Развитие речи ребенка до года гуление лепет

Развитие речи ребенка до года гуление лепет thumbnail

27.06.2015,

 Нормы развития речи, Статьи  

Речь ребенка до года

Самый сложный этап новорожденности прошел. Вы потихоньку освоились с ролью мамы и наслаждаетесь малышом. Кроха тоже рад общению с вами. Не верите? Прислушайтесь! Малыш гулит!

Примерно в 1-2 месяца мама замечает, что малыш не только кричит, но еще может и «петь». В репертуаре ребенка разные вариации звуков: аааа-гууу, гы-ыы, а-гыы, эээ. В отличие от крика-плача, воркование начинается на фоне приподнятого настроения и положительных эмоций.

Кроха с большим удовольствием осваивает все новые и новые «песни». Причем хиты становятся громче и выразительнее, если у малыша появляются зрители. Тогда он улыбается, дрыгает ручками, ножками – в общем, выступает по полной программе. Ученые доказали, что малыши первого полугодия жизни не могут издавать звуки без общей двигательной активности, как и двигать ручками и ножками молча.  Поэтому появление гуления всегда сопровождается «комплексом оживления».

stimulirovanie-guleniyaПримерно в 2-3 месяца ребенок устанавливает связь между своим гулением и поведением мамы. «Я гулю – мама улыбается, радуется и тоже общается со мной!» – такая идея является большим стимулом для малыша в налаживании дальнейшего диалога с окружающими.

До 3 месяцев гуление (или гукание) не сопровождается работой слуха. Примерно после 3 месяцев малыш уже прислушивается к своему «вокалу», повторяет услышанное и получает от этого удовольствие. Еще бы, такие шлягеры! Интересно заметить, что на этапе гуления все малыши воркуют одинаково, независимо от страны проживания.

Надо сказать, что эволюционной задачей гуления является подготовка артикуляционного аппарата к произнесению слогов и (!) освоение интонаций, свойственных родному языку, а также распознавание настроений окружающих для адаптации к ситуации.  В зависимости от тона речи матери, малыш либо тянется к ней, начинает агукать в ответ, либо может расплакаться.

Дети на этапе гуления пристально смотрят в лицо говорящего взрослого. Если к ребенку обращаются радостно, с улыбкой, он ответит гулением и улыбкой (будет подражать).

Как развивать гуление?

 Если ваш малыш не гулит или гулит мало, ради собственного спокойствия проконсультируйтесь с врачом. Возможно, следование простым приемам и рекомендациям будет достаточным для стимулирования малыша к гулению:

rech-rebenka-gulenie

  1. Говорите с малышом «на средней» громкости ( не громко и не тихо).
  1. Разговаривайте с малышом доброжелательно, ласково. Если взрослый постоянно кричит и раздражается, гуление затухает. Дети на этой стадии крайне чутко реагируют на мимику и интонации.
  1. Поддерживайте зрительный контакт. Это очень важно! Ребенок должен видеть ваше лицо, когда вы говорите. Иногда малыши стараются дотронуться до губ взрослого, когда он говорит, чтобы посмотреть «как выходит звук».
  1. В комнате, где гулит ребенок должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя слышать. В помещениях, где всегда звучит громкая музыка, разговаривают взрослые или шумят дети, малыши быстро замолкают.
  1. Агукайте сами, гулите в ответ. У детей первых лет жизни очень развит подражательный рефлекс. Поэтому младенцам, у которых отсутствует гуление, педагоги даже рекомендуют включать записи гуления детей.
  1. Если малыш не гулит, можно проводить легкий массаж губ, щечек, груди, животика при этом говорить стих. Это вызывает спонтанную подачу голоса.
  1. Обязательно поддерживайте гуление крохи. Хвалите маленького оратора, отвечайте ему улыбкой. Как выяснили ученые, мальчики лучше реагируют на похвалу «молодец», а девочки – на «умницу». Так что имейте ввиду J!

Малыш лепечет!

rech-rebenka-v 6 mesyacev-lepet Примерно к 6 месяцам у ребенка появляется лепет. Если гуление это набор разных звуков, то лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). Не смотря на то, что первый лепет бывает похож на слова (например, мама, баба), пока малыш не вкладывает в эти звуки значения.

В этот период ребенок лишь набирает артикуляционный багаж для будущей речи, готовится к первым словам.

В лепете 7-8 месячных малышей можно узнать интонационные свойства языка, на котором говорят окружающие. Американские ученые провели интересный эксперимент. Они записали лепет малышей из Китая и США, и дали прослушать носителям китайского и английского языков. Удивительно, но представители двух наций безошибочно определили «своих» ребятишек, причем не смогли озвучить причину выбора. В период первого гуления и лепета ребенок готов к освоению абсолютно любого языка.

Период лепета можно условно разделить на 3 этапа:

1 этап – появление лепета (5-6 месяцев). Начало лепета совпадает у малыша с функцией сидения и дальнейшим развитием двигательной активности. Ритмичные движения влекут за собой «распадание» протяжного гуления на ритмичные слоги. Поэтому для развития речи очень важно предоставлять ребенку максимально возможную свободу движения и поощрять физическую активность. На этом этапе идет усиленное накопление звуков.

2 этап – формирование аутоэхолалии (многократное однообразное повторение набора звуков, слогов) – 7 – 10 месяцев. Примерно с 7-8 месяцев звуковой арсенал малыша не пополняется, но активно применяется. На этом этапе малыш уже начинает понимать некоторые слова, бодро и подолгу лепечет, выделяя некоторые гласные ударением. После 8 месяцев звуки, не используемые в родном языке (языке, на котором говорят окружающие) , начинают угасать.

3 этап – переход к активной речи (10-12 месяцев). После 10 месяцев малыши пытаются настроить полноценное словесное общение, они уже воспроизводят типичные ритмы и звуки родного языка, и произносят заветные первые слова.

Эволюционно стадия лепета необходима, чтобы развивать произношение и слух. Иначе говоря, ребенок учится слышать, что говорит, управлять языком.

stimulirivanie-lepeta

Для того, чтобы малыш прошел стадию лепета наиболее эффективно, воспользуйтесь нашими рекомендациями.

Как развивать лепет:

  1. Создайте спокойную тихую обстановку. Ребенку на стадии лепета очень важно слышать, какие звуки он произносит и что говорят окружающие.
  1. Постепенно обогащайте звуковую среду. Покажите малышу разные источники звука (погремушки, музыкальные инструменты, книжки с мелодиями, записи песен). Бывает полезным включение ребенка в коллектив лепечущих детей – сверстников.
  1. Поддерживайте физическую активность. Ученые доказали взаимосвязь между двигательной активностью и развитием умственных и речевых способностей.
  1. Повторяйте за малышом лепет, поддерживайте зрительный контакт. Таким образом, вы активируете подражательный рефлекс и стимулируете развитие лепета.
  1. Проводите пассивные упражнения для губ и языка малыша. Качество освоения звуков во многом зависит от силы мышц.
Читайте также:  Рекомендации по укреплению здоровья ребенка и его физическому развитию

Ученые доказали, что активность лепета и будущей речи связана с особенностями вскармливания детей. Во время кормления грудью, малыши осуществляют сосательные движения нужной силы и объема для формирования активного лепета и речи. В то время как искусственникам часто не хватает таких движений губ и языка, а это может негативно отразиться на речевом развитии.

Поэтому нелишним будет проводить легкий массаж губ. Для этого погладьте указательным пальцем вокруг ротика малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу.

  1. Больше разговаривайте с ребенком, акцентируйте внимание на разных предметах, выделяйте их голосом.
  1. Освойте упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь доказано, что мелкая моторика влияет на развитие речи.

Общайтесь с малышом с удовольствием! Ведь время гуления и лепета, самая нежная и трепетная пора, пролетит очень быстро.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

Источник

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе рисунок

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» — корабль, «синюська» — свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

yulia

Смердова Юлия,
логопед

08. 10. 2009

Ищите меня в социальных сетях:

https://odnoklassniki.ru/profile/24570770137

https://vk.com/id178099349

https://www.facebook.com/julia.pedagog

Источник

Важной стадией формирования полноценной речи является момент, который многие родители упускают из внимания или замечают только потому, что это «миленько» — это детский лепет.

Лепет предшествует речи и являются результатом экспериментов младенцев со способностью произносить звуки. У большинства детей с нормальным развитием лепет (комбинация гласных и ранних согласных, типа «ба-ба-ба«, «да-да-да» и прочее) в норме появляется в период с 6 до 10 месяцев.

То, насколько быстро этот набор слогов трансформируется в речь, не в последнюю очередь зависит от реакции окружающих взрослых и их диалогов с малышом. Однако тут есть нюансы:

Во-первых, бесконечно «говорить с ребёнком обо всём» тут оказывается хоть и неплохо, но не так важно, хотя это советуют все, кому не лень. Дети 6-10 месяцев пока ещё имеют очень ограниченное понимание речи, поэтому пространные речи взрослого ни о чём, да обо всём, для них по большей части выглядят как бессмыслица. Зато очень эффективно на накопление пассивного словаря и ускорение развития собственной речи малыша действуют:

  1. Пояснения ко всему, на что указал ребёнок;
  2. Короткие, понятные пояснения к предметам, с которыми он напрямую взаимодействует;
  3. «Приклеивание» лепета к похожим настоящим словам. Например, малыш лопочет «Ба-ба-ба» — можно сказать, показывая на бабушку или её фотографию: «Да, это ба-ба. Бабушка«;

Во-вторых, с детьми важно говорить «взрослой» речью, однако это в первую очередь касается правильного употребления слов. Вот такое вот: «Усю-сю-мусю, сисяс вытьремь сюсюшечку» не надо говорить ребёнку, так как это образец неправильной речи. Однако подчёркнуто высокая и ласковая интонация напротив очень желательна, так как заставляет ребёнка куда больше обращать внимание на речь, чем если говорить с ним «взрослым» невыразительным тоном.

Интонация привлекательна для абсолютного большинства детей. Именно поэтому для малышей, которые вследствие тяжелого нарушения речи или развития не понимают, что им говорят, часто оказываются более продуктивными те игры и подача обучающей информации, где используется яркая, эмоционально выразительная интонация, а не монотонное: «Бубубу это пирамидка, бубубу вешай на неё кольца». Интонация стимулирует таких детей больше слушать, а значит и учиться понимать.

фото из открытых источников

Почему появляется лепет?

Судя по тому, что лепет есть у младенцев всех народов, это врождённая стадия развития, предшествующая речи. Детский лепет по сути уже является первыми попытками говорить на своём языке: от 0 до 6 месяцев дети, даже рожденные на разных концах планеты, по издаваемым звукам (гуление, вокализации) особо ничем не отличаются друг от друга. А вот лепет уже будет содержать в себе именно часто слышимые малышом звуки родного языка.

Кроме тренировок произношения, лепет — это важная стадия коммуникативного развития. Когда младенец начинает лопотать, он видит, что это привлекает взрослого, который что-то начинает ему пояснять или просто умиляется. До него быстро доходит, что даже такой зачаточной речью уже можно привлечь к себе внимание, чтобы пообщаться. И кроха умело пользуется этим — уже к 12 месяцам многие дети начинают не просто лепетать «та-та-та» в воздух, не называя так конкретный предмет, а и произносить первые лепетные словаи звукоподражания, которые уже что-то значат, пусть произношение пока ещё и очень далеко от идеального и понятного. После появления первых значащих «слов», лепет начинает угасать.

Читайте также:  Управление процессом развития личности ребенка

А если лепета нет?

Это тревожный симптом, хотя его многие не замечают. Детский лепет это такая же стадия развития, как какое-нибудь «перевернулся» или «пополз». И если с последними вещами носятся, наверное, все кому не лень, то наличие/отсутствие лепета в сроки 6-10 месяцев часто упускается из виду.

Задержка лепета допустима для детей с определёнными особенностями здоровья и развития. Так, у детей с синдромом Дауна лепет появляется обычно на 2 месяца позже нормы. Не стоит ждать «болтливости» вовремя и от малышей, которым из-за операции разрезали гортань. Глухие дети также лепечут в среднем на месяц позже.

