Развитие речи ребенка с рождения

Развитие речи ребенка с рождения thumbnail

Многие мамы начинают общаться со своим малышом, еще когда он находится в животике. В первые месяцы жизни – в период от рождения до года – важно не прекращать активно разговаривать с ребенком, чтобы способствовать развитию речевых навыков.

Развитие речи с первого месяца

«Он еще такой кроха, какая там речь!» – скажете вы. Тем не менее, уже с момента появления на свет ваш ребенок активно старается заявить о себе своим криком. В первый месяц жизни он общается с родителями в основном при помощи плача. Например, плач голодного малыша отличается по интонации и звукам от крика ребенка, который замерз, или у которого болит животик.

Конечно, новорожденный еще не понимает значение слов, но уже активно прислушивается к интонации сказанного.  На третьей неделе жизни малыш уже концентрируется на речи взрослого, и ему очень важно слышать тихие, успокаивающие слова в свой адрес. 

Какие факторы влияют на появление речи ребенка

  • Спокойное адресное общение

    В первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.

  • Отсутствие излишнего шума

Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.

  • Развитие тактильных ощущений

    Прикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.

  • Мимика, жесты

    Даже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.

Стадии речевого развития

Первая стадия – крик

Криком человек заявляет о своем появлении на свет. На уровне безусловного рефлекса крик помогает ребенку требовать удовлетворения своих потребностей. Чаще всего у новорожденных крик служит сигналом о дискомфорте: холодно, хочется есть, мокро. С помощью крика кроха строит свой первый своеобразный диалог: вы можете заметить, что, покричав, он на какое-то время затихает, предоставляя маме возможность откликнуться на призыв. К третьему месяцу жизни, а часто и раньше, крик ребенка приобретает множество оттенков. Это может быть недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое.

С появлением следующих этапов в речевом поведении малыша, крик не исчезает, а продолжает активно развиваться. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

Вторая стадия – гуление

Примерно со 2 – 3 месяца и до полугода в жизни младенца наступает период гуления. Он произносит фантастический своеобразный набор звуков, протяжно мелодично выпевая их. Гуление невозможно ни с чем перепутать. Дети всего мира гулят одинаково.

Именно в этот период, особенно в возрасте 3 – 4 месяцев, малыш не только активно общается с вами, но и испытывает особую потребность в эмоциональной отдаче со стороны взрослого. Он так тянется к вам, рассказывая что-то на своем языке, но, не получив ответной реакции, этот импульс может затихнуть. Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

Смотрите на своего малыша, стройте с ним диалог. В это время ребенок уже учится связывать голос и взгляд, что в будущем становится основой успешного общения. Можете разговаривать с ребенком на его языке, и вы увидите, как он потянется к вам. Постепенно сочетания звуков, которые будет воспроизводить малыш, станут все интереснее и длиннее.

Третья стадия – лепет

С 6 до 10 месяцев речь ребенка уже больше напоминает лепет. Именно в это время появляются первые слоги, задатки будущих слов – «ма», «ба», «па». Поначалу они будто случайно проскальзывают среди звуков, издаваемых малышом, но со временем складываются в цепочки: «ма-ма», «па-па-па».

Чтобы на этой стадии лепет развивался более активно, постоянно разговаривайте со своим малышом, читайте ему потешки и ритмичные стишки. Произносите слоги, чтобы ребенок видел, как вы это делаете. Старательно растягивайте звуки, складывайте губы трубочкой, используйте все возможности артикуляции, чтобы у малыша появилось желание подражать вам.

На этом этапе, примерно к десятому месяцу жизни, ребенок уже начинает ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.

Четвертая стадия – первые слова

После 10 месяцев установление взаимосвязи между словом и предметом уже происходит более прочно и осознанно. Появляются первые, самые важные и необходимые ребенку на данном этапе слова. Например, первыми могут стать слова «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

Важно помочь ребенку в его желании осваивать новые слова. Чаще разговаривайте с ребенком, при этом используя для всех окружающих вещей и явлений правильные понятия.

Дети очень часто стремятся повторять звуки за «говорящими» игрушками. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает. Так, кот устами младенца превращается в «мяу», паровоз – «чух-чух», машина станет поначалу «бибикой». Не стоит с пренебрежением относиться к этому детскому языку, стремясь сразу научить ребенка названиям предметов. Это неизбежный этап развития – придет время, и «ав-ав» голосом вашего ребенка обязательно превратится в собаку.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка люберцы

Некоторые возрастные нормы

  • 1 месяц. Малыш умеет сосредотачивать внимание на голосе взрослого.

  • 2 месяца. Голос родителя может успокоить плачущего малыша.

  • 3 месяца. Кроха может реагировать на разговор звуками или смехом.

  • 4 месяца. Активно развивается гуление, малыш может издавать звуки, даже когда родители находятся далеко.

  • 5 – 6 месяцев. В это время малыш уже может адресовать свое общение конкретному человеку, но пока еще более активно реагирует на жесты, а не на слова.

