение

Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно овладеть нормами звукопроизношения:

-«Вкусный мед» – широко открыть рот и острым кончиком языка провести по верхней губе из стороны в сторону. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной;

-«Мостик» – открыть рот и, выгнув язык, упереть его кончик изнутри рта в нижние зубы, удерживая в таком положении до 5 секунд. После этого зубы медленно сближаются и постепенно сжимаются, а «мостик» остается за закрытыми зубами. После этого язычок выпрямляют и расслабляют;

-«Маятник» – открыть рот, растянув губы в улыбке, вытянуть язык и острым кончиком по очереди коснуться уголков губ. Важно следить за тем, чтобы язык перемещался по воздуху, а нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной;

-«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться;

-«Чашечка» – широко открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. После этого край языка следует загнуть «чашечкой» и медленно поднять к верхним зубам. Затем язычок также медленно нужно опустить, закрыть рот и расслабиться;

-«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться;

-Улыбка» – широко развести уголки губ, обнажая при этом сжатые зубы, после чего вернуть губы в спокойное положение и расслабиться.

. Помните! Если ребенок говорит, не разжимая губ или во время речи язык его недостаточно подвижен, вял, лежит на дне ротовой полости, качественного произношения не получится.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

К 4-5 года в норме ребенок должен различать все звуки речи.

Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.

Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку в 1-2 года необходимо произносить следующие звуки: а о э п б м;

В 2-3 года: и ы у ф в т д н г к х й;

В 3-4 года: с з ц ш ж ч щ;

В 4-5 лет: р л

К 4-5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Искаженное произношение звуков дошкольников до 4-5лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение.

И только после 4-5 лет нарушение звукопроизношения – это патология.

Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по развитию речи.

Неправильное произношение звуков приносит детям немного огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают.

Ребенок станет комплектовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.

Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если во время, в дошкольном возрасте уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей.

Одной из важных обязанностей родителей, дети которых занимаются с учителем-логопедом, является продолжение логопедической работы с ребенком дома, т. е. выполнение домашних заданий.

Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы часто используем на занятиях и вам очень рекомендуем следующие задания.

Как вы помните, фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

Большой эффект в логопедической работе дает использование чистоговорок, скороговорок. Великолепные упражнения для отработки правильной, четкой речи. Они развивают фонематический слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Речь- чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Источник

Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребенок прочтет параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребенок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Читайте также:  Этапы развития плода ребенка

Вспомните то время, когда ваш малыш был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополниться словарный запас?

А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка?

Грамотной, понятной,/ выразительной, осмысленной, богатой, ясной и четкой – все правильно.

Но что же мы видим на самом деле?

По данным российских ученых от 15 до 30% дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание, а у более 60% детей имеются нарушения в звукопроизношении.

Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:

  • Не все дети правильно произносят звуки, особенно сложные по артикуляции – шипящие и сонорные.
  • Не достаточно развит фонематический слух, из-за чего ребенок не умеет дифференцировать звуки (т.е. различать) и вместо «шапка» говорит «сапка».
  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
  • Бедная речь – недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов-«паразитов». А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
  • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. А к школе это умение приобрести просто необходимо.
  • Недостаточно грамматически правильная речь: дети не умеют согласовывать сущ. и прилаг. в роде и числе, употреблять род. п. мн. ч., сложные предлоги.

И прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи у детей, мне хотелось бы дать краткую речевую возрастную характеристику.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

– ДАЙ, Я СКАЖУ!

 к 4 годам ваш малыш:

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов
  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Говорит предложениями из 4-5 слов
  • Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «я думаю, что…» И «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный пред мет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, умеет различать ед. и мн. число сущ., согласовывать прилаг. с сущ. в роде, склонять сущ.
  • Правильно произносит звуки «П»,  «Б»,  «Т»,  «Д»,  «Ф»,
  • «В»,   «К»,   «Г»,   «X»,   «С»,   «3»,   «Ц»,   «М»,   «Н»

Пятый год жизни

– Давай поговорим…

 в норме к пяти годам ребёнок:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов, свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам.
  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Считает до десяти
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

Шестой год жизни

– Хочу всё знать!

 в норме к шести годам ребёнок:

  • Обладает словарём около 4000 слов.
  • Практически все звуки родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказанному.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи.
  • Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
  • Различает и дифференцирует звуки речи.

Седьмой год жизни

в норме к семи годам ребенок:

  • все звуки родного языка произносит правильно.
  • речь насыщена обобщающими словами.
  • активно использует в речи синонимы и антонимы.
  • употребляет простые и сложные предложения, правильно согласуя слова в предложении.
  • отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы
  • свободно пользуется интонациями
  • рассказывает грамматически правильно, последовательно, связно.

Если проблемы все-таки существуют, вам полезно будет узнать, каким образом  в домашних условиях можно помочь своему ребенку.

1. Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие подготовки. Это те игры, которыми можно занять ребенка в свободное время по дороге на прогулку, в детский сад, к бабушке или дедушке. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом» и др.

2. Проговаривайте с ребенком шутки-чистоговорки, скороговорки. Например, СА-са-са- у меня коса или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и многие другие. Тем самым вы будете закреплять звуки и формировать новые.

3. Развивайте мелкую моторику рук, поскольку она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, ни для кого не секрет. 

4. Развивайте звуковой состав слов. Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекаете его в игру: посмотри-ка, что это такое?.. Это весарка?.. Это фесалка?.. Это вешайка?.. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ и похвалите его. У детей постарше можно спросить, в какой части слова находится тот или иной звук: в начале, в середине, в конце.

5. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений. Протитав короткую сказку или рассказ можно пересказать ее по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец.

6. Но самые интересные для наши современных детей – это компьютерные речевые игры.

Но, родители должны знать, что важной стороной речевого развития у детей является правильное произношение звуков. Обратите внимание: к 5 годам должны правильно произноситься все звуки,  исключение могут составлять звуки л и р, поскольку они самые сложные звуки по артикуляции.(показ таблицы)

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

И если вы ясно видите, что у вашего ребенка имеются нарушения в речи, необходимо его показать логопеду. Ведь логопед не только ставит те или иные звуки, но и развивает все стороны речи, а также развивает психические процессы (внимание, память, мышление).

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

И напоследок хочется сказать:

  • в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
  • Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам.
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, оборы, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.
Читайте также:  Как делать массаж пальчиков ребенку для развития речи

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе!

Я радуюсь твоим успехам.

Расскажи мне, что с тобой.

Любите своих детей, помогайте им!

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Источник

Сила речи состоит в умении

 выразить многое в немногих словах.

 (Плутарх.)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.

Развитие речи ребенка в детском саду консультации для родителейДля того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…»; — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…».В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значитих можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.

Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:

— «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»

Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».

Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика» — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. 

Развитие речи ребенка в детском саду консультации для родителей

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна — улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Читайте также:  Центр развития ребенка в гродно мозаика

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек — большой или маленький — или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?».

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок — возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон — и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?».

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах — о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений — тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 «Заучиваем стихи с малышами»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.Сначала прочитайте два-три стихотворения.Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.Повторите все движения вместе с ребенком.Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда  и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).

«Волшебная цепочка»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд — пчела — боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва — красная площадь и т. д.) .

«Антонимы для загадок»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

• Обитает в воде (значит, на суше);

• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

• Хвост очень длинный (значит, короткий);

• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Развитие речи ребенка в детском саду консультации для родителей

Источник