Развитие речи ребенка лурия

Развитие речи ребенка лурия thumbnail

Марина Елецкая
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия

В наше время очень часто используют термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

— дети с нарушением речи (логопаты);

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);

— дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);

— дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);

— дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);

— дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.

Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.

Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.

А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

Три основных функциональных блока мозга:

I блок – энергетический;

II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;

III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).

Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.

1-й блок — обеспечение условий для психической деятельности. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Два самых главных условия – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

— истощаемость, утомляемость, вялость;

— эмоциональная неуравновешенность;

— аллергии у ребенка;

— часто болеющие дети;

— гипо/гипертонус;

— дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

— движение языком во время письма (другие синкинезии);

— дизартрии, дисграфии;

— сужение полей зрения и др.

Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:

— дыхательные упражнения;

— массаж, самомассаж;

— растяжки;

— релаксация;

— блок упражнений «Здоровые глаза»;

— тренировка мышц речевого аппарата;

— упражнения для шеи, плеч, рук и ног.

Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.

Второй блок мозгаПриём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).

Его метафорический «девиз»: Я МОГУ!

Рис. №2

2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.

На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.

Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.

Признаки несформированности 2-го блока:

— несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);

— несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);

— неловкость, однотипность движений.

Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).

Его метафорический «девиз»: Я ДОЛЖЕН!

Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

Рис. №3

3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.

К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.

Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:

— отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

— упрощение любой программы;

— пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

— бедная речь;

— не могут решить смысловую задачу.

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.

Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.

Источник

Лурия А.Р.

Лурия Александр Романович (16.07.1902 — 14.08.1977) — профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом.

Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.

Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. — в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.).

Лурия А.Р. на видео

Книги (12)

Высшие корковые функции человека

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.

Монография «Высшие корковые функции человека» — основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии — научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии.

В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.

Лекции по общей психологии

Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

Маленькая книжка о большой памяти

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора — тогда еще молодого психолога — пришел человек и попросил проверить его память.

Человек — будем его называть Ш. — был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию…

Нейропсихология памяти

Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р.

В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса.

Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров

Основные проблемы нейролингвистики

В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации.

Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания.

Основы нейропсихологии

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины.

Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов — восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления.

Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.

Письмо и речь. Нейролингвистические исследования

В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам — филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.

Травматическая афазия

Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций.

Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли.

Этапы пройденного пути

Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни.

Его научная автобиография — неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии.

Язык и сознание

Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики.
Книга составлена из курса лекций, которые автор в течение многих лет читал на факультете психологии Московского университета, и поэтому совершенно естественно, что она рассчитана прежде всего на студентов-психологов и на тех представителей смежных дисциплин, для которых вопрос о роли языка в формировании сознания и сознательной деятельности представляет интерес.

Природа человеческих конфликтов

Объективное изучение дезорганизации поведения человека.

Тема книги «Природа человеческих конфликтов» — дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза.

Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций — прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Страница: 123

Добавить отзыв

Источник