  • 7 – 8 месяцев. Ребенок уже может повернуться к предмету, если его спросить, к примеру: «Где машинка?». Однако, связь еще неустойчива, и если машинка будет находиться в непривычном месте, малыш может ее не найти. Ребенок часто уже может сесть, встать или помахать ручкой по просьбе взрослого.

  • 10 месяцев. Малыш может найти несколько знакомых предметов, если поменять их местами.

  • 11 месяцев. Может дать маме почти любую игрушку, которую она попросит. Хорошо реагирует на слова, призыв, даже не сопровождающийся жестами.

  • 12 месяцев. В лексиконе появляются новые слова, их запас понемногу расширяется. Малыш хорошо ассоциирует их с предметами, но может использовать одно слово для того, чтобы назвать несколько явлений или вещей.

 Помните, что ваш ребенок – это индивидуальность, и он не обязан развиваться строго по прописанным нормам в определенные сроки. Однако, стоит обратить внимание, если малыш: 

  • в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;

  • до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;

  • после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;

  • после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;

  • к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

 Эти явления не обязательно служат сигналом о какой-либо патологии, тем не менее, если вы замечаете много тревожных «звоночков», это повод для того, чтобы поделиться своими наблюдениями с врачом, чтобы тот развеял ваши опасения и сомнения. 

Как способствовать речевому развитию ребенка

Начиная с самого рождения, постоянно разговаривайте со своим малышом. Даже когда он не может понять смысл слов, он уже воспринимает их интонацию. Пусть сначала это будут тихие убаюкивающие слова, песенки.

Когда вы занимаетесь домашними делами вместе с малышом, активно комментируйте свои действия, рассказывайте ему о происходящих процессах («Здесь у нас варится кашка, а здесь супчик»).

Активно используйте не только названия, но и звуки, ассоциирующиеся с чем-либо. Всем знакома игра «Кто как говорит?». Разные животные будут связаны в памяти малыша со звуками, которые они издают.

Интересуйтесь тем, что пытается рассказать вам малыш на этапе гуления и лепета. Вступайте с ним в диалог на его языке.

Общайтесь не только словами, но и мимикой, жестами. Чем больше вы будете применять эти средства в вашем разговоре, тем активнее малыш будет стремиться повторить за вами.

Рассматривая с малышом книжки, обращайте внимание на яркие картинки, показывайте и называйте животных, предметы и действия.

Самые простые «шумелки» вы можете соорудить самостоятельно. Насыпьте в пластиковую баночку с крышкой горох, крупу или макароны и потрясите. В зависимости от содержимого баночка будет издавать разные звуки. Вскоре малыш и сам начнет интересоваться игрушкой, будет трясти ею, захочет самостоятельно воспроизвести звук.

В первые месяцы жизни важно знакомить малыша с внешним миром через тактильные ощущения, делать пальчиковую гимнастику, массаж. Позже речевому развитию могут помочь всем знакомые игры в ладушки или потешка про сороку-белобоку.

Некоторые важные правила таких игр:

  • при занятиях не дотрагивайтесь до малыша холодными руками или острыми ногтями, чтобы не напугать его;

  • при выполнении упражнений, в которых задействованы ручки и ножки, не применяйте силу, не заставляйте ребенка;

  • занятия обычно продолжаются не более десяти минут, прекратите занятия, если малыш потерял интерес;

  • проводите упражнения не в форме урока, а в форме игры;

  • сохраняйте позитивный настрой, не кричите на ребенка.

Источник

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 
Читайте также:  Соотношение задатков и способностей в развитии ребенка

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Читайте также:  Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Содержание:

  • С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки
  • Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев
  • За месяц до первого дня рождения
  • Нарушения речи: к кому обращаться за помощью?
  • Как выбрать логопеда

Можно ли заранее определить, правильно ли будет говорить малыш, когда подрастет, не будет ли у него нарушений речи? К счастью, да! Есть набор показателей, по которым можно выявить, нормально ли развивается «программа» речи в мозге, насколько эффективно маленький человек учится общаться и хорошо ли у него это получается. Рассказывает Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

С рождения до 6 месяцев: разнообразные звуки

Интонации в младенческой «речи» появляются в первый месяц жизни. Говорят, только мама может понять, когда ребенок плачет от голода, а когда от усталости. На самом деле в этих разных типах выражения эмоций уже есть интонация — «голодный» плач объективно отличается от плача типа «у меня болит живот».

Второй месяц — время, когда подключаются мимические составляющие общения: ребенок начинает улыбаться от радости, поднимать брови от удивления… В выражении эмоций принимает участие все тело: руки и ноги также активно сигнализируют о переживаниях!

Третий-четвертый месяцы: появляется гуление. Это фантастический набор инопланетных звуков, которые ни с чем не перепутаешь: он содержит звуки всех языков мира. В прямом смысле слова: во всем мире дети гулят одинаково.

