Развитие речи ребенка летом

Развиваем речь ребенка летом

Лето — это замечательное время года! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на облака, можно купаться и загорать, путешествовать и много гулять! Лето дарит нам неисчерпаемые возможности для развития наших детей. 

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.

Если Вы на даче, то перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь малыш в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явления природы (гроза, туман, ливень….), растений (ягод, цветов, овощей, деревьев и фруктов).

Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего малыша.  

Если Вы с ребенком на кухне, то у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:

-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.

Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Обогащению словарного запаса детей  способствуют путешествия, новые впечатления от походов лес, выходы в театр, цирк.

Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывать короткие тексты, устно сочинять сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. Вечером просите детей поделиться впечатлениями пройденного дня.

Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильном порядке слов в предложении.

Следите за произношением детей. Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры.

Уважаемые родители, выполнение этих рекомендаций – залог будущего успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе!

Источник

Татьяна Исиченко
Консультация «Развиваем речь детей летом»

«Развиваем речь детей летом»

Лето – важная пора для продолжения занятий по развитию речи ребенка.В отпуске: на море, на даче этой деятельностью могут заниматься родители и близкие ребенка. Для этих целей не обязательно иметь специальные книги, пособия, материалы. Основой для развитияречи в полной мере может стать окружающая ребенка среда: предметы, объекты, природа.

С чего же начать?

Для начала можно еще раз вспомнить, что сейчас лето – самое жаркое время года. Это время, когда часто светит солнце, день длинный, а ночь короткая, на деревьях зеленые листья, земля покрыта зеленой травой, цветут цветы, появляются первые ягоды и грибы, овощи и фрукты. Дети и многие взрослые отдыхают. В жаркую погоду можно купаться, загорать.Люди легко одеваются на улицу: им нужны летние платья, шорты, футболки, сандалии, панамы.

Если Вы отправились в путешествие, то интересно будет обговорить, на чем Вы поехали, поплыли или полетели. Вспомнить, что транспорт бывает наземный, водный или воздушный. Чтобы транспорт мог перевозить людей или грузы,им должен кто-то управлять: пилот, машинист, водитель, капитан.

После посещения зоопарка можно поговорить о том, что существуют животные наших лесов, животные севера и юга. Назвать их.Например: лис – лиса – лисенок, медведь – медведица – медвежонок и т. д.

Поход в лес напомнит названия деревьев, кустарников, грибов и ягод. Поможет увидеть отличия дерева от кустарника и травы. А после интересно будет обговорить и вместе испечь брусничный пирог, сварить земляничное варенье, приготовить жареные или соленые грибы.

Пребывание на даче освежит в памяти названия овощей, выращиваемых на огороде,установит последовательность: семя, росток, взрослое растение, цветение, незрелый плод, зрелый плод,раскроет способы ухода: полив, рыхление.

Путешествие на море поможет вспомнить названия морских обитателей. Если Вы не увидели их в живую, на помощь придут картинки.

Читайте также:  Задержка в физическом развитии ребенка

О поездке можно поговорить и после возвращения. Здесь важен и рисунок самого ребенка. Если он затрудняется рассказать о путешествии или каком- интересном эпизоде, взрослый легко поможет вопросами, выстраивающими логическую последовательность рассказа.Например: «Куда мы решили поехать? Что ты взял с собой в дорогу? На чем мы поехали? Что произошло потом? Что ты увидел? Что ты делал? Что тебе больше всего понравилось? Как мы приехали обратно?».

Также в каждую Вашу беседу с ребенком можно включить игры на развитие восприятия, памяти, образного и словесно-логического мышления. Они вполне могут быть и словесными, то есть не требовать для проигрывания каких-либо предметов, картинок. Здесь решаются не только задачи накопления словаря существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, умения правильно изменять и образовывать слова, но и развития фонематического слуха (умения воспринимать, различать звуки речи, умения делить предложения на слова и составлять предложения из слов, делить слова на слоги и составлять слова из слогов, делить слова на звуки и составлять слова из звуков).

