Развитие речи ребенка младшего школьного возраста

Развитие речи ребенка младшего школьного возраста thumbnail

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим человеком по различным вопросам. Готовый к школе ребенок обладает развитым фонематическим слухом, способен различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук, понимает смысл слова. Речь младшего школьника является не только средством общения, но и объектом познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие функции. У младших школьников сильно выражена потребность в общении, которая определяет развитие речи. Этому способствуют слушание, беседы, споры, рассуждения и др.

Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью, осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. С помощью внутренней речи младший школьник словесно выражает процессы восприятия окружающей действительности, свои действия и переживания. Благодаря внутренней речи у детей формируются определенные установки и отношение к окружающему миру, развивается способность к саморегуляции поведения.

В младшем школьном возрасте постепенно развиваются три основных типа внутренней речи:

  • внутреннее проговаривание – «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков); типична для решения сложных мыслительных задач;
  • собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
  • внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных элементов.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается сокращением структуры внешней речи. Переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) предполагает развертывание структуры внутренней речи и построение ее в соответствии с логическими и грамматическими правилами.

Внешняя речь – письменная и устная – также интенсивно развивается у младших школьников. В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Совершенствуется связность речи как важный компонент внешней речи, повышается адекватность речевого оформления говорящего или пишущего школьника. Активное развитие внешней речи осуществляется благодаря восприятию правильных образцов речи, разнообразного и языкового материала, а также собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать различные средства языка. Стихийно усвоенная речь часто бывает примитивной и неправильной. Поэтому главное значение для развития речи младшего школьника имеют процесс обучения и его целенаправленная учебная деятельность.

В процессе обучения происходит усвоение литературной языковой нормы. Дети учатся отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, усваивают литературный язык в его художественном, научном и разговорном вариантах. Младшие школьники узнают много новых слов, новых значений уже известных слов и словосочетаний, множество новых грамматических форм и конструкций, узнают уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; познают основные нормы употребления слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

У младших школьников в процессе планомерной учебной работы формируются навыки чтения и письма, представления об особенностях письменной речи, совершенствуется культура речи.

В развитии речи выделяются следующие основные направления:

  • работа над словом (лексический уровень);
  • работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
  • работа над связной речью (уровень текста);
  • произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.

Данные направления развиваются параллельно, хотя находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для составления словосочетаний и предложений; первое и второе подготавливают связную речь младшего школьника. В свою очередь, связные рассказы и сочинения выступают средством обогащения словаря и т. д.

Развитие речи происходит с помощью специального арсенала методических средств, различных видов упражнений, наиболее важными из которых являются упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.), поскольку они развивают все виды речевых умений на лексическом, синтаксическом уровнях, логические, композиционные умения и др.

Практический пример: Разнообразие видов пересказа вносит оживление в уроки, вызывает интерес и эмоциональную включенность младших школьников в учебный процесс: пересказ, близкий к тексту образца; сжатый пересказ; пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от лица одного из персонажей; драматизированный пересказ; пересказ с творческими дополнениями и изменениями; пересказ по опорным словам, картинкам-иллюстрациям и др.

В начальной школе развитие речи учащихся является главной задачей обучения родному языку. Элементы развития речи включены в содержание каждого урока (по русскому языку, природоведению, математике, изобразительному искусству и др.) и во внеклассные мероприятия. При развитии речи младших школьников процесс обучения направлен на формирование определенных характеристик речи, являющихся критериями оценки устных и письменных высказываний детей:

  • содержательность речи, которая определяется количеством выраженных в ней мыслей, переживаний и стремлений, их значительностью и соответствием реальной действительности;
  • логика речи, которая определяется последовательностью, обоснованностью изложения, отсутствием пропусков и повторений, лишней информации, не относящейся к теме, наличием обоснованных, содержательных выводов;
  • точность речи, характеризующаяся умением говорящего или пишущего ребенка не просто передать определенные факты, но и выбрать для этой цели наиболее соответствующие языковые средства – слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения;
  • разнообразие языковых средств, различных синонимов, различных структур предложения;
  • ясность речи – ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом, предполагающая учет возможностей, интересов и других качеств адресата речи;
  • выразительность речи – живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, благодаря чему становится возможным, используя выразительные средства (интонации, отбор фактов, слов, их эмоциональная окраска, построение фразы и др.), повлиять не только на логическую, но также на эмоциональную, эстетическую область сознания;
  • правильность речи – ее соответствие литературной норме, которая включает грамматическую правильность (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную правильность для письменной речи, произносительную, орфоэпическую правильность для устной речи.
Читайте также:  Занятия для успешной развития ребенка

Характеристики речи младшего школьника:

  • содержательность речи;
  • логика речи;
  • речи;
  • языковых средств;
  • ясность речи;
  • выразительность речи;
  • правильность речи.

Перечисленные характеристики тесно взаимосвязаны и в системе работы начальной школы выступают в комплексе. Стремление к их соблюдению развивает у младших школьников умение совершенствовать культуру речи, выявлять и исправлять ошибки в своих устных и письменных высказываниях.

Ю. В. Абашкина, Ю.В. Ганьшина отмечают, что для формирования культуры речи эффективными являются:

  1. теоретические методы (беседа, рассказ учителя, самостоятельное изучение материала по учебнику);
  2. теоретико-практические методы (фонетический, морфологический, этимологический разборы, грамматическое конструирование, лексический разбор);
  3. практические методы (объяснение непонятных слов, обучение работе со справочной литературой, ведение словариков, составление словосочетаний и предложений, исправление ошибок).

Совершенствованию культуры речи младших школьников способствуют упражнения, направленные на совершенствование акцентологических и произносительных норм, лексической и грамматической структуры речи. Дидактический материал, используемый в данных упражнениях, должен быть:

  1. литературным; 
  2. доступным и соответствующим младшему школьному возрасту;
  3. разнообразным (от народных до авторских произведений русских и зарубежных авторов);
  4. познавательным;
  5. насыщенным изучаемыми явлениями.

Благодаря разнообразным упражнениям у младших школьников развиваются специальные умения и навыки, свидетельствующие о культуре речи: произносить слова в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами; определять лексическое значение слова, различать однозначные и многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; употреблять слова в правильной грамматической форме, не использовать в речи нелитературные слова; уметь оценивать речь окружающих с точки зрения качеств речи; уметь передавать мысли и чувства с помощью средств интонационной выразительности.

Факторами речевого развития младших школьников является не только учебная деятельность, но речевая среда в целом, окружающая ребенка. Немаловажную роль в этом выполняют средства массовой информации (СМИ). Д.А. Серегина считает, что СМИ на современном этапе можно оценивать с двух сторон. С одной стороны, СМИ – это расширение общего кругозора, знакомство с литературными произведениями в экранном переложении и, несомненно, один из источников для решения задачи повышения культуры речи ребенка. С другой стороны, форма и содержание многих современных радио– и телепередач очень часто свидетельствуют о наличии антикультурного компонента в речи ведущих и героев программ. По результатам проведенного исследования, автор сделала выводы о том, что младших школьников очень привлекают СМИ, значительную часть своего досуга дети посвящают просмотру телепередач, видео, занятиям с компьютером, что обусловлено легкостью и доступностью общения с ними, возможностью оставаться пассивным потребителем. Аудиовизуальный опыт ребенка богаче, чем «речевой», хотя и носит часто случайный, стихийно сложившийся характер. «Речевой» и зрительский опыт ребенка взаимосвязаны: дети обращают внимание на новые слова, встречающиеся в передачах, интересуются их значением. Тем не менее средства массовой информации обладают большими потенциальными возможностями применения их на уроках русского языка и литературного чтения в качестве учебного материала. Д.А. Серегиной была доказана возможность, целесообразность систематической работы в ключевых направлениях формирования речевой культуры в условиях воздействия СМИ. Основными направлениями такой работы являются следующие: работа с отдельно взятым словом с использованием различных лингвистических словарей (создание «Энциклопедии одного слова»); формирование умения ориентироваться в программе телевещания и самостоятельно отбирать полезные телепрограммы для просмотра; формирование умения ориентироваться в детских журналах. Можно сделать вывод о том, что средства массовой информации могут оказывать положительное влияние на формирование речевой культуры младших школьников при условии повышения уровня информационной культуры детей, формирования у них качеств активного, грамотного зрителя.

Практический пример: Проект по созданию «Энциклопедии одного слова», направленный на формирование речевой культуры младших школьников, заключается в том, что каждый ребенок работает с выбранным им словом, использует словари, «ищет» это слово в заглавиях художественных произведений, русском фольклоре, афоризмах, детских журналах, радио– и телепередачах.