Вместе с гулением происходит мощный всплеск эмоционального общения: прорывается неукротимый интерес к окружающему миру, взаимодействию. И в этот момент важно предоставить ребенку ответную реакцию: взаимный интерес. Если этого не происходит, способность самовыражения и продуктивного общения постепенно затухает (то, что не востребовано, не развивается). Именно поэтому ребенок, который в силу заболевания или неблагоприятной ситуации в семье был изолирован от родителей на 3-4-м месяце жизни, впоследствии сталкивается с задержкой эмоционально-личностного развития и нарушениями речи.

Что-то не так? Вот список тревожных «звоночков», заметив которые, есть повод обратиться к специалисту:

  • ребенок не интонирует: плач имеет однообразный характер, и даже чуткая мама не в силах понять, что он «хочет сказать»;
  • перед тем, как заплакать, ребенок не кряхтит: в норме он должен «разогнаться», настроиться на плач — и только потом закричать;
  • однообразное гуление — повторение одних и тех же звуковых паттернов;
  • ребенок не улыбается и не смеется, не реагирует на эмоционально окрашенную речь окружающих.

Обратите внимание, любые описанные нарушения — это не повод для постановки того или иного диагноза. Возможно, это временное явление. Очень даже возможно, что вам просто показалось: мама устала, и не в силах понять, о чем малыш кричит и сокрушается в данный момент. Однако равновероятно, что это сигнал о возможной патологии. Поэтому если подозрение нарастает, есть повод обратиться к специалисту (к кому именно, расскажем ниже).

Развитие речи ребенка в 6-10 месяцев

В это время здоровый малыш начинает ползать, а развитие речи знаменуется так называемой лепетной речью — первыми слогами: «Ба-ба», «тя-тя» и т.д. Лепетная речь бывает отраженной — то есть ребенок повторяет услышанное за окружающими — и самостоятельной: ребенок изобретает звуки и приходит в восторг от собственных возможностей.

Что-то не так? Следует принимать какие-то лечебные меры в случаях:

  • если после полугода не появляется лепетная речь или она ограничена парой слогов;
  • если ребенок не повторяет слоги за взрослыми, не пытается повторить действия родителей (например, так же потрясти погремушкой);
  • не реагирует на простые команды: «Посмотри, где собачка?».

За месяц до первого дня рождения

Вот она, взрослая жизнь: в конце первого года наконец-то появляется возможность выражать свои мысли словами. Первыми прорываются самые важные слова: «мама» (привлечение внимания родителя), «дай» и т.д. Словарный запас пока минимален, поэтому одно слово выражает десятки понятий: крик «мама» может выражать и радость встречи, и печаль расставания, и обиду, и призыв поиграть. Пока это отличный результат: не требуйте от малыша большего, пусть научится хорошо владеть освоенными словами и постепенно наращивает словарный запас.

Что-то не так? Стоит задуматься о какой-то коррекции, если первые лепетные слоги отказываются срастаться в слова типа «мама», «папа» и т.д.

Нарушения речи: к кому обращаться за помощью?

Итак, к какому специалисту обратиться в первую очередь? Чтобы понять, где кроется нарушение, надо обратиться в первую очередь к неврологу, а потом — к логопеду. Если провести аналогию с компьютером, невролог работает с «хардом» — физиологическими функциями организма, а логопед — с «софтом», функцией программирования речи. Кроме того, большим подспорьем в работе над здоровьем ребенка будет помощь остеопата. Этот доктор с помощью мягких мануальных техник помогает усилить кровоснабжение мозга, ускорить обменные процессы и опосредованно воздействовать на качество нейронных связей, улучшая работу коры головного мозга.

Как выбрать логопеда

Логопеду необходимо установить доверительные отношения с ребенком. Только установив хороший контакт с малышом, логопед получит возможность корректировать отклонение в развитии речи.

Если ребенок в течение длительного времени не раскрывается навстречу специалисту, приходится признать, что этот специалист вам не подходит. Причем винить в такой ситуации чаще всего некого: это не ребенок «бука» и не специалист неграмотный — просто по какой-то причине ребенок и взрослый не совпали. Такое бывает, и в данном случае придется искать другого логопеда.

Чего ожидать от логопедических занятий? Грамотного и доброжелательного подхода к вашему ребенку, получения ответов на все ваши вопросы, подбора индивидуальной программы развития, коррекции и восстановления речевых функций.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

мы с женой сейчас ждем ребенка, и вот думаем нанять ему няню, англоговорящую (благо финансы позволяют), потому что говорят, что ребенок до года как губка все в себя впитывает и хотелось бы чтобы знал 2 языка. Слышали, что есть няни из индонезии и их услуги стоят не так дорого, кто что может об этом сказать?

2019-11-30, kimircen

Что у вашего ребёнка будет ужасный индонезийский акцент. А ещё они воняют (няни-азиатки, в смысле).
Не потому что не моются, а потому что у них принято какими то маслами волосы намазывать.

2019-12-02, Любой каприз за ваши деньги

Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник