Развитие речи ребенка анатомия

Развитие речи ребенка анатомия thumbnail

Речь вырабатывается в процессе индивидуального развития человека. Потенциальная возможность говорить зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения, — это развитие периферических речевых органов, обеспечивающих фонацию и артикуляцию. Пи один вид животных не имеет таких способностей. Даже самых способных обезьян, научившихся произносить отдельные простые слова, такие как «мама» или «папа», не удалось научить акустической речи и сложным фразам.

Развитие речи начинается с формирования звуков речи (рис. 6.15). Уже с первого месяца жизни ребенок произносит гласные звуки а и у> о отдельно и в сочетании друг с другом. С третьего месяца жизни начинается «гуление» — в звукоречевом репертуаре ребенка появляются заднеязычные согласные

Развитие речи (а) и словарного запаса ребенка (б)

Рис. 6.15. Развитие речи (а) и словарного запаса ребенка (б)

звуки г, к, х в различных сочетаниях с гласным, с пяти — семи месяцев появляется лепет — различные сочетания средне- и переднеязычных согласных с гласными, образование слогов. Параллельно с этим в звукоречевом производстве появляются различные интонации.

И. II. Павлов развил учение о второй сигнальной системе. Он считал, что первая сигнальная система — это система «сигналов действительности», воздействующих на наши органы чувств. Такая сигнальная система существует и у животных.

Вторая сигнальная система — это система сигнала «сигналов» или слово. Она возникла в процессе эволюции вместе с усложнением нервной системы в результате необходимости общения между людьми. Словом человек обозначает все, что действует на его органы чувств, при этом слово позволяет «оторваться» от конкретных предметов, мыслить о них абстрактно. Поэтому речь — это не только средство общения людей, но также форма и средство человеческого мышления. Чрезвычайно важно, что с помощью слова человек может получать информацию о жизни людей в другие эпохи и в тех местах, которые он никогда не посещал. Речь дает человеку возможность воспринимать информацию, накопленную другими людьми.

Было давно замечено, что если ребенок не находится в соответствующей языковой среде, его потенциальные возможности говорить и понимать речь остаются неиспользованными. Мозг ребенка не изобретает языка, он его даже не выбирает. На каком языке будет говорить ребенок — русском, китайском или английском — целиком зависит от той языковой среды, в которой он растет и развивается. Однако потенциальная возможность человеческого мозга обучиться говорить должна быть максимально использована в определенный период развития (как правило, до пяти-шести лет). Как показали клинические наблюдения за детьми раннего возраста, лишенными в результате различных заболеваний языкового общения, научить ребенка «слышать» или «видеть» речь тем труднее, чем он старше. Человеку отпущены определенные сроки на формирование речевой функции, о чем со всей убедительностью свидетельствуют неудачные попытки обучить человеческой речи детей, воспитывавшихся дикими животными. В мире известно около 40 таких случаев, но в каждом из них результаты обучения были неутешительны. Так, Камале (из Индии) понадобилось много лет, чтобы запомнить около 30 слов. То же самое произошло с Виктором, 12-летним мальчиком из Франции, к 60 годам так и не овладевшим полностью человеческой речью.

Для новорожденного ребенка приток афферентной информации уже в первые дни после рождения чрезвычайно важен для его общего развития. Как уже было показано, сенсорная информация оказывает влияние на формирование связей между нейронами различных структур мозга, обеспечивающих первые сенсомоторные реакции ребенка. Хорошо известно, что у новорожденного в возрасте 7—10 дней могут быть выработаны первые рефлексы на положение тела: например, в положении, которое он занимает при кормлении грудью, появляются сосательные движения; в свою очередь, сенсорное обеспечение этих движений немаловажно для последующего развития артикуляционных процессов. К концу первого месяца жизни можно выработать условные рефлексы на простые акустические раздражители.