Основные направления развития речи младших школьников

I. Овладение нормами литературного языка  

  1. расширяется словарный запас;
  2. обогащается активный запас грамматических конструкций;
  3. вырабатывается гибкость в обращении с языковыми единицами;
  4. развивается чувство языка

II. Овладение функциональными стилями языка и формирование качества хорошей речи  

  1. формируются знание и умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей, знание стилевых разновидностей языка и речи;
  2. развивается языковое чутье; 
  3. умение выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей;
  4. формируется умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения

III. Развитие навыков связной речи  

Формируются умения:

  1. определять (осмысливать) объем и границы темы сочинения; 
  2. подчинять свое изложение и сочинение основной мысли;
  3. собирать материал для сочинения;
  4. систематизировать собранный к высказыванию материал, т. е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении; 
  5. строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения);
  6. выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста совершенствуются все виды речи детей (табл. 2.6). Дети овладевают нормами литературного языка, функциональными стилями языка, у них формируются качества хорошей речи, развиваются навыки связной речи, совершенствуются регулятивная и планирующая функции речи.

Источник: 

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Источник

АНТИПОВА
Развитие речи младших школьников

Развитие речи младших школьников

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приобретенные средства для достижения этого — культура речи и культура общения.

Общеизвестно, что овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Читайте также:  Спортивное развитие ребенка с 2

Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.

Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.

В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся.И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на различных уроках является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся, развития коммуникабельности каждого ребенка.

В связи с этим мною было определено исследование по этой проблеме. Цель исследования – провести наблюдения по развитию познавательной мотивации школьников через коммуникативный подход к развитию речи детей. В соответствии с целью,были поставлены следующие задачи: на основе изучения литературы, найти и обосновать подходы к исследованию; разработать систему развития речевых умений, обеспечивающих развитие познавательной мотивации учащихся; в соответствии с разработанной системой проверить и изучить познавательную активность своего класса.Детям было предложено написать сочинение на тему: «За что я люблю свою школу». Цель такого вида деятельности – выявить положительные и отрицательные факторы пребывания детей в учебном заведении, и на основе полученных результатов строить свою дальнейшую работу.Результат был неожиданным: многие дети написали, что в школе им нравятся уроки окружающего мира, русского языка и математики, потому что на них они учатся делать открытия, а это очень интересно – собственное открытие! Потому что они решают задачу не в одиночку, а в группах; есть возможность добыть материал в энциклопедиях, словарях, справочниках, сети Интернет, друг у друга. Третьи выделили интересные занятия в спортивных, художественных кружках, секциях. Но некоторые затруднялись ответить на этот вопрос, т. к. в силу особых причин испытывали некоторый дискомфорт в школе (некоммуникабельные дети, неблагополучные семьи). Это исследование было взято за основу проведения уроков и внеурочной деятельности таким образом, чтобы всем было интересно, т. е. исходя из пожеланий детей. На основе этого было принято решение – раз детям нравится делать открытия на уроках – применять этот вид деятельности на каждом уроке при знакомстве с новым материалом. Если детям нравится работать в группах – сделать это возможным как можно чаще. Вовлечь некоммуникабельных детей в интересные для них виды деятельности. Соответственно, чтобы сделать открытие, надо напрячь свою мыслительную деятельность и составить нужное сообщение, применяя УУД – развитие коммуникативной деятельности. Надо продумать свою мысль, чтобы ее поняли другие. Происходит продуманное составление своего сообщения. Идет активная работа по развитию мыслительной деятельности, развития речи, внимания и памяти. Таким образом, возникнет положительная мотивация к обучению, и будет положительная коммуникативная деятельность исключительно каждого ребенка.

Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; урок с опорой на презентацию, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии; творческие проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.

Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание, прежде всего, должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено учащимся.

Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила.Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы.

Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.

Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ.Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.

Читайте также:  Занятия для месячного ребенка для развития

Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой –средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

В УМК «Перспективная начальная школа» есть учебники русского языка ч. 2, под редакцией Чураковой Н. А., хрестоматии по окружающему миру и литературному чтению, программы по внеурочной деятельности, в которых достаточно много материала для развития речи учащихся. Начиная от простого и переходя к более сложным видам деятельности, дети обучаются составлять предложения, определять тему текста и его главную мысль, находить смысловые части текста, составлять тексты-миниатюры по определенным темам. Так же здесь имеются различного вида словари, которыми дети смогут воспользоваться при письменном оформлении своих мыслей.

