Развитие речи ребенка на основе изобразительного искусства
Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
«В период детского мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми яркими, наглядными предметами окружающего мира … Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А. Сухомлинский
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ.
Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять».
Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связанной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображённое, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Т.Г. Казакова подчёркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описания при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждения и контаминированного (смешанного) текста при рассматривании картин всех жанров.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства, соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведения. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.
Речевое обучение строится на основе методики, разработанной в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН (ныне – Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.
Я предлагаю эту методику, которой пользуюсь в своём опыте ознакомления дошкольников с изобразительным искусством. Достоинство этой методики заключается в комплексном решении разных речевых задач на одном занятии, а также в том, что главной задачей является формирование связной речи.
Обучение проводим как фронтально (одно – два занятия в месяц), так и индивидуально (по 10 – 15 минут с одним ребёнком или с группой детей).
- На первом этапе (подготовительном) основное внимание уделяем развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений искусства, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Дополнительно отбираем произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.
- На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение. Проводим запись детских рассказов и чтение их другим детям, применяется приём «вхождения в картину» или «самопроекции», приём «словесного рисования» картины.
В заключении каждого этапа обучения проводим выставки картин: осенний, зимний и весенний вернисаж.
- На выставках в групповой комнате.
Первый вариант
- На выставках представляем репродукции картин. В качестве экскурсовода выступают дети. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества. Роль воспитателя должна быть минимальной.
Второй вариант
- Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительно речи детей и достижением высокого уровня речевого развития.
Каждую выставку воспитатель может открыть чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.
- Экскурсии.
Помимо обучения в детском саду организовываем посещение художественных музеев, выставок и т.д., где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства. Экскурсии целесообразно проводить на определённые темы: «Знакомство с музеем», «Правила поведения в музее», «Жанры живописи», «Выставочная экспозиция».
Именно в таком комплексе решаем следующие задачи:
- Научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения;
- Сформировать умение высказываться на тему произведения живописи;
- Развивать умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.
Представляю некоторые занятия по развитию образной речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства: пейзажа, натюрморта, жанровой живописи.
- Сюжетная картина
1 занятие – Рассматривание картины В.М. Васнецова «Алёнушка ». Картина очень поэтична. После занятия репродукция остаётся в группе, дети глубже проникаются настроением картины. 2 занятие – через неделю воспитатель предлагает детям высказать своё мнение о картине. Дети продолжают составлять описательный рассказ по картине, высказать оценочное суждение.
- Пейзажная картина
1. Рассматривание картины И. Шишкина «Зима», слушание музыки зимы (Элегия Ж. Массне), чтение отрывков из стихотворений о зиме, называя авторов. Ф. Тютчев Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Дети проникаются благоговением художника перед природой.
2.Рассказывание на тему картины И Шишкина «Зима». Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи художественного образа картины, связанности и образности речи. Звучит «Январь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года».
3.Рисование по памяти на тему картины И. Шишкина «Зима». Рассказы детей по своим рисункам. Для каждого ребёнка из его рисунка и записанного рассказа по рисунку, делается книжка.
- Жанровая живопись.
1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри». Чтение отрывка из былины: Тут все богатыри, все святорусские, Садились они на добрых коней И поехали раздольицем чистым полем… А с той горы да со высокой Усмотрел старый казак да Илья Муромец…
Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником В.М. Васнецовым.
2. Рассказывание на тему картины В.М. Васнецова «Богатыри». Придумывание рассказа по картине. Придумать для этой картины интересный конец: что будут дальше делать богатыри и чем всё закончится. Чтение отрывков из русских былин. После нарисовать портрет богатыря.
- Натюрморт.
Рассказ на тему натюрморта И. Машкова «Синие сливы». Подвести к составлению рассказа по картине с описанием объектов и их характеристикой. Придумывание названия. В заключение воспитатель предлагает свой рассказ на тему картины.
Итак, по мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания, рассказывания картин вводим новые методические приёмы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений искусства: 1) Сравнение картин по теме, по общему цветовому решению, настроению жанру. Сравнение позволяет глубже проникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их. 2) Мысленное создание собственной картины по названию, данному художником. Этот приём интересен тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником.
Игры:
- «Художественный салон» — сюжетно-ролевая игра. Правила: картина продаётся в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести. Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
- «Выставка картин». Правила: значок «Лучший оформитель», получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру. «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный рассказ по картине. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
- «Найди ошибку». Педагог описывает содержание произведения, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Правила: слышать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять рассказ по другому произведению.
Перечень картин, репродукции которых рекомендуются для использования при обучении дошкольников рассказыванию:
Натюрморты: П. Кончаловский «Сирень». Е. Романова «Цветы в интерьере». Цветочные батики.
Пейзажи: И. Левитан: «Золотая осень. Слободка», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март». И. Грабарь: «Сентябрьский снег», «Осенний день», «Рябинка», «Берёзовая аллея», «Февральская лазурь». И. Шишкин «Зима», «Рожь». Н. Крымов «Зима». А. Саврасов «Грачи прилетели». Е.Волков «Октябрь». К. Юон «Волшебница зима». Ф. Васильев «Оттепель». В. Бакшеев «Голубая весна». И. Остроухов «Первая зелень». А. Грицай «Подснежники». А. Пухина «Последний снег». Э. Китс «Половодье». И. Айвазовский: «Неаполитанский залив», «Тихое море», «Буря на Ледовитом океане», «Среди волн», «Прибой у крымских берегов», «Берег моря ночью». Жанровые картины В. Васнецов: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке». В. Беспалов «Баба Яга».
Заключение.
Воспринимая произведения искусства, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нём, ребёнок совершает умственные и духовные усилия над собой. Искусство побуждает детей к собственно художественной деятельности (изобразительно и словесной), где реализуются его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.
Источник
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Неман»
Тема: « Речевое развитие детей на занятиях
по ИЗО деятельности»
Подготовила
Перетятко М. Н.,
воспитатель
2018
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изо деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности.
Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.
На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Так дидактические игры:
« Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:
«У меня огурец — зеленый, овальный.
У меня помидор– красный, круглый».
Предложить детям разгадать загадки об овощах:
« Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки.» ( помидор)
« Без окон, без дверей
Полна горница людей.» ( огурец)
Также, перед тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей: «Как называется время года, когда собирают урожай?»
Прочитать стихотворение Плещеева А.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.
Так, например, можно создать пробленые ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.
Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ — («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.
Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку: «Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик посильнее
Огород ты наш полей.»
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность.
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.
Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения.
Например: « Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!»
Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.
Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.
Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»
«Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».
С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.
Так, во время прохождения темы «Зима»
на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать
снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова
о пушистом снеге, о снеговике».
Можно прочитать стихотворение Сурикова И.
Белый снег пушистый в воздухе кружится ,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.
Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.
Источник