Обычно с нолугода ребенок обращает внимание на звуки речи и предпочитает их другим звуковым стимулам; при общении с окружающими отдельные слова начинают приобретать для него сигнальное значение. Позднее совершенствуется и восприятие речи. В конце первого года жизни дети реагируют на тихую речь с расстояния 1,5—3 м, а полуторагодовалый ребенок выполняет словесную инструкцию с расстояния 4—7 м, причем хорошо локализует источник речи. С возрастом у детей развивается способность использовать речь как средство коммуникации. Тем не менее, у ребенка двух-трех лет чувствительность к речевой стимуляции на 14—16 дБ ниже, чем у взрослых. Процесс восприятия речи тесно связан со становлением функции лобных долей головного мозга и механизмов внимания.

Чтобы слово стало сигналом «сигналов», необходимо несколько раз повторить сочетание словесного обозначения людей, предметов с конкретными их образами. Например, если многократно называть и показывать один и тот же предмет, то уже при одном назывании предмета у ребенка появляется реакция «узнавания» его словесного обозначения.

Когда ребенок узнает слово и оно приобретает для него значение сигнала, ребенок, подражая взрослому, пытается произнести это слово самостоятельно. Акустическая имитация — процесс длительный и сложный. Сначала дети имитируют слова неверно, что связано с включением всех имеющихся элементов артикуляционного репертуара ребенка, поэтому и в звуковом, и в словарном составе речь маленького ребенка обеднена.

Обычно дети анализируют слова в их комбинации с движениями (жестами), но в силу гетерохронного развития моторных и сенсорных систем они не могут управлять своими жестами, чтобы достичь правильного моторного оформления речи. Ребенок не может воспроизвести немедленно последовательность жестов. Для него имеет значение специфическая акустическая структура слова взрослого человека — очертания вокального жеста, связь моторных и сенсорных механизмов. Учась говорить, ребенок многократно повторяет услышанное слово — это явление называется эхолалией. Речевое развитие сопровождается развитием тонкой координации мышц гортани и ротовой полости, участием нейрональных структур, контролирующих их активное движение, и относится к разряду очень сложно организованных процессов, иерархически зависимых от разных уровней нервной системы. Когда ребенок начинает пользоваться имеющимся запасом слов для общения с окружающими и воздействия на них, дальнейшее развитие и совершенствование речи происходит в процессе обучения и воспитания. Постепенно, вместе с развитием сенсорных, моторных и центральных компонентов речи увеличивается скорость образования поведенческих реакций ребенка и происходит их усложнение.

Читайте также:  Афоризмы о развитии речи ребенка

Развитие речи имеет два аспекта: универсальный (звуки речи) и языкоспецифический (звуки языка). Универсальный аспект характерен для всех людей и связан со становлением и преобразованием сенсорного и моторного развития в речевое сенсомоторное поведение. Становление звукового речевого поведения связано с развитием специфической речи и происходит в определенной языковой среде.

Развитие моторных программ языка в разные периоды онтогенеза имеет разное сенсорное обеспечение и происходит в несколько этапов. Первый этап — формирование «лепетного репертуара» ребенка, фонация и артикуляция — идут под контролем тактильных рецепторных образований языка и ротовой полости и становятся возможными лишь благодаря развитию механосенсорного аппарата. В связи с этим в звуковом репертуаре младенца до трехмесячного возраста появляются только гласные звуки, начиная с пятого месяца жизни — заднеязычные согласные (гкх’)у а к семи месяцам появляется среднеязычный согласный й. К девяти месяцам появляются переднеязычные звуки л д’ и др. Последователыюсть становления звукового репертуара младенцев первого года жизни определяется гетерохронным структурным становлением механорецепторных образований языка: сначала созревают тактильные рецепторы корня, а затем тела и кончика языка, что определяет возможность процесса артикуляции и последовательность появления язычных согласных. Об этом свидетельствует одинаковый возрастной репертуар речевых звуков младенцев всех национальностей. Интересен тот факт, что точно такой же репертуар и такая же последовательность появления звуков характерны и для лепета глухого ребенка. Это свидетельствует о том, речевое развитие на этом этапе происходит без слухового контроля.

