Развитие речи ребенка через театрализованную деятельность

Развитие речи ребенка через театрализованную деятельность thumbnail

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Из всех…знаний и умений

самым важным, самым необходимым

                                        для жизненной деятельности является,

                                                 конечно, умение ясно, понятно,

                                                   красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Всем известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Слайд 3

Актуальность:

• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Слайд 4

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Слайд 5

Цель:

создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Слайд 6

Задачи для детей:

• воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

• воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

• совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Слайд 7

Элементы педагогических технологий:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • игровые технологии;
  • индивидуально-дифференцированное обучение,

основанное на индивидуальных возможностях;

  • интегрированное обучение;
  • взаимодействие с семьёй;
  • творческой технологии;
  • ИКТ технологии
  • групповые;
  • проблемное обучение.

Слайд 8

Творческие приёмы и методы:

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• организация творческого поиска;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• хоровое и индивидуальное пение;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации;

• коллаж из сказок;

• релаксации;

• музыкотерапия

Слайд 9

Творческие приёмы и методы:

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• организация творческого поиска;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• хоровое и индивидуальное пение;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации;

• коллаж из сказок;

• релаксации;

• музыкотерапия

Слайд 10

Методическое обеспечение:

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей

Для успешной реализации поставленной задачи планируется

Разработать:

сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по ОБЖ», сценарии к сказкотерапии «Сказки устами детей»

проект с участием родителей «Сказка своими руками»

Создать:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

Оформить:

альбом: «Виды театров»

папка-передвижка «Мир театра»

«Колядки», «Кошкин дом», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»

Для родителей:

рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр» «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, Разработки родительских собраний и др

Слайд 11

Предметно – развивающая среда:

  • Особое внимание уделено проектированию предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность:  индивидуальные социально психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.

Виды театров, используемые в работе:

• перчаточный

• настольный

• кукольный

• пальчиковый

• костюмированый

• масочный.

А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.

• Для обогащения предметно – развивающей среды в группе планируется организовать и реализовать проект с участием родителей «Сказка своими руками» Изготовить персонажей сказок и атрибутов к ним из разных материалов.

Слайд 12

Работа с родителями:

• Родительские собрания

• Встреча за круглым столом

• Анкетирование

• Дни открытых дверей

• Проекты

• «Дни добрых дел».

• Консультации

• «Почтовый ящик»

• Создание буклетов и брошюр

• Выставка книг

• Индивидуальные беседы

• Досуг

• Творческие совместные выставки.

• Папки-рекомендации

Слайд 13

Вывод:

  • В подготовительной группе работа по развитию речи  через театрализованную деятельность продолжается, но уже сейчас можно отметить: дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.
  • Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
  • С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
  • Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Слайд 14

Список используемой литературы:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения — М. : ТЦ Сфера, 2001

4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

Подготовила воспитатель

ГБДОУ детский сад №9

Красносельского района Санкт-Петербург

Поливода Вера Петровна

Источник

Елена Деткина
Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность

Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС.. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.

В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речишироко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т. д.

Работа над театрализованной постановкой происходит в несколько этапов.

1. Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Где развитиюмоторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

2. Работа над мимикой. Задача — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, что дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.

3. Работа над голосом. Задача — развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Для этого проводятся оздоровительные и фонопедические упражнения, которые корректируют произношение звуков и активизирует инотанационный выход.

4. Работа над жестом и движением. Задача — научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Помогает передать выразительность движения театральные этюды, где идет знакомство с артистическими навыками дошкольника.

5. Заучивание роли. — выучить текст конкретной роли.

Прием «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили.

Каждое слово несет огромную смысловую нагрузку и от того на каких сказках мы воспитываем наших детей зависит какими они будут, это их способность познания мира. Именно русская народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудростью, ясностью в понимании жизни, сочувствию слабому, лукавством и юмором.

Развитие речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельностьРазвитие речи ребенка через театрализованную деятельностьРазвитие речи ребенка через театрализованную деятельностьРазвитие речи ребенка через театрализованную деятельностьРазвитие речи ребенка через театрализованную деятельностьРазвитие речи ребенка через театрализованную деятельность

Источник

Губанова Любовь
Развитие речи детей через театрализованную деятельность

«Развитие речи детей

через театрализованную деятельность».

ТЕАТР

Театр — и зрелище и школа для народа,

Будить сердца людей — вот в чем его природа!

На путь неправедный он не дает свернуть,

Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.

Волнуя и смеша, он заставляет снова.

Обдумать прошлое и смысл пережитого.

На сцене увидав правдивый облик свой,

Смеяться будешь ты, иль плакать над собой.

Узнаешь: жизнь твоя светла, иль непроглядна,

Вот это верно в ней, а это в ней неладно.

Развить захочешь ты достойные черты —

Так новой мудростью обогатишься ты.

И если ты хорош — то только лучше станешь,

А если ты дикарь — из темноты воспрянешь.

В театре рангов нет,в нем так заведено:

Ты господин иль раб — театру все равно!

Он чист и величав, влечет он к светлым весям,

Свободен и широк, он свят и независим.

Он — благонравья храм, он — знания дворец.

Наставник для умов, целитель для сердец.

Но следует ему блюсти одно условье:

Родной народ учить с терпеньем и с любовью,

И с древа мудрости срывать тогда лишь плод,

Когда он красоту и зрелость обретет.

Габдулла Тукай.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной

педагогики и психологии,связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности (обучением вер-

бальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициатив-

ности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием на-

пряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку».

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развиваетсяв течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Развитие связной речи является

центральной задачей речевого

воспитания детей. Именно в связной

речи реализуется основная,

коммуникативная, функция языка и речи.

(Л. С. Выготский.)

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Источник