В остальных случаях упорно молчащий ребёнок это один из тревожных симптомов проблем с развитием, таких как аутизм, тяжелые нарушения речи, задержки психического развития.

Эти дети могут вообще не лепетать или начать делать это очень поздно. Например, малыши с аутизмом по статистике начинают лепетать как норма на 1-1,2 года позже, чем это должно было быть. Зато потом они застревают на стадиях вокализаций и лепета уже надолго и не могут от них избавиться, пока не перейдут к нормальной речи, что происходит нескоро, так как для этой группы детей характерна значительная речевая задержка.

Бывает, что лепет у ребёнка с расстройством аутистического спектра всё же появляется в нормальные сроки, однако он выделяется бедностью и быстро отпадает. Так происходит потому, что ребёнок не стремится к общению: ему не интересно то, что взрослые начинают реагировать на его говорливость, либо может быть вообще неприятно, что с ним из-за этого пытаются больше общаться. В итоге лепет не получает должного развития и угасает.

Такая же история, кстати, характерна и для детей с сенсорным компонентом алалии, но с тем отличием, что у них лепет не может перейти в речь, так как ребёнок ничего не понимает и в целом невнимателен к речи. У моего сына сенсомоторная алалия. Лепет появился в нормальный срок (8,5 месяцев). Однако длился он от силы несколько недель, а потом отвалился так и не получив развития, поскольку Лёва не обращал внимания на мои слова и ничего не запоминал из общения.

Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как моторная алалия, диспраксия, сильная дизартрия и т.д. могут иметь бедный лепет или вообще молчать как рыбы в силу того, что такие нарушения влияют на иннервацию органов артикуляции. Простыми словами это значит, что детский мозг не понимает, где у него рот и как им управлять, чтобы сказать, например, «Га«.

Также, по своему опыту могу сказать, что когда уже позже приходишь с ребёнком к врачу или логопеду, один из первых вопросов, который они задают, будет именно про наличие/отсутствие лепета, так как это действительно важная стадия развития речи. Кстати, и для вызова речи чаще всего используются именно распевки и звукоподражания в том или ином виде — ребёнка таким образом пытаются провести по стадии лепета, чтобы из него «слепить» полноценную речь, как это должно происходить в норме.

Всегда ли проблемы с лепетом значат что-то серьёзное?

Предвидя вопросы из серии «У ребёнка бедный лепет — это аутизм?» или «Ребёнок лепетал, а потом перестал — всё пропало?«, сразу скажу, что важно смотреть на ситуацию в комплексе. Проблемы с лепетом являются тревожным сигналом, когда ребёнок не обращает внимания на своё имя (в норме дети начинают реагировать на него в период 4-6 месяцев), неконтактен или не заинтересован в общении.

Что значит «не заинтересован в общении»? Малыш может быть не против общества или чтобы вы таскали его на руках, однако любые ваши попытки поиграть в какие-нибудь ладушки, почитать, показать ему что-либо и даже посюсюкать, будут в 99% незамеченными. Будет складываться ощущение, словно бы вы ему и не нужны. Так, обслуга, которая носит/кормит/сидит рядом, и не более.

Если же в целом видно, что младенец стремится к вам, других нюансов по развитию и здоровью нет (под статьёй есть пара материалов о симптомах нарушений развития), то бедный лепет, хоть и может намекать на потенциальные проблемы с речью в будущем, в одиночку вряд ли говорит о значительных отклонениях — некоторые дети пропускают эту стадию и могут сразу выдавать какие-то слова.

Это конечно не значит, что надо пускать всё на самотёк. Лучшая стратегия здесь это засунуть свою тревожность куда подальше, наблюдать и стараться развивать речь и ребёнка в целом. И если уже позже станет ясно, что имеет место какая-либо задержка, нужно показать малыша специалистам по профилю.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Можно ли заметить нарушения развития (аутизм, алалию, ЗПР) ещё до года?

«Когда же он заговорит?!» — 3 вещи, без которых самостоятельная речь никогда не появится

Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт

Источник