Гетсрохронное развитие механосенсорных образований языка человека характеризуется более ранним становлением сосочков корня и тела языка в сравнении с его передней свободной поверхностью (кончиком) (рис. 6.16). К моменту рождения структурно оформляются сенсорные образования корня и тела языка. К этому времени в них есть тактильные выросты, что свидетельствует об их готовности к выполнению сенсорной функции, в то время как в сосочках кончика языка тактильные выросты отсутствуют. Они оформляются

Гетсрохронное становление механосенсорных образований языка ко второй половине первого года жизни ребенка. Параллельно с этим в речевом звукопроизводстве появляются различные интонации

Рис. 6.16. Гетсрохронное становление механосенсорных образований языка ко второй половине первого года жизни ребенка. Параллельно с этим в речевом звукопроизводстве появляются различные интонации.

Значительный прогресс в изучении развития речи был достигнут благодаря методу сонографии[1]. На сонограмме можно определить одновременно артикуляционные и голосовые особенности звуков речи (рис. 6.17).

Становление механосенсорных образований языка в раннем постнатальном онтогенезе обеспечивает гстерохронное становление процесса артикуляции и у детей с нарушенным слухом. Исследование генерации звуков речи у таких детей на первом года жизни показало отсутствие различий в репертуаре генерируемых звуков речи и такую же последовательность их становления, как у слышащих детей: сначала появлялись задне- и среднеязычные согласные, а затем в конце первого года — переднеязычные (рис. 6.18).

Последовательность морфофункционального становления согласных звуков речи в репертуаре глухих и слышащих детей свидетельствует в пользу того, что на ранних этапах онтогенеза артикуляция и оформление звукового репертуара

Становление гласных и язычных согласных звуков у детей первого года жизни (метод сонографии)

Рис. 6.17. Становление гласных и язычных согласных звуков у детей первого года жизни (метод сонографии)

Становление язычных согласных звуков у слышащего и глухого ребенка девяти месяцев жизни

Рис. 6.18. Становление язычных согласных звуков у слышащего и глухого ребенка девяти месяцев жизни

Сонограммы «да—да—да» (метод сонографии)

идут не под контролем слуха, а обеспечиваются тактильными рецепторными образованиями.

Следующий этап развития речи ребенка связан с развитием словесных языкоспецифических звукосочетаний (паттернов) и полностью зависит от его языковой среды. Формирование языкоспецифического репертуара ребенка в этот период главным образом идет под влиянием слуховой информации. Уже в семь месяцев в лепете ребенка могут встречаться типичные для натурального языка звуки и звукосочетания. В репертуаре глухих детей звуки речи, характерные для их языкового окружения, не формируются. У таких детей лепетный репертуар, сформированный без участия слуха иод влиянием только вибротактильных рецепторных образований языка, к году распадается.

Все интонации языка формируются в течение первого года жизни ребенка (рис. 6.19).

Последовательность формирования интонаций у детей первого года развития

Рис. 6.19. Последовательность формирования интонаций у детей первого года развития

Источник

Первая сигналь­ная система начинает формироваться у детей сразу после рожде­ния, а развитие речевой функции, непосредственно связанное с раз­витием психики — позднее.

Устная речь основана на образовании сложной системы услов­ных и безусловных двигательных рефлексов скелетных мышц, уча­ствующих в произнесении слов. Эта система называется артику­ляцией и она различна при обучении разным языкам. Артикуляция формируется постепенно и с трудом.

