Развитие речи ребенка гербова

Развитие речи ребенка гербова thumbnail

Валентина Викторовна Гербова

Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа «Развитие речи в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.

К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие «Развитие речи в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по развитию речи у детей 2–7 лет.

Программа

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста[1]. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель – определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обучают устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп – русской разговорной речи.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка курсовая работа

В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разработанным в регионах.

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Развивающая речевая среда

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешка из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.

Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).

Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи

Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

планирование образовательной работы по развитию речи во второй младшей группе В.В. Гебова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной работы

Развитие речи

Тема занятий

Программное содержание

Методическая литература

дата

план

Сентябрь.

Тема недели «До свидания лето! Здравствуй, детский сад!»

1.

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них — замечательный ребенок, и взрослые их любят.

В. В. Гербова, с. 28-31

02.09.

Тема недели «Осень»

2.

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской).

В . В. Гербова, с. 31-32

09.09.

Тема недели «Осень» продолжение

3.

Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизация в речи детей обобщающих слов.

В .В. Гербова, с. 32-33

16.09.

Тема недели «Осень» продолжение

4.

Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; no6yждать произносить звук в разной тональности с разной громкость (по подражанию).

В .В. Гербова, с. 33-35

23.09.

5

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов –описаний игрушек.

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжить учить рассказывать об игрушке по определённому плану.

В .В. Гербова

30.09

Читайте также:  Английский алфавит развитие ребенка

Октябрь.

Тема недели «Я и моя семья»

1.

Дидактическая игра «Чья вещь?».

Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять cюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

В. В. Гербова с. 36-38

07.10.

Тема недели «Я и моя семья» продолжение

2.

Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

В. В. Гербова с. 38-39

14.10.

Тема недели «Мой дом, мой город»

3.

Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

В. В. Гербова, с. 39-40

21.10.

Тема недели «Мой дом, мой город» продолжение

4.

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения Л. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

В. В. Гербова, с.40-41

28.10.

Ноябрь.

Тема недели «Мой дом, мой город» продолжение

1.

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

В. В. Гербова, с.41-42

11.11.

Тема недели «Мой дом, мой город» продолжение

2.

Звуковая культура речи: звук и

Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

В В. Гербова, с. 42-43

18.11.

Тема недели «Новогодний праздник»

3.

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

В. В. Гербова, с.43-46

 25.11.

Декабрь.

Тема недели «Новогодний праздник» продолжение

1.

Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

В. В. Гербова, с. 46-47

02.12.

Тема недели «Новогодний праздник» продолжение

2.

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегуруш ка и лиса» (обраб. М. Булатова), с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка — причитания Снегурушки.

В. В. Гербова, с. 50

09.12.

Тема недели «Новогодний праздник» продолжение

3.

Повторение сказки «Снегурочка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек»

Помочь детям вспомнить сказку «Снегурочка и лиса». Упражнять в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).

В. В. Гербова, с. 51-52

16.12.

Тема недели «Новогодний праздник» продолжение

4.

Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом JT. Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В. Викторова).

В. В. Гербова, с. 52

23.12.

5.

Игра-инсценировка «У матрешки — новоселье»

Способствовать формированию диалогической речи; учить правильно называть строительные детали и их цвета.

В. В. Гербова, с. 53-54

30.12.

Январь.

Тема недели «Зима»

1.

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку

В. В. Гербова, с. 54-55

13.01.

Тема недели «Зима» продолжение

2.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин (по выбору детей).

Продолжить объяснять детям, как много интересного можно узнать , если внимательно рассматривать рисунки в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

В. В. Гербова, с. 55-57

 20.01.

Тема недели «Зима» продолжение

3.

Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

В. В. Гербова, с. 57-58

27.01.

Февраль.

Тема недели «Зима» продолжение

1.

Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»

Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

В. В. Гербова, с. 58-59

03.02.

Тема недели «День защитника Отечества»

2.

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

В. В. Гербова, с. 59-60

10.02.

Тема недели «День защитника Отечества» продолжение

3.

Звуковая культура речи: звуки 6, бь

Упражнять детей в правильном произношении звуков 6, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

В. В. Гербова, с. 60-62

17.02.

Тема недели «День защитника Отечества» продолжение

4.

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились»

Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.

В. В. Гербова, с. 62-63

24.02.

Читайте также:  Развитие зрительного восприятия у слепого ребенка

Март.

Тема недели «8 Марта»

1.

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления).

В. В. Гербова, с. 63-64

02.03.

Тема недели «8 Марта» продолжение

2.

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».

Дидактическое упражнение «Очень мамочку

люблю, потому, что…»

Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей.

В. В. Гербова, с. 64-66

09.03.

Тема недели «Знакомство с народной культурой и традициями»

3.

Звуковая культура речи: звуки т, п, к

Закреплять произношение звука m в словах и фразовой речи;

учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками п, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоро стью и громкостью.

В. В. Гербова, с. 66-68

16.03.

Тема недели «Знакомство с народной культурой и традициями» продолжение

4.

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

В. В. Гербова с. 68

23.03.

Тема недели «Знакомство с народной культурой и традициями» продолжение

5.

Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога).

Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»)

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

В. В. Гербова с. 69-71

30.03.

Апрель.

Тема недели «Весна»

1.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

В. В. Гербова, с. 71-72

06.04.

Тема недель «Весна» продолжение

2.

Звуковая культура речи: звук ф

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

В. В. Гербова с. 72-73

13.04.

Тема недель «Весна» продолжение

3.

Чтение и драматизация русской

народной песенки «Курочка-рябушечка».

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

В. В. Гербова, с. 73-75

20.04.

Тема недели «Весна» продолжение

4.

Звуковая культура речи: звук с

Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.

В. В. Гербова, с. 75-76

27.04.

Май.

Тема недели «Лето»

1.

Чтение русской народной сказки

«Бычок — черный бочок, белые копытца».

Литературная викторина

Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

В. В. Гербова, с. 76-77

05.05.

Тема недели «Лето» продолжение

2.

Звуковая культура речи.- звук з

Упражнять детей в четком произношении звука з.

В. В. Гербова, с. 77-78

11.05.

Тема недели «Лето» продолжение

3.

Повторение стихотворений.

Заучивание стихотворения И. Белоусова

«Весенняя гостья»

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение.

В. В. Гербова, с. 79

18.05.

Тема недели «Лето» продолжение

4.

Звуковая культура речи: звук ц

Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

В. В. Гербова, с. 80-82

25.05.

Источник