«Четвертый лишний»: взрослый называет (или раскладывает картинки, игрушки, предметы, ребенок называет лишний предмет.Например: «Помидор, огурец, яблоко, кабачок. Что лишнее? – «Лишнее яблоко, потому что это фрукт, а остальные – овощи».Также можно поставить более сложную задачу: например, найти лишнее слово (подобрать картинку с названием) на наличие/отсутствие определенного звука, места звука в слове, количества слогов.Например:

Рак, кот, Роза, Ромашка. – Какое слово лишнее? Объясни, почему. (Лишнее слово кот, в нем нет звука Р). Мак, макароны, мыло, дом. — Лишнее слово дом. В нем звук М последний, а в остальных словах – первый. Дом, сад, че-ре-па-ха, сон. — Лишнее слово черепаха. В нем четыре слога, а в других словах – один слог.

«Назови ласково»: Взрослый называет предмет/объект и предлагает ребенку назвать маленький предмет или назвать предмет/объект ласково.Например: дом – домик, кот – котик, сад – садик и т. д.

«Один – много»: Взрослый называет предмет/объект и предлагает ребенку назвать много предметов/объектов.Например: один шар – много шаров, один мяч – много мячей, одна чашка – много чашек.

«Мой – моя»: Предлагает назвать свой предмет.Например: чашка – моя чашка, дом – мой дом.

«Назови детеныша животного»:Например: У кошки родился котенок. У лисы родился лисенок.

«Из какого материала сделан»:Например: «Стол из дерева какой? – Деревянный стол».

«Загадай загадку». «Расскажи о предмете, не называя его.Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. Что это?»

«Посчитай слова в предложении». «Я назову предложение, а ты назови количество слов в нем. «Составь предложение из слов»:Например: «Составь предложение из слов: Бабушка, пироги, печь»«Бабушка печет пироги».

«Подели слова на слоги». «Сколько слогов в слове па-ро-воз?»«В слове паровоз три слога».

«Составь слово из частей»: «Какое слов составим из частей: ШИ, НА, МА»«Машина».

«Помай звуки». «Назови, сколько звуков в слове БАНАН?»«В слове БАНАН пять звуков».

«Составь слово из звуков». «Какое слово получится из звуков Д, М, О?»«Слово ДОМ».

Эти игры и задания помогу расширить, уточнить словарь Вашего ребенка, потренироваться в звуковом и слоговом анализе и синтезе, анализе и синтезе предложений на слова. При этом, конечно же, не стоит забывать и о заданиях на автоматизацию звуков речи, которые задал логопед на летний период. И тогда осенью Вашего ребенка будет сопровождать успех на занятиях по развитию речи или в процессе школьного обучения.

Источник

Ирина Растунина
Как способствовать развитию речи детей летом

Предпосылками развития речи являются:

1. Развитие мелкой моторики рук

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

• Пальчиковая гимнастика, связанная с летней тематикой (Цвынтарный В В «Играем пальчиками и развивается речь»)

• Игры с водой (хорошо для детей с повышенным тонусом мышц рук)

• Игры с мелкими предметами

• Различные виды ручного труда.

2. Артикуляционная гимнастика

3. Дыхательные упражнения

Существует много игр по развитию дыхания. Это является подготовительным этапом для формирования у ребенка шипящих и свистящих звуков

• Научите малыша дуть на одуванчик, пушинку, листики. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед

• Наполните таз с водой и предложите детям дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Вы можете устроить парусную регату, сравнивая, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. А может быть, это будут рыбки или уточки.

• Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей. Можно устроить соревнование между детьми по скорости надувания воздушных шариков.

4. Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить детейправильно пользоваться голосом и интонацией:

Для этого можно

• Протягивать различные гласные звуки. Возьмите в руки длинную веревочку и спрячьте ее в кулаке. Предложите ребенку ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук (а, о, у, и, э, разматывая при этом веревку.Можно организовать соревнование: «Чья веревочка будет длиннее».