Работа над сочинением начинается задолго до написания самого сочинения.В качестве тренировочного упражнения могу предложить детям задание: Придумайте для игры «Узнай по описанию» небольшие тексты по теме «Природа зимой». Работа выполняется в парах. Очень ярко и чётко проявляются индивидуальные особенности детей при работе по этой теме. Активны те дети, которые придумали тексты, но ещё более активны дети, которым трудно было выполнить это задание, но зато как легко и интересно отгадать, о чём же это придумал описания его сосед по парте? В следующий раз выполнение такого задания окажется по силам и ему. Дети с особым интересом выполняют такие задания. Здесь и загадка, и творчество, и дополнительный материал для написания сочинения, и исследование природных явлений, и самоутверждение – «А я тоже так смогу!». Такой вид деятельности хорош для раскрытия творческих способностей детей, для развития речи, а также для развития ребёнка как личности. Выполняя такие задания в парах, дети получают дополнительную информацию от соседа по парте; работая в группе — учатся формулировать свои мысли в совместной деятельности. Также прекрасным тренировочным упражнением является задания на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке. Работать можно как в группе, так и индивидуально.Например: распространить простые предложения, используя как можно больше слов.

1. Пришла зима. 2. Выпал снег. 3. Ударил мороз.

Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих. Некоторым достаточно составить предложение вида «Пришла долгожданная зима», а другим — целое море фантазии, творчества раскрывает этот вид деятельности.

1. И вот пришла настоящая снежная, холодная зима, с метелями, вьюгами и обильными снегопадами, которая принесла много радости, игр и развлечений ребятишкам во дворе, а также удивила маленького рыжего котёнка, никогда не видевшего этого чуда природы.

2. Выпал белый, пушистый, сверкающий на солнце, снег, который запорошил крыши домов, тропинки в сосновом лесу, укрыл тёплым одеялом вспаханные поля и задремавшие до весны сады.

3. Ночью ударил сильный трескучий мороз и сковал тихую речку ледяным прочным мостом, чтобы она, гордая красавица, спала до самой, такой ещё далёкой весны.

Дети с ограниченными творческими возможностями используют этот материал для написания сочинения, не испытывая при этом неуверенности в своих силах. При этом учителю предоставляется возможность использовать личные качества каждого обучаемого, его творческую направленность, его уникальность. Для других детей это отличный пример для подражания. Мне иногда достаточно чуть-чуть подредактировть творчество детей, и получаются интересные по содержанию и по качеству работы.

Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться добывать эти знания, действовать, принимать решения. Для достижения этой задачи мною создана Программа студии «Театр Буратино». В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать.

Цель занятий студии – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

Задача курса: совершенствовать культуру речи и развивать устную речь, вовлекая в инсценирование сказок, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формировать ум, воображения и речь младшего школьника.

Как показала практика, учащиеся увлеченно осваивают учебный материал, когда применяется коммуникативный подход. Это активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности, формируется умение работать с различного вида информацией.

Дети принимают участие в школьных викторинах, олимпиадах, конкурсах. Несколько учащихся разместили свои детские работы – сочинения, собственные стихи и сказки в электронном СМИ «Алые паруса». Веду факультативное занятие «Учимся писать сочинения». Использую рабочие тетради Л. И. Тикуновой «Учимся писать изложение и сочинение» 3 класс.Особое внимание в 3 классе уделяется:

— понятию «текст», формированию умения различать текст и отдельные предложения, не объединённые общей темой;

— теме текста, основной мысли текста, заголовку текста;

— делению текста на логически законченные части, их озаглавливанию, умению составлять план текста сюжетного характера под руководством учителя;

— видам текстов: повествованию, описанию, рассуждению;

— построению текста (начало, основная часть, заключение).

Тексты, помещённые в пособии,могут быть использованы для проведения различных видов изложений:

подробные (развёрнутые, близкие к тексту) или краткие (сжатые);

письменные или устные;

обучающие или контрольные;

полные, выборочные или с дополнительным заданием и другие.

При проведении анализа текстов-образцов у ребёнка развивается языковое чутьё, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов.

В заключение обращаю внимание на то, что упражнения должны использоваться избирательно, в соответствии с подготовкой каждого ученика и всего класса.

Источник