Развитие речи ребенка первого года жизни

Развитие речи ребенка первого года жизни thumbnail

Развитие речи ребенка в 1–3 месяца

Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).

Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.

Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Развитие речи ребенка первого года жизни

Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка. 

«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. 

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. 

Загляните в календарь развития ребенка 

Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев

В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания. 

«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.

Развитие речи ребенка первого года жизни

«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка. 

«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию. 

Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев

В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.

Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.

В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.

Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.

Развитие речи ребенка первого года жизни

Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.

Читайте также:  Как оценить развитие ребенка 1 год жизни

Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.

Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением. 

Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем. 

Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию. 

Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у». 

Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи. 

Развитие речи ребенка первого года жизни

Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.

«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.

Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего. 

Речевые умения ребенка к 1 году

  • Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
  • Реагирует на свое имя.
  • Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
  • Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
  • Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
  • Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

Источник

Первый
звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении. Он
еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. И
каждая мама в первые дни жизни младенца с особой нежностью и тревогой
прислушивается к тому, как он причмокивает губами, вздыхает, кряхтит,
кричит — то требовательно, то жалобно, с каждым часом приближаясь к
моменту «величайшего открытия».

С чего начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни
ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но
несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят
его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких
простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала
отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым
комплексом оживления. Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается,
радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем,
демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе его
внимание.

Любящая мать с первых дней всматривается в лицо малыша, стараясь поймать
его взгляд. Ей даже кажется, что он узнает ее и радуется ее появлению.
Так оно и есть. Как только вам покажется, что малыш смотрит на вас —
улыбнитесь ему. Этим вы поддержите его первые инициативы в общении.
К концу второй недели жизни ребенок может фиксировать объекты взглядом, а
чуть позже — прослеживать их движение. В этом возрасте он уже хорошо
знает маму — ее голос, запах, звук шагов. Лицо матери, ее глаза с самых
первых дней — богатый источник информации и подкрепление первых активных
попыток малыша установить связь с миром.

В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно
важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени
бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не
умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы
его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие
от общения с ней.

К полутора месяцам контакт глазами становится уже прочным,
самостоятельным средством общения. Ведь к этому времени у него
появляется новое средство, которое уже активно употребляет мать, а
ребенок еще только осваивает, — улыбка. Улыбка — выражение радости и
удовольствия, средство общения, безотказный способ привлечь внимание
взрослого, удержать его около себя, заставить вступить в общение и,
конечно, заговорить.

Читайте также:  Роль наследственности и среды в росте и развитии ребенка

Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки,
незнакомых, всего они различают до тридцати голосовых оттенков и
интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете
малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры,
выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают,
отсюда и бессонные ночи, и плач без видимых причин.

Общеизвестно, что плач — это плохо, это сигнал, что надо поменять
пеленки, дать соску и т.д. Но ведь плач — это не только сигнал
неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык
ребенка, форма проявления желания и понимания.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап
эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое
удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелательности, любви.
Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы,
делает его очень восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с
малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух,
обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в
дальнейшем стремится подражать ему. Так, эмоциональное общение ребенка
со взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон
психики младенца, становится ведущей деятельностью ребенка первого
полугодия жизни.

Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого
с ребенком. Если ребенок этого лишен — возникает отставание и сложности
в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная
деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в
личностном общении у ребенка возникает ощущение своей нужности другому,
так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного
жизненного тонуса, уверенности в себе.

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в
произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть
периодом гуления. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки, чем-то
напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции
«огукать» с детьми.

Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета или
послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года
жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных
слов и предложений. Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать,
что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с
их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно
получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.

Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети
уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что
примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок
называет собаку «ав-ав», корову — «му», появляется ряд подражаний
словам, которые произносят взрослые.

Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило,
у девочек 11—12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти
слов. К мальчикам первые слова приходят в 13—14 месяцев — в речевом
развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4—5 месяцев.
Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время.
Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы,
влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит
формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит
отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности,
характерологических особенностей.

Желательно, чтобы каждая мама вела дневник и фиксировала не только знаменательные даты в физическом развитии ребенка,
но и периоды речевого развития малыша. Если родителей что-то тревожит,
настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период
лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам:
оториноларингологу, детскому невропатологу — неонатологу, педиатру,
логопеду.

Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания.
Начиная с 6—7 месяцев ребенок определяет направление звука —
колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат,
родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то
тихо.
Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним,
можно определить» какая ему больше нравится. Уже в период гуления он
оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже,
месяцев с 7—8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поет». Нет детей,
которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие,
обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!»,
«Где мама?» — и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму.
Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и
восклицания, на строгий тон и похвалу.
В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в эмоциональном
общении со взрослым и важно не содержание, а веселая интонация, улыбка —
он оживляется, усиливаются голосовые реакции. А после шести месяцев
одной эмоциональности в общении ребенку уже недостаточно. Его надо учить
понимать короткие, легкие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся
гласным звуком.

Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бобо», «ав-ав».
Каждая мама, да и все взрослые в семье, должны следить за своей речью,
за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом
речи, так как они дают материал для подражания. Взрослые, ухаживающие за
детьми, должны постараться избавиться от недостатков собственной речи.
Не стоит непрерывно говорить с ними — это их утомляет.

Читайте также:  Развитие ребенка в клубе

И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в
круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание
к чашке, тарелке, ложке. С детьми надо говорить только о том, что они
сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, им необходимо создавать
такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы их желания не
предупреждались прежде, чем они успеют выразить их словом или жестом.

После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой
моторикой. Например, ребенок улыбается — активизируются мышцы губ. Для
активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше вы научите
малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи
появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т.д.).

К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше
интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные
предметные действия, они и становятся ведущей деятельностью ребенка во
втором полугодии жизни. Конечно, внимание, ласковые прикосновения
по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном —
ребенок хочет играть, действовать с предметами. Проявляя интерес к
окружающим предметам, он, пробует и кусать их, и извлекать из них звуки.
Но часто уже через 2—3 минуты игрушка брошена, а малыш опять зовет
маму. И снова просит ту же игрушку, пытаясь объяснить ей, что мир они
должны осваивать вместе! Самостоятельно, один на один, ребенок может
познать только то, что доступно, — физические свойства мира. Любая же
игрушка — очень сложная искусственная модель, в которой заложены и
информация о свойствах предметов, и способ действия с ними, и, что очень
важно, — отношение к ним. Только в совместной деятельности с ним малыш
может все это освоить. Конечно, малыш должен (и будет!) играть
самостоятельно. Но игрушка не замена взрослого. Находите такие игры,
которые нравились бы и ребенку, и вам и научитесь играть с малышом,
включаясь в его жизнь. Например, позанимайтесь с ребенком пальчиковой гимнастикой.

На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования
деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук.
С 6—7 месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук,
каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в
течение двух—трех минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и
активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие
мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные
предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для
пальцев дают народные игры-потешки:

Сорока-белобока
Кашку варила.
Детишек кормила,
Этому дала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала…

При этом указательный палец одной руки выполняет круговые движения по
ладони другой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный,
средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки — большой палец не загибается:
… А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Тебе ничего нет!

Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой и правой
руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений.
Можно использовать и такие стишки:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик— Я.
Или:
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик — прикорнул.
Этот пальчик — уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого
сопровождения. Сначала все упражнения родители демонстрируют сами.
Например: «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и
мизинца. «Человечек побежал» — указательный и средний пальцы правой руки
«бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и
безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. Если у родителей богатое
воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их
изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны
приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего
напряжения.

Хочется еще раз обратить внимание родителей, что второе полугодие жизни —
период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно
вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки,
пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые
опасные последствия нового периода жизни во второй половине первого года
жизни малыша. Гораздо хуже, если активность младенца вызывает неприятие
взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком
и уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для
взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому
кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в
ванне малыш заинтересовался блестящими кранами, рассматривает и изучает
их. Взрослый хочет побыстрее закончить купание и насильно отрывает
ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять —
прервано обследование, формирующее в данный момент психологические
механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление
препятствий и самостимуляцию познавательной активности.

Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом
зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с
предметами, поэтому искусственное прерывание спонтанной активности
вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие.

Шевцова Е. Е. Воробьева В. Е.

Источник