Читайте также:  Игры и игрушки для раннего развития ребенка

• Кроме изолированных гласных, полезно произносить сочетание гласных звуков (Хороводная игра «В лес пойдем»)

• Учите произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в различном темпе.

— Как ветер воет тихо? (у-у-у) А громко?

— Как комар тихо звенит? (з-з-з) А громко?

— Как жук жужжит громко? (ж-ж-ж) А громко?

— Маленький медвежонок рычит: ы-ы-ы, а большой.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу по-разному?

— Как говорит черепаха? Медленно.

— Я иду гулять (медленно)

— Как говорит зайчик? Быстро.

— Я иду гулять. (быстро)

Хороводная игра «Карусель»

5. Развитие слухового внимания. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки, слова.

«Слушай тишину» Слушай, слушай тишину

Чуткими ушами

Сколько звуков в тишине

Мы услышим с вами?

• Воспроизведение ритмического рисунка. Взрослый отхлопывает несложный ритм, ребенок воспроизводит его хлопками, на барабане, бубне.

• Потешки, песенки, прибаутки незаменимы для восприятия и усвоения музыки родного языка. Это та своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок учится тонкостям родного языка. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста предусматривает освоение языка, его фонематического и грамматического строя, что позволяет детям свободно рассуждать, сравнивать, делать выводы, отражать различные связи между предметами и явлениями окружающей жизни. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает пополнять свой словарь.Желательно особое внимание уделить его качественной стороне: увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов, наречий и т. д. Нужно помочь ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Предлагаемые упражнения и задания помогут совершенствовать имеющиеся у детей речевые навыки и умения

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбери признаки,подключая различные анализаторы: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

• Если мы посмотрим на предмет, то узнаем

— о цвете

— форме

— размере

— строении предмета

Если понюхаем цветок, то узнаем какой он (ароматный, пахучий, душистый

• Образуй признаки от предмета

Что? Какой? Какая? Какое? Какие?

Пчела пчелиный

Комар комариный

Цветок цветочный

Лето летний

Вечер вечерний

• Образуй признаки от действия

Что делает? Какой?

Вредит вредный

Жужжит жужжащий

Летит летящий

2. Подбери действия

3.Назови ласково: пчела – пчелка, пчелочка; цветок – цветочек

4. Один – много (изменение сущ. по числам)

5. Согласование числительных с существительным. Посчитай насекомых с признаками от 1 до 10 порхающая бабочка, жужжащий жук, трудолюбивая пчела

6. Наоборот (антонимы): тепло – холодно; легко – тяжело; глубоко – мелко

Подготовив лексико-грамматическую базу речи, можно попробовать с детьми сочинить загадок, через

1. перечислениетолько признаков предмета: звонкий, резиновый, быстрый (мяч) красное, спелое, сладкое… (яблоко) ветвистая, зеленая, колючая (ель) зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная (береза)

2. описание предмета без называния его — строение — строение

— окраска — окраска

— Как передвигается? — Где растет?

— Какие звуки издает?

— Где живет?

3. Через сравнение с другими предметами. Какой предмет (колючая) и что еще бывает таким (иголка, еж, кактус)

Колючая, но не иголка

Ароматная, но не ягода

Красная, но не краска

Что делает (растет, что еще может это делать (дерево, человек, трава)

Что еще растет в саду?

Растет в саду, но не фрукт.

На что похож этот предмет?

Похож на праздничное платье, бант.

При хорошей фантазии воспитателей, можно придумывать не только загадки, но и сказки, которые можно сопровождать изображением фигурок из пальцев, артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями.

Думайте! Творите! Развивайте речь детей!

Природа и предметы, которые окружают нас, вам помогут (развивать) совершенствовать речь детей.

Источник

Рекомендации родителям по развитию речи в летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Читайте также:  Непременным условием для всестороннего развития ребенка

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: «недоавтоматизированные» звуки могут «потеряться» (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. 2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  7. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разнобой. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  6. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. — Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. — Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. — Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы — …, у слонихи — …, у овцы — … и т.д.
  6. — Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. — У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. — Если днём жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Источник