Решающее значение в обучении ребенка речи имеет общение с окружающими людьми. Несмотря на нормальное развитие голо­сового аппарата, дети до 12—16 лет, изолированные от человече­ского общества, не произносили слов и не реагировали на них.
После рождения ребенок благодаря врожденным двигательным рефлексам голосового аппарата издает нечленораздельные звуки. Со второго месяца грудные дети производят голосовые шумы, сви­сты и визги и обнаруживается врожденное подражание мимике взрослых, произносящих гласные. С третьего месяца начинают ле­петать, гулить. Гуление — постепенное упражнение голосового и ды­хательного аппаратов, подготавливающее к произнесению звуков речи.
Раздражение рецепторов голосового аппарата во время лепета, гуления многократно сочетается с возбуждением слуховой зоны. Затем у ребенка постепенно начинают образовываться новые условные двигательные рефлексы устной речи, которые преобра­зуют врожденные двигательные рефлексы голосового и дыхатель­ного аппаратов, продолжающих развиваться и формироваться в процессе образования новых условных речевых рефлексов.
С 5 месяцев у ребенка образуются условные рефлексы на слова, произносимые окружающими. В начале слова вызывают безусловные и условные рефлексы, а затем — условные и заме­няют безусловные и условные раздражители.
С 5—6 месяцев ребенок выделяет из слышимых слов ударные слоги и закрепляет их путем подражания и повторения. В 6—7 ме­сяцев он подражает словам, которые произносят окружающие. Так как слова и жестикуляция окружающих являются условными раздражителями, то в этом возрасте у ребенка функционирует только первая сигнальная система. Поэтому ребенок, еще не умею­щий говорить, может выполнять словесно выраженное приказание или просьбу, но не понимает смысла слов.
В формировании речи необходимо участие слуха. Отсутствие слуха в раннем детстве до того, как ребенок научился говорить, или его потеря, когда он недавно начал учиться говорить, ведет к глухонемоте.
К 9 месяцам у слышащего и нормально развивающегося ре­бенка лепет становится все более сложным и начинает переходить в членораздельные звуки речи. Сначала, подражая окружающим, он произносит слова при действии на него непосредственных раз­дражителей. Физиологической основой формирования речевых дви­гательных рефлексов является образование временных нервных связей между очагами возбуждения в двигательном и слуховом центрах речи, возникающих при поступлении центростремительных импульсов из голосового аппарата и органа слуха во время про­изнесения звуков речи (фонем), с очагами возбуждения в других воспринимающих зонах. Особенное значение для развития речи имеют временные нервные связи речевых центров с зонами кож- но-мышечной чувствительности и зрительной.
Слогоподобные комплексы, спонтанно произносимые детьми около 1 года, не зависят от языка, на котором говорят в семье. Характерная артикуляция родного языка отмечена около 2 лет.
После образования речевых двигательных рефлексов ребенок начинает реагировать словами на обращенные к нему слова. К концу 1-го и к началу 2-го года у ребенка постепенно разви­вается собственная речь. Первоначально слово имеет ограничен­ный характер и относится только к данному явлению или пред­мету, а затем ребенок постепенно полностью овладевает смысло­вым значением слов, и, следовательно, развивается способность обобщения, появляется отвлеченное мышление. В этом переходном периоде сначала образуются временные связи между словами как условными раздражителями и новыми словами только в том слу­чае, когда новые слова многократно сочетаются с соответствую­щими раздражителями первой сигнальной системы (слуховыми, осязательными, проприорецептивными, зрительными, вкусовыми, обонятельными).

Читайте также:  Быстрое развитие речи ребенка

У ребенка 1—1,4 года еще не образуется условный двигатель­ный рефлекс при замене условного раздражителя его словесным обозначением. После 1,5 лет связь между словом и предметом образуется легко. В конце этого переходного периода речевая функ­ция формируется и без непосредственной связи с первой сигналь­ной системой. В больших полушариях начинают формироваться и упрочиваться временные нервные связи между очагами возбужде­ния, возникающими при слышании и произнесении слов. С 1,5— 2 лет образование связи между двумя незнакомыми словами тре­бует большего числа сочетаний, чем связи между знакомыми и незнакомыми словами. С 2,0—3,5 лет обе эти связи образуются раньше, но для образования связи между двумя незнакомыми сло­вами требуется больше сочетаний. Связь между двумя словами образуется быстрее, когда легкое слово предшествует сложному и знакомое слово предшествует незнакомому.
В конце первого года ребенок произносит в среднем 5—10 слов; в 1,5 года — 10—15, 2 года —300; 3 года— 1500; 4 года — 3000; 5 лет — 4000. У детей одинакового возраста запас слов сильно колеблется в зависимости от индивидуальных различий воспитания и других условий.
Запас слов у детей зависит главным образом от потребности в общении, в познании окружающих предметов и явлений. Запас слов зависит также от уровня образования и культуры окружаю­щих взрослых.
Первые осмысленные слова ребенка являются преимущественно выражением его потребностей и эмоций. Важно отметить, что если потребности ребенка старше 1 года полностью удовлетворяются родителями и воспитателями без поощрения ребенка к их выраж­нию в словах, то речь развивается медленно. Решающее значение для развития речи у ребенка имеет невозможность удовлетворить свои потребности и желания без обращения к окружающим по­средством слов. Это вынуждает ребенка овладевать речью. Мыш­ление его развивается от конкретного к абстрактному. Поэтому постепенный переход к абстрактному мышлению совершается у ре­бенка только на основе конкретных знаний. Развитие психики ребенка характеризуется значительными индивидуальными разли­чиями.
До 1,5 лет подражание окружающим в произнесении слов и самостоятельное воспроизведение слов по памяти развиваются медленно и отличаются неустойчивостью. После 1,5 лет у боль­шинства детей подражание в произнесении слышимых слов совер­шенствуется быстрее, чем самостоятельное воспроизведение слов по памяти. На 2-м году жизни ребенок начинает образовывать слова из изолированных звуков и слогов, в первую очередь тех, на которые падает ударение. Дети синтезируют ударные слоги. В этом возрасте они еще неправильно произносят отдельные звуки речи, а другие пропускают ввиду трудности их произношения. Дети синтезируют ударные слоги разных слов в двучленные речевые цепи, соединяют слова в речевые комплексы, или речевые стерео­типы. Речевые стереотипы, или речевые шаблоны, облегчают овладение речью и формирование мышления. Осмысленная речь появляется в связи с развитием физиологических механизмов речевой функции, допускающей обобщение, образование по­нятий.
У детей 1,5—2 лет не наблюдаются во время речи сокращения скелетных мышц, не связанные с нею, а также изменения вегета­тивных функций. Это обусловлено отсутствием иррадиации воз­буждения из речедвигательного центра в моторную и премоторную зоны.
В 3 года увеличивается число слов в речевых цепях и уточ­няется их произношение. В этом возрасте важно обогащать сло­варный запас ребенка, следить за правильностью произношения фонем и за их осмысливанием, усвоением грамматического строя речи. Одно и то же слово, как условный раздражитель, может вызывать разные словесные реакции. Чем младше дети, тем чаще замедление словесных реакций и их неадекватность.
У детей 2—3 лет двигательные навыки образуются при участии речи и сознания. В этом возрасте одинаково легко образуются условные двигательные рефлексы на слово с зрительного, слухо­вого и двигательного анализаторов.
У детей легко образуются условные сердечные рефлексы на слова, которые сочетались с физическими упражнениями. Чем младше ребенок, тем больше изменяется у него работа сердца при слышании этих слов. В 3—5 лет эти слова вызывают учащение работы сердца, а в 11 —15 лет — урежение.
В 4 года речь еще больше обогащается новыми словами, а сле­довательно, увеличивается число усвоенных понятий. В этом возрасте дети овладевают правильным грамматическим строем языка.
В 4—5 лет в связи с формированием конкретного мышления во время речи наблюдаются сокращения скелетных мышц, не связан­ные с произнесением слов, например рук, а также отчетливое из­менение вегетативных функций — учащение сердцебиений и повы­шение кровяного давления. Следовательно, происходит иррадиация возбуждения из речедвигательного центра.
Образование устной речи в основном заканчивается к 5—7 го­дам. У дошкольников большую роль в формировании речи приоб­ретают игры, прогулки, экскурсии, рассказы окружающих, чтение стихов, которые ребенок запоминает. Речь дошкольника отражает его деятельность. С возрастом ребенок дошкольного возраста (3— 7 лет) все более приучается после словесной инструкции о молча­нии играть молча. В этом проявляется постепенное развитие тор­можения у детей, но еще в 7—8 лет возбуждение преобладает над торможением.
В 6—7 лет во время речи двигательные реакции, не связанные с произнесением слов, резко уменьшаются, а вегетативные уве­личиваются. Это обусловлено формированием абстрактного мыш­ления и развитием эмоций.
Наиболее прочно запоминаются те слова или цепи слов, кото­рые связаны с конкретной действительностью. Межсловарные связи менее прочны. Мышление ребенка в этом возрасте конкрет­ное, образное. Отвлеченное мышление формируется постепенно. Устная речь является основой развития у младших школьников письменной речи. У дошкольника внутренняя речь развита слабо.
На первом этапе обучения младших школьников внутренняя речь развивается в связи с приучением обдумывать ответ на вопрос и чтением книги про себя. У подростков и юношей переживания и мысли связаны с внутренней речью, которая формируется в про­цессе умственного и нравственного развития личности. Точность речи, а следовательно, и мышления зависит от требовательности учителей, можно найти репетитора русского языка по низкой цене, родителей и от овладения научной терминологией. По мере того как школьники овладевают письменной речью, уточ­няется и обогащается их устная речь.
Когда у детей образовались положительные условные рефлексы на непосредственные раздражители, например звонок, у них по­являются условные рефлексы и на слова, отображающие эти кон­кретные явления внешнего мира, например на слово «звонок». Не­которые авторы называют этот процесс динамической передачей из первой сигнальной системы во вторую и считают, что она является результатом избирательной элективной иррадиации возбуждения из группы нейронов, воспринимающих непосредственные раздра­жители, в группу нейронов слухового анализатора речи, воспри­нимающих заменяющие их слова.
У детей имеется также элективная иррадиация тормозных условных рефлексов.
При передаче из первой сигнальной системы во вторую, и на­оборот, чаще наблюдаются ошибочные реакции на тормозные раз­дражители.
Чем старше школьники, тем у большего их числа в одной и той же возрастной группе происходит одинаковое реагирование на кон­кретные раздражители и на выраженные словами понятия, отобра­жающие их. Чем старше школьники, тем быстрее у них образуются понятия о конкретных явлениях действительности.
У детей 12—16 лет так называемая динамическая передача из первой сигнальной системы во вторую происходит большей частью при слабом упрочении условного рефлекса на непосредственный раздражитель.
Образование первого условного двигательного рефлекса на дей­ствие непосредственного условного раздражителя у школьников с 7 до 18 лет происходит после 2—5 подкреплений. Но динамиче­ская передача в обратном направлении (со слова, на которое был образован условный рефлекс, на непосредственный условный раз­дражитель, выраженный этим словом) с возрастом наблюдается все реже и к 15—16 годам исчезает. Это зависит от того, что в старшем школьном возрасте преобладает отвлеченное мышление, имеющее решающее значение в образовании условных рефлексов.
Следовательно, в так называемой динамической передаче из первой сигнальной системы во вторую и наоборот участвуют не только анатомо-физиологические механизмы речевой функции. Основное значение имеют смысл слова, уровень развития психики ребенка или подростка, его конкретного и абстрактного мышления и его жизненный опыт.

Читайте также:  Центр развития ребенка 3 года воронеж

По мере того как ребенок становится старше, развитие отвле­ченного мышления и второй сигнальной системы проявляется в возрастании ведущей роли второй сигнальной системы и в более частом и более продолжительном торможении ею первой сигналь­ной системы.
Дети хорошо различают интонацию и громкость слов. На одно и то же слово можно образовать положительные и отрицательные рефлексы в зависимости от интонации и громкости. Другое слово, имеющее иное смысловое значение, когда оно произносится с ин­тонацией или громкостью, которые при произнесении первого слова вызывали положительный условный рефлекс, вызывает его сразу. То же слово, когда оно произносится с другой интонацией или громкостью, вызывавшими ранее отрицательный условный реф­лекс, также вызывают его сразу. Следовательно, поведение детей определяется главным образом смысловым содержанием обращен­ных к ним слов, но в определенных условиях может приобретать значение также интонация и громкость